Проект
по опытно – экспериментальной деятельности
«Лаборатория удивительных наук»
Автор-состовитель: учитель,
первой квалификационной категории
Шумилова И.В.
г. Верхняя Салда
Содержание
Актуальность проблемы……………………………………………………..3
Паспорт проекта……………………………………………………………….5
Перспективное планирование через реализуемые образовательные области…………………………………………………………………….. 11
Работа с родителями…………………………………………………………..19
Ожидаемые результаты……………………………………………………....20
Мониторинг реализации проекта…………………………………………….21
Литература…………………………………………………………………….29
Приложения (картотека опытов, мастер – класс) ……………....3
Консультации для родителей…………………………………………….60
Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываясь на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми,
кто такой школы не прошёл. К.Е.Тимирязев
Краткая аннотация
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей школьного возраста. Сегодня в России детские учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития обучающихся, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.
В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно- экспериментальной деятельности.
Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.
Актуальность проекта
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребенка, способствовать развитию исследовательской активности и инициативы дошкольника (Н.Н. Поддьяков, А.Н. Поддьяков, О.В. Дыбина, О.Л. Князева). Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности учеников - представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения.
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески. Одной из центральных задач образования становится не столько усвоение определенной суммы знаний, сколько формирование личностных качеств, способствующих успешной социализации и дальнейшему образованию и самообразованию.
С явлениями окружающего мира, в частности живой и неживой природы ребенок сталкивается очень рано и стремится познать их. Однако непосредственный опыт не может служить материалом для самостоятельного обобщения, для анализа явлений, установления зависимостей между ними. Явления, происходящие в неживой природе, достаточно сложны и требуют того, чтобы дети во взаимодействии с взрослыми учились устанавливать простейшие закономерности, связи и отношения в окружающем мире.
Эффективное развитие обучающихся происходит благодаря познавательной активности — природа щедро наградила ею ребенка. Очень важно, чтобы содержание учебного материала не оставалось для ребенка невостребованным грузом. Поэтому на протяжении всего школьного возраста окружающие ребенка взрослые должны создавать благоприятные условия для развития у него любознательности, познавательной активности, эвристического мышления, интереса к поисковой и экспериментальной деятельности. От отношения окружающих взрослых к познавательной активности ребенка, от того, насколько правильно они смогут создать на каждом возрастном этапе развивающую среду, отвечающую возможностям и потребностям ребенка, зависит его познавательное и интеллектуальное развитие.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». На протяжении всего детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом как поиск знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребенок с одной стороны расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину мира.
Работая в школе с детьми с интеллектуальными нарушениями, всегда стремилась искать новые подходы для интеллектуального развития обучающихся. Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все его сферы диктуют педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции (метод научного исследования, состоящий в распространении выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую его часть; научное прогнозирование событий.). Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка школьного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Проанализировав уровень исследовательской активности детей имеющих интеллектуальные нарушения, разработала проект «Лаборатория Почемучкина». Проект выстроен по принципу ненасильственного развития, в нем учтены возрастные особенности, интересы и предпочтения детей. В своей работе руководствуюсь программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой, парциальной программой «Юный эколог» С.Н.Николаевой.
Проект позволит
Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе.
Паспорт проекта
НАЗВАНИЕ | «Лаборатория удивительных наук» |
Руководитель проекта | учитель, первой категории - Шумилова Индира Васильевна |
Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие. |
Возраст воспитанников | Обучающиеся ОВЗ, вариант 2 |
Соучастники проекта | Логопед, психолог |
Тип проекта | 1. По методу – познавательно – исследовательская 2. По содержанию – ребенок и природа; 3. По характеру контактов – открытый, в школе и за его пределами; 4. По количеству участников – групповой, дети от 10 лет, их родители, 5. По продолжительности – долгосрочный. |
Этапы работы | Вся работа над проектом состоит из 3-х этапов: 1. Подготовительный 2. Основной 3. Заключительный |
Срок реализации проекта | Один год |
Проблема | Кто такие исследователи? Почему так бывает? Где растет? Откуда берут? |
Цель проекта | Расширить знания детей об окружающем мире через опытно-экспериментальную деятельность, воспитывать любознательность, активность, формировать знания о науке, профессиях. |
Задачи проекта | Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями; Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.); Развивать представления об основных физических явлениях (отражение, преломление света, магнитное притяжение); Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды: солнце, земля, воздух, вода, растения и животные - для удовлетворения своих потребностей. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека; Развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью - доказательством; Обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-символическому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира); Развивать наблюдательность; Учить детей целенаправленно отыскивать ответы на вопросы – делать предположения, средства и способы для их проверки, осуществлять эту проверку и делать адекватные выводы. |
Принципы | Принцип научности: - предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками; - содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и школьной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике образования. Принцип целостности: - основывается на комплексном принципе построения непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; -предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей. Принцип систематичности и последовательности: - обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности обучающихся; - предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития; - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания: - предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-школьника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; - обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка. Принцип доступности: - предполагает построение процесса обучения детей с ОВЗ на адекватных возрасту формах работы с обучающимися; - предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников; Принцип активного обучения: - предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; -обеспечивает использование активных форм и методов обучения детей с интеллектуальными нарушениями, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества. Принцип креативности: - предусматривает «выращивание» у детей с интеллектуальными нарушениями способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций. Принцип результативности: - предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей. |
