СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по формированию здорового образа жизни «Азбука здоровья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по формированию здорового образа жизни «Азбука здоровья»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 48 «Совушка» города Смоленска


















Проект по формированию

здорового образа жизни

«Азбука здоровья»

2023-2024год






Автор-составитель:

Шалаева А.С.

воспитатель










Смоленск 2023 г.

Пояснительная записка


Здоровье – истинное достояние человека. В иерархии человеческих потребностей формирование здорового образа жизни находится далеко не на первом месте, хотя, по сути, является первоочередным. Многие философы и ученые указывали на важность сохранения здоровья. Известный русский врач и писатель В. Вересаев так оценивал понятие здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять – значит потерять всё…» [3]. Потому важно начинать с раннего возраста воспитывать у детей понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность.

В широком смысле идея здорового образа жизни представляет собой концепцию социальной политики, основанную на признании высокой социальной значимости здоровья, ответственности за его сохранение со стороны государства, индивида, социальной группы и общества в целом и утверждающую необходимость принятия конкретных мер и действий, направленных на создание безопасной и благоприятной среды обитания [8].

В современном обществе, к сожалению, местом формирования здоровья детей является не семья, не медицинские учреждения, а система образования. Поэтому, целью дошкольного обучения и воспитания является обеспечение не только педагогического, но и здоровьесберегающего воздействия. С помощью взрослого ребенок должен осознать: чтобы быть здоровым, нужно ежедневно выполнять физические упражнения, закаляться, делать зарядку, соблюдать режим дня, есть здоровую пищу, следить за чистотой помещения, а также соблюдать правила гигиены. Таким образом, проблема сохранения здоровья дошкольников не теряет своей актуальности.

Актуализация проблематики здорового образа жизни связана с:

  • возрастанием и изменением характера нагрузок, которые испытывает дошкольник в связи с усложнением общественной жизни, изменением ее ритма, резким возрастанием межличностных контактов;

  • обеспокоенностью государств и граждан по поводу состояния здоровья и увеличения рисков (психологического, экологического, техногенного характера).

Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в пять раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу; увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), в том числе и детей-инвалидов. Вместе с тем наблюдается значительный «перекос» программного содержания дошкольного образования в сторону формирования понятий и умений, но не сенсорного опыта. Приходя в школу, дети владеют необходимыми знаниями, но не умеют сидеть, корректировать своё эмоциональное состояние, правильно переключаться с одного вида деятельности на другой.

Паспорт проекта


Раздел

Описание

Тема

«Азбука здоровья» (формирование здорового образа жизни у обучающихся дошкольного возраста )

Направление проекта

Социальный практико-ориентированный проект, направленный на формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников. В ходе реализации проекта создаются информационные материалы; формируется банк материалов по сохранению и передаче исторических фактов о важнейших спортивных событиях страны (альбом с материалами); собственный опыт участников проекта оформляется в виде описаний и разнообразных картотек.

Вид проекта

Долгосрочный

Сроки реализации

Проект реализуется с сентября 2023 года по июнь 2024 года (с возможностью пролонгации на следующие учебные года). На учебный год определяются актуальные темы.

Цель проекта

Организация работы по сохранению и укреплению психического, физического и социального здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий в ДОО.

Задачи проекта

  • формировать понятия «Здоровье», «Здоровый образ жизни»;

  • углублять представления о здоровье, как об одной из важнейших ценностей в жизни каждого человека;

  • формировать положительное отношение к здоровому образу жизни;

  • закреплять в доступной форме, что здоровый образ жизни складывается из нескольких важнейших составляющих;

  • учить элементарным приемам сохранения здоровья;

  • развивать потребность в активной деятельности;

  • создавать предпосылки для коррекции нарушенных процессов в ходе коррекционно-развивающих занятий и непосредственной образовательной деятельности;

  • развивать коммуникативные и поведенческие навыки, познавательные процессы, адекватную самооценку;

  • воспитывать умение выполнять задания по показу и по речевой инструкции;

  • воспитывать ловкость, выносливость;

  • воспитывать интерес достижения результата от выполненной работы;

  • активизировать взаимодействие с родителями (законными представителями);

  • стимулировать активную заинтересованную позицию родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях проекта через включение их в разнообразные формы взаимодействия (совместная творческая деятельность, виртуальная экскурсия, родительские встречи и пр.);

  • внедрять современные информационные технологии в образовательный процесс.

Целевая аудитория проекта

В целевую аудиторию проекта включены все участники образовательных отношений:

  • обучающиеся дошкольного возраста

  • родители (законные представители) обучающихся;

  • педагоги и специалисты ДОО

Планируемые результаты

Предполагаемый итог реализации проекта для обучающихся:

  • обогащение представлений у обучающихся по отдельным темам, важным с точки зрения физического развития;

  • расширение кругозора обучающихся о здоровом образе жизни;

  • положительный социальный опыт совместной деятельности, направленный на личностное развитие детей;

  • развитие и коррекция эмоционально-волевой и межличностной сферы детей через приобретение положительного опыта общения со сверстниками.

