СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект индивидуальной программы по коррекции девиантного поведения у подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений в сфере общения, личностного развития, семейных взаимоотношений и школьной успешности.

Просмотр содержимого документа
«Проект индивидуальной программы по коррекции девиантного поведения у подростков»

Пинаева Индиана Васильевна

Педагог-психолог





Проект индивидуальной программы по коррекции девиантного поведения у подростков



При оказании индивидуальной помощи девиантному подростку необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Выявление возрастных и индивидуальных проблем подростка с помощью наблюдения и психолого-педагогической диагностики.

  2. Классификация выявленных проблем по:

  • принадлежности к естественно-культурным, социально-культурным или социально-психологическим задачам;

  • источникам их возникновения, к которым относятся в первую очередь семья девиантного подростка, ближайший к нему социум, группы сверстников (в том числе и класс) и школа как воспитательная организация;

  • степени их осознанности подростком и его эмоциональному отношению к ним.

  1. Ранжирование проблем подростка по степени значимости их с точки зрения его социализации.

  2. Постановка цели планируемой индивидуальной помощи в школе в соответствии с первоочередными проблемами школьника.

  3. Определение ведущей тактики оказания индивидуальной помощи воспитаннику: от косвенного включения его в педагогические ситуации до самостоятельного решения им своих проблем.

  4. Выбор основного пути индивидуальной помощи девиантному подростку на данном этапе решения той или иной проблемы: через классный коллектив, через семью школьника или через непосредственное взаимодействие с ним педагога.

  5. Выбор и реализация адекватных методов и форм индивидуальной помощи.

  6. Установление обратной связи в процессе оказания индивидуальной помощи (с помощью наблюдений, психолого-педагогической диагностики и в непосредственном контакте со школьником).

  7. Интерпретация и анализ получаемых результатов, соотнесение их с поставленными целями и степенью решенности той или иной проблемы подростка.

  8. Коррекция индивидуальной помощи, основанная на анализе полученных результатов.

Цель: Решение актуальных личностных, жизненных, социальных задач и трудностей подростка за счет преодоления психологических затруднений в сфере общения, личностного развития, семейных взаимоотношений и школьной успешности.

Планируемый результат: Изменения (разница) во внутреннем психологическом мире, произошедшие в ходе (в результате) психологического консультирования, способствующие адаптации и самореализации подростка.



Цель коррекционной работы так же зависит от этапов психолого-педагогического сопровождения:

Диагностический этап:

Цель: диагностика особенностей эмоционально – волевой сферы, личности, коммуникативных, когнитивных качеств.

Задачи:

-исследование особенностей развития личности подростка для определения ресурсных состояний;

-исследование особенностей детско -родительских отношений для определения проблем требующих коррекционного воздействия;

-исследование когнитивной и эмоционально-волевой сферы подростка для определения проблем развития и ресурсных состояний;

-исследование коммуникативных и лидерских качеств, для определения зон социального воздействия;

-диагностика профессиональных интересов.

Планируемый результат: Определение индивидуально для данного подростка

траектория развития

Диагностируемый

критерий

Методика

Ответственный специалист

Сроки

Результат

Рекомендации

Определение коммуникативных особенностей

Карта наблюдений

Классный руководитель, учителя предметники

1.Первая неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК

2.По завершению реализации коррекционной программы



Определить типичные для девиантных подростков формы агрессивного поведения

Методика Басса-Дарки

Педагог-психолог

Первая неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК



Определить психотип личности подростка с девиантным поведением

Методика определений акцентуаций характера

К. Леонгарда

Педагог-психолог

Первая неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК



Определение когнитивных опор в личностной структуре подростка

Количественно-качественная диагностика когнитивной сферы

Педагог-психолог

Вторая неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК



Получить информацию о склонности подростка девиантного поведения к риску

Методика «Склонность

к риску»

