СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект по сбору народного фольклора

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект по сбору народного фольклора»

Проект «Нангин баялиг»

Информационная карта проекта

Название проекта «Нангин баялиг». -  Изучение фольклорных произведений родного края как средство пропаганды красоты народной речи, родного слова.
Автор проекта:  Янданова Марина Ивановна, учитель бурятского языка и литературы МБОУ «Торская СОШ»
Соавторы  проекта: Члены драматического кружка «Эрмэлзэл»  МБОУ «Торская СОШ »
Заказчик проекта: МБОУ «Торская СОШ» Тункинского района. 

Цель и задачи проекта 

Цели:
1. Приобщение к устному творчеству своего народа.
2. Знакомство с богатством, разнообразием жанров и особенностями фольклорных текстов, бытующих на территории нашего района, села.
3. Совершенствование навыков работы с фольклорным текстом.
4. Составление сборника «Арадайм алтан үгэ».

5. Создание медиа-архива по произведениям бурятской литературы.

Задачи:
1. Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, полученные при изучении фольклора.
2. Увидеть, что устное народное  творчество   для детей  – часть общей духовной культуры народа, отражение в нём национальных черт характера, народных традиций, представлений о добре и зле.
3. Проследить путь, который проходит фольклорный текст, прежде чем он станет достоянием читателя.
4. Научиться самостоятельно получать, обрабатывать и обобщать информацию с использованием ИКТ в процессе работы над проектом.
Результаты работы: 

  1. Выпуск Сборника фольклорных произведений «Арадайм алтан үгэ»;

  2. Создание меди архива «Буряад уран зохеолой антологи».

Сроки реализации проекта: сентябрь 2021 года – январь 2024 года

Методы исследования: 
1. теоретический; 
2. диагностический; 
3. исторический;
4. проектирование;
5. эксперимент; 
6. описательный;
7. анкетирование;
8. анализ документации.


I. Аннотация
Исследование  фольклора родного края – необычайно важная задача. Живя в селе, мы с чувством глубокого огорчения осознаем, что люди постепенно отходят от своих корней. Необходимо увлечь окружающих, помочь им увидеть фольклор вокруг себя и выступить в качестве его собирателя, а село – это мир народных традиций в их наиболее чистом, родниково-свежем виде; это мир чудных легенд и поверий, преданий и красочных историй, веками слагавшихся в культурную первооснову нации. «Начало искусства слова – в фольклоре», - писал М. Горький.
   Мы живем в живописном районе Бурятии. Тункинская долина известна не только своими лечебными источниками, также наша благословенная земля по-настоящему богата настоящими сказителями. Фольклор Тункинской долины чрезвычайно богат описаниями подвигов настоящих героев. 

Но все же сегодняшняя молодежь предпочитает уезжать в город. Забываются наши традиции, не поются больше задушевные народные песни, легенды, предания. Но нельзя забывать того, что является нашим истоком, нашими корнями. Отсюда наш интерес к этой теме, желание создать Сборник фольклорных произведений нашего села.
  Анкетирование среди жителей деревни и учащихся школы с целью выяснения уровня  знаний местного фольклора дало удручающие результаты. Если   73% взрослых смогли вспомнить какие-то фольклорные произведения, то только19% детей вообще смогли объяснить что-то.  Зато о своем желании познакомиться с фольклором  родного края заявил 91% взрослых и 90% детей. Так возник социальный заказ на проект.
Мы любим свою малую Родину. Красивые песни, мудрые пословицы, искренние благопожелания радуют наш слух, поэтому мы хотим, чтоб они сохранились не только в нашей памяти, но и наши дети смогли бы их услышать. 
    Мы решили создать сборник фольклорных произведений «Арадайм алтан үгэ» и издать его. Новизна проекта в том, что заявленная тема выходит за рамки школьной программы.
Положительные стороны предпроектной деятельности:

1. Интерес к изучаемой теме.
2. Богатый материал для исследования. 