Предполагаемый итог реализации проекта для родителей (законных представителей):

  • повышение педагогической культуры родителей по формированию ценностей здорового образа жизни;

  • расширение диапазона эффективных методов и приемов физического развития детей в рамках семейного воспитания.

Предполагаемый итог реализации проекта для образовательной организации:

  • внедрение современных в том числе информационных технологий;

  • создание собственных цифровых образовательных ресурсов;

  • рост заинтересованности всех участников образовательных отношений в совместной деятельности.

Используемые методы

В рамках реализации мероприятий проекта используются следующие группы методов:

1. Наглядные методы

1.1. Демонстрация наглядных материалов. Данный метод можно считать одним из основной при реализации проекта. Обучающимся демонстрируются собранные экспонаты, спортивный инвентарь, дети могут взять их в руки, потрогать, рассмотреть ближе. При использовании данного метода педагог также использует приемы: показ способов действий (например, как делать физические упражнения, как играть с различным спортивным инвентарём и т.п.); показ демонстрационного материала об истории Олимпийских игр и о важнейших спортивных событиях страны (олимпийские медали, талисманы, чемпионы Смоленской области и т.д.).

1.2. Наблюдение. Данный метод предполагает наблюдение за выполнением упражнений, закаливающих процедур, дыхательной гимнастики, элементов самомассажа.

2. Словесные методы:

2.1. Рассказ педагога. Использование данного метода конкретизируется в таких приемах как: пояснение, объяснение, вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности); рассказы детей (факты из семейной истории, личный опыт и т.п.).

2.2. Беседа. Как правило, в рамках проекта, используются познавательные беседы, в ходе которых уточняются знания обучающихся.

2.3. Чтение художественной литературы, которое расширяет и обогащает знания детей о здоровом образе жизни, формирует способность детей к восприятию и пониманию художественной литературы (К.И. Чуковский «Мойдодыр», К.И. Чуковский «Федорино горе», А. Барто «Девочка чумазая», Э. Успенский «Зарядка» и т.д.).

3. Игровые методы:

3.1. Дидактическая игра, которая предполагает, в том числе, введение элементов соревнования, создание игровой ситуации, выполнение совместных с педагогом игровых действий и т.п.

3.2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым и спортивным оборудованием.

4. Практические методы:

4.1. Упражнение. Данный метод используется в ходе проведения физических упражнений и спортивных игр.

Используемые технологии

Данный проект является образовательным, в связи с чем, в ходе реализации проекта используются следующие технологии:

  • технология проектной деятельности помогает связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность (основывается на методологических подходах Д. Дьюи, У.Х. Килпатрика, В.Н. Шульгина, М.В. Купенина, Б.В. Игнатьева и др.; современных ученых, исследователей – Е.С. Палат, В.Д. Симонентко, Г.И. Кругликов, В.В. Гузеев и др.);

  • здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – сохранение, поддержание и обогащение здоровья обучающихся (авторы – И.И. Брехман, В.М. Шепель, В.В. Бойко, Л.Г. Татарникова и др.);

  • игровые технологии – являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель человеческих отношений и проявлений (авторы – В.Ю. Большаков, И.В. Вачков, М. Кипнис, К. Фопель и др.);

  • технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми способствует организации учебно-воспитательного процесса, базирующегося на применении творческого подхода в воспитательном процессе, нацеленном на личностное развитие обучающихся и постановку их интересов во главу воспитательного процесса (автор – И.Г. Колмыкова);

  • технология сотрудничества с семьей, через привлечение к совместным мероприятиям, сбор экспонатов (авторы – Т.А. Маркова, А.К. Менжанова, О.Н. Урбанская, О.В. Огороднова и др.);

  • информационно-коммуникационные технологии позволяют расширить возможности проекта и вовлечь большое количество участников (авторы – М.В. Моисеева, М.В. Бухаркина): развивающе-коррекционная методика с видеобиоуправлением «Тимокко», интерактивный стол логопеда, стабиломер

Формы организации деятельности педагога с обучающимися, родителями

Согласно календарно-тематическому плану реализации проекта

Необходимые технические средства, средства наглядности, стимульный материал

Необходимые технические средства:

  • компьютер с доступом в Интернет;

  • программа Microsoft Office PowerPoint для создания электронных презентаций и сопровождения мероприятий проектов, программа Windows MovieMaker, Bandicam для создания видеороликов и видеосюжетов;

  • средства наглядности: спортивный инвентарь; предметы, составляющие экспозицию движения Олимпийских игр и т.д..

Практический выход

  • конспекты воспитательных мероприятий и развлечений;

  • письменные консультации и памятки для родителей;

  • фотоматериалы, картотеки и тематические подборки и т.п.

  • центр физического развития дошкольников.


Методологические и методические основания проекта

В ходе реализации проекта мы опираемся на общие дидактические принципы и учитываем особенности их применения.