Педагог-психолог

Вторая неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК



Способность творчески и активно  адаптироваться к изменяющимся условиям среды, в пределах этих норм, определяется личностными адаптационными способностями

Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» МЛО-АМ

Педагог-психолог

1.Вторая неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК

2.По завершению реализации коррекционной программы



Диагностика эмоционально-волевого состояния

Цветовой тест Люшер

Педагог-психолог

1.Вторая неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК

2.По завершению реализации коррекционной программы



Рассмотреть, какой стиль отношений преобладает в семье подростков данной категории

Методика «Стили семейного воспитания» Опросник Шкала семейной адаптации и сплоченности (Опросник FACES-3 / Тест Д. Х. Олсона)

Педагог-психолог

Третья неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК



Исследование самооценки

Методика Дембо-Рубинштейна

Педагог-психолог

1.Третья неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК

2.По завершению реализации коррекционной программы



Определение профессионального типа личности

Тест Дж. Голланда (Дж. Холланда)

Педагог-психолог

Третья неделя, после получения заключения ЦПМПК\ТПМПК





Коррекционный этап:

Коррекция девиантного поведения и эмоционально – волевой сферы, становление стрессоустойчивой и социально адаптированной личности.

Задачи:

- гармонизация личности подростка на основе развития его эмоционально - волевой сферы;

- усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;

- усиление позитивных тенденций личности, самораскрытие и осознание своих сильных сторон;

- формирование стратегии поведения  в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций.

Планируемый результат: понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов – сил и средств поведения в сложных ситуациях, изменение самооценки, самоуважения, освоение новых способов поведения

Направление работы

Развиваемые качества, умения

Форма работы

Ответственный специалист

Сроки реализации

Примечания

коррекционно-развивающая работа по формирования коммуникативных и личностных качеств

-осознание способов поведения в стрессовых ситуациях;

-формирование подростком навыков адекватного эмоционального реагирования за счёт освоения способов самоконтроля и саморегуляции;

-обучение навыкам принятия правильного решение в конфликтных ситуациях;

-развитие коммуникативных навыков.


групповая

Социальный педагог;

Педагог-психолог

1 раз в неделю в течении полугодия

Используемые программы:

«Все что тебя касается»; Развитие личности подростка: программа практических занятий. Б.Р. Матвеев

Для формирования мотивации использование для проверки и контроля выполненных заданий программ:

https://learningapps.org/

https://www.jigsawplanet.com/

Коррекционно-развивающие занятия по развитию когнитивной сферы

-развитие процессов мышления, анализа и синтеза

-развитие причинно-следственных связей

индивидуальная

Педагог-психолог

1 раз в неделю в течении полугодия

Уроки психологического развития. Н.П. Локалова

Для формирования мотивации использование для проверки и контроля выполненных заданий программ:

https://learningapps.org/

https://www.jigsawplanet.com/

Коррекция детско-родительских отношений

-умение слышать друг друга

-умение определять ведущие потребности членов семьи

-умение конструктивно строить взаимоотношения

-понимание особенностей развития в разный возрастной период

групповая

Педагог-психолог

1 раз в месяц

«Курс выживания для подростков, их родителей и тех, кто рядом» при поддержке Национального института защиты детства




Профилактически-развивающий этап:

Профориентационное самоопределение, построение жизненной перспективы

Развитие когнитивных, коммуникативных навыков, волевых, лидерских качеств личности.

Задачи:

-формирование самоценности, мотивации достижения цели через построение жизненной перспективы;

- развитие у подростка навыков самосознания,  самоконтроля и саморегуляции;

-развитие познавательной активности;

-развитие навыков эффективного коммуникативного взаимодействия

-профессиональное самоопределение

Планируемый результат: понимание причин затруднений, снятие накопившегося напряжения, выработка нового взгляда на себя и ситуацию, поиск и актуализация собственных ресурсов – сил и средств поведения в сложных ситуациях.

