Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Северо-Енисейский детский сад № 4 «Жарки»
Воспитатель - Кузьмина А.А.
Мир, окружающий ребёнка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
Антуан де Сент-Экзюпери.
Проект имеет экологическую направленность. Человек несет ответственность за все живое на Земле, а любовь к родному зарождается в раннем возрасте ребенка. Проект - поможет ребенку почувствовать себя частицей огромного мира. Научит ребенка правильно себя вести, беречь все прекрасное на Земле. Маленький человек, не имеющий опыта, учится чувствовать восторг, удивление во время своих открытий. Вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, проявление ответственности за свои поступки.
По составу участников: групповой.
1.Расширять представления детей физических свойствах окружающего мира.
4.Развивать умение детей пользоваться различными приборами- помощниками, чашечными часами, песочными часами, лупой, микроскопами и т. д.
5. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности.
6. Развивать умственные способности, мыслительные операции, сравнение, анализ, установление причинно-следственных связей.
7. Развивать коммуникацию и самостоятельность.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации. Жизненный опыт приходит через понимание происходящего, выводы сделанные во время экспериментирования развивают речь ребенка, идет обогащение памяти дошкольника
Применение компьютерных мультимедийных средств обучения, для познавательного интереса дошкольников.
Дети научатся экспериментировать и делать выводы.
В младшей и средней группе мы знаком детей с правилами безопасности, а так же развиваем мелкие моторные навыки, купаем кукол с мылом и шампунем, моем игрушки, учимся работать аккуратно. Знакомим родителей с предстоящей работой, предлагается в отпуске сушить листья тех регионов,в которых они бывают записывая названия. Собирать косточки экзотических фруктов, морские камушки.
Сетка экспериментов разработана на два учебных года. Проводится эксперимент один раз в две недели, при желании каждый понравившийся эксперимент можно провести повторно для закрепления.
1.Рябь на воде. | Дети делают наблюдения, чтобы выявлять сходства и различия предметов и устанавливать причинно-следственные связи | Любая пластиковая емкость, вода, пенопласт (от упаковок), пищевой краситель | 1. ставим емкость на стол 2. наливаем в емкость воды, чтоб она покрывала дно. 3.Дети устраивают рябь на воде, слегка дуя на нее(дуновению даем имя- «бриз» или «ветерок». 4. двое детей становятся напротив друг друга и дуют на куски пенопласта, гоняя их по воде. Можно выяснить, какие предметы можно перемещать по воде таким образом. 5. Наблюдайте за изменениями на воде, добавив немного красителя. Дуя на воду, обратите внимание, как она постепенно меняет цвет. 6. Сравните сильный и слабый ветер — пусть дети встанут с одной стороны стола и дуют. Дайте сильному ветру название «буря»,« шторм», «ураган» и т.д. После «шторма» придется как следует убрать. Дети с удовольствием с этим справятся. |
2.Столкновения | Дети учатся наблюдать и знакомятся с причинно-следственной связью. | Шарики пенопласта 2-2,5 см. прямые пластмассовые соломинки | 1. Приготовьте большую, ровную, чистую поверхность. 2. Высыпьте на нее шарики пенопласта. 3. Дайте каждому ребенку по соломинке. 4. Дети, дуя в соломинки, гоняют по поверхности шарики пенопласта так, чтобы они сталкивались друг с другом. Для небольшой группы детей можно использовать противень. Дать каждому ребенку по несколько шариков, и пусть дети гонят их через соломинку, от одного края противня к другому. Покажите детям, как они могут гонять несколько шариков одновременно, если они будут слегка покачивать головой. |
3.Влажное дыхание | Знакомство ребенка с тем, что такое водяные пары | Небольшое зеркальце | 1. Пусть дети по очереди поднесут зеркальце к губам. 1. Каждый из детей открывает рот как можно шире и дышит на зеркальце. 3. на поверхности образуется пятно тумана. 4. Коснитесь этого пятна. 5. Покажите, что это- вода. Объясните детям, что вода находится у нас в организме и когда вы выдыхаете, водяной пар из вашего дыхания сталкивается с прозладным зеркалом. Выступают капельки воды, которое и образуют пятно на зеркальце. |
