М
униципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Мошковский детский сад № 3 «Улыбка» комбинированного вида
Проект « Гостья Осень»
(в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелым
нарушением речи)
Выполнили: Минакова Ирина Михайловна учитель – логопед высшей квалификационной категории Миллер Раиса Викторовна воспитатель высшей квалификационной категории Ларина Наталья Евгеньевна воспитатель первой квалификационной категории |
Мошково 2017 г.
Новый учебный год хочется встретить с новыми идеями. Мы с коллегами решили продолжить внедрять проектную деятельность, нетрадиционные формы изодеятельности (коллаж). Учитывая особенности детей нашей группы (ТНР), была проделана большая предварительная работа с детьми с максимальным привлечением родителей.
Проект «Гостья Осень»
Данный проект разработали и реализовали учитель – логопед и воспитатели подготовительной группы для детей с ТНР МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 «Улыбка» поселка Мошково.
Участники проекта – учитель – логопед, воспитатели, дети и их родители.
Срок реализации – 4 недели.
Цели проекта:
- расширить представления детей об осени как времени года;
- сформировать интерес к осенним природным явлениям;
- уточнить представления об овощах и фруктах, ягодах, грибах и деревьях
(название, части, цвет, форма, вкус, место произрастания)
- развивать связную речь;
- развивать воображение, восприятие, внимание и мышление;
- раскрыть творческие способности дошкольников;
- вовлечь родителей в совместную с детьми деятельность.
- укрепление родительско - детских отношений;
- укрепление сотрудничества ДОУ и родителей;
Проект был реализован в течение месяца и включал 3 этапа: подготовительный, основной, заключительный.
Работа с детьми в ходе всех этапов проекта строилась на основе интеграции содержания пяти образовательных областей и использовании разных форм организации детской деятельности.
Содержание проекта «Гостья Осень» по образовательным областям
Образовательная область | Вид деятельности | Содержание деятельности |
Социально – коммуникативное развитие | коммуникативная | Рассказ воспитателя об осени; беседы о приметах осени; |
| игровая | Дидактические игры |
Познавательное развитие | Познавательно – исследовательская | Наблюдение за деревьями, огородными растениями на территории детского сада, дома с родителями; |
Речевое развитие | коммуникативная | Инсценировка сказки «Под грибом» Сутеева; Выступление в младшей и средней группах с презентацией «Грибы» |
Художественно –эстетическое развитие | Чтение художественной литературы | Знакомство детей с пословицами об осени; Чтение стихотворений об осени; отгадывание загадок; чтение сказок «Вершки и корешки»… |
| коммуникативная | Составление рассказа – описания по схеме; по сюжетной картине; по серии картин |
| продуктивная | Занятия в «Творческой мастерской» создание коллажа «Овощная с емейка»; лепка и рисование фруктов, овощей; «Превращения ладошки» («Тучка», «Грибное лукошко», «Огород»); выполнение дома с родителями поделок из овощей; |
| Музыкально - художественная | Разучивание стихов и песни об осени |
Физическое воспитание | двигательная | Разучивание комплекса пальчиковой гимнастики; Комплекса для развития общей моторики и координации речи с движениями. |
| игровая | Игра – соревнование «Две корзинки» (разложить овощи и фрукты); Проведение подвижных игр на прогулке «Зайки, где вы пропадали?»; «Выросла репка» |
На подготовительном этапе педагоги обсудили форму реализации проекта, подбирали соответствующий методический материал. Провели беседу с детьми по картинкам «Осенние приметы». Педагоги продумали задания для совместного выполнения детьми и родителями. Информировали родителей о содержании проекта.
Основной этап проекта предполагал проведение дидактических игр, разучивание пальчиковых игр, подвижных и проведение тематических бесед. Презентация информации о грибах в младшей и средней группах. Изготовление стенгазет в совместной деятельности детей и родителей «Выросли на грядке вкусные загадки».
