МКОУ «Вороновская СОШ»
ПРОЕКТ
«ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Автор проекта:
Баяндина Марина Михайловна
учитель начальных классов
МКОУ «Воронорвская СОШ»
Вороново
2018 – 2022 гг
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность педагогического проекта
Проблема
Цель проекта
Задачи проекта
Ожидаемый результат
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Теоретический аспект
План реализации проекта
Исследовательский этап
Практический этап
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоговые результаты работы
Используемая литература
Приложение
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
В настоящее время читательская культура личности высоко оценивается мировым сообществом. Но несмотря на это, в России, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. В результате огромного количества перемен в жизни общества за последние двадцать лет статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.
Проблема чтения находится в настоящее время в зоне особо пристального внимания. Большинство развитых стран, в том числе и Россия, активно предпринимает меры с целью противодействовать снижению интереса к чтению, исходя из понимания роли чтения в развитии общества. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Родители жалуются, что детей трудно заставить читать. Часто обращаются к педагогам за советом: как пробудить у ребенка интерес к чтению? Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. Важно отметить и то, что в наши дни, когда школа переориентируется с развития памяти ребенка на развитие его мышления, роль книги неизмеримо возрастает.
В 2018 году, начиная работу с первоклассниками, я задумалась о том, что можно изменить в своей работе, чтобы учащиеся к концу 4 класса имели оптимальную скорость чтения, которая является необходимым условием хорошей учёбы в средней школе.
Использование различных технологии позволяет добиться хороших результатов в достижении оптимального чтения. Очень важно уделить особое внимание формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений не только на уроках литературного чтения, но и в большей степени через индивидуальную самостоятельную работу младших школьников.
В современном быстроменяющемся мире человек вынужден учиться в течение всей жизни. Одним из условий успешного самообразования является сформированность ключевых компетентностей, о чём сказано в концепции модернизации российского образования. Центральное место в перечне ключевых компетентностей занимает читательская компетентность. Содержание образование в течение жизни будет меняться. Поэтому важнее вооружить ребёнка умением учиться, чем информацией, которая неизбежно забудется. Конечно, это не значит, что школа не должна давать знания, но приоритеты должны быть изменены. Но на практике содержание программ не изменилось, времени на формирование компетентностей у учителя нет.
ПРОБЛЕМА
Противоречия между снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению; между количеством часов (по 4 часа во 2 и 3 классах и 3 часа в 4 классе) по литературному чтению и новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе; наличием коллекции лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы и возрастанием числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Выявление приёмов организации деятельности младших школьников, которые способствуют формированию читательской компетентности при чтении художественных произведений.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
изучить новую образовательную технологию (методику «Чтение с увлечением») и использовать её на практике с учащимися в 1- 4 классах;
развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
развивать читательскую компетентность учащихся через организацию литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
стимулировать творчество детей.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Использование новых образовательных технологий позволит развить творческие способности учащихся; изучение лучших произведений отечественной и зарубежной детской литературы сверх программы будет способствовать формированию читательского вкуса; выполнение неиспользованных ранее заданий по текстам произведений поможет освоить навыки рефлексивного чтения; читающий сверстник будет иметь привлекательный имидж в глазах одноклассников; личностные качества учителя и повышение мотивации к чтению станут ступенью к возникновению устойчивого интереса к чтению в период обучения и после него.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
Основные компетентности в литературной сфере, необходимые школьнику:
– общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;
– ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;
– читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;
– речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.
Формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей.
Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.
Вторая – основные теоретико-литературные понятия.
Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий.
Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы.)
В качестве критериев интереса будем рассматривать:
активную познавательную направленность ребенка на тот или иной предмет или явление действительности (в частности, чтение детской литературы);
положительное эмоционально-окрашенное отношение к чтению;
творческие проявления в привлекательной для ребенка деятельности.
Исходя из этого, показателями читательского интереса младших школьников являются:
положительное отношение к самой читательской деятельности ("люблю читать");
заинтересованность конкретными книгами ("хочу эти книги");
увлечение самим процессом чтения ("не могу оторваться от книги");
стремление поделиться с другими радостью от общения с книгой ("хочу, чтобы другие об этой книге узнали").
"Нет наслаждения книгой, — говорил С. Соловейчик, — нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге — это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, — вот чтение". Любование, смакование, восторг, изумление, волнение в своей совокупности и составляют феномен, называемый читательским интересом.
Что такое читательская компетентность? Под умением читать понимается следующее:
Умение вычитывать информацию.
Умение размышлять о прочитанном.
