СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Экологическое движение и просвещение природоохранных идей.doc

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект Экологическое движение и просвещение природоохранных идей.doc»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИШНЕНСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

г. РОСТОВА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ



Исследовательская работа
"Экологическое движение и просвещение природоохранных идей"



Автор: 

Шрейдер Дарья Ученица 9 «Б» класса

Руководитель: 

Маркиданова Тамара Александровна







г. Ростов, Ярославская обл.

2021 год






Содержание

1.Введение
2.Методика проведения работы
3.Основная часть
4.Заключение
5.Список использованной литературы
6.Приложения









































Есть такое твёрдое правило. Встал по утру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету.

(«Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери)

Экологический проект "Экологическое просвещение, пропаганда и распространение природоохранных идей направлен на распространение осведомлённости школьников 1-11 классов школы о глобальных экологических проблемах и состоянии окружающей среды на примере родного посёлка.


В рамках данного проекта привлечены учащиеся школы и жители посёлка к участию в ряде экологических мероприятий, направленных на благоустройство родного края.

Я как автор школьного экологического проекта "Экологическое продвижение и просвещение природоохранных идей" верю, что своим примером смогу выразить необходимость осознания ответственности за судьбу родной земли и формирования экологической культуры молодого поколения.



























Введение

Природа - это окружающий нас мир, а он чудесен. Человек - её частица.


Человек напрямую связан с природой, но не является её властелином. Бездумно-варварское отношение человека к окружающему миру вызывает тяжёлый экономический кризис. По этой причине человечество сталкивается уже сегодня с проблемой выживания.

Планета в опасности. День за днём, час за часом человечество скользит в пропасть небытия - дымят трубы, звучат выстрелы, гибнут животные, всюду кучи мусора… Катастрофически сокращаются, засоряются леса. Концентрация токсичных веществ, поступающих в естественные водоёмы, превышает предельно допустимые нормы.

Расход пресной воды таков, что человечество уже в скором будущем может исчерпать все её запасы. Из-за неразумного хищнического отношения к природе человечество не понимает, что разрушает свой дом - планету Земля.

«Мы - хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять, их надо открывать и показывать.

Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Эти замечательные слова принадлежат истинному патриоту, певцу родной земли М.М. Пришвину.

Вопросы охраны природы и всего живущего на земле всегда волновали самые прогрессивные умы человечества. Среди них особое место занимают люди, не просто ставшие на охрану животных, растений, птиц, рыб, посвятившие этому благому делу всю свою жизнь, но и подарившие нам книги, со своими наблюдениями, впечатлениями о встречах с миром живой природы. Таких писателей называют натуралистами. Благодаря писателям-натуралистам люди разных возрастов могут окунуться в захватывающий мир дикой природы, путешествовать вместе с авторами по самым неизведанным уголкам Земли.

Мы забываем о том ,что навредив окружающей среде, мы приносим вред своему же здоровью, поэтому нужно задумываться о последствиях. Это относится и к нашему поселку. Наш поселок славен живописными уголками природы.

Озеро «Неро» и река «Ишня» на въезде в поселок, смешанные леса и зеленые поля придают местности особую красоту. Но экологическая ситуация, сложившаяся в нашем поселке, заставляет задуматься и вызывает необходимость проводить и пропагандировать природоохранную работу, как среди нас, учащихся школы, так и среди жителей поселка.

Защита природы касается всех нас. Все мы дышим одним и тем же воздухом Земли, пьём воду из водоёмов и выращиваем хлеб на бескрайних полях. Мы в течении всей жизни «берём от природы». Это налагает особую ответственность за её сохранность на каждого из нас. Своим бережным отношением к окружающему миру, каждый из нас, даже сохранив один зелёный кустик, деревце, цветок, внесёт свой вклад, маленький, но столь важный и нужный, в сохранение природы.

 Цели:

  1. Пропагандировать любовь к природе, готовность сохранять и защищать её, понимать закономерности, происходящие в ней.

  2. Понять, как влияет наша цивилизация на окружающую нас природу.

  3. Изучить основные экологические проблемы поселка Ишня.

  4. Определить, что сможет внести каждый из нас в дело защиты и охраны окружающей среды.

  5. Создать группу (сообщество) активных защитников природной среды.

  6. Борьба за экологическую безопасность по месту жительства.