Направление работы

Развиваемые качества, умения

Форма работы

На кого направлена работа

Ответственный специалист

Сроки реализации

Примечания

Консультативно-развивающее

Овладение методами профессионального самоопределения

индивидуальная

учащийся

Педагог;

Классный руководитель;

Педагог-психолог

1 раз в неделю в течении полугодия

Психология и выбор профессии. Г.В.

Рязапкина

Для формирования мотивации использование для проверки и контроля выполненных заданий программ:

https://learningapps.org/

https://www.jigsawplanet.com/

Пример: по работе с профориентацией. Разгадай все профессии и определи их по типам: ч-ч, ч-з, ч-п, ч-и, ч-т


https://www.jigsawplanet.com/Indiana125/professii-v-zagadkah


Консультативно-профилактическое

Овладение методами самопознания, самоопределения, самоактуализации

индивидуальная

учащийся

Педагог-психолог

1 раз в неделю в течении полугодия


Педагогические консультации

Овладение стратегиями эффективной подготовки домашних заданий

-потребность быть успешным

-формирование навыков успешного обучения


индивидуальная

учащийся

Учителя-предметники

По мере необходимости в течении полугодия


Консультативно-профилактическое

Овладение умением управлять эмоциональным состоянием


индивидуальная

учащийся

Педагог-психолог

1 раз в неделю в течении полугодия

Элементы аутотренинга

Консультативно-коррекционное

-умение понимать потребности ребенка

-умение управлять своим эмоциональным состоянием

-умением находить верные решения в вопросах воспитания

индивидуальная

родители

Педагог-психолог;

Социальный педагог

1 раз в неделю в течении полугодия






Профилактический этап:

Формирование социально приемлемых ценностей и правовой грамотности.

Задачи:

-формирование правовой грамотности;

-формирование понимания категорий свободы и ответственности.

Планируемый результат: способность самостоятельного решения сложных жизненных вопросов, разрушение негативных установок и норм поведения, формирование новых целей, ценностей, перспектив. Поэтапное изменение установок и мотивов.



Направление работы

Развиваемые качества, умения

Форма работы

На кого направлена работа

Ответственный специалист

Сроки реализации

Примечания

Информационно-просветительная

Владение правовой грамотностью

Индивидуальная; групповая

Учащийся; родители

Социальный педагог; приглашенные специалисты

1 раз в месяц в течении полугодия


Профилактические беседы

-понимание ответственности за свою жизнь и ее ценности

-

индивидуальная

учащиеся

Социальный педагог; приглашенные специалисты

1 раз в месяц в течении полугодия


Тематический план занятий-бесед социального педагога с подростком

Тема занятий

Кол-во часов

1.

Воспитание человечности. Настоящая мудрость.

1

2.

Кто достоин уважения. Как стать лучше.

1

3.

Разговор о совести. Помогаем другим.

1

4.

Красота души. Учимся видеть хорошее.

1

5.

Золотое правило жизни. Умение прощать.

1

6.

Быть ответственным. Разговор о совести.

1




Работа с педагогическим коллективом:

Цель: оптимизация взаимодействия в системе «учитель-ученик».

Задачи:

  1. Информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях подростка по результатам психологических исследований.

  2. Обучение педагогов навыкам конструктивного, эффективного общения с подростками.

Рекомендации по конструктивному общению с подростком.

1. Применение приемов ненасильственного общения: активное слушание, Я-сообщение, отказ от речевой агрессии.

  • Обращайтесь к ребенку по поводу нарушения им правил поведения с помощью речевого сообщения – «Я-высказывания» («Я узнала», «Мне сообщили, что ты был наказан…»). Дайте понять, что такое поведение не прошло незамеченным, опишите его.

  • Выразите свои чувства по этому поводу («Я чувствую, что…», «Я огорчена, обеспокоена» и т.д.).

