Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 35» г.Тамбова
Проект
Моя новая школа
Автор: Левчук Мария Сергеевна,
учитель начальных классов
Тамбов, 2015
Название проекта: «Моя новая школа».
Вид проекта: групповой, исследовательско – творческий.
Продолжительность проекта: долгосрочный (с сентября 2015 по май 2016).
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели подготовительной группы, родители воспитанников, учителя школы.
Актуальность темы: в жизни детей, их родителей, воспитателей нашей подготовительной группы наступает ответственный период – подготовка к школьному обучению. Детей необходимо подготовить морально, физически и интеллектуально, создать условия для формирования предпосылок школьного обучения и социализации.
На основании Федеральных государственных требований программа дошкольного образования должна обеспечивать достижение воспитанниками готовности к школе, а именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного освоения им основных общеобразовательных программ начального общего образования.
Я считаю, что важно готовить детей еще до школы, число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой и адаптироваться к школьной жизни, увеличивается. Многие родители слишком заняты карьерным ростом и поэтому вся ответственность за подготовку детей к обучению ложится на плечи воспитателей детских садов.
Будущая школьная позиция получает отражение в играх на школьную тему. Наблюдения за играми детей свидетельствуют о стремлении детей пoйти в школу, но их привлекает лишь внешняя сторона школьной жизни: атрибуты школьной жизни, желание сменить обстановку, смена социального статуса с «воспитанника» на «ученика» кажутся им заманчивыми, но психологически дети не готовы к началу школьного обучения. В педагогической литературе описывается, что у детей старшего дошкольного возраста отмечается незрелость регуляторных функций, затруднено произвольное поведение, память, речь, перед поступлением в школу появляются страхи, переживания связанные с предчувствием опасности или неудачи, неуверенность. К поведению ребенка предъявляются завышенные требования, соответствовать которым он не в состоянии. Все это ослабляет мотивацию и снижает самооценку.
Мотивационная готовность к школьному обучению складывается из:
• положительных представлений о школе;
• желания хорошо учиться в школе, чтобы знать и уметь много нового, чтобы радовать своих родителей;
• сформированной позиции школьника.
Данный проект направлен на создание положительной мотивации у дошкольников к обучению в школе, в нашей работе на сегодняшний день это направление является самым актуальным. А для чего нужно идти в школу?.. Чтобы учиться. А для чего необходимо учиться?.. Чтобы порадовать родителей. В данном возрасте – это самая важная духовная ценность.
«Мотивационная готовность ребенка к школе» является социальным заказом со стороны родителей и педагогов.
Проблема: мотивационная не готовность детей подготовительной группы к обучению в школе.
Цель проекта для воспитателя:
Создание условий для формирования у детей подготовительной группы положительного отношения к обучению в школе.
Задачи:
создать предпосылки для изучения детьми истории возникновения атрибутов школьной жизни;
создать условия для совместной деятельности взрослых (педагогов и родителей) и детей;
создать условия для формирования знаний, умений и навыков, необходимых в школьной жизни.
Цель проекта для детей:
формировать у детей подготовительной к школе группы социально – значимое отношение к школе;
развитие фантазии, мышления и способности детей к моделированию через познавательный интерес к конструированию.
Задачи:
воспитывать у детей положительное отношение к школе;
дать детям представление об истории возникновения и назначении школьных принадлежностей;
развивать исследовательские умения детей и навыки совместной работы с взрослыми;
воспитывать бережное отношение к атрибутам школьной деятельности.
Продукт проектной деятельности: макет «Моя школа», «Мой класс», ребенок с положительной мотивацией к обучению в школе.
Ожидаемые результаты:
- пополнение предметно – развивающей среды: макет «Моя школа», «Мой класс»;
- повышение интереса родителей к работе ДОУ.
Планируемый результат, выраженный в интегративных качествах ребенка:
Любознательный, активный | проявляет настойчивый познавательный интерес к своему будущему положению школьника, школьному обучению; стремится овладеть грамотой — чтением, письмом, счетом; |
Имеющий первичные представления об обществе (ближайшем социуме) | расширение знаний детей о мире школьников, интерес к школе, школьной атрибутике; формирование положительной мотивации к обучению в школе. |
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками | ребенок умеет работать по правилу и по образцу, ориентироваться на способ действия, слушать взрослого и выполнять его инструкции; имеет контрольно-оценочные умения; владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами языковой выразительности; владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | у ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности; самостоятелен и инициативный. |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослым и сверстниками | ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений; с удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту | |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | в поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость; способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели; повышение самооценки; соблюдает правила поведения на занятиях. |
Методы решения задач:
исследовательские методы: изучение и анализ методической литературы, наблюдение, беседа, диагностирование;
практические методы: релаксационные упражнения, упражнения–разминки, обыгрывание различных ситуаций, решение проблемных ситуаций, коллективные работы, моделирование;
наглядные методы: экскурсия, наблюдение, демонстрация наглядных пособий.
Игровые методы: дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, придумывание;
словесные методы: рассказ, беседа, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
графические методы: схемы, таблицы, рисунки.
Содержание проекта строится на принципах:
принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание проекта соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеется возможность реализации в массовой практике дошкольного образования);
проект соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности);
обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
проект строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
проект предусматривает решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Этапы проекта.
Подготовительный этап: октябрь.
Основной этап: октябрь – апрель.
Заключительный этап: май.
Календарно – перспективное планирование.