  7. Помощь обучающимся школы в навыках поведения в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

Задачи:

  • Преумножить знания о природе; воспитывать в себе и окружающих гуманное и бережное отношение ко всему живому.

  • Донести учащимся и населению поселка осознание моральной ответственность за судьбу родной земли; формирование экологической культуры.

  • Организовать работу по изучению экологической ситуации поселка.

  • Проводить семинары среди населения по природоохранной деятельности.

  • Привлечь жителей поселка Ишня к проведению экологических мероприятий.

Участники проекта: учащиеся 1-9 классов под руководством учителя биологии; педагогический коллектив школы; жители поселка.



Этапы реализации проекта:

  • 1 этап – подготовительный;

  • 2 этап – практический (проектно-исследовательский);

  • 3 этап – обобщающий;

  • 4 этап – информационно – просветительский.

В школе нужно создать творческие и проблемные группы в соответствии с направлениями и задачами проекта. Перед группой поставить задачи по реализации проекта. Обобщение экологического просвещения и распространение природоохранных идей нашей школы включает в себя: накопление материалов (фото-, видео-, печатных материалов) по вопросам экологического просвещения; оформление проектных, исследовательских, творческих работ.

Методика проведения работы

В настоящее время вопросы охраны окружающей среды приобрели особое значение. Актуальной стала задача развития экологического мышления, начиная со школьной скамьи. Воспитание экологического сознания - непростая задача.

Проблемы экологии и здорового образа жизни сейчас находятся в тренде и многие, а не только известные и медийные люди, уделяют этому значительное внимание, оповещая о возможных техногенных катастрофах. Ярославская область известна не только древней историей, достопримечательностями, третьим местом в рейтинге страны по количеству жителей, близостью к Москве, транспортными железнодорожными узлами, но и проблемной экологической обстановкой.

Программа проекта «Экологическое просвещение и распространение природоохранных идей» предназначена для учащихся 1 - 9 классов нашей школы.

Предлагаемый проект позволяет учащимся на основе комплексного подхода получить целостное представление об экологии своего края, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к природе.

Воспитание экологической культуры школьников на основе формирования системы экологических знаний, экологических умений по ведению наблюдений, оценке экологической ситуации своей местности, соблюдению правил поведения в природе, организации и проведения экологических мероприятий по охране природы, развитие экологического мышления учащихся - главная задача проекта.

В нашей школе работа по экологическому просвещению и распространению природоохранных идей ведется по нескольким направлениям, для каждого направления экологического образования формулируется определенная цель и разрабатываются мероприятия для ее достижения.

В них определено несколько направлений работы, позволяющих повысить у школьников уровень экологической грамотности и привить навыки работы с приборами, литературой, анализировать наблюдаемые процессы и явления, участвовать в публичных выступлениях, общаться с официальными лицами, сотрудничать с сельской администрацией, оказывать им посильную помощь.

Проект становится главным делом участников проекта, думаем, что работа будет продолжаться дальше.

Я использую следующие формы экологического просвещения в своей работе:

  1. Ознакомительно-рекламная форма работы

  2. Экскурсионная форма работы

  3. Исследовательская форма работы

  4. Сбор макулатуры

  5. Экологический марафон

  6. Экологическое мероприятие «экомобиль»

  7. Агитационно-информационная форма работы



  1. Ознакомительно-рекламная форма работы.



Пропаганда среди учащихся школы и жителей поселка проблем с экологией.

Основными экологическим проблемами Ярославской области являются загрязнение вод и накопление отходов производства и потребления. Рос- потребнадзор выдал большое заключение проверки воды в Ростове Великом. В течение 2020 года специалисты управления практически ежемесячно делали заборы водопроводной воды. Вывод неутешительный — в городе требуется реконструкция существующей схемы очистки воды на водозаборе. То есть в краны жителей попадает плохо очищенная вода.  В связи с ухудшением качества воды в реке Устье существующие очистные сооружения на водозаборе в Ростове не справляются с нагрузкой, — делают выводы специалисты. Проблема негативного влияния на окружающую природную среду отходов производства и потребления, их образования, хранения, переработки остаются для Ярославской области актуальными и требующими безотлагательных решений.



























2. Экскурсионная форма работы

Проводятся ознакомительно-поучительные экскурсии среди учащихся младших классов.












Экскурсии в природу позволяют активизации массовой природоохранной деятельности .