Принцип научности предполагает ориентацию на научный характер знаний, которые преподносятся детям, даже если эти знания адаптируются с учетом познавательных возможностей ребенка и носят элементарный характер.

Принцип связи теории с практикой. Предполагает ориентацию на собственный опыт предметно-практической деятельности ребенка, в дальнейшем педагог обобщает и систематизирует этот опыт, сообщает новые сведения о предметах и явлениях.

Принцип активности и сознательности в обучении. Обучение и воспитание представляют собой двусторонние процессы. С одной стороны – объект обучающего и воспитывающего воздействия взрослого – ребенок, а с другой стороны, ребенок сам активно участвует в процессе обучения и чем выше его субъективная активность, тем лучше результат.

Принцип доступности предполагает учет возрастных и психофизиологических особенностей детей, а также учет уровня актуального развития и потенциальных возможностей.

Принцип последовательности и систематичности. Учет этого принципа позволяет сформировать у детей целостную систему знаний, умений, навыков. Обучение строится от простого к сложному, кроме того, при разработке программного содержания предусматриваются и реализуются внутрипредметные и межпредметные связи, что позволяет сформировать в сознании ребенка целостную картину мира.

Принцип прочности усвоения знаний. В процессе обучения необходимо добиться прочного усвоения полученных ребенком знаний, прежде чем переходить к новому материалу.

Принцип наглядности предполагает организацию обучения с опорой на непосредственное восприятие предметов и явлений, при этом важно, чтобы в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. В образовательном процессе используются различные наглядные средства:

  • предметные (реальные предметы и их копии – муляжи, макеты);

  • образные (иллюстрации, слайды, картины, фильмы);

  • условно-символические (знаки, схемы, символы, формулы).


Этапы реализации проекта


1. Организационный этап (сентябрь 2023 года)

На организационном этапе была сформулирована идея проекта, составлен паспорт и разработана документация, необходимая для его реализации (календарно-тематическое планирование, формы отчетной документации).

«Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим!» («Режим дня», «правила личной гигиены»). Значение режима в том, что он способствует нормальному функционированию внутренних органов и физиологических систем организма, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние ребенка, предохраняет нервную систему от переутомления.

«Кто любит спорт – тот бодр и здоров!» («Виды спорта», «Чемпионат мира по футболу», «Олимпийские игры»). Россия – великая спортивная держава, которая славится поведением разнообразных важных спортивных соревнований.

«Правильное питание – залог здоровья!» («Витамины наши друзья», «продукты: полезные и вредные»). Современные дети под воздействием рекламы часто предпочитают продукты, которые не только не приносят пользы, но и наносят вред их здоровью, а ухудшение качества питания, недостаток в пище витаминов и микроэлементов отрицательно сказываются на их физическом развитии.



2. Основной этап (сентябрь 2023 года – май 2024 года)

Основной этап предполагает проведение анкетирования родителей (законных представителей) и устного опроса обучающихся дошкольного возраста , а также проведение основных мероприятий для обучающихся, родителей (законных представителей) и педагогов, запланированных в календарно-тематическом плане. Работа по реализации проекта осуществляется один раз в неделю на групповых занятиях 25 минут (воспитательные мероприятия и физкультурные досуги – 30 минут).


Календарно-тематический план реализации проекта


Период проведения

Основные мероприятия

Мероприятия для обучающихся

I блок: «Мы здоровьем дорожим, соблюдаем свой режим»

1.

СЕНТЯБРЬ

ЗНАКОМСТВО

1.1.

1-я неделя сентября

Устный опрос:

«Здоровый образ жизни»

1.2.

2-я неделя сентября

Устный опрос:

«Здоровый образ жизни»

1.3.

3-я неделя сентября

Игровая деятельность:

«Подвижные и малоподвижные игры»

1.4.

4-я неделя сентября

Воспитательное мероприятие:

«Путешествие в страну Здоровья»

2.

ОКТЯБРЬ

РЕЖИМ ДНЯ

2.1.

1-я неделя октября

Беседа и рассматривание иллюстраций:

«Что такое режим дня?»

2.2.

2-я неделя октября

Воспитательное мероприятие:

«Режим дня важно соблюдать»

2.3.

3-я неделя октября

Игровая деятельность:

«Режим дня»

2.4.

4-я неделя октября

Чтение художественной литературы, театр:

Э. Успенский «Зарядка»

С. Олексяк «Распорядок дня»

3.

НОЯБРЬ

ПРАВИЛА ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ

3.1.

1-я неделя ноября

Беседа и рассматривание иллюстраций:

«Правила личной гигиены»

3.2.

2-я неделя ноября

Познавательно-развлекательное мероприятие:

«В гостях у Гигиены»

3.3.

3-я неделя ноября

Игровая деятельность:

«Личная гигиена»

3.4.

4-я неделя ноября

Чтение художественной литературы, театр:

А. Барто «Девочка чумазая»

К. Чуковский «Мойдодыр»

В. Коростылев «Королева Зубная щетка»

II блок: «Кто любит спорт – то здоров и бодр»

4.

