Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7 села Стародубского Буденновского района»
Ставропольского края
Оценка экологического состояния почвы
по ее качественному составу
на пришкольном участке
Автор:
Малашенко Ангелина
ученица 9 класса МОУ СОШ №7 с.Стародубского
Руководитель:
Михальченко Валерия Васильевна,
руководитель экологического кружка
Консультант:
Громыло Елена Алескеевна
учитель биологии МОУ СОШ № 7 с.Стародубского
Кудренко Нина Викторовна,
учитель химии МОУ СОШ № 7 с.Стародубского
с. Стародубское, 2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………..2
Актуальность работы
Цели и задачи исследования.
Объект и программа исследования
1. Основная часть ………………………………………………………………………5
1.1. Теоретическое обоснование ……………………………………………….….5
1.2. Исследовательская работа………………………………………………….…..8
Определение механического состава и структуры почвы
Определение наличия влаги в почве
Определение наличия воздуха в почве
Определение наличия микроорганизмов в почве
Определение кислотности почв.
Исследование почвы на засолённость.
2. Выводы и рекомендации…………………………………………………………….11
3. Список использованной литературы………………………………………………..12
4. Приложение………………………………………………………………………..….13
Введение
О почве часто слышу споры,
Какая жизнь бытует в ней:
Трав семена, грибные споры,
Сплетенье множества корней.
.
В любой земле свои начинки!
Найдутся в ней наверняка,
Медведки въедливой личинки,
Личинки майского жука.
.
В ней дождевых червей раздолье
И множество мышиных нор.
И мелкий фермер смотрит с болью
На муравьиный Эльсинор.
.
Поют «сурок всегда со мной»,
Но что бы там ни пели,
Сурок под кровлей земляной
Зимой сопит в постели.
.
Не забывайте о шмеле –
Подземный житель всё же…
Лягушка прячется в земле,
К зиме устроив ложе.
.
На урожай она везуча.
Подкормки вносишь не спеша.
Легка землица и сыпуча,
Да и наощупь хороша.
.
Две грядки сдобрены вполне,
Возделаны с любовью,
Чтоб поселились по весне
На них свекла с морковью.
.
Сергей Каратов
29 сентября 2023 г.
Актуальность изучения почвы обусловлена рядом факторов.
Экологическая безопасность. Исследование почв позволяет дать объективную оценку состояния окружающей среды и принять научно обоснованные меры по её улучшению. Почвенный покров выполняет функцию биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений
Сохранение и повышение плодородия почвы. Изучение состава почвы помогает определить достоинства и недостатки различных типов почв, а также то, какие удобрения вносить при выращивании определённых культурных растений
Влияние на здоровье человека. От почвы зависит качество питания людей. Доказано, что ряд заболеваний связаны с определёнными почвенными условиями: избытком или недостатком химических элементов, нарушением их соотношения.
Химический анализ грунта даёт возможность выяснить качество земли и её пригодность для земледелия, определить необходимость обеспечения почвы удобрениями, чтобы повысить урожай
В наше время, важно знать, какие химические элементы и их соединения входят в состав почвы для выращивания цветочных, кустарниковых и древесных растений. В последние годы подобных исследований на территории пришкольного участка не проводилось. Не зная состава, наугад, химические удобрения вносить нельзя. Дело в том, что, попадая в почву не своевременно или в избыточном количестве, удобрения могут переходить в труднодоступные для растений химические соединения, накапливаться в почве и воде, попадать в организм человека. Поэтому, нужно разработать рекомендации по улучшению состава почвы пришкольного участка и рекомендации по внесению минеральных удобрений.
Почвы – это особое природное тело, такое же особенное, как животные, растения и минералы. Это биокосное (есть живые и неживые вещества) образование.
Почва – это не только то, что прилипает к нашим рукам после работы на огороде и что мы обычно называем землей. Помимо этих твердых частиц минералов, органических остатков и органоминеральных химических соединений почва состоит также из воды (точнее почвенного раствора), газов и живых существ, обитающих в ней. Почва возникает на границе литосферы и атмосферы в результате воздействия климата и живых организмов (растений и животных) на горные породы и покрывает практически всю сушу, образуя почвенный покров. Для того, что бы понять, как образовался и как живет этот объект природы, состоящий из твердой земли, воды, воздуха и живого вещества, нужны знания не только по географии, биологии, химии, но еще по геологии и некоторым разделам физики.
На одних почвах растения чувствуют себя хорошо, обильно цветут и дают богатые урожаи. На других почвах урожайность намного ниже. Чтобы найти причину, нужно хорошо знать характеристику почвы и своевременно и грамотно проводить мелиоративные мероприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные, полученные в работе, могут быть использованы при выращивании различных декоративных культур на пришкольном участке.