Методы и технологии реализации проекта | Метод проекта; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирования, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности. |
Формы работы | Совместная деятельность воспитателя с ребенком; Самостоятельная деятельность детей; Фронтальные занятия; КВН, развлечения; Наблюдения в природе; Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий; Беседы по теме эксперимента; Целевая прогулка. |
Этапы работы над проектом | 1 этап: Подготовительный Мотивация детей. Определение цели и задач проекта. Анализ имеющихся условий в классе, школе. Разработка комплексно - тематического плана работы. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. Создание условий для самостоятельной деятельности обучающихся: создание центра экспериментально-поисковой деятельности; Организация образовательного экспериментально-поискового пространства в группе; 2 этап: Основной Проведение работы с обучающимися по экспериментальной деятельности. Самостоятельная практическая деятельность детей по проекту. Привлечение родителей в экспериментальную деятельность детей. 3 этап: Заключительный - Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей. - Проведение КВН «Мы - экспериментаторы» |
Предполагаемые результаты | Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить многими понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы. |
Материалы | Приборы-помощники: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ведерки, воронки. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, минералы, глина, разная по составу земля, крупный и мелкий песок, птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани, пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет. Технические материалы: гайки, винты, болтики, гвозди. Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, наждачная. Красители: ягодный сироп, акварельные краски. Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки, шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки. Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки, растительное масло, мука, соль, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», различные фигурки животных, ванна для игр с песком и водой. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов. Клеенчатые передники, полотенца. |
Проблема | Низкая познавательная активность, недостаточный словарный запас, односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса, темп речи и т. д. |
Ресурсы проекта | Методические материалы. |
Краткая аннотация:
Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:
специально-организованное обучение в форме занятий;
совместная деятельность взрослого с обучающимися;
свободная самостоятельная деятельность детей.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой), фронтальная (со всем классом).
Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся в группе, на участке, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.
Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка: ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.
В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру:
Осознание того, что хочешь узнать;
Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;
Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;
фиксирование результатов, анализ полученных данных;
Совесный отчет об увиденном, формулирование выводов.
Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.
Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.
Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.
Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.
Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы», они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.
После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например: детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра).
Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.
Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая:
создание проблемной ситуации;
поиск возможных решений;
прогноз результата эксперимента;
проверка возможных решений, исходя из данных;
формулировка вывода в соответствии с результатами проверки;
обобщение.
Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность школьника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.
Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изо-деятельности.
Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.
Продукты деятельности педагога:
- макеты вулканов
- поделки из материалов сделанных детьми
Продукты деятельности детей:
-Детские рисунки.
-Поделки .
Продукты деятельности родителей:
- Выставка «Парад новогодних елок»
- Костюмы
Формы работы с семьями. План работы с родителями.
Сентябрь Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности детей дома» Консультация: «Значение экспериментальной деятельности для детей» Пополнение уголка детского экспериментирования Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с водой и воздухом».
Октябрь Консультация: «Роль семьи в развитии познавательной активности детей» Памятка: «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию» Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Опыты с дрожжами и плесенью дома». Фотовыставка проведения и наблюдения опытов «Растущие малютки»
Ноябрь Консультация: «Соблюдение правил безопасности при организации и проведении экспериментов и игр дома. Оформление наглядной информации в родительском уголке «Экспериментируем с песком и глиной» Привлечь родителей к сбору коллекции камней. Показ открытого занятия родителям на тему «Где рождаются камни»
Декабрь Оформление папки «Мои открытия» Фотовыставка «Как мы экспериментируем» Изготовление буклетов «Цветные льдинки» 17 Рекомендации: «Проведите с детьми дома опыта по образованию инея».
Январь Приобщить родителей к созданию, оформлению уголка «Ароматерапии» Закрепление знаний детей о свойствах магнита «Мы – фокусники». Проведение опытов вместе с родителями и умение дать ему научное обоснование.
Февраль Консультация: «Игра или экспериментирование». Изготовление буклетов «Электричество, тепло, звук» Выставка рисунков «Солнечный телефон»
Март Создание мини-лаборатории «Чудесные вещества» Оформление наглядной информации в родительском уголке: «Солнечная лаборатория»
Апрель Фотовыставка проведения и наблюдения опытов «Исследуем дерево, металл, пластмассу, стекло» Консультация на тему: «Маленький исследователь: как направить энергию ребенка в позитивное русло» Мастер-класс для родителей «Варим мыло»
Май Сбор природного материала для экспериментов. Итоговая фотовыставка работы «Юные исследователи»: «Чему мы научились за год»
2