ДЕКАБРЬ

ВИДЫ СПОРТА

4.1.

1-я неделя декабря

Беседа и рассматривание иллюстраций:

«Летние виды спорта»

4.2.

2-я неделя декабря

Беседа и рассматривание иллюстраций:

«Зимние виды спорта»

4.3.

3-я неделя декабря

Игровая деятельность:

«Кольцеброс»

4.4.

4-я неделя декабря

Фотовыставка:

«Я и спорт»

5.

ЯНВАРЬ

ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ФУТБОЛУ

5.1.

2-я неделя января

Беседа и просмотр видеороликов:

«Чемпионат мира по футболу»

5.2.

3-я неделя января

Игровая деятельность:

«Футбол» (книга с увлекательными заданиями)

5.3.

4-я неделя января

Чтение художественной литературы, театр:

А. Захватов «Сказки о спорте»

6.

ФЕВРАЛЬ

ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ

6.1.

1-я неделя февраля

Беседа и просмотр видеороликов:

«Олимпийские игры: от истории до наших дней»

6.2.

2-я неделя февраля

Беседа и просмотр видеороликов:

«Олимпийская символика»

6.3.

3-я неделя февраля

Физкультурный досуг:

«Зимние Олимпийские игры»

6.4.

4-я неделя февраля

Игровая деятельность:

«Дидактические игры о спорте»

III блок: «Правильное питание – залог здоровья»

7.

МАРТ

ВИТАМИНЫ НАШИ ДРУЗЬЯ

7.1.

1-я неделя марта

Беседа и рассматривание иллюстраций:

«А что такое витамины?»

7.2.

2-я неделя марта

Воспитательное мероприятие:

«Солнечные лучки здоровья»

7.3.

3-я неделя марта

Игровая деятельность:

«Правильное питание»

7.4.

4-я неделя марта

Чтение художественной литературы, театр:

А. Гришин «Витамины»

С. Лосева «Кто такие витамины?»

В. Ковальчук «Сказка о здоровом питании»

8.

АПРЕЛЬ

ПРОДУКТЫ: ПОЛЕЗНЫЕ И ВРЕДНЫЕ

8.1.

1-я неделя апреля

Беседа и рассматривание иллюстраций:

«Полезные продукты»

8.2.

2-я неделя апреля

Беседа и рассматривание иллюстраций:

«Вредные продукты»

8.3.

3-я неделя апреля

Игра-викторина:

«Полезные и вредные продукты»

8.4.

4-я неделя апреля

Поделка:

«Мои любимые полезные продукты»

9.

МАЙ

ЗАКРЕПЛЕНИЕ

9.1.

1-я неделя мая

Викторина:

«Здоровый образ жизни»

9.2.

2-я неделя мая

Игровая деятельность:

«Подвижные и малоподвижные игры»

9.3.

3-я неделя мая

Устный опрос:

«Здоровый образ жизни»

9.4.

4-я неделя мая

Устный опрос:

«Здоровый образ жизни»

Мероприятия родителей (законных представителей)

1.

Сентябрь

Анкетирование:

«Здоровый образ жизни»

2.

Октябрь

Письменная консультация:

«Советы родителям по физическому воспитанию»

3.

Декабрь

Игровой тренинг:

«Полезные и вредные привычки»

4.

Февраль

Буклеты:

«Дети и спорт»

«Утренняя гимнастика»

5.

Май

Спортивный праздник:

«Если хочешь быть здоровым»

Мероприятия для педагогов

1.

Октябрь

Смотр-конкурс:

«Центр физического развития дошкольников»

2.

Декабрь

Мастер-класс:

«Традиционные и инновационные приемы и технологии в работе по приобщению к ценностям здорового образа жизни обучающихся дошкольного возраста»

3.

Февраль

Психологическая акция:

«Зимние забавы»

4.

Апрель

Письменная консультация:

«Особенности организации режима дня в дошкольных группах»


Сведения о практической апробации проекта


Опрос для обучающихся

Опрос обучающихся «Подумай и ответь» проводился педагогами в середине сентября 2023 года. В опросе приняли участие 20 обучающихся.

Анализируя их ответы, можно сделать следующие выводы: все обучающиеся знакомы с правилами личной гигиены, при этом 60% (12 обучающихся) знают, зачем чистить зубы; 75% (15 обучающихся) объяснили, для чего нужно мыть руки, принимать душ и лишь 25% (5 обучающихся) рассказали о необходимости мыть овощи, фрукты и ягоды перед едой. Большинство обучающихся – 55% (11 обучающихся) затруднились в вопросах о правильном питании («Почему нельзя есть много сладкого?» и «Почему нужно есть больше овощей, фруктов и ягод?), а на вопрос «В каких продуктах содержатся витамины и полезные вещества?» смогли ответить только 10% (2 обучающихся).

Анкетирование родителей

Анкетирование родителей проводилось педагогами в первой декаде сентября 2022 года. В анкетировании приняли участие 20 родителей (законных представителей) обучающихся.