Мы заинтересованы в том, чтобы вокруг нашей школы было чисто и красиво. Пришкольную территорию стараемся содержать в чистоте, регулярно проводим субботники. Цветы на клумбах приживаются плохо, поэтому стараемся сажать деревья. Но и деревья растут медленно, часто засыхают, выглядят угнетенными. В 2020 году и в 2023 году на пришкольном участке были высажены березы, но из 40 деревьев принялись только 17 штук.
Изучив литературу по данной проблеме, мы предположили, что причины плохого роста растений могут быть в состоянии почвы на участке. Корни растений нуждаются в большом количестве места, воды и воздуха. Почва должна быть такой, чтобы она могла удержать необходимое количество питательных веществ, для хорошего роста корней. Поэтому, мы решили исследовать экологическое состояние почвы взятой с территории участка, с целью разработки предложений по их улучшению. Для проведения исследования была изучена литература, подобраны химические реактивы и оборудование. Также мы обратились к интернет – ресурсам.
Оказалось, что берёзам нужна кислая почва с уровнем pH около 6,0. Если берёза растёт в щелочной почве с уровнем pH выше 7, она может заболеть хлорозом. Из-за этого листья берёзы теряют зелёный цвет и преждевременно опадают в начале или середине сезона. Берёзы хорошо растут на влажных или периодически увлажняемых почвах. В очень песчаных или глинистых почвах мало органических веществ, и они не могут удерживать влагу в достаточном количестве. Это может привести к засухе, если берёзы не будут получать регулярный полив или дождевание. Хотя берёзы могут пережить лёгкую периодическую засуху, в ответ на неё они сбрасывают листья, что нежелательно.
Работа состоит из теоретической и практической части. В теоретической мы изучали, систематизировали и обобщали материал по интересующим нас вопросам, а в практической части проводили исследовательский эксперимент.
Цели и задачи исследования.
Цель: изучить свойства почвы и дать оценку экологического состояния пришкольного участка
Задачи:
Исследование состава почв: на содержание органики, влаги, воздуха
Определение типов почв
Определение кислотных свойств почв
Исследование почв на содержание в них нитратов, карбонатов, хлоридов, сульфатов
Знакомство с профессией эколога
Объект исследования
В качестве объекта изучения были взяты пробы почв в 2-х точках пришкольного участка площадью 22485,20 кв.м
Программа исследования:
Изучение литературы;
Визуальное обследование объекта;
Отбор проб почвы;
Проведение физико-химического анализа качества почвы по стандартной методике;
Составление плана по улучшению состояния почвы;
Разработка рекомендаций по внесению необходимых минеральных удобрений и по выбору декоративных культур.
Исследования проводились весной 2025 года.
1. Основная часть
1. Теоретическое обоснование.
В своей работе мы использовали популярную и научную литературу для ориентировки в проблемах исследования почв, которая имелась в школьной библиотеке, кабинете биологии, географии и химии, а также сеть интернет. Прорабатывались книги, журналы, методические разработки, географические карты, атласы, интернет-ресурсы.
Общая характеристика почв
Почва - особое природное образование, обладающее рядом свойств, присущих живой и неживой природе; Представление о почве как о самостоятельном природном теле с особыми свойствами, отличающими его от материнской (почвообразующей) породы, развивающемся в результате взаимодействия факторов почвообразования, было создано в последней четверти XIX в. В. В. Докучаевым — основателем современного почвоведения. Плодородие почвы, т. е. способность обеспечивать растения водой и пищей, позволяет ей участвовать в воспроизведении биомассы.
Выделяют основные факторы почвообразования – климат, материнская порода, растительный и животный мир, рельеф, а также хозяйственная деятельность человека. Климат воздействует на тепловой и водный режимы почв, обусловливая проходящие в ней процессы и их интенсивность, и в значительной степени определяет растительный покров и животный мир.
Характеристики почвы, влияющие на плодородие:
механический состав;
минералогический и химический состав;
физические свойства почвы;
водный, воздушный и тепловой режим почвы;
живые организмы и т д.
Материнская порода в процессе почвообразования превращается в почву. От её механического состава и структурных особенностей зависят физические свойства почв – водо- и воздухопроницаемость, влагоемкость и другие, следовательно, водный, тепловой, воздушный режимы, скорость передвижения веществ в почве.
По механическому составу почвы делятся на песчаные, супесчаные, суглинистые, глинистые и легкие суглинистые. Основное отличие-это соотношение песка и глины.
Таблица 1
тип почвы | соотношение глины и песка, в % | свойства | структура |
глинистая | 90/10 | тяжелая | бесструктурная |
суглинистая | 70/30 | тяжелая | комковатая |
супесчаная | 60/40 | легкая | ореховатая |
песчаная | 10/90 | легкая | бесструктурная |
У песчаных почв хорошая воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства, но влага в них быстро уходит в нижние слои. В таких почвах корневая система растений развивается плохо. При увлажнении песчаных почв, их комочки не скатываются в шарик.
Супесчаные почвы воздухопроницаемы, у них благоприятные тепловые свойства, но они тоже не достаточно влагоустойчивы, корневая система в них развивается слабо.