4.Как маленькое становится большим | Дети учатся наблюдать, а также развивают речевые навыки | Лупы, фломастеры, лист бумаги. | 1.Игровая площадка. 2. Знакомство с увеличительными стеклами. Рассматривание камней, песок, растения. 3. предложить детям дать как можно больше слов для описания предметов. Камни: серые, блестящие, сверкающие, гладкие, шершавые. 4. Можно придумать свои собственные слова. 5. Отметить все названные слова на листе бумаги, отмечая, насколько они разнообразные. |
5.Листья меняют цвет | Дети узнают, почему листья меняют свой цвет | Книга об осени, листья всевозможных оттенков. | 1.Почитайте детям про осень, обсудите с ними, почему в эту пору листья меняют цвет. 2.Объясните, что за цвет листьев отвечают пигменты: ксантофилл, каротин, антоцианин. 3. на прогулке соберите листья для рассматривания. |
6.Листья и ветки из разных стран | Дети учатся создавать собственную коллекцию сушеных листьев и веточек. Учатся сравнивать. | Листья, ветки южных стран и те, что растут в вашем регионе | 1. Знакомство с засушенными листьями и веточками собранных родителями в отпуске в южных местах 2. Рассматривание листьев и веточек собранных в лесу нашего региона. 3. Сравнить размеры. 4. Оформление коллекции собранных растений и листьев. |
7.Знакомство с микроскопом | Дети учатся наблюдать и развивают творческое мышление | Микроскоп, перья птиц, карандаши, альбомные листы. | 1. Рассмотреть перья. 2. Обсудить какие перья и как мы видим их не под микроскопом. 3. Рассмотреть перья под микроскопом 4. Обсудить видимые изменения.(волокна перьев схожи с ножками паучка показав картинку паука. 5. Нарисовать перья, когда мы их видели под микроскопом. |
8.Знакомство с песочными часами | Дети наблюдают за песочными часами и учатся аккуратно с ними работать. | песочные часы : 1 мин, 2 мин, 5 мин, 10 мин. | 1.Рассмотрите песочные часы, и объясните детям что у каждых часов свой промежуток времени. 2. Предположите в каких часах песок закончится раньше. 3. Наблюдайте, общаясь 4. Сделайте выводы кто был прав, дайте детям часы для индивидуального наблюдения. |
9.Снег | Дети наблюдают за свойством снега в теплом помещении | Таз со снегом. Лоточки для индивидуальной работы | 1. Принесите снег с улицы, показав детям, что снег рыхлый. 2. предположите, что будет со снегом через промежуток времени. 3. каждый ребенок набирает горсть снега и проходит на рабочее место. 4. Наблюдаем, как снег становится липким, руки холодными и мокрыми. 5. Делаем вывод что снег это вода. |
10.Грязный снег | Закрепляем свойство снега. | Стаканчики, спонж, снег | 1. Топим снег, вспоминая ранее полученные знания. 2. Переливаем воду полученную из снега через спонж. 3. Наблюдаем осадок который остался на ватке. 4. Делаем выводы, что снег есть нельзя, он грязный. |
11.Вода и лед | Приобретают новые знания, учатся делать выводы. | Вода. Краски. Кисточки. Формочки для льда. | 1.Набираем воду в формочки. 2. Раскрашиваем воду в разные цвета. 3. Выносим на улицу. 4. Через время заносим формочки. 5. Делаем выводы, что вода превратилась в лед. А так как мы воду раскрасили, лед стал разноцветным. |
12.Рисуем водой | Дети наблюдают, приобретают навыки рисования. | Пульверизаторы, бутыли из под спреев с распылителями. Рулон обоев, гуашь. | 1.Знакомим, что такое пульверизатор. 2. Разводим воду с гуашью, чтоб цвет получился насыщенный. Заливаем воду в бутыли. 3. рисуем на обоях. 4. Наблюдаем, что получилось. |
13.Во что впитывается вода, а во что нет. | Дети наблюдают за воздействием воды на различные материалы. | Вода, салфетка, платок, кружка, полиэтиленовый пакет. | 1. Вспомнить все знания о воде, которые дети получили ранее. 2. Лейте воду на пакет, делая совместные выводы, впитывается ли вода. 3. Налейте воду в кружку, что произошло с водой.( вода приобрела форму кружки, вода это жидкость). 4. Пролейте небольшое количество воды, предложите детям вытереть воду со стола, пакетом, салфеткой, платком. 5. Сделайте совместные выводы, во что вода впитывается, а во что нет. |