Анализируя ответы родителей, можно сделать следующие выводы: все родители признают, что на состояние здоровья ребёнка влияют различные факторы: состояние окружающей среды, здоровье всех членов семьи, занятие физкультурой и спортом, правильно сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек. При этом только у 50 % (10 человек) в семье установлен режим дня; укрепляют своё здоровье лишь 35% (7 человек); принципы здорового питания соблюдают постоянно 10% (2 семьи), не всегда 25% (5 семей), редко 65 % (13 семей).

Все родители указали на необходимость дополнительной информации по следующим направлениям: организация рационального питания – 50 % (10 человек); роль витаминов в жизни дошкольников, профилактика простудных заболеваний, режим дня дошкольника, двигательный режим ребёнка дошкольного возраста – 75% (15 человек), полезные и вредные привычки, правила личной гигиены дошкольника – 100% (20 человек).


Список литературы

  1. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья / Л.В. Баль, В.В. Ветрова. – М.: Сфера, 2002. – 112 с.

  2. Богина Т.Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях / Т.Л. Богина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 96 с.

  3. Вересаев В.В. Записки врача / В.В. Вересаев. – М.: Эксмо, 2018. – 320 с.

  4. Доскин В.А. Растем здоровыми: пособие для воспитателей, родителей и инстукторов физкультуры / В.А. Доскин. – М.: Просвещение, 2018. – 55 с.

  5. Зимонина В.А. Воспитание ребенка-дошкольника. Расту здоровым / В.А. Зимонина. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 304 с.

  6. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздаровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях / М.Н. Кузнецова. – М.: АРКТИ, 2008. – 64 с.

  7. Прищепа С.С. Физическое развитие и здоровье детей 3-7 лет. Методическое пособие / С.С. Прищепа. – М.: ТЦ «Сфера», 2020. – 90 с.

  8. Социология: энциклопедия / сост.: А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин. – Минск: Книжный дом, 2003. – 1311 с.

Приложения

Приложение №1

Опрос «Здоровый образ жизни»


Почему нужно каждый день делать зарядку?



Почему нужно чистить зубы?




Зачем люди моют руки?



Почему нельзя брать в рот пальцы, ручки, карандаши и другие предметы?

Для чего нужно принимать ванну или мыться под душем?


Почему нужно мыть овощи, фрукты, ягоды перед едой?

Почему нельзя есть много сладкого?


Почему нужно есть больше овощей, фруктов и ягод?


В каких продуктах содержатся витамины и полезные вещества





Для чего нужно открывать форточки?






Для чего нужно каждый день гулять на свежем воздухе?



Почему нельзя долго смотреть телевизор?

Почему в жаркую солнечную погоду нужно надевать головной убор?

Почему нельзя долго загорать на солнце?

Почему нужно вовремя ложиться спать?


Приложение №2

Воспитательное мероприятие

«Режим дня важно соблюдать»


Цель: расширение знания детей о режиме дня, возможностях сохранить здоровье через соблюдения режима дня.

Задачи:

  • формировать представление о режиме дня, умении отличать поведение, способствующее укреплению здоровья, от поведения, вредного для здоровья;

  • убеждать в необходимости соблюдать режим дня для сохранения здоровья;

  • учить соотносить разные части суток с собственной деятельностью.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме; чтение художественной литературы (С. Олексяк «Распорядок дня»).

Методы, приемы и технологии, используемые на занятии: наглядные (показ действий, демонстрация материала), практические (игровой прием, упражнения), словесные (беседа, пояснение, обращение к ребенку).

В занятии используются игровые технологии (Д.Н. Эльконин, К.Д. Ушинский, Б.Н. Никитин); здоровьесберегающие технологии (В.М. Акименко, Т.А. Ткаченко, М.Ю. Картушина, Н.В. Нищева, А.В. Ястребова): динамическая пауза, оздоровительная пауза.

Оборудование: картинки-схемы мытья рук, чистки зубов. «Режим дня» в форме круглых часов со стрелками, игра «Разложи по порядку», материал для аппликации.


I Вводный этап занятия – 3 минуты.

а) приветствие;

б) введение в тему занятия;

II Основной этап занятия – 20 минут.

а) игра «Как ты узнаешь…»;

б) динамическая пауза «Режим дня»;

в) беседа «Режим дня важно соблюдать»;

г) игра «Разложи по порядку»;

д) игра «Закончи фразу»;

е) оздоровительная пауза

ж) коллективная аппликация «Режим дня».

III Заключительный этап занятия – 2 минуты.


Ход занятия:

Вводный этап занятия

Приветствие

Педагог: «Ребята, какое у вас сегодня настроение?»

Дети: «Хорошее, радостное, веселое».

Педагог: «Улыбка – это залог хорошего настроения. Улыбаясь, мы дарим друг другу здоровье и радость. Что еще помогает сохранять хорошее настроение?

Дети: «Добрые слова, хорошее самочувствие».