У суглинистых почв удовлетворительная воздухопроницаемость, благоприятные тепловые свойства. Корневая система растений в них развивается удовлетворительно и при увлажнении суглинистые почвы скатываются в колбаску с тонким кончиком, не ломающуюся при сгибании. Эти почвы обладают хорошей структурой, большим запасом питательных веществ, доступных растениям, а поэтому более плодородны. Однако и суглинистые почвы нуждаются в своевременном пополнении запасов питательных веществ.
Глинистые почвы отличаются плохой воздухопроницаемостью, неблагоприятными тепловыми свойствами. Они влагоустойчивы, часто бывают переувлажненными, плохо обогреваются. Корневая система растений в таких почвах развивается очень плохо и комочки .
Главным свойством почвы является ее плодородие. Плодородие почвы формируется в результате взаимодействия многих компонентов. Большую роль в этом процессе играет гумус — перегной, который образуется в результате переработки отмерших растений микроорганизмами. В почве разлагаются останки отмерших растений: корешки, стебли, листья. Их перерабатывают дождевые черви, жуки-навозники, муравьи, бактерии. В результате на поверхности образуется плодородный слой почвы, который даёт растениям жизнь. Почва содержит в себе много веществ, которые нужны для полноценной жизни растений. Самыми важными из них являются азот, фосфор, калий.
Основными агрохимическими показателями анализа почвы, без которых не обходится ни одна посадка растений, является содержание гумуса, подвижных форм фосфора и калия, кислотность почвы.
Одной из наиболее важных характеристик является кислотность почв, ведь она влияет не только на урожайность, но и на почвообразовательные процессы. От нее зависит эффективность использования удобрений, развитие заболеваний культурных растений.
Кислотность почвы - это важнейший показатель анализа почвы, характеризующий содержание протонов водорода в почве. Обычно этот показатель выражается величиной рН. Большинство растений лучше произрастает при нейтральной или слабокислой реакции почвы. Как кислая, так и щелочная реакция почвы губительны для растений. Кислотность почвенного раствора оказывает большое влияние на развитие растений и жизнедеятельность микроорганизмов. Обычно при усилении кислотности угнетается рост и развитее большинства культурных растений и бактериальной микрофлоры.
Все почвы делят на сильнокислые, среднекислые, слабокислые, нейтральные, слабощелочные, щелочные и сильнощелочные. Приведенная классификация характеризуется величиной рН.
Причины закисления. Повышение кислотности часто называют закислением.
1. Выделение (выдыхание) микроорганизмами и корнями растений углекислого газа, при растворении которого в воде образуется угольная кислота.
2. Образование некоторых форм гумуса, имеющих повышенную кислотность. Это может происходить при переработке трудно разлагаемого органического вещества-например хвойной подстилки.
3. Всасывание растениями с почвенной влагой катионов щелочных и щелочноземельных металлов (калия, натрия, кальция, магния), приводящее к обогащению почвенного раствора кислотными компонентами.
4. Внесение кислотообразующих удобрений. К таким удобрениям относятся, прежде всего, аммиачные удобрения на основе мочевины, преобразование которой в нитратную форму, усвояемую растениями, сопровождается образованием азотной кислоты.
5. Кислотные осадки, при которых в почву с дождевой водой попадают серная, азотная и сернистая кислоты (pH кислотного дождя может достигать 2-3 единицы). Обычный (некислотный) дождь содержит также угольную кислоту за счет растворения углекислого газа и всегда имеет некоторую кислотность. Кислотность дождей может значительно возрастать в случае промышленных выбросов в атмосферу, содержащих щелочные компоненты
Как известно, в процессе жизнедеятельности растения поглощают из почвы большое количество минеральных солей.
Минеральные удобрения являются наиболее крупным резервом подъёма урожайности и повышения плодородия почв.
Минеральные удобрения подразделяются на простые, содержащие один элемент питания, и комплексные (сложные, комбинированные и смешанные), содержащие два-три макроэлемента, а также микроэлементы.
Азот - один из основных элементов питания растений. Он входит в состав белков, нуклеиновых кислот, хлорофилла, алкалоидов, ферментов, других важных для жизни растений органических веществ. Условия азотного питания оказывает большое влияние на развитие растений. При недостатке этого элемента их рост резко ухудшается, стебли становятся хрупкими, слабо ветвятся, листья преждевременно желтеют, что отрицательно сказывается на урожае плодов. Главный источник азота в почве – гумус.
Основной способ пополнения запасов азота в почве – внесение азотосодержащих удобрений. Азот в таких удобрениях находится в нитратной NO3-, аммонийной NH4+ и амидной NH2- формах.
К группе минеральных удобрений также относятся фосфорные и калийные.
Фосфор в растениях содержится в минеральных и органических соединениях, оказывает многостороннее влияние на жизнедеятельность растений. При хорошем фосфорном питании значительно повышается урожай и улучшается качество сельскохозяйственной продукции. У злаковых культур возрастает доля зерна в общем урожае, в овощах, плодах и корнеплодах увеличивается содержание сахара, в клубнях картофеля-крахмала.
