СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект-программа «Азбука ОБЖ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение  культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социально-образовательного      пространства. Эффективность воспитательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении определяется, прежде всего, особенностями социального развития воспитанников, формированием у них базовых установок и социальных представлений.

Просмотр содержимого документа
«Проект-программа «Азбука ОБЖ»»

Проект-программа «Азбука ОБЖ»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовыми основаниями разработки программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с ОВЗ являются:

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017года;

-Приказ Министерства образования науки России от19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» (интеллектуальными нарушениями)

Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социально-образовательного пространства. Эффективность воспитательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении определяется, прежде всего, особенностями социального развития воспитанников, формированием у них базовых установок и социальных представлений. Социальные представления о безопасности жизнедеятельности у воспитанников с умственной отсталостью отличаются качественным своеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования поступков и действий.

Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный и неустойчивый характер у воспитанников с умственной отсталостью значительно усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счет целесообразных путей и средств воспитательного процесса.

Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у воспитанников с умственной отсталостью выделяется воспитание их безопасной жизнедеятельности, способам и средствам сохранения здоровья.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

К сожалению, в жизни случаются огорчения и возникают трудности. Любой из нас может оказаться в неожиданной, неприятной и, возможно, опасной ситуации. Для того чтобы помочь себе в трудную минуту, необходимы знания и умения. Нужно научиться предвидеть любую опасность и возможные её последствия. Владение ситуацией поможет обойти опасность, сократить неоправданный риск, сберечь здоровье и даже жизнь. Недаром в старину говорили: «Берегись бед, пока их нет».

Цель программы:

Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.

Задачи:

  • Прививать воспитанникам начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;

  • Формировать способность предвидеть и предотвращать возможную опасность;

  • Развивать у детей чувства ответственности за своё поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, зрительное внимание и память;

  • Воспитывать чувство ответственности за сохранение собственного здоровья, чувство сопричастности к жизни общества и природы. Стимулировать у воспитанников самостоятельность в принятии решений и выработке умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.











ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Главным результатом реализации программы является формирования сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения первичных знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, определять способы защиты от них.

Знать:

  • Правила безопасного поведения на улицах и дорогах;

  • Правила пожарной безопасности и поведение на пожарах;

  • Правила безопасного поведения на воде;

  • Правила поведения на природе;

  • Возможные аварийные ситуации в жилище, причины их возникновения и правила поведения;

  • Основные правила поведения для профилактики травм в повседневной жизни дома, на улице, в школе и при занятиях спортом;

  • Знать номера телефонов «Скорой помощи», «Пожарной части», «Полиции» и порядок их вызова.

Владеть навыками:

  • В использовании первичных средств пожаротушения при возникновении пожара;

  • Оказание помощи людям, бедствующим на воде;

  • В приёмах оказания первой медицинской помощи при кровотечении, растяжках, укусах насекомых, при тепловом и солнечном ударах;

Иметь представление:

  • об основных понятиях – «здоровье», «здоровый образ жизни»; факторы, влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, наркомания, токсикомания);

  • об опасных погодных явлениях,

  • об опасности на водоёмах.

Должны уметь:

  • правильно вести себя на водоёмах;

  • уметь правильно вести себя при встрече с опасными животными и насекомыми;

  • правильно переходить дорогу, перекрёсток, различать сигналы светофора;

  • правильно вести себя при возникновении пожара;

  • разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь, на улице;

  • вызвать «скорую помощь», пожарных, полицию;

  • оказать первую помощь при травме опорно-двигательного аппарата

(кисти рук, бедра, колена)



МЕТОДЫ И ПРЁМЫ

Основной формой организации учебного процесса является внеурочная система обучения. В ходе процесса используются как традиционные формы занятий, так и особенно актуальные для младших воспитанников следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ), экскурсии.

Программа построена с учётом уровня подготовки и общего развития воспитанников с ОВЗ и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребёнок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

Работа проводится с дидактическим материалом, изучение проходит в реальной обстановке (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрёстках, расположенных вблизи школы)

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 «Личная безопасность в повседневной жизни»

Тема: Пожарная безопасность (Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права и обязанности и ответственности граждан в области пожарной безопасности)

Тема: Безопасное поведение на улицах и дорогах (Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист – водитель транспортного средства).

Тема: Безопасное поведение на водоёмах (Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. Безопасный отдых на водоёмах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде)

Тема: Безопасное поведение на природе (Ориентирование на местности. Понятие ориентира. Меры пожарной безопасности при разведении костра)

Тема: Предупреждение бытового травматизма ( Основные причины травматизма у детей. Правила поведения в помещениях. Правила пользования электроприборами. Профилактика возможных опасных ситуаций в быту)

Раздел 2 Тема: Основные понятия – «здоровье» и «здоровый образ жизни»

(Понятие здоровья и факторах, влияющих на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Режим дня. Двигательная активность. Здоровое питание.)

Тема: Пути укрепления здоровья (Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Личная гигиена. Основные виды травм у воспитанников, оказание первой медицинской помощи)



МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Книгопечатная продукция

«Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе» - Под ред. Воронковой В.В. – М. «Школа - Пресс», 1994.

«Психология умственно отсталых школьников»: учебное пособие для вузов

В.Г. Петрова, И.В. Белякова. – М., 2002.

«Основы безопасности жизнедеятельности» Под редакцией Ю.Л. Воробьёва


Печатные пособия

Таблицы:

«Правила безопасности для младших школьников», «Один дома», «Мой дом «Что нам строить дом построить», «Действия при эвакуации из горящего здания», «Гимнастика для глаз»


Компьютерные и информационно – коммуникационные средства

Мультимедийный проектор, СD –диски о безопасности жизнедеятельности.

ТСО

Телевизор, DVD проигрыватель, экран.

Учебно-практическое оборудование

Иллюстративный материал, игровой материал.