Особый интерес вызвал у детей коллаж. Для детей - это деятельность, в результате которой они создают что – то новое, оригинальное, проявляют самостоятельность, учатся сотрудничать. Совместный творческий опыт уберегает от разочарований в собственных силах, способствует повышению авторитета среди сверстников.
Конкурс «Поделки из овощей»
Коррекционно – развивающие задания основного этапа проекта
Цели заданий | Задания в устной форме | Письменные задания |
Расширение и активизация словаря | - продолжи предложение; - что лишнее? - подбери признак/ действие; - подбери обобщающее слово; - что не так? - когда так говорят? - закончи предложение; Вставь в предложение пропущенное слово; - узнай по признаку/действию; - назови части целого; - запомни слова; пары слов; цепочку слов; | Что лишнее? Дифференциация предметных картинок по заданным признакам; |
Формирование и развитие грамматического строя речи | - собери предложение; - продолжи предложение; Закончи предложение; - вставь в предложение пропущенное слово; - употреби слово или сочетание в нужной форме; - сосчитай до пяти; - назови ласково; - измени по образцу; - исправь ошибку; - подбери признак, действие; | - систематизация по признаку; - определение пространственных отношений; - определение временных отношений; |
Развитие связной речи | - когда так говорят? - объясни слово; - что общего и чем отличаются друг от друга? - что не так? | - последовательные картинки; - определение пространственных и временных отношений; |
Развитие восприятия | - какое слово отличается от других? Какое слово самое длинное, короткое? - подскажи словечко; | Зашумленные картинки. - лабиринты; - нахождение сходств, различий; |
Развитие зрительно – моторной координации | - комплексы пальчиковой гимнастики, самомассаж рук и лица; | - узоры по клеточкам, по точкам; - штриховка; - рисование силуэтов; |
Развитие мышления | - отгадай загадки; - подбери парное слово; - что общего и чем отличаются друг от друга? - когда так говорят? - что лишнее? - скажи наоборот; - закончи предложение; Хитрые вопросы; Умные задачки; | - что лишнее? - систематизация по признаку; - дифференциация и классификация предметных картинок; - определение пространственных и временных отношений; |
Развитие внимания | - хитрые вопросы; - умные задачки; - запомни слова, цепочку слов; - какое слово отличается от других; - что общего и чем отличаются? | - лабиринты; - нахождение сходства, различий; - нахождение предмета с предыдущей страницы; - выкладывание из палочек; - систематизация по признаку; - перепутанные картинки; - копирование по клеточкам, по точкам; |
Развитие памяти | - запомни слова; - выкладывание из палочек по памяти; | - что изменилось? - нахождение предмета с предыдущей страницы; |
«В гости к малышам» Инсценировка «Под грибом» Презентация «Грибы» |
Занятие в «Творческой мастерской»
На заключительном этапе проекта педагоги организовали итоговую непрерывную образовательную деятельность «Осень в лесу». (приложение №1)
Данный проект позволил привлечь внимание дошкольников и родителей к окружающему миру и сезонным явлениям природы. Совместная деятельность помогла сблизить участников, укрепить детско – родительские отношения, активизировать сотрудничество педагогов и родителей в коррекционной работе.
На основе систематизации и обобщения знаний дети научились рассказывать о признаках осени, активизировали словарь по теме и расширили свои представления. Проект способствовал формированию навыков общения, воспитанию доброжелательного отношения друг к другу, умению работать коллективно, согласовывать свои действия с действиями других, формированию желания и умения помогать друг другу в процессе совместной деятельности; воспитанию любви к природе. Проект позволил развивать умение видеть прекрасное в разноцветных листьях и облаках, в прозрачной паутинке, слезинках дождя.
Подобные проекты всегда оставляют педагогам возможность что – то еще придумать, дополнить содержание, чтобы заинтересовать детей и увидеть радость в их глазах.