14.Сила магнита. | Дети знакомятся с явлением, как магнетизм | Магниты, магнитный конструктор, различные предметы для эксперимента ( не примагничиваемые и примагничиваемые) | !. Знакомство с понятием магнит и его свойством. 2. Спросить детей, к каким предметам будет притягиваться магнит, к каким нет. 3. раздать магнитный конструктор ( в виде полочек) предлагая попробовать примагнитить к другим предметам. 4. Предложить найти в группе предметы к которым магнит прилипнет( шпингалеты, игрушки и т. д.) 5. Сделать совместные выводы, что магнит тянется к определенным предметам. |
15.Притяни и оттолкни. | В ходе игры дети знакомятся со способностью магнита притягивать и отталкивать. | 4 машинки, магниты, клей, коробка или поднос( для хранения предметовв). | 1. Перед занятием приклейте к каждой машинке по магнитику — спереди и сзади ( разными полюсами) 2. Вспомните предыдущий опыт, что такое магнит. 3. Поставьте машинки на стол и покажите как они притягиваются и отталкиваются друг к другу, или наоборот отталкиваются. 4. Спросите, почему по их мнению это происходит. И дайте ответ: у магнитов есть южный и северный полюсы. |
16.Магнитная мышь | Дети смотрят, как «волшебная мышь» добирается до сыра и учатся наблюдать | Лист картона легкого и более плотного, скрепки, клей, фломастер желтого цвета, ножницы, магнит, 4 деревянного кубика | 1. В верхнем углу картона нарисуйте сыр, а в правом нижнем углу черный круг. 2. На плотном картоне нарисуйте мышь 3,5 см и вырежьте ее. К тыльной ее стороне приклейте пару скрепок. 3. Положите игровое поле на 4 кубика, чтобы каждый из них поддерживал по одному углу. 4. Положите мышь на черный круг. 5.Под игровым полем положите магнит, который притянет скрепки приклеенные к мыши. 6. Двигая магнит, проведите мышь к сыру. |
17.Как соль отделить от перца? | Развитие у детей интереса к природе, наблюдательность. | Соль, перец, расческа. | 1. Насыпьте на столе кучку соли и перца. 2. Расчешите волосы и спросите у детей, что произойдет если провести расческой по горке. 3. Проведите расческой по кучке соли и перца. 4. Соль и перец начнут разделяться, т.к. в перчинках содержатся намагничивающиеся вещества, а расчески притягивает их, становясь источником статического электричества. |
18.Замороженная монетка | Дети учатся честности в выполнении | 2 одинаковые монетки. Умение не подглядывать. | 1. подержать монетки на пальцах, закрыть глаза, чтобы запомнить ощущение. 2. Вынести монету на улицу для охлаждения. 3. Вновь положить монеты на пальцы. 4. Холодная монета будет казаться тяжелее. |
19.Легче- тяжелее | Дети учатся сравнивать вес различных предметов. | Различные игрушки. | 1. Предложите детям почувствовать вес игрушек. 2. Разложите игрушки, от более легких предметов до самых тяжелых. |
20.Опыт с воздухом | Дети знакомятся с понятием воздух | Воздушные шары | 1. Детям задается вопрос, знают ли они, что такое воздух. Можем ли мы его увидеть. 2. Предлагается детям надуть шары и выпустить воздух себе на ладонь. 3. Сделать выводы, воздух не видим, но чувствуем |
21.Игрушки с воздухом | Дети узнают, что воздух легче воды | Игрушки наполненные воздухом, деревянные кубики, машинки таз с водой. | 1. Предложить утопить все игрушки в тазу с водой. 2. Сделать вывод, что утопив машинку, воздух вышел( поднимались пузырьки из воды) 3. В кубиках не было воздуха, поэтому они утонули сразу. 4. Игрушках в которых воздух есть, не утонули. 5. Вывод: воздух легче воды. |
22.Веера | Дети узнают, для чего нужны веера | Листы бумаги на каждого ребенка | 1. показать детям, как из бумаги делается веер. 2. Предложить помахать веером перед лицом. 3. Что мы чувствуем? Для чего люди изобрели веер? 4. Чем заменили веер в нашей жизни? ( вентилятор, кондиционер). |
23.Опыт с воздухом | Воздух не пускает воду | Стакан, банка с водой. | 1. Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. 2. Обратить внимание, что банку нужно держать очень ровно. Что получается? 3. Попадает ли вода в стакан? Почему нет? 4. Сделать вывод: В стакане есть воздух, он не пускает туда воду. |