Введение в тему занятия

Звучит звонок будильника.

Педагог: «Ребята, да это будильник на часах! А зачем человек придумал часы?»

Дети: «Чтобы не опоздать, знать какое время.

Педагог: «Правильно, а еще, чтобы соблюдать режим дня. Что же такое режим дня? Это распорядок. С чего должно начинаться утро? С зарядки, водных процедур, дороги в детский сад. Но не у всех утро получается таким организованным. Вот послушайте»

Читается стихотворение Л. Воронковой «Маша - растеряша».

Педагог: «Почему Маша опоздала в детский сад? Что вы можете ей посоветовать? А как вы относитесь к своим вещам? Что же такое режим?»

Основной этап занятия

Игра «Как ты узнаешь…»

Педагог: «Режим дня – распорядок всех дел и действий, которые тебе нужно совершить в течение дня. Организм человека имеет одну особенность, которую нельзя забывать. Он старается соблюдать свое внутреннее расписание и страдает, когда этот порядок нарушается. Например, ты заигрался во дворе и совсем забыл, что уже время обедать.

Проводится игра «Как ты узнаешь…»: детям предлагается ответить на интересные вопросы, передавая друг другу мяч.

  • Как ты узнаешь, что голоден, что ты почувствуешь?

  • Как ты узнаешь, что хочешь пить?

  • Как ты узнаешь, что хочешь спать?

  • Как ты узнаешь, что устал?

Динамическая пауза «Режим дня»

Педагог: «Вот мы сейчас и отдохнем».

Проводится динамическая пауза «Режим дня»

В нашем распорядке

Утром есть зарядка,

Все без исключения

Вспомним упражнения.

Здравствуй, здравствуй, братец Час

Тик-так, тик-так!

Посмотри скорей на нас!

Тик- так, тик-так!


Все ребята знать хотят,

Почему часы стучат?

Тик-так, тик-так!

Тик-так, так!





Качаем руками вправо-влево.


Поворачиваем руки ладошками к себе, затем снова качаем руками вправо-влево.

Грозим указательным пальцем правой руки

Ритмично хлопаем в ладоши.

Беседа «Режим дня важно соблюдать»

Педагог: «Так что же такое режим?»

Дети: «Это выполнение дел в одно и то же время».

Педагог: «Да, режим, это когда выполняются все дела в течение дня по времени, например, как в детском саду. У вас есть время для принятия пищи, для занятий, прогулки, для сна и ухода домой. С этим режимом сада знакомы и ваши родители, ну а часы показывают время выполнения режима дня».

Педагог: «Ребята, как вы думаете, почему одни дети успевают: и погулять с друзьями, и в кружке позаниматься, и по дому помочь, и книжку почитать. А у других только обещания и жалобы, что не успел, сделает завтра. Почему так? Кто как думает?

Дети: «Не соблюдают режим дня».

Педагог: «Если не соблюдать правильный режим дня, нарушать внутренний распорядок, организм рассердится и поссорится с тобой. Ты садишься за стол обедать, а аппетита нет. Все кажется невкусным. Ложишься спать позже обычного времени и заснуть никак не можешь. Пора вставать, а глаза слипаются, руки и ноги не слушаются, голова клонится к подушке. Необходимо соблюдать правильный режим дня – спать, есть, гулять на улице, играть и заниматься в определенное время. Тогда организму легко работать, и ты будешь чувствовать себя здоровым и бодрым. Этот секрет – режим дня. Режим помогает быть дисциплинированными, помогает укрепить здоровье, хорошо и качественно выполнить свои дела и задания. Режим – это когда все твои дела распределены четко по времени в течение дня».

Игра «Разложи по порядку»

Педагог: «А теперь я хочу узнать, выполняете ли вы режим дня».

Проводится игра «Разложи по порядку»: детям предлагается по очереди выйти к столу и по порядку выложить картинки с изображением детей, занятых различными видами деятельности в течение дня.

Педагог: «Чтобы быть бодрым и здоровым надо ложиться спать в одно и то же время. А знаете ли вы, почему надо есть в одно и то же время? Представьте себе, что у вас внутри живет маленький человечек – желудок. Если вы будете кормить его в разное время, то он будет капризничать и болеть. Больно будет не только ему, но и вам. Поэтому, его надо приучать к приему пищи в одно и то же время, тогда вы с ним подружитесь».

Игра «Закончи фразу»

Педагог: «А теперь поиграем, закончите фразу»:

Проводится игра «Закончи фразу»: детям предлагается хором закончить фразу:

  • Помни твердо, что режим людям… (необходим).

  • Мы приучены к порядку, зря в постели, не лежим, утром делаем … (заряду), соблюдаем свой… (режим).

  • Крепла, чтоб мускулатура занимайтесь… (физкультурой).

  • Платье, обувь и жилище быть должно как можно… (чище).

  • Помогает нам всегда солнце, воздух и… (вода).

Педагог: «Молодцы, ребята! Вы все правильно и дружно ответили».

