Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Рязани «Детский сад №3»
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ
«ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ ДЛЯ ДЕТЕЙ»
Выполнил:
Воспитатель 1 квалификационной категории
Князева В.С.
г. Рязань, 2024 г.
1.Актуальность проекта
Пейзажная живопись является одним из эмоциональных жанров изобразительного искусства, это высшая ступень художественного
освоения природы, вдохновенно и образновоссоздающая ее красоту.
Дети знакомясь с этим жанром всесторонне развиваются, воспитывается доброе и бережное отношение к природе, пробуждается искреннее, чувство любви к своему краю, родной земле.
Предполагаемый проект направлен на проведение различных форм работы с детьми, на формирование творческой личности ребенка через развитие его художественно-творческих способностей.
Вид проекта: пракктико- ориентированный
Продолжительность: долгосрочный (сентябрь-май).
Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатель, родители.
Проблема: недостаточное внимание родителей и детей к произведениям изобразительного искусства;
Поверхностные знания детей о художниках и картинах.
Цель проекта: формирование познавательного интереса к пейзажной живописи, способствовать эстетическому развитию детей, воспитывать доброе и бережное отношение к природе.
Задачи:
Обобщение и систематизация представления детей о временных изменениях в природе.
Формирование у детей представления о пейзажной живописи.
Знакомство детей с творчеством художников-пейзажистов.
Знакомство детей с пейзажем, изображающим промежуточные межсезонные состояния погоды.
Вызвать у детей интерес, эмоциональную отзывчивость на произведения искусства.
Развивать у детей умение понимать , что изображено на картине, о чем рассказал художник в своем произведении.
Обогащать представления детей о многообразии художественных средств, используемых художником.
Обогащать словарный запас детей.
Обучать детей навыкам пейзажного рисования с использованием различных приемов.
Расширить представления детей о цвете, о сочетании цветов и оттенков, об их смешивании.
Обеспечить участие родителей совместно с детьми в воспитательном развитии интереса к пейзажной живописи.
Ожидаемые результаты: дети научились узнавать пейзаж среди других видов живописи, дети рассказывают, что изображено на картине, называют средства выразительности пейзажной живописи, подбирают материал для самостоятельной деятельности
2 . Подготовительный этап
Подобрать методическую, художественную литературу, иллюстративный, музыкальный материал по данной теме;
Довести до участников проекта важность данной проблемы;
Подобрать материал для игровой, продуктивной деятельности;
Составить перспективный план мероприятий;
Организация развивающей среды в группе.
3.Выполнение проекта
Раздел программы | Формы и методы работы |
Ознакомление с художественной литературой | Знакомство с пословицами и поговорками о природе. Загадки о природе Е. Трутнева «Четверо художников», «Пейзаж», Стихотворения С. Есенин о природе. О. Высотская «Ёлочка». «Лесная газета» В.Бианки. «Серебряное копытце» П.П.Бажов. Э.Ю. Шим «Рассказы о родной природе». А.Майков «Весна», Ф.Тютчев «Весенние воды». |
Музыка | А. Вивальди «Времена года» . П.И.Чайковский «Времена года» Песни про осень, зиму, весну. |
Познавательная деятельность | Беседы: Что такое пейзаж и как его рисовать?», «Художники-пейзажисты», «Красота природы в разное время года», Просмотр презентаций: «Времена года в картинах художников». Презентация на тему: «Ах, зимушка-зима». Презентация «Весенние пейзажи». |
Развитие речи | Работа с картинами (рассматривание и рассказывание): И. Левитан «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», И.Грабарь «Зимний вечер», «Февральская лазурь», «Март», И.Шишкин «Зима», С.Жуковский «Весенняя вода», А. Саврасов «Грачи прилетели», А.Рылов «В голубом просторе». |
Рисование | Рисование карандашами «Улица нашего города». Рисование красками «Осенний лес», Рисование по картине И. Левитана «Золотая осень», Рисование гуашью «Первый снег», Рисование красками и гуашью по стихотворению С.Есенина «Белая Береза». Рисование «Утро в зимнем лесу» Рисование по картине «Весна. Большая вода». Рисование по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». Рисование мелками «Природа в деревне». |
Продуктивная деятельность | Пластилинография «Разноцветный листопад». Аппликация «Зимнее лес». Лепка– композиция «Грибы и ягоды в лесу». |
Игровая деятельность | Дидактические игры: «Что лишнее?», «Собери пейзаж» (времена года), «Домино. Времена года.», «Разрезные картинки», «Явления природы», Сюжетно-ролевая игра «Прогулка в лесу», «Мы собираем урожай». |
Работа с родителями | Консультации для родителей на тему: «Что рассказать дошкольникам о живописи», «Роль рисования в жизни ребёнка», «Учимся рисовать играя». Папка-передвижка «Давайте будем рисовать». Мастер-класс для родителей «Как научится рисовать пейзаж нетрадиционным способом?» Совместная выставка родителей и детей на тему: «Пейзажная живопись наших творческих детей». Экскурсия с детьми и родителями в Художественный музей. |
4. Презентация проекта
Показ открытого занятия для педагогов.