Умение давать оценку прочитанному.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Исследовательский этап
Концепция изменений предполагает использование новой методики «Чтение с увлечением», которая ориентирована на младший школьный возраст; методика используется как направление воспитательной работы в классе и реализуется через самостоятельную индивидуальную работу школьников. Методика допускает участие детей с разным уровнем читательского развития. Организация разнообразных форм внеклассной деятельности сделает процесс привлекательным. Родители, дети и учитель станут участниками общения, связанного с чтением. Творчество детей стимулируется. Создаётся атмосфера внимания к книге и чтению. Риски: формальное отношение к заданиям, недооценка роли родителей. Трудоёмкость: индивидуальная беседа с каждым учеником по прочитанным произведениям. Применение на уроках по литературному чтению современных методов и технологий в обучении и воспитании. Формирование коммуникативных качеств личности каждого ученика, умения пользоваться способами учебной деятельности.
Испытывая на себе все изменения, перечисленные ранее, читатель-школьник является одновременно субъектом современного изменяющегося образовательного процесса. Соответственно происходящие с ним изменения отчасти обусловлены новыми педагогическими реалиями и новыми требованиями, предъявляемыми обществом к современному школьнику. Современные образовательные программы выстроены в логике компетентностного подхода.
Чтение представляет собой колоссальный культурный ресурс социального опыта, является эффективным способом формирования собственного опыта школьника.
Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования.
Технология обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные технологии, приёмы театрализации, использование мотивирующей модели «поощрения», доступность книг с художественными произведениями, наличие индивидуальных заданий по текстам произведений, информирование родителей об условиях реализации проекта «Чтение с увлечением», активизация внимания на успешном опыте чтения будут способствовать формированию читательской компетентности учащихся при чтении художественных произведений.
Чтение как личностная ценность определяет уровень совместной деятельности и общения участников образовательного процесса, обогащает личный опыт ученика, является нравственным духовным ресурсом в проблемных ситуациях. Чтение как вид познавательной интеллектуальной деятельности является необходимым навыком в условиях непрерывного вариативного образования.
Практический этап
Проект «Чтение с увлечением»
Основу методики составляет мотивирующая модель «поощрения». Реализация методики позволяет создать условия, при которых чтение становится предметом социального одобрения, проявляемого в простой конкретной и понятной для ребенка форме (гора «Олимп»). Взятая высота становятся позитивным подкрепляющим стимулом, способствующим положительной модификации поведения ребенка в отношении чтения. Элемент соревнования (больше прочитаешь – больше шансов достигнуть вершины горы) позволяет успешно поддерживать читательскую активность на протяжении продолжительного времени.
Цель и задачи использования метода.
Цель: Повышение престижности чтения среди младших школьников.
Задачи:
- формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);
- освоение навыков рефлексивного чтения (выполнение заданий по тексту произведений);
- создание привлекательного имиджа читающего сверстника в глазах товарищей.
Характеристика условий, в которых возможно использование данной методики:
* Возраст: Метод «Чтение с увлечением» ориентирован на младший школьный возраст (начиная со 2 полугодия 1 класса и на протяжении всего обучения в начальной школе;
* Место в образовательном процессе: используется в организации урока и занятий внеурочной деятельности «Чтение с увлечением».
* Сроки: продолжительность работы по данного метод: 4 года.
Уровень готовности детей (к решению каких проблем уже должны быть готовы дети, способные работать в рамках данной педагогической технологии? Что они должны уметь?) Метод допускает участие детей с разным уровнем читательского развития;
* Какие «материальные» условия необходимы: доступность книг из рекомендованного списка, наличие читательских дневников, наглядная информация «Гора ОЛИМП», призовой фонд.
Пошаговое описание проектирования и реализации данной методики:
1. Определение круга чтения для данного класса начальной школы.
2. Разработка модели заполнения «Читательского дневника».
3. Подготовка наглядности (экран, выставка книг)
4. Распространение информации для учеников и родителей.
5. Награждение победителей.
Описание реализации проекта:
1.Детям предлагается «Читательский дневник»
2. Перечень различных книг на выбор.
Примечание: участие детей на любом этапе проекта:
3.По завершении определенного этапа (неделя) проводится подсчёт в минутах прочитанного детьми времени и отмечается на шкале горы «ОЛИМП»
4.Награждение лучших читателей
По каким признакам можно судить, что реализация методики идет успешно? Неуспешно? Количество участников не уменьшается.
Активность стабильна.
Общий эмоциональный фон позитивный.
Какие возможны ошибки при использовании?