  • Укажите на возможные последствия такого поведения, как вы их видите («Это, на мой взгляд, может привести…»)

  • Выскажите свои мысли по данному поводу («Я думаю…», «Я считаю…»; «Мне кажется…»; «По-моему…»; «На мой взгляд…»).

  • Дождитесь обратной связи, дайте опровергнуть или подтвердить ваши мысли. Будьте готовы к различным реакциям подростка: кричит, молчит, опровергает, обвиняет. Работайте с ним!

  • Выставите требования «конституции»: «Я собираюсь предпринять меры» (указать, какие).

  • Выразите желание, что следовало бы сделать («Я хочу, чтобы ты бросил нарушать дисциплину, но решение за тебя принимать не могу»). Таким образом, вы передаете ответственность за его поведение ему самому.

  • Напомните, что вы готовы помочь, если он захочет этого («Чем я могу помочь тебе?»). Предоставьте инициативу ему. Помогайте, а не овладевайте всей ситуацией.

  • Выразите свою уверенность в том, что он примет верное решение, непосредственно относящееся к его жизни, сохраняющее ее («Я верю, что в следующий раз ты поступишь по-другому»).

2. Выработка единых правил и требований к ребёнку.

  • В разговоре с ребенком выразите свои чувства по поводу этого разговора, подчеркните важность таких моментов для вас («Я рада, что мы с тобой поговорили»; «Спасибо, что ты меня выслушал»; «Мне было очень важно (трудно) поговорить с тобой на эту тему»).

  • Не стоит ругать, обвинять, задавать вопросы «почему», игнорировать, делать так, чтобы подросток испытывал чувство вины, выяснять причину, уличать. Это не будет способствовать налаживанию конструктивных отношений с подростком.

3. Включение подростка в работу секций, кружков.

4. Применение необходимых психолого-педагогических мер в воспитании личности подростка:

Симптомы нарушений

Задачи развития

Методы развития

Нарушение взаимодействия со сверстниками

Научить приемам и навыкам эффективного межличностного общения со сверстниками, установления дружеских отношений, проявлению готовности к коллективным формам деятельности; обучать приемам самостоятельного разрешения конфликтов мирным путем

Участие в играх на организацию внутригруппового сотрудничества и распределения ответственности, на принятие подростком различных ролевых отношений: исполнительских, лидерских, контролирующих и т.д., на переживание общих чувств успеха и неудачи

Нарушение взаимодействия с педагогами

Научить устанавливать адекватные ролевые отношения с педагогами на уроках и вне их, проявлять уважение к учителю

Различные ролевые отношения со взрослыми: позиция ведомого, ведущего, контролирующего; принятие помощи взрослого и оказание помощи взрослому; переживание общих чувств

Несоблюдение социальных и этических норм

Подвести к осознанию необходимости принятия и соблюдения классных и школьных социальных и этических норм

Разработка и обязательное выполнение игровых норм поведения и взаимодействия, контроль за исполнением определенных правил другими участниками группы, в том числе взрослыми, проживание различных ситуаций в условиях соблюдения и несоблюдения необходимых норм

Неадекватное отношение к себе

Формировать адекватную позитивную «Я-концепцию» и устойчивую самооценку

Создание ситуации успеха, создание условий для осмысления подростком себя, своих поступков и социальных отношений, организация ситуативной позитивной обратной связи и продуктивной критики




Критерии эффективности индивидуальной программы по коррекции девиантного поведения у подростков:

Параметры

Оценка развитости параметров со слов классного руководителя до и после реализации программы от 0-до 100%

Оценка развитости параметров со слов родителей до и после реализации программы от 0-до 100%

Оценка развитости параметров со слов учащегося до и после реализации программы от 0-до 100%

до

после

до

после

до

после

Адаптация







Эмоциональная связь с близкими людьми







Семейные границы, уважение старших







Принятие правильных решений







Интересы и отдых социально приемлемые







Контроль и управление своим эмоциональным состоянием







Правила поведение с разными категориями людей







Целеустремленность, видение своей жизненной перспективы