Оздоровительная пауза

Педагог: «Вот немного отдохнем, дальше рассуждать начнем. Вспомним свои любимые упражнения».

Проводится оздоровительная пауза: детям предлагается повторить за педагогом разнообразные движения.

Коллективная аппликация «Режим дня»

Педагог: «А теперь давайте сделаем часы с режимом дня.

Детям предлагается на листе, оформленном в виде часов, наклеить готовые формы с различными режимными моментами (сон, еда, прогулка, чтение, игра, зарядка, занятие, умывание) на соответствующее место на часах.

Педагог: «-По режиму дня сейчас у нас второй завтрак,».

Заключительный этап занятия

Педагог: «Что нового вы узнали сегодня? Какое из заданий вам показалось самым интересным? Почему? Вы все сегодня очень старались, были активными, внимательными, дружными. МОЛОДЦЫ!»

Приложение №3

Познавательно-развлекательное мероприятие

«В гостях у Гигиены»


Цель: формирование представлений о гигиенических потребностях человека у обучающихся дошкольного возраста посредством их включения в разнообразные виды деятельности.

задачи:

  • учить основам правил личной гигиены;

  • расширять кругозор детей о предметах личной гигиены, чистоте.

развивающие задачи:

  • прививать навыки здорового образа жизни;

  • развивать гигиенические навыки: мытьё рук, чистка зубов, купание;

  • развивать воображение, фантазию, внимание, сообразительность.

воспитательные задачи:

  • воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи

  • воспитывать умение слушать друг друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других;

  • создавать положительный эмоциональный настрой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме; чтение художественной литературы (К.И. Чуковского «Мойдодыр»).

Методы, приемы и технологии, используемые на занятии: наглядные (показ действий, демонстрация материала), практические (игровой прием, упражнения), словесные (беседа, пояснение, обращение к ребенку).

В занятии используются игровые технологии (Д.Н. Эльконин, К.Д. Ушинский, Б.Н. Никитин); информационно-коммуникационные технологии; здоровьесберегающие технологии (В.М. Акименко, Т.А. Ткаченко, М.Ю. Картушина, Н.В. Нищева, А.В. Ястребова): физкульминутка, игра-приветствие.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук (интерактивный стол логопеда), видеозаписи мультфильма «Королева Зубная щетка», «Мойдодыр», «Петя и микробус»; посылка от Мойдодыра с предметами личной гигиены, конверт с письмом, кувшин с водой, тазик, карточки для индивидуальной работы, схемы для составления рассказа, смайлы-настроения.


Ход занятия

Вводный этап занятия

Игра-приветствие «Вы готовы»

Педагог: «Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наше занятие. Покажите, с каким настроением вы пришли на занятие»

Дети показывают, с каким лицом радостным или грустным они пришли на занятие. Далее проводится игра-приветствие «Вы готовы»: дети предлагается повторить движения за взрослым.

Вы готовы, глазки?

Да!

Вы готовы, ушки?

Да!

Вы готовы, ручки?

Да!

Вы готовы, ножки?

Да!

Вы готовы?

Да!

Поглаживаем веки глаз.

Смотрим в «бинокль».

Прикладываем ладони к ушам, поглаживая их.

Хлопаем в ладоши.


Поглаживаем ноги, притопывая.


Разводим руки в стороны и обнимаем себя.

Постановка проблемы

Педагог: «Внимание на экран».

На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается фрагмент мультфильма «Мойдодыр».

Педагог: «Почему от мальчика сбежали вещи? А вы догадались, как можно назвать этого мальчика?»

Дети: «Неряха, грязнуля».

Педагог: «Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?».

Дети: «Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться».

Педагог: «Молодцы! Именно о правилах личной гигиены мы будем говорить на нашем занятии. Как вы думаете, что такое «личная гигиена»? Личная гигиена – это уход за своим телом, содержание его в чистоте. К концу занятия мы с вами составим правила личной гигиены».

Основной этап занятия

Сценка «Грязнуля»

На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается фрагмент мультфильма «Королева зубная щетка», затем входит девочка и проигрывается сценка про грязнулю.

  • Ах, ты девочка, чумазая

Где ты руки так измазала?

Чёрные ладошки, на руках дорожки

  • Я на солнышке лежала

Руки кверху всё держала

Вот они и загорели.

  • Ах, ты девочка, чумазая

Где лицо ты так измазала?

Кончик носа чёрный

Будто закопчённый.

  • Я на солнышке лежала

Носик кверху я держала

Вот он и загорел

  • Девочка нужно руки тебе помыть.

  • Ира ватку возьмёт

И носик ей потрёт.

  • Рома мочалку возьмёт

И ладошки ей потрёт.

  • Не трогайте ладошки

Они не будут белые

Они же загорелые.

Педагог: «Давайте девочку научим правильно мыть руки. Намочить руки, взять мыло, намылить руки до пены, затем смыть пену водой, и вытереть на сухо».

  • Давайте посмотрим на её руки.

А ладошки то отмылись.

Значит, это была грязь.