Сентябрь:
• Работа педагогов и родителей с научно – популярной и познавательной литературой: сбор сведений об истории возникновения школы, школьных принадлежностей;
• Подготовка педагогами и родителями экскурсии в школу;
• Работа с родителями (приобретение школьных принадлежностей для детей);
• Чтение художественной литературы о школе: И.Асеева «Первоклашкам», В.Берестов стихи о школьных принадлежностях («Портфель», «Учебник», «Тетради», «Пенал» и др.);
• Подготовка иллюстративного материала о школе;
• Подготовка встречи с бывшими воспитанниками, а теперь первоклассниками.
Октябрь:
• Вводная беседа «Зачем люди учатся в школе? »;
• Экскурсия в СОШ № 35;
• Сюжетно – ролевая игра «Школа»;
• Продуктивная деятельность «Букет для учителя»;
• Чтение художественной литературы: Е.Шварц «Первоклассница».
Ноябрь:
• Беседа «Школьные принадлежности»;
• Сюжетно – ролевая игра «Школьные принадлежности»;
• Образовательная ситуация «Собери куклу Машу в школу»;
• Рассматривание фотографий «Как наши родители учились в школе»;
• Обсуждение пословиц:
• Чтение художественной литературы: А.Барто «Я выросла», «Подружки идут в школу», В.Осеева «Волшебное слово», «Синие листья».
Декабрь:
• Беседа «Школьные правила, правила ученика»;
• Сюжетно – ролевая игра «Кто работает в школе»;
• Встреча с выпускниками детского сада предыдущего года, теперь первоклассниками «Книги из портфеля первоклассника» (знакомство с учебниками);
• Конструирование «В какой школе ты бы хотел учиться?»;
• Чтение художественной литературы: Л.Н.Толстой «Филиппок».
Январь:
• Игровая деятельность «Лучший друг ученика» (игры и развлечения с портфелем);
• Дидактическая игра «Мой путь в школу»;
• Заучивание стихотворения А.Барто «В школу»;
• Чтение художественной литературы: М.Зощенко «Пора вставать», К.Драгунская «Когда я была маленькая», Ю.Вийра «Дедушкины валенки».
Февраль:
• Познавательно – исследовательская деятельность «Школьный портфель» (что можно, а что нельзя положить в портфель школьника);
• Дидактическая игра «Школьные чувства»;
• Домашнее задание: «Я ученик» (рисование по представлению);
• Прослушивание песни «Первоклашка»;
• Чтение художественной литературы: Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома».
Март:
• Продуктивная деятельность: рисование «Мой помощник – школьный портфель;
• Сюжетно – ролевая игра «Магазин школьных принадлежностей»;
• Чтение художественной литературы: Л. Гераскина «В стране невыученных уроков»;
• Папка – передвижка для родителей «Ребенок идет в школу».
Апрель:
• Творческое придумывание – сочинение «Я иду в школу»;
• Дидактическая игра «Путешествие в школу»;
• Изготовление макета «Моя школа», «Мой класс»;
• Прослушивание песни «Чему учат в школе»;
• Чтение художественной литературы: В.Драгунский «Денискины рассказы», Н.Некрасов «Школьник»
Май:
• Чтение художественной литературы: И.Лысцов «Как тетрадка родилась», А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда книга пришла».
•Открытое занятие для родителей «Загадки Наукеи»;
• Завершение изготовление макета «Моя школа», «Мой класс»;
• Презентация макета «Моя школа», «Мой класс»;
• Родительское собрание «Наши достижения за год»;
• Анкета для родителей: «Насколько вы готовы быть родителем школьника» (автор А.Колеченко);
• Папка – передвижка: «Ребенок идет в школу. Рекомендации родителям будущих первоклассников»
• Диагностика сформированности положительной мотивации к обучению в школе.
Практическое использование макета: «Моя школа», «Мой класс»:
• для сюжетно – ролевых игр «Школа», «Я первоклассник»;
• для параллельных и будущих подготовительных групп в качестве наглядного пособия.
Значимость проекта для СОШ.
Проект направлен на формирование у детей подготовительной к школе группы социально – значимого отношения к школе, представлений о школе как о важной ступени становления человека в обществе других людей. Проект направлен на развитие у детей творческих способностей и фантазии в процессе выполнения заданий, а это немало важно для успешного обучения.
Реализация проекта позволит расширить представления детей о школьной жизни: школьных атрибутах, деятельности ученика и учителя, о жизни учеников, разовьёт навыки совместной исследовательской работы с взрослыми, сформирует чувство сопричастности к миру школы.
При завершении проекта я предполагаю, что дети получат новые представления о школе как следующей ступени образования. Реализация проекта будет способствовать развитию любознательности детей, повысит их интерес к школьной жизни. Полученные знания повлияют на формирование у детей положительной мотивации к учебному процессу, а процесс совместной работы поможет закрепить правила общения. В итоге получим психологически готового к обучению в школе ребенка.
Литература
1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, 3. А. Михайлова и др. — СПб : Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 528 с.
2. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Интернет ресурсы: http://kuvmetodist.ucoz.ru
3. Нижегородцева, Н. В., Шадриков, В. Д. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. – М : Гуманит. Издательство «Центр ВЛАДОС», 2001. – 256 с.
4. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности/ авт.сост. Л.П.Пяткова и др. – Волгоград: Учитель, 2013. – 175 с.
5. Современные технологии обучения дошкольников / авт.сост. Е.В. Михеева. – Волгоград: Учитель, 2013. – 223 с.
6. Психолог советует: Наглядное пособие. – СПб: Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 12 с.
7. Пазухина, И.А. Ребенок идет в школу. Рекомендации родителям будущих первоклассников. – СПб : Издательство «Детство – Пресс», 2011. – 16 с.
8. Матвеева, О.А. Развивающая и коррекционная работа с детьми 6 – 12 лет. М : Педагогическое общество России, 2001. – 160 с.
9. Интернет ресурсы: http://maaam.ru, http://altair132.ru, http://vospitatel.com.