Недостаток фосфора бьет по темпам образования новых клеток , количеству плодовых почек и зимостойкости растений.
Оптимальное фосфорное питание способствует ускоряет развитие и созревание плодов. Фосфорные удобрения смягчают отрицательное действие засухи, существенно снижают коэффициент водопотребления. Кроме того, при оптимальном фосфорном питании лучше развивается корневая система растений, что также повышает их засухоустойчивость. Фосфор не оказывает отрицательного влияния на растения даже при внесении очень высоких доз фосфорных удобрений.
Калий – один из важнейших элементов питания растений. Он способствует нормальному течению фотосинтеза, накоплению в растениях ряда витаминов, активизирует работу многих ферментов. Калий — один из немногих элементов питания, который необходим плодовым растениям в большом количестве в любой период развития, особенно в период плодоношения. В зависимости от породы и сорта листья плодовых культур содержат в среднем 1,5–2,5% калия, а плоды — 0,6–2,0 % (в пересчете на сухую массу). Самое высокое содержание калия в плодах абрикоса и субтропических культурах. Именно поэтому плоды южных плодовых культур особенно ценятся как продукты питания. Калий увеличивает поступление воды в клетки, повышает осмотическое давление и тургор, снижает процент испарения воды.
Правильное применение калийных удобрений улучшает качество продукции, увеличивает в ней содержание белков и углеводов.
2.2 . Исследовательская деятельность
Взятие почвенных образцов. Определение механического состава и структуры почвы.
Познакомившись с литературой и методикой проведения исследований С.В. Алексеева, мы провели опыты.
Отобрали пробу по 100-200 г в точках участка, изображённых на рисунке (Приложение 1. Табл. № 1).
Поместили пробы в пластиковые стаканы.
Поместили пробы на поддон ровным слоем, отобрали инородные включения в почве (камни, корни, древесину, остатки организмов, мусор и др.)
Затем мы слегка увлажнили комочек почвы, размешали до тестообразного состояния и скатали в шнур, который затем сгибали в кольцо. По тому, как скатывалась почва и сгибалась в кольцо, мы определяли ее механический состав, используя таблицу № 2 (Приложение 1. Таблица №2).
Определили тип почвы (Приложение 1. Таблица №3 )
Способность почвенных частиц соединятся в относительно устойчивые комочки, называется структурой почвы. Структура определяет особенности водного и воздушного режимов почвы, поэтому является одним из признаков её плодородия. Известно, что структурная почва – комковатая или зернистая, состоящая из комочков до 10 мм в диаметре; бесструктурные почвы состоят из очень мелких частиц – до 0,001 мм в диаметре.
Определение наличие влаги в почве.
Небольшую пробу почвы каждого образца поместили в сухую пробирку и нагрели.
Пользуясь таблицей 4 Приложения рассмотрели возможные показатели влажности почвы, и сделали вывод по каждому образцу.
Основные физические показатели занесли в таблицу 5 Приложения.
Определение наличия воздуха в почве (аэрация)
Небольшую пробу почвы опустили в стакан с водой, пронаблюдав выделение пузырьков воздуха, что говорит о наличии воздуха в почве
Определение наличия в почве микроорганизмов.
Пробу почвы поместили в пробирку, добавили воды и взболтали. Поместили каплю воды из пробирки на предметное стекло, накрыв его другим предметным стеклом. И рассмотрели при малом увеличении микроскопа. Микроорганизмы не обнаружили. На участках были замечены дождевые черви.
Определение кислотности почвы.
В пробирку поместили почву (столбик почвы должен быть 2-3 см). Прилили дистиллированную воду, объем которой должен быть в три раза больше объема почвы. Закрыли пробирку пробкой, тщательно встряхивали в течение 1-2 минут. Профильтровали полученную смесь почвы и воды. Почва осталась на фильтре, а собранный в пробирке фильтрат представляет собой почвенную вытяжку (почвенный раствор). Взяли универсальный индикатор, нанесли на него палочкой почвенный раствор. Определили по окраске универсального индикатора рН почвенного раствора. Если лакмус окрашивается в розовый цвет, то почва является кислой, а если в зеленоватый, то-щелочной. Результат занесли в таблицу. (Таблица № 6).
Исследование почвы на засолённость.
А). Обнаружение карбонатов в почве.
Избыток растворённых в почве солей (её засоленность) снижает её плодородие. Такими солями являются хлориды натрия, магния, кальция, карбонат и сульфат натрия.
Для обнаружения карбонатов на каждую из проб наносили несколько капель 10% раствора соляной кислоты. Если почва содержит карбонат- ион, то под действием кислоты начинается выделение углекислого газа. Почва как бы «вскипает». Почвы, «вскипающие» от 10% соляной кислоты, относят к карбонатным. Данный химический процесс выражается следующим химическим уравнением:
Na2CO3 +2HCl = 2 NaCl + CO2 + H2O
Интенсивность выделения углекислого газа, то есть интенсивность «вскипания» (бурное, среднее, слабое) даёт предварительную количественную оценку содержания карбонат-иона в почве.