Учащиеся с интересом знакомятся с растительным миром нашего края, знакомятся с природой во всем богатстве ее красок, звуков, запахов, форм. На экскурсии более четко прослеживается связь явлений между собой. В процессе наблюдения формируется важное личностное качество, как наблюдательность. Умение наблюдать позволит тот или иной объект природы и дать ему правильное название. Основа наблюдения – выявление специфических черт облика и повадок пернатых, насекомых. Наблюдательность – черта, которая формируется тем полнее, чем больше наблюдатель практикуется.



Экскурсии по экологической тропе школы, заповедные и исторические места города и его окрестностей.































  1. Исследовательская форма работы





Изучая птиц нашего поселка, я выявила то, что преобладают: домовый воробей, сизый голубь, ворона обыкновенная, галки. А основу всех птиц заселяющих п.Ишня составляют птицы отряда воробьиновые.

Всех птиц обитающих в городах можно поделить на группы, в которых они будут по разному относиться к воздействию антропогенных факторов:

первые увеличивают плотность населения в сильно и полностью урбанизированных районах;

вторые избегают измененных человеком территорий;

третьи сохраняют один и тот же уровень плотности в различно измененных человеком местах.

 В ходе работы я выяснил, следующее: в первую группу относятся такие птицы, как: сизый голубь, большая синица, домовый воробей, серая ворона, черный стриж, галка.

Так же стоит отметить, что белая трясогузка, городская ласточка, обыкновенный скворец, малый пестрый дятел, чаще встречаются не в оживленных местах , а в скверах, парках, в частном секторе. Так например, серая ворона, малый пестрый дятел, трясогузка. Максимальную видовую  плотность птицы имеют в леске между Ишней и Залужьем.

В так называемых спальных районах, птиц строящих гнезда намного меньше. Основу составляют птицы, которые прилетают кормиться. Из-за роста урбанизации, число видов и плотность птиц сильно обедняется, а иногда практически исчезает в центральных частях, начинают формироваться новые орнитокомплексы.

В осенний период увеличивается количество кочующих из леса птиц за счет молодых особей. В первый месяц осени на полях и пустырях можно увидеть огромное количество кормящихся птиц синицы, снегири, свиристели. Наличие птиц в городе имеет важное положительное значение, не только для человека, но и для всех экологических сообществ находящихся в городе. Птицы, это один из важных природных регуляторов численности вредных насекомых в городе. Птицы могут служить индикаторами общего состояния города, так как очень быстро реагируют на изменения происходящие в нем. Наиболее яркими «индикаторами» могут быть серая ворона, стриж, воробьи, синицы, голуби и некоторые другие птицы. Кроме этого птицы имеют эстетическое значение, их пение благоприятно влияет на человека, успокаивает, снимает стрессы повышает настроение. Птицы – это важный объект экологического воспитания и образования.

наличие птиц в городе имеет важное положительное значение, не только для человека, но и для всех экологических сообществ находящихся в городе. Птицы, это один из важных природных регуляторов численности вредных насекомых в городе. Птицы могут служить индикаторами общего состояния города, так как очень быстро реагируют на изменения происходящие в нем. Наиболее яркими «индикаторами» могут быть стриж, воробьи, синицы, голуби и некоторые другие птицы. Кроме этого птицы имеют эстетическое значение, их пение благоприятно влияет на человека, успокаивает, снимает стрессы повышает настроение. Птицы – это важный объект экологического воспитания и образования. Но, наряду с положительным, птицы несут и отрицательное значение. Так в последние годы увеличилась численность таких представителей воробьиных как: сизый голубь и серая ворона, и как следствие увеличилась и негативная разрушающая деятельность. Эти птицы отдыхая на крышах (металлические поверхности, ограничительные заграждения, вентиляционные трубы, антенны), покрывают их большим слоем птичьего помета, тем самым вызывая коррозию металла, и как следствие деформацию кровельного железа. Оказывается, птицы подбирают мусор, ошибочно  думая, что это корм. Они несут его в гнезда своим птенцам и едят сами. Наевшись такого корма, птицы гибнут в больших количествах 















4. Сбор макулатуры


Сбор макулатуры в школе – это прекрасная возможность избавить школу от огромного количества ненужной бумаги. В рамках организуемого мероприятия формируется и развивается культура порастающего поколения, происходит становление их гражданской позиции.