Показ открытого занятия для родителей.
Выступление на педсовете с творческим проектом.
Выставка детских работ.
Экскурсия с детьми и родителями в Художественный музей.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
СЕНТЯБРЬ | Наблюдения на прогулках за осенними изменениями в природе. Беседы: Что такое пейзаж и как его рисовать?», Пластилинография «Разноцветный листопад». Знакомство с пословицами и поговорками о природе. Загадки о природе Слушание музыки А.Вивальди «Сентябрь» Рассматривание картины И.Остроухов «Золотая осень», Левитан «Золотая осень» Рисование «Осенний лес». Выставка осенних пейзажей. |
ОКТЯБРЬ | Беседа: «Художники-пейзажисты». «Времена года в картинах художников». Слушание музыки П.И. Чайковского «Октябрь» Чтение рассказа М.Соколова-Микитова «Осень в лесу» Чтение Е. Трутнева «Четверо художников», «Пейзаж», Рассматривание картины И. Левитана «Сумерки. Луна. Осень» «Улица нашего города». |
НОЯБРЬ | Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Ноябрь» Чтение стихотворений С. Есенин о природе. Рассматривание картины М.Башкирцевой «Осень» Рисование гуашью «Первый снег». |
ДЕКАБРЬ | Наблюдения за зимними изменениями в природе на участке. Презентация на тему: «Ах, зимушка-зима» Слушание музыки А. Вивальди «Времена года. Декабрь» Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Идет волшебница-зима», Есенин «Поет зима, аукает». Рассматривание картин: А.Пластов «Первый снег» И.Шишкин «Зима» Выставка зимних детских пейзажей. |
ЯНВАРЬ | Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Январь» и А. Вивальди «Времена года, Январь» сравнение музыкальных произведений. Рассматривание картины И.Грабаря «Зимний вечер» Чтение стихотворения С. Есенина «Береза», Рисование «Белая береза» |
ФЕВРАЛЬ | Слушание музыки П.И.Чайковского «Времена года. Февраль» Рассматривание картины И.Грабаря «Февральская лазурь». «Серебряное копытце» П.П.Бажов. Рисование «Утро в зимнем лесу». |
МАРТ | Наблюдения за цветом неба, солнца, тающего снега, пробуждением деревьев. Чтение стихотворения - А.Майков «Весна», Ф.Тютчев «Весенние воды». Слушание музыки П.И. Чайковского «Март» и А. Вивальди «Март». И.Левитана «Весна, Большая вода» Рисование по картине «Весна. Большая вода». Выставка весенних детских пейзажей. |
АПРЕЛЬ | Э.Ю. Шим «Рассказы о родной природе». Слушание музыки А. Вивальди «Времена года, Апрель» Рассматривание картины А. Саврасова «Грачи прилетели», Рисование по картине А. Саврасова «Грачи прилетели». |
МАЙ | Наблюдения за весенними цветами: Презентация «Весенние пейзажи». Слушание музыки Чайковского и Вивальди «Времена года. Май». Рассматривание картины Н.Дубровского «Весенний вечер». Рисование мелками «Природа в деревне». |
Заключительный этап.
Обработка и оформление материалов проекта, анализ результативности.
Результаты проекта.
В результате проведения данного проекта мы получили следующие результаты:
Участие в проекте 65% семей;
Сформированы знания детей о художниках- пейзажистах и их произведениях;
Заинтересованность детей темой пейзажной живописи, проявление их познавательной активности.
5.Подведение итогов
В течение года мы рассмотрели все времена года: характерные признаки, особенности. Дети наблюдали за природой и свои знания, полученные при этом, воплощали в проектах.
В процессе работы над данным проектом дети занимались продуктивными видами деятельности, направленными на развитие связной речи, на основе средств развития мелкой моторики: лепкой, аппликацией, рисованием.
В ходе работы дети приобрели знания, умения, которые способствуют усвоению детьми конкретных сведений о растениях, животных, явлениях природы, позволяет привить им экологические навыки и уважительное отношение к окружающей среде, миру природы. У детей формировались навыки исследовательской деятельности, развивались познавательная активность, самостоятельность, творчество, коммуникативность.
Реализация проекта осуществлялась в игровой форме с включением детей в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающего социума (экскурсии, игры на объектах социальной среды, практически полезные дела).
Принимали участие в проекте родители. Была создана выставка картин в ДОУ, где были выставлены полотна, которые были созданы родителями и детьми совместно. Также был проведён мастер-класс для родителей, где многие раскрыли талант живописцев.
В дальнейшем будет продлён проект по живописи в подготовительной группе.