Вывод по результатам эксперимента. Вскипание отсутствует.
Б). Определение наличия хлоридов в почве.
Для постановки опыта необходимо подготовить водную вытяжку. Для этого взяли по 25 граммов исследуемых образцов почвы, поместили их в стаканчики, добавили 50 мл воды. Взболтали содержимое колб, дали отстояться в течение 5 - 10 минут. Ещё раз взболтали и после отстаивания профильтровали. Вытяжку использовали для определения хлоридов и сульфатов в почве.
Отлили в 2 пробирки по 5 мл почвенной вытяжки и добавили в каждую из них несколько капель 10% азотной кислоты и по каплям раствора нитрата серебра. Если хлориды присутствуют, то образуется хлопьевидный белый осадок хлорида серебра, который на свету темнеет и не растворяется в азотной кислоте.
Уравнение происходящей реакции:
AgNO3 + NaCl = AgCl + NaNO3
Если признаком реакции при анализе образца будет хорошо различимый белый творожистый или хлопьевидный осадок, то данный образец содержит десятые доли процента хлорид-ионов. Если раствор только мутнеет, то есть теряет прозрачность, то в почве содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид-ионов.
Вывод по результатам эксперимента. Раствор слега помутнел, т.е. в почве содержатся сотые и тысячные доли процента хлорид-ионов.
В). Обнаружение сульфатов в почве.
К 5 мл почвенной вытяжки каждой из 2 проб прилили несколько капель концентрированной соляной кислоты и 3 мл 20%-ного раствора хлорида бария. Если почва содержит сульфат-ион, то появляется белый тонкодисперсный или молочный осадок сульфата бария. О концентрации его в почвенной вытяжке можно судить по степени прозрачности полученной смеси (густой осадок, мутный или почти прозрачный раствор).
Уравнение качественной реакции:
BaCl2 + Na2SO4 = BaSO4 +2 NaCl
Вывод. Результаты исследований обобщены в таблице. (Таблица № 7).
Г) Обнаружение нитратов в почве
Определение нитрат-ионов целесообразно провести параллельно в стандартных растворах, содержащих нитрат-ионы в водной вытяжке из почвенных образцов.
Налили в пробирку 1мл испытуемого раствора, долили к нему 1мл концентрированного раствора NaOH. Аммиак определяется по покраснению лакмусовой бумаги, смоченных в дистиллированной воде.
Вывод. Результаты исследований по химическим показателям занесены в таблицу № 7 (Таблица № 8)
Выводы и рекомендации.
По итогам работы мы разработали рекомендации по внесению необходимых минеральных удобрений и по выбору возделываемых культур (Приложение № 2), а также определили группы овощных, плодовo-ягодных культур, древесных культур и дикорастущие растения по отношению к почвенной кислотности - биоиндикаторы почв.
(Приложение 1.Таблица № 8).
В результате проделанной работы можно сделать вывод, что экологическое состояние пришкольного участка удовлетворительное.
Слабокислая почва цветочной клумбы | Цветы: астры, цинния, петунии, сальвия, бархатцев, настурции, агератум,рудбекии,земляника,крапива,лютик,малина,осока хвощ,щавель,газонные злаки, гвоздика, гербера, жасмин, львиный зев, хризантемы. Кустарники: смородина, сирень, шиповник, розы, лещина крыжовник Деревья: каштан, сосна. |
Нейтральная почва лесопарковой зоны | Цветы: амарант, бархатцы, луковичные, ирисы, цикорий, Деревья:акация, вяз, вишня, груша, слива, яблоня, дуб, клен, липа, |
Можно посадить вереск, калину, гортензию, ландыш майский, бадан, лилии, но потребуется чуть больше труда.
Отсутствие карбонатов в почве школьного поля, говорит об удовлетворительном плодородии почвы, и, следовательно, пригодности для выращивания культур с глубокой корневой системой. Поэтому рекомендуем сажать деревья и кустарники.
Было внесено предложение в администрацию школы: для очистки пришкольного участка от сорных растений провести дополнительную обработку почвы и использовать сидераты (зелёные удобрения) — растения, выращиваемые с целью их последующей заделки в почву для улучшения её структуры, обогащения азотом и угнетения роста сорняков.
Заключение.
Данная работа позволила познакомиться мне с профессией эколога.
В современном мире профессия эколог приобрела особое значение. Специалисты-экологи следят за здоровьем нашей планеты, заботятся о чистоте воды, воздуха и почвы. А это напрямую влияет на нашу жизнь.
Экология – наука, которая посвящена изучению взаимодействия живых организмов с окружающей средой и выявлению закономерностей такого взаимодействия. Термин «экология» был введен Эрнстем Геккелем в XIX веке. Примерно в это время люди с большим интересом стали изучать влияние антропогенных факторов на природу, более осознанно подходить к их оценке.