 Отрицательные моменты деятельности:

1.Недостаток времени для проведения исследования.
2.Малочисленность ученического коллектива

 Выявление проблем:
 1. Фольклор   недостаточно полно изучается в школе.
2. С исследованием немного запоздали, так как осталось очень мало старожилов.



 ӀӀ. Предполагаемые результаты реализации проекта
1)  Открытие для учащихся возможности почувствовать колорит и самобытность родного слова, понять глубинные процессы, которые происходили и происходят в языке, осознать его место и роль в формировании национальной культуры.
2) Совершенствование системы обучения школьников на основе использования ИКТ.
3) Пополнение информационной базы методического сопровождения курса «Фольклор».  
4) Публикация материалов проекта в сборнике фольклорных произведений родного края.
ӀӀI.  Целевые группы проекта
1) Школьники и местные жители, которые участвуют в анкетировании  и опросе;
2) Учащиеся, которые занимаются исследовательской работой;
3) Учителя, которые могут использовать материалы по фольклору,   полученные в ходе реализации проекта, в учебном процессе;
4) Читатели сельской библиотеки, которые могут ознакомиться с материалами сборника фольклорных произведений родного края «Арадайм алтан үгэ». 
IV. Теоретическая основа проекта
В проекте реализованы актуальные в настоящее время личностно- ориентированный и коммуникативно-когнитивный подходы к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка, в интеграции учебной и внеурочной деятельности. 
V. Содержание проекта
   Настоящий проект основан на   изучении фольклорных традиций села Торы, где находится школа, и окрестных деревень, их истории на примере местных легенд и преданий, песен и детского фольклора. Это важный элемент филологического образования и общего развития сельского школьника.
           Наш край богат фольклорными традициями: есть еще люди, которые  помнят и берегут народные обряды, песни, легенды и сказки.          
          Порядок и последовательность работы над проектом.
1. Планирование работы.
Вместе с ребятами мы наметили, кого нужно посетить, какие вопросы будем задавать при сборе фольклорных произведений, какие жанры фольклора представляют особенный интерес.
2. Сбор фольклорных произведений.
Это самый важный этап проекта. Дети в первую очередь обратятся за помощью к своим близким: к мамам, бабушкам, дедушкам.
Посетят художественного руководителя фольклорного коллектива нашего села, сельского библиотекаря . 
3. Редактирование текстов.
Собранные тексты мы отредактируем, сохраняя особенности местного диалекта.
4. Компонование.
Фольклорные произведения распределили по разделам: 1) легенды и предания; 2) календарные обряды и праздники; 3) песни и еохор; 4) детский фольклор; 5) свадебный обряд; 6) пословицы, поговорки и загадки.
Результатом работы фольклорной экспедиции станет сборник (Фольклорные произведения нашего края). Ученики принимут участие не только в сборе фольклорных произведений, но и в оформлении книги.

VӀ. Механизм реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на период с сентября 2020 года по январь 2021 года. 
 Заказчиком проекта является администрация МБОУ «Торская СОШ» Тункинского района.  

VII. Выводы по проекту 
Изучение устного народного творчества необходимо. Это, в какой-то мере, способствует развитию морально-нравственных качеств человека, приобщает к отечественной и мировой духовной культуре, а также содействует закреплению национальных традиций и обеспечивает преемственность поколений. 
Встреча с устным народным творчеством всегда праздник. Обращаясь к фольклорному тексту, мы тем самым расширяем свой кругозор.  Ведь фольклор – кладовая духовной культуры человека.  
Мы  любим свою малую Родину.  Для нас это не пустые слова, нам небезразлично, что станет с нашей маленькой деревней в будущем. Очень не хотелось бы, чтобы исчезло с карты безграничной страны дорогое нашему сердцу село, унеся с собой все духовное богатство, бережно хранимое нашими предками.