Принудительный характер участия
Формальное отношение к заданиям и собеседованию
Какие отклонения возможны? Что делать, если они возникли?
Спад интереса - активизация внимания на успешном опыте чтения.
Организация сменной наглядности
Основные достоинства:
Создание атмосферы внимания к книге и чтению. Чтение становится содержанием общения детей, учителей, родителей.
Привлечение малочитающих детей.
Шанс выигрыша для каждого участника
Возможные сложности при использовании технологии?
ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Все вышеперечисленные методики, кропотливая, но интересная работа по их материалам, позволяет надеяться, что уровень формирования типа правильной читательской деятельности успешно реализуется.
Один из принципов развивающего обучения - принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Поэтому рядом с графой «самооценка» учитель проставляет свою оценку деятельности ученика. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика. Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.
Промежуточным итогом своей работы по формированию читательского интереса у учащихся начальных классов считаю следующие результаты:
Повышающийся уровень успеваемости и качества знаний учащихся по литературному чтению
Высокий интерес учащихся моего класса к чтению
Разнообразный круг интересов в самостоятельном выборе книг для чтения
4.Высокий уровень читательской активности учащихся (по данным школьной библиотеки)
Таким образом, по данным проведенной диагностики прослеживается эффективность проекта. Теоретически обосновав проект, используя имевшиеся технологии и методы работы по формированию читательской компетентности у младших школьников, я старалась внести что-то свое, новое. В своей работе я достигла наибольших результатов при наименьших затратах материальных, временных и психологических.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Евдокимова Н.Ф. Как кроссворды помогают развитию интереса к чтению//Начальная школа. – 2005, №7 – с.88
Ладанов И.Д., Розанова О.А. Практическое пособие с упражнениями «Техника быстрого чтения»/ И.Д.Ладанов, О.А.Розанова – М.: Просвещение, 1998
Решетникова С.В. Формирование навыка чтения на основе развития познавательных процессов//Начальная школа. – 2006, №2 – с.61
По материалам сайта http://www.edu.rin.ru. Игры-занятия, способствующие обучению чтению/eduhmao).
Система работы по выработке сознательного отношения к чтению и повышению качества обучения. Читательский дневник для учащихся начальных классов: «Что и как читать?». [email protected] Электронные ресурсы http://iem.adm.nov.ru/mentor/0107_nitalimova.html
http://festival.1september.ru/articles/416798/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Упражнения на развитие восприятия текста
Работа по буквенным и числовым таблицам строится в два этапа:
- подготовительный – зафиксировать взгляд в центре таблицы, видеть ее целиком и найти все видимые цифры или буквы в порядке возрастания или по алфавиту (время выполнения – 30 секунд);
- исполнительный – последовательный поиск всех цифр или букв (найденные цифры или буквы указываются карандашом).
Задание: «напечатать» называемые учителем слова (это могут быть словарные слова или термины)
Е | М | Т | А | Щ | И |
Ю | Г | Ш | Р | Х | В |
П | Й | З | Э | Е | У |
Ф | Б | Я | Ч | Д | Л |
К | Ц | С | Н | Щ | Ж |
10 | 19 | 12 |
15 | 11 | 14 |
20 | 18 | 16 |
17 | 13 | 21 |
Нахождение слова, идентичного тому, которое расположено в начале строки (автор – американский ученый психолог Ли Кларк)
Вол/мол мул вол волк столб болт вол тол вот
Мак/маг мак мат мал смак бак мак лак мак рак гак
Ручка/тучка кучка рубка ручка рюмка речка
Маска/манка арка каска пасха маска миска
Быстрое чтение слов в столбцах по вертикали, когда каждое предыдущее слово быстро закрывается карточкой
Чтение с карточкой – для избавления от регрессий. Ученик, придерживая карточку левой рукой, закрывает ею уже прочитанные слова. Таким образом, он не дает себе возможности вернуться к уже прочитанному. Карточка должна двигаться в одном заданном темпе, что стимулирует развитию скорости чтения.
Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, т.к. без умения сосредоточиться, организовать внимание, быстрое чтение невозможно.
Упражнения на повышения уровня внимания
На расширение объема и распределения внимания:
- Подчеркнуть в ряду буквы:
м – а / м с а ы у м а м а у ы с у о н о с а м и у о
у – ы / м с а у с ы м а л е ы и у ы а о д т ж и р
На развитие избирательного внимания (использую методику Мюнстерберга).