Вот некоторые из основных функций эколога:
-Исследование экосистем: Изучение различных компонентов экосистемы и взаимоотношений между ними.
-Мониторинг окружающей среды: Отслеживание и анализ изменений в природной среде, вызванных естественными процессами или человеческой деятельностью.
-Оценка воздействия на окружающую среду: Анализ потенциального воздействия различных проектов на окружающую среду и разработка рекомендаций по минимизации отрицательного воздействия.
-Разработка стратегий сохранения: Создание планов и методов по охране и восстановлению уязвимых экосистем и видов.
-Проектирование и внедрение систем устойчивого развития: Подбор и реализация методов и технологий для обеспечения экологически устойчивого использования ресурсов.
-Экологическое просвещение: Организация и проведение обучающих программ, лекций и семинаров по вопросам экологии для различных групп населения.
-Сотрудничество с государственными и негосударственными организациями: Работа в рамках законодательства, разработка новых законопроектов и нормативов по охране окружающей среды.
-Экологическая экспертиза: Оценка проектов, продуктов или технологий на предмет их соответствия экологическим стандартам и требованиям.
-Анализ данных: Сбор, обработка и анализ данных о состоянии окружающей среды с использованием современных методов и технологий.
-Работа с общественностью: Взаимодействие с местными сообществами, бизнесом и СМИ для привлечения внимания к экологическим вопросам и формирования понимания необходимости действий в этой сфере.
Кому подойдет профессия эколога
Профессия эколога может быть интересна для людей с различными интересами и личностными качествами. Вот основные из них:
Интересы:
Любовь к природе: Экологи часто работают в полевых условиях, изучая различные аспекты природной среды.
Исследования: Желание понимать, как работают экосистемы и как человеческая деятельность влияет на окружающую среду.
Решение проблем: Интерес к поиску решений экологических проблем, таких как загрязнение или вымирание видов.
Образование и просвещение: Желание обучать других и распространять знания о важности сохранения окружающей среды.
Личные качества:
Аналитические навыки: Способность анализировать данные и делать выводы на основе научных исследований.
Внимательность к деталям: Экологам необходимо точно измерять и наблюдать за множеством факторов в их работе.
Терпимость: Полевая работа может требовать длительного нахождения в условиях, которые не всегда комфортны.
Коммуникабельность: Экологам часто приходится работать в команде и общаться с представителями разных профессий, а также с общественностью.
Этичность: Понимание ответственности перед природой и будущими поколениями, стремление действовать в интересах сохранения окружающей среды.
Люди с такими интересами и качествами, вероятно, найдут профессию эколога удовлетворительной и значимой. Эта профессия не только предоставляет возможность вносить вклад в сохранение природы, но и постоянно учиться, развивая свои знания и навыки.
Карьера эколога
Карьера эколога может включать множество этапов, в зависимости от образования, интересов, личных качеств и опыта. Вот пример карьерной лестницы для эколога.
Студент-эколог (бакалавриат/магистратура):
Участие в лабораторных и полевых исследованиях под руководством опытных специалистов.
Ассистент в исследовательских проектах.
Публикация первых научных статей и докладов на конференциях.
Младший эколог / Эколог-исследователь:
Проведение собственных исследований.
Сотрудничество с другими учеными и экологами.
Начало карьеры в государственных органах, исследовательских центрах или экологических организациях.
Специалист по экологической оценке / Эколог в промышленной компании / Экоаудитор:
Оценка воздействия на окружающую среду различных проектов и предприятий.
Разработка и внедрение экологических стандартов и практик.
Старший эколог-исследователь / Руководитель экологических проектов:
Управление командами исследователей или экологов.
Разработка и реализация крупномасштабных экологических проектов.
Экологический консультант:
Предоставление консультаций различным организациям и предприятиям по экологическим вопросам.
Разработка стратегий устойчивого развития.
Руководитель отдела экологии / департамента:
Ответственность за экологическую политику компании или организации.
Взаимодействие с государственными структурами, общественностью и международными партнерами.
Профессор / Доцент по экологии в учебном заведении:
Обучение студентов, проведение лекций и семинаров.
Руководство научными работами и исследованиями.
Конечно, карьерный путь каждого эколога индивидуален. Некоторые могут решить специализироваться в конкретной области экологии, в то время как другие могут выбрать более прикладное, управленческое или образовательное направление.
Профессия эколога сейчас востребована, как никогда. Про экологию говорят, пишут и спорят на разных уровнях — от международных организаций до обычных граждан. Экологические проблемы становятся все более острыми и сложными, а значит, требуются квалифицированные специалисты, способные их решать. Профессия эколога в будущем будет только развиваться и усиливать свое значение. Это связано с ростом экологического сознания и ответственности людей, а также с усилением экологических проблем и вызовов.