Педагог: «Ребята, а когда мы моем руки? А давайте посмотрим, что может произойти, если не умываться и не мыть руки. Что может случиться, если не умываться и не мыть руки?»

На интерактивном столе логопеда или на ноутбуке включается фрагмент мультфильма «Витя и Микробус».

Педагог: «Чем покрыто наше тело?»

Дети: «Наше тело покрыто кожей».

Педагог предлагает детям рассмотреть кожу на своих руках.

Педагог: «Кожа защищает наше тело от болезней. А когда вы бегаете, прыгаете и вам становится жарко, на коже появляются капельки пота. Если кожу долго не мыть, то на ней скапливаются жир и пот, которые задерживают частицы пыли. От этого кожа становится грязной, грубой и перестает защищать наше тело от микробов. Грязная кожа может принести вред здоровью. И кроме того, грязные, неряшливые люди всегда неприятны окружающим. Вот почему кожу нужно мыть, за ней необходимо ухаживать».

Физкультминутка «Чтобы быть здоровым»

Проводится физкультминутка «Чтобы быть здоровым»

Чтобы быть здоровым, сильным

Мой лицо и руки с мылом

Рано утром не ленись

На физкультминутку становись.

Кто умеет чисто мыться?

Кто водички не боится?

Это – мы, это – мы,

Это, это, это – мы!

Умываться мы умеем,

Моем руки, моем шею

вот так; вот так,

Чистим зубки

Вот так, вот так.

Мы помылись, как большие,

Вот мы чистые какие!

Посмотри, посмотри!

Игра «Предметы личной гигиены»

Педагог: «К нам пришла посылка. Давайте узнаем от кого она».

Педагог открывает посылку и читает письмо: Дорогие ребята! Я посылаю вам посылку. В ней находятся интересные загадки, задачки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать. Желаю удачи. До свидания. Ваш Мойдодыр.

Педагог: «Отгадайте, что там лежит?»

Проводится игра «Загадки»: педагог загадывает загадки; дети ищут предметы-отгадки на ощупь в волшебном мешочке, называют их и рассказывают, для чего они нужны. Например, У меня расческа, она нужна для того, чтобы расчесывать волосы, делать прически.

  • Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос (носовой платок)

  • Гладко и душисто, моет очень чисто.

Нужно, чтоб у каждого было

Что, ребята? (мыло)

  • На себя я труд беру:

Пятки, локти с мылом тру,

И коленки оттираю,

Ничего не забываю (мочалка)

  • Вытираю я, стараюсь

После бани паренька.

Всё намокло, всё измялось

Нет сухого уголка (полотенце)

  • Хожу-брожу не по лесам,

А по усам, по волосам

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей (расческа)

  • Вроде ежика на вид,

Но не просит пищи.

По одежде пробежит,

И та станет чище (платяная щетка)

  • Кто считает зубы нам

По утрам и вечерам (зубная щётка)

Педагог: «Ребята, посмотрите «Мойдодыр» оставил нам еще какие-то рисунки, как вы думаете, для чего? Нам нужно составить небольшой рассказ по этим рисункам. Давайте попробуем, обязательно используем предметы личной гигиены».

Дети составляют самостоятельно рассказы по схемам.

Игра «Что, с чем дружит»

Проводится игра «Что, с чем дружит»: детям предлагается подобрать как можно больше предметов личной гигиены и ответить на вопросы «С чем дружит нос, туфли, ногти, волосы, зубы»

Педагог: «А вы дружите с зубной щёткой?».

Дети: «Да»

Педагог: «Почему надо чистить зубы? На зубах постоянно образуется налёт. Он состоит из микробов и остатков пищи. Пища застревает и между зубами . Поэтому очень важно чистить зубы».

Педагог: «Сколько раз надо чистить зубы?»

Дети: «Два раза в день: утром и вечером»

Педагог: «Мы с вами повторили, как надо мыть руки, умываться, чистить зубы. Еще раз посмотрите на все предметы, лежащие у меня на столе. Какие предметы нужны, чтобы умыться?»

Дети: «Мыло и полотенце»

Педагог: «А какие предметы нужны чтобы почистить зубы?»

Дети: «Зубная щётка и зубная паста»

Игра «Советы Мойдодыра»

Проводится игра «Советы Мойдодыра»: дети получают карточки, на которых зашифрованы правила личной гигиены, а задача играющих – прочесть эти правила:

  • Умываться по утрам и вечерам.

  • Чистить зубы нужно 2 раза в день.

  • Ежедневно расчесывать волосы.

  • Стричь вовремя ногти.

Заключительный этап занятия

Педагог: «Ребята, а вы заметили, что мы с вами сами составили правила личной гигиены. Давайте их повторим. Какое у вас настроение осталось после нашего занятия?».

Список литературы:

1. Венгера Л.А. Праздники здоровья для детей / Л.А. Вагнера. – М.: Сфера, 2009. – 30 с.

2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в подготовительной группе детского сада. Развитие речи / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006 г. – 50 с.