- Найти среди буквенного набора слова, подчеркнуть их:
к н о с л и к п р с л о н т д к в о л к м и т
п р щ у к а т ь к а р а с ь т п с о м т д н
- Найти общее понятие для слов каждого ряда
Упражнения на развитие вербальной памяти детей
Упражнения, предложенные И.Д. Ладановым в книге «Техника быстрого чтения» и О.А. Кузнецовым в книге «Техника быстрого чтения».
Игра «Кто больше запомнит».
Первый участник называет любое слово, следующий повторяет за ним и называет свое, третий – два предыдущих слова и свое и т.д., пока позволяет память детей. Возможно использование на любых уроках (например, на уроке русского языка – имена существительные женского рода)
Игра «Посмотри и запомни»
На столе раскладываются карточки с написанными на них словами, дается время на запоминание. Дети закрывают глаза, учитель меняет карточки местами, дети находят изменения.
Упражнения на определение смысловой структуры текста
Подобрать к каждому заголовку (пункту плана) соответствующую часть текста (определить, где она заканчивается)
Работа с деформированным текстом
- Собери рассыпанные слова в предложение
- собери предложения (пословицы) из частей
3. Разбей текст на смысловые части. Выдели главную мысль в каждой
смысловой части текста.
4.Дополни предложение:
например: На берегу развели костер, чтобы …
Игры-занятия, способствующие обучению чтению
След в след.
Учитель читает текст. Дети пальчиком идут след в след за вашим голосом. Начинать нужно с небольшой скорости - чтобы вначале каждый ребенок наверняка был успешен.
Затем говорю: "СТОП!" - и, пробегая между рядами, предлагаю некоторым детям показать пальцем в тексте слово, которое прозвучало последним перед сигналом СТОП, и прошу это слово еще раз прочесть. Ребенку легко узнать слово, даже если оно трудное - он же только что его слышал!
Если я вижу, что детям чересчур легко следить за мной, ускоряю темп чтения, стараюсь применять периодическую смену голоса, интонации или темпа. Угадал очередной ребенок - очко "следопытам" (группе), не угадал - учителю. Игра идет до пяти победных очков. Но стараюсь все же не так часто выигрывать.
Такое совместное чтение снимает страх перед быстрым чтением.
2.Эхо в горах
Учитель читает текст. Дети храбро читают вместе со мной, только чуть поотстав - эхом. И им уже не так страшно разбираться в незнакомом тексте - потому что они не одни, а вместе с учителем.
Ребенок, конечно, слышит текст и наполовину его повторяет. Но и видит тоже! Узнает слова! Учится реагировать на знаки препинания! Глаз ребенка привыкает не бояться длинных слов и предложений, а голос - их преодолевать.
3. В образе
Учитель читает какой-нибудь маленький рассказик, эпизод или вовсе абзац, затем предлагает подумать: кто и кому мог бы эту историю рассказывать? Дети выскажут множество версий. Теперь предлагаю "прочитать" эту историю от имени предположительного героя-рассказчика, то есть прочитать текст не своим голосом. Голосом старика или годовалого ребенка, карлика или великана, разбойника или ветра... В зависимости от выбранных версий. Обычно читать в образе ребенку легче: вроде бы и не он читает, а тот, другой. А спотыкается и пыхтит, потому что так нужно по роли. Оправдано и легализовано. Поэтому не страшно. И слушатели не скучают: им предстоит оценить работу - похоже или нет?
4. Дружба
Чтение по абзацам, предложениям. Традиционная цепочка. Но дети читают текст вдвоем - например, с соседом по парте. Одному читать страшно, а вдвоем – нет! Один споткнется, другой поможет – темп чтения не нарушится, да и слабый проговорит слово, увидев его в тексте.
Читательская разминка
Прочитай и повтори чистоговорки или скороговорки несколько раз, увеличивая темп и добавляя нужное слово.
Шла Саша по шоссе и сосала ... (сушки) .
Шапка да шубка - вот и наш
... (мишутка) .
Цапля цыкнула на зайца:
“Отдавили вы мне ... (пальцы)".
«Вспышка» - прочитай (за отведенное время) и запомни слова (предложения, текст)
«Собери словечко» - из заданных букв, слогов или слов собери как можно больше новых слов:
а) Директор – реки, ток, кот, диктор, рот, корт и т.д.
б) Кареч – речка; палам – лампа и т.д.
Вдумчивое чтение
Полноценное восприятие художественного произведения осуществляется через чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на уроке.
Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств (чтение под музыку, мысленное представление, использование ИКТ и т.п.)
Предложенные упражнения позволяют работать над развитием навыков быстрого чтения на любом уроке. Эти упражнения не занимают много времени, а дидактический и раздаточный материал (часто изготовленные самими детьми) можно использовать для решения и других учебных задач.