Список использованной литературы
1. Алексеев С.В. Практикум по экологии. Москва. АОМДС.1996г.
2. Батулин В.Г. Пособие по экологии для учителя. Москва. 2002г.
3. Вишнякова В.Ф.. Экология Ставропольского края 9-11 класс. Ставрополь. 2000г.
4. Ганичкина О.А. Советы огородникам. – М. Аркадия, 1998 г.
5. Горский В.А. Техническое творчество и сельскохозяйственное
Опытничество во внеклассной работе с учащимися. – М. Просвещение, 1989 г.
6. Криксунов Е.А. . Экология 9 класс. Издательский дом «Дрофа». 1995 г.
7. Крючков. Д.И. . Большой справочник начинающего эколога Мониторинг. С.- Петербург. 2001г.
8. Миркин Б.М., Наумова Л.Г.«Экология России». Москва АО МДС 1996
9. Новиков Ю.В.. «Природа и человек». Москва, Просвещение, 1991 г.Сеть Internet.
10. Польский Б.Н. Рассказы о почве. - М. Просвещение. 1977г.
11. Хворостухина С. А. Как повысить плодородие в почве. – Москва.Литагент «РИПОЛ».2012
11. Чернова Н.М.. Основы экологии. Москва, Дрофа, 2002 г.
Сеть Интернет
http://bookitut.ru
http://da4niku.ru
http://fictionbook.ru
http://geographyofrussia.com
http://soils.narod.ru
https://postupi.online/professiya/ekolog/?ysclid=m8rcw1rfak890352712
Приложение1
Таблица № 1
Точки участка для взятия проб
Здание школы № 7 с.Стародубского
Проба № 1
Лесопарковый участок
Проба № 2
Цветочная клумба
Таблица № 2.
Механический состав почвы
Тип почвы по механическому составу | Особенности скатывания почвы |
1. песчаная почва | Почва не скатывается в шарик |
2. супесчаная почва | Почва скатывается в шарик |
3. лёгкая суглинистая почва | Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании |
3. суглинистая почва | Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, ломается при изгибании |
5. тяжёлая суглинистая почва | Почва скатывается в колбаску с тонким кончиком, не ломается при изгибе. |
6. глинистая почва. | Почва скатывается в колбаску, легко сгибается, не ломаясь, в кольцо. |
Таблица № 3.
Определение типа почвы
(по методике С.В. Алексеева)
№ пробы | Особенности скатывания | Тип почвы. |
Проба № 1 Лесопарковый участок | Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании | лёгкая суглинистая почва |
Проба № 2 Цветочная клумба | Почва скатывается в толстую колбаску, которая ломается при изгибании | лёгкая суглинистая почва |
Таблица № 4.
Показатели влажности почв
Степень влажности | Характеристика |
Сырая | Сочатся капельки воды |
Очень влажная | Вода не сочится, но приложенный к почве лист фильтровальной бумаги быстро намокает |
Влажная | Приложенный к почве лист фильтровальной бумаги намокает |
Свежая | Почва на ощупь прохладная, чувствуется, что в ней есть влага, но фильтровальная бумага , приложенная к почве, не намокает |
Сухая | Почва на ощупь сухая, рассыпающаяся |
Очень сухая | Почва рассыпается сразу. |
Таблица № 5
Общие физические свойства взятых образцов почвы
(по методике С.В. Алексеева)
№ пробы | Место отбора пробы | Структура почвы (рассыпчатая, комковатая, каменистая и др.) | Состав почвы. (наличие инородных включений, их характер) | Результаты определения влажности почвы |
1 | Лесопарковый участок | Рассыпчатая, структурная | Корни, остатки растительности | свежая |
2 | Цветочная клумба | Рассыпчатая, структурная | Корни, остатки растительности | свежая |
Таблица № 6.
Определение кислотности почвы (по методике С.В. Алексеева)
№ пробы | Место отбора пробы | Внешний вид раствора. | Рн водной вытяжки. |
1 | Лесопарковый участок | Опалесцирующий | нейтральная |
2 | Цветочная клумба | Розоватый | слабокислая |
Таблица № 7.
Определение наличия карбонатов, хлоридов и сульфатов в почве
(по методике С.В. Алексеева)
Соли пробы | Проба № 1 Лесопарковый участок | Проба № 2 Цветочная клумба |
Карбонаты | «вскипание» отсутствует | «вскипание» отсутствует |
Хлориды | Только теряет прозрачность (тысячные доли процента) | Только теряет прозрачность (тысячные доли процента) |
Сульфаты | Почти прозрачный раствор. | Почти прозрачный раствор. |
Таблица № 8.
