Тема: творческо – исследовательский проект по нравственно – патриотическому воспитанию « Мой любимый Алчевск» для детей младшей группы.
Тип проекта: открытый, исследовательский, краткосрочный(1 неделя).
Осуществляется внутри ДОУ в контакте с семьями воспитанников.
Актуальность проекта:
Неотъемлемой частью любой системы образования является воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с селом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма. Раздвигая горизонты познаваемого детьми, мы зароняем в их сердца искорку любви к родному краю, к Родине.
Цель: реализация комплексного подхода к развитию ребенка и осуществление интеллектуального, нравственного, физического развития дошкольников посредством ознакомления со своей малой Родиной. Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи:
Формирование представлений о городе на основе ознакомления с ближайшим окружением.
Воспитание добрых чувств, интереса к месту, где живет ребенок.
Развитие эмоционально-ценностного отношения к родному дому, своей семье, улице, городу.
Формирование желания сохранять чистоту, порядок в своем городе.
Воспитание у детей чувства гордости, восхищения красотой родного города.
Формирование любви к родному Алчевску.
Средства осуществления проекта:
Специально подобранный языковый материал;
Чтение сказок, стихов;
Игры сюжетно-ролевые.
Предполагаемый результат:
дети могут знать и называть место проживания: село, его достопримечательности; флору и фауну села;
дети могут испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
дети могут знать и называть место работы родителей.
Этапы работы над проектом.
1 – этап: Выбор темы: постановка проблемы, вхождение в игровую ситуацию.
Рассмотреть фото достопримечательностей Алчевска.
Вопросы к детям:
Как называется наш город?
Как называется улица на которой вы живете?
Что больше всего нравиться в городе?
2 – этап: Разработка проекта.
Цель: довести до участников проекта важность данной темы.
Совместное составление детьми и педагогами плана реализации проекта.
Использование модели трёх вопросов: Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы это хотим сделать?
Подобрать литературу и иллюстрации по теме.
Составить план мероприятий.
Работа с родителями: Оформление информационного уголка, фоторепортажи, индивидуальные консультации.
3 – этап: Реализация проекта.
Познавательное развитие.
Цель: Дать знания о достопримечательностях. Учить наблюдать.
Формы работы:
Просмотр фото о нашем городе.
Экскурсия в библиотеку.
Прогулка по улицам города.
Целевая прогулка по экологической тропе.
Целевая прогулка к водоему.
Беседы на тему "Где я живу", "Какие деревья растут в нашем городе", "Где работает моя мама, папа"
Речевое развитие.
Цель: Обогащать словарь детей, развивать связную речь, развивать творчество и фантазию, воображение, речевую активность.
Формы работы:
Знакомство с пословицами и поговорками о родине.
Пальчиковые игры: Пальчик, где ты был. Сколько жителей у нас.
Чтение стихов и рассказов о Родине, Алчевске.
Изодеятельность.
Цель: Способствовать отражению впечатлений об увиденном и услышанном в изобразительной деятельности, развивать творческие способности детей.
Формы работы:
Рисование по теме «Мой дом», « Улица на которой я живу».
Коллективная работа оформление альбома « Мой родной город».
Конструирование из строительного материала.
Выставка рисунков, фотографий.
Игровая деятельность.
Цель: Закрепить образные обороты речи.
Формы работы:
Сюжетно ролевые игры: « Библиотека», «Магазин».
Работа с родителями.
Цель: Привлечь родителей к мероприятиям, проводимым в группе.
Формы работы:
Познакомить родителей с проектом « Моя малая родина»
Попросить принести фотографии детей около любимых мест в городе.
Выполнение домашних творческих работ.
4 – этап: Анализ
Обработка и оформление материалов.
Оценка результатов работы всех участников проекта.
5 – этап: Презентация проекта.
Показ фото презентации «Люби и знай родной свой край».
Выставка рисунков « Улица, на которой я жив