24.Опыт с воздухом | Дети продолжаются знакомится с воздухом | Стаканчики с водой, трубочки. По числу детей. | 1. Детям предлагается сначала предположить, то что получится, если дуть в трубочку опущенную в воду. 2. Опыт. ( буря в стакане воды). |
25.Проращивание лука | Дети узнают, как растут перья лука. | Баночки из-под йогурта, луковицы. По числу детей. | 1. Предложить детям наполнить пустые баночки водой. 2. Положить сверху луковицу, чтоб она не тонула в баночку,( объяснить если луковица погрузится в воду, она испортится и опыт не получится) 3. Пометить каждую баночку, чтоб каждый ухаживал и добавлял воду по необходимости 4. Наблюдение и уход то тех пор, пока перья не прорастут. 5. Срез перьев лука перед обедом, беседа о пользе лука. |
26.Тень. | Дети узнают, что такое тень, чем отличается солнечная сторона от теневой | Мяч, солнечный день | 1. Положите на солнце мяч. Пусть дети внимательно рассмотрят теневую сторону и солнечную. 2. Чем они отличаются? Какая сторона более светлая и теплая? 3. Пусть дети сделают выводы о том, чем отличается сторона мяча, освещенная солнцем, от той которая скрыта от солнца. |
27.Перемещение тени. | Дети знакомятся с тем, что земля приближается и отдаляется от земли. | Рулон обоев, маркер. | 1. Утром, разложите обои, отметив длину тени ребенка, поставив его спиной к солнцу. 2. Вечером того же дня, до захода солнца, пусть ребенок встанет в том же направлении и на том же месте, где он стоял утром. 3. Отметить тень на другом рулоне. 4. Сравнить длину тени и направление. 5. объяснить, что земля приближается к солнцу и удаляется от него. |
28.Сравнить сухую и мокрую землю | | 2 стакана с почвой, стакан с водой простой карандаш. | 1. В один из стаканов с почвой налить воды 2. Сравнить почву в обоих стаканах. 3. Как изменился цвет мокрой почвы, ее сыпучесть и липкость. |
29.Тело человека. Как работает сердце | Дети знакомятся с собственным биением сердца. | Стетоскоп | 1.Попросить детей показать где находится сердце? Положить руку на сердце и почувствовать свое сердцебиение. 2. Расскажите детям, что сердце мышечный орган, перекачивающий кровь. 3. Попросить детей попрыгать, побегать минуту. 4.Послушать сердцебиение, оно участилось. 5. Послушать сердце стетоскопом. |
30.Для чего нужны пальцы | Знакомство с телом человека | Шерстяной носок, мелкие предметы (пуговица, скрепка) | 1. Попросить детей взять предметы пальцами. 2. предложить надеть носок на руку, и взять мелкие предметы 3. Сделать выводы, удобно ли брать предметы не имея пальцев |
31.Отпечатки пальцев | Знакомство с отпечатком пальцев | Ручки, листы бумаги и лупы на каждого ребенка | 1.Предложить закрасить ручкой одну из подушечек пальцев. 2.Прислонить палец к листку бумаги, не прижимая палец несколько раз к одному месту 3. Рассмотреть отпечатки, обратить внимание, что у каждого человека они свои. 4. Рассказать, как отпечатки пальцев помогают поймать преступника. |
Опыты предназначены для самостоятельной деятельности, могут проводиться ежедневно при желании детей.
Для этого в группе организован центр экспериментирования «Юный эколог», предлагаются наборы юных химиков в которые входят, колбы, пробирки, мерные стаканчики, весы, счеты, пипетки, воронки и т.д., дети свободно могут набирать воду и проводить эксперименты.
За два года работы собрана книга гербарий с названиями растений и деревьев, сделан макет моря с морскими жителями и различными ракушками, собранных детьми и их родителями, собрана коллекция камней: речных, морских, и камней напоминающих различные предметы, собрана коллекция плодов деревьев. В процессе работы были оформлены выставки собранного материала.
По итогу собранного материала и опробовав на практике материал, можно сделать выводы, что опытно-экспериментальная деятельность развивает навыки, как наблюдательность, умение предсказывать результат, сортировать предметы и творчески мыслить.
Дети более бережно относятся к животным, птицам, насекомым. Кругозор детей значительно расширяется, за счет пополнения развивающей среды в группе.