Оптимальные значения рН почвы для основных
сельскохозяйственных культур
Растение. | Оптимальные значения рн | Растение. | Оптимальные значения рн |
Овёс. | 5,0 – 7,7 | Картофель | 5,0 - 5,5 |
Рожь озимая | 5,5 – 7,5 | Сахарная свекла | 7,0 – 7,5 |
Пшеница яровая | 6,0 – 7,5 | Люцерна | 7, - 8,0 |
Пшеница озимая | 6,3 – 7,6 | Клевер | 6,0 – 7,0 |
Ячмень | 6,8 – 7,5 | Донник | 6,5 и более |
Кукуруза | 6,0 – 7,0 | Капуста | 6,7 – 7,4 |
Просо | 5,5- -7,5 | Свёкла столовая | 6,8 – 7,5 |
Гречиха | 4,7 – 7,5 | Томаты | 6,3 – 6,7 |
Горох | 6,0 – 7,0 | Редис, репа | 5,5 и более |
Соя | 6,5 – 7,1 | Морковь | 5,5 – 7,0 |
Горчица | Около 7,0 | Огурцы | 6,0 – 7,9 |
Лён | 5,9 – 6,5 | Салат | 6,0 – 7,0 |
Подсолнечник | 6,0 – 6,8 | Хлопчатник. | 6,5 – 9,0 |
pH 3,0-5,0 | pH 5,1 -6,0 | pH 6,1 -7,0 | pH 7,1 -8,0 |
очень кислая почва | слабокислая почва | нейтральная почва | щелочная почва |
Большинство питательных веществ (особенно кальций, калий, цинк, магний) легко растворяется под воздействием кислоты и быстро вымывается из почвы. Большинство фосфатов перестает усваиваться растениями, некоторые растения-любители кислотных почв по-прежнему способны усваивать фосфат алюминия. Бактерии не могут разлагать органику при pH ниже 4,7, соответственно, растения получают меньше питательных веществ. | Идеальная среда для любящих кислые почвы растений: рододендронов, голубики, гортензии, хвойных, вересков и т.д. Большинство овощных и садовых культур получают из слабокислой почвы все основные питательные вещества. | Оптимальные условия для деятельности полезных бактерий и червей. Основные питательные вещества доступны растениям. | Снижается доступность фосфора для растений. Железо и магний хуже усваиваются растениями из почвы, что ведет к развитию хлороза. |
Приложение 2
Рекомендации по внесению удобрений
Для хорошего роста декоративных растений необходимо вносить органические удобрения – 200-300 кг на сотку, а также азотные удобрения (аммиачная селитра) – 1,5 – 2,0 кг на сотку, весной под вспашку или культивацию. Из сложных удобрений рекомендуется вносить нитрофоску 3,0 – 3,5 кг на сотку.
Если трудно достать органические удобрения, можно использовать компосты. Компостные кучи лучше устраивать в тени деревьев. Длина компостной кучи произвольная, ширина в основании – 2 м, по верхнему краю – 60 см, высота – 1,2 м. Только при этом условии идет хорошее проветривание и нормально протекают микробиологические процессы.
Чтобы получить хороший компост, растительные остатки переслаивают известью через каждые 20-30 см, из расчета 1 кг извести на 1 м3растительных остатков. Компост вносят в почву из расчета 6-10 кг на 1 м2.
При слабокислой реакции на суглинистой почве вносить 500 г. известковых удобрений на 1м2. Известь оказывает благотворное влияние на состав почвы в течение 10 лет.
Для улучшения структуры почвы использовать опилки при осенней вспашке из расчёта полведра на 1м2.
При внесении минеральных удобрений следить за уровнем рН в почве. Не допускать повышения кислотности. В случае необходимости принять меры по раскислению почвы
Как изменить кислотность почвы?
Любая почва склонна к закисанию. Минеральные удобрения ускоряют процесс повышения кислотности. Навоз, компост и другие органические удобрения – замедляют.
Меньше всего подкисляют почву такие минеральные удобрения, как кальциевая селитра, калийная селитра, натриевая селитра, двойной суперфосфат, костная мука.
Для снижения кислотности почву известкуют. Внесение извести снижает кислотность, улучшает структуру почвы, уменьшает деятельность сорняков, повышает деятельность полезных микроорганизмов.
Под древесные породы известь вносят раз в четыре – семь лет. Чем мельче помол известняка, тем сильнее его действие. Иногда вместо извести применяют мел, который лучше вносить вместе с навозом.
Вместо извести можно применить древесную или растительную золу. Вносить ее можно и перед перекопкой, и перед посадкой сразу в лунки.
Таблица 9
Экологическое состояние пришкольного участка.
№ пробы | Структура почвы | Состав почвы | Уровень влажность | Тип почвы | Аэрация | РН | Карбо- наты | Сульфаты | Хлориды | Нитраты |
Цветочная клумба | Рассыпчат., структурная | Корни, остатки растений | свежая | Лёгкая суглинистая | Средняя интенсивность | слабокислая | отсут. | Почти прозрач. | Только теряет прозрач. | Отсут. |
Лесопарковый участок | Рассыпчат., структурная | Корни, остатки растений | свежая | Легкая суглинистая | Средняя интенсивность | нейтральная | 1-2% | Почти прозрач. | Только теряет прозрач. | Отсут. |