Сбор макулатуры в школе - это не просто отличная возможность привлечь подрастающее поколение к защите экологии и целостности деревьев, но и вариант привлечения школьников к активной общественной работе.

В настоящее время практически во всех учебных заведениях остаются исписанные тетради, классные журналы, старые учебники, которым можно дать «вторую жизнь»

В настоящее время бумага изготавливается из целлюлозы, которую получают из древесины. Обычно используются хвойные породы деревьев. Еще одним источником является переработка отходов.

Старая пресса и упаковочный материал в среднем составляет около 40% твёрдых бытовых отходов. В нашей стране сбор и переработка этого сырья находятся на недостаточном уровне, соответственно, теряется ценный ресурс, не говоря уже о гигиене и экологии.

Согласно широко известным данным, одна тонна переработанной макулатуры соответствует сырью, получаемому из 17 деревьев (т.е. 60 кг макулатуры спасают 1 взрослое дерево!), сэкономить 20000литров воды и 1000 кВт электроэнергии.































5. Экологический марафон

В марафоне принимают участие все жители нашего поселка. Мы украшаем территорию своей школы, поселка, проводим экологические субботники, на которых убираем территорию, памятник "Воину-освободителю", сажаем деревья и цветы.


Экологическая акция  «беги, собирай, сохраняй» по благоустройству территории школы и поселка.





































Во время акции происходит уборка мусора из пластика, стекла, бумаги и прочего..

Рост потребления пластиковой упаковки в 2020 году накладывается на уже существующий негативный тренд — по оценке Международного союза охраны природы, в океаны ежегодно и так попадает более 12 млн тонн пластика (примерно 3% массы производимых из него товаров). Пластиковые отходы встраиваются в пищевые цепочки: как выяснили британские экологи, в мясе рыбы их концентрация составляет 3 частицы на грамм, в ракообразных — 8, а в морских моллюсках — до 9–10. Таким образом пластик возвращается к человеку — по данным канадских исследователей, типичный житель Земли ежегодно проглатывает с едой 40–60 тыс. микрочастиц пластика.

6. Экологическое мероприятие «экомобиль»


В период глобального обострения экологической ситуации в мире в результате антропогенного воздействия на природу, когда под угрозу поставлена экологическая чистота продуктов питания и жизнь на планете, важен новый взгляд на природоохранную деятельность школьников как на компетенцию и фактор воспитания интеллигентности и цивилизованности, экологического отношения к природе.

Отставание села от города по условиям и уровню жизни населения в условиях экономического кризиса и после него, потребительское отношение к природе и ее ресурсам требуют принятия неотложных мер по формированию природоохранной компетенции у подрастающего поколения.



















7. Агитационно-информационная форма работы


Данную работу выполняют учащиеся 8 - 9 классов. Также пропаганда проблем с экологической обстановкой проводятся в Ишненском Доме культуры.

Цель работы данной группы - привлечение внимания общественности к экологическим проблемам. Эта форма работы является завершающей всех предыдущих этапов.

На этом этапе проводится подготовка выступлений в начальных классах, классных часах, на торжественном мероприятии, посвященном закрытию года экологии с приглашением местных жителей поселка, представителей сельской администрации.

Важная функция таких встреч заключается в возможности обмена собранной информацией среди учащихся школы, привлечение их к совместной деятельности. Такая форма дает возможность развития и выражения собственного мнения, приобретения навыков ведения дискуссии, привлечение внимания общественности.



























Заключение

В результате моей работы над проектом по теме " Экологическое движение и просвещение природоохранных идей " мы хотим добиться следующих результатов:

  • повышения уровня заинтересованности в защите и сохранении природной среды;

  • повышения экологической культуры учащихся и всего населения нашего поселка;

  • создания благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья;

  • привлечения внимания населения посёлка к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства.

































Список использованной литературы

  • Большая книга для любознательных, М.,ООО «Росмэн-Издат», 2019.

  • Источник: https://ecologanna.ru/ekologicheskie-problemy/ekologicheskie-problemy-v-yaroslavle-i-yaroslavskoj-oblasti

  • Проектная деятельность учащихся, Н.А.Лымарева, Волгоград, «Учитель», 2017.

  • Энциклопедия для детей, Т.2., Биология, глав. ред. М.Д.Аксёнова-М: «Аванта+», 2019г.

  • Энциклопедия «Планета Земля»,М., «Росмэн», 2017г..