СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект-программа «Мы развиваемся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большую роль в процессе учебной деятельност и школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развитие моторики и зрительно-двигательной координации.

Просмотр содержимого документа
«Проект-программа «Мы развиваемся»»

«Мы развиваемся»

Пояснительная записка

Большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, воображение, память, мышление; развитие моторики и зрительно-двигательной координации.

Одним из основных мотивов использования развивающих занятий является развитие психических процессов, моторики, творческо-поисковой активности детей. Это важно в равной степени как для учащихся, развитие, которых соответствует возрастной норме или же опережает её (для последних рамки стандартной программы просто тесны), так и для школьников, требующих специальной коррекционной работы, поскольку их отставание в развитии и, как следствие, пониженная успеваемость в большинстве случаев оказываются связанными именно с недостаточным развитием базовых психических функций.

Приступая к разработке программы, исходим из положения, что обучение, играя ведущую роль в психическом развитии (П.П. Блонский, А.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), должно на определённом уровне в каждый возрастной период обеспечивать формирование двух основных сфер - личностной и интеллектуальной. Нахождение оптимальных путей личностного и интеллектуального развития учащихся - одно из основных условий повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Последнее произойдёт лишь тогда, когда средства, содержание, методы обучения будут разрабатываться с учётом психологических закономерностей, возрастного и индивидуального развития.

Школьное  образование,   наряду  с  познавательной  функцией (передача    ребенку    социального    опыта),    должны     реализовать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологических возможностей каждого ребенка). Применительно к задачам интеллектуального воспитания это означает, что целью процесса обучения является не просто усвоение предметов, но и расширение,  и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности средствами этих предметов.

Младший школьный возраст является сенситивным периодом для развития интеллекта. В этот период основные психологические процессы познания находятся ещё в процессе становления. Уровень развития этих процессов во многом определяет успешность обучения.

Проблема развития комплекса свойств личности ребёнка, входящих в понятие «познавательные способности», быстро не решается. Она требует длительной, постоянной и целенаправленной работы. Поэтому эпизодическое использование так называемых творческих задач не принесёт желаемого результата. Учебные задания должны включать в себя всю систем познавательных операций, начиная с самых простейших действий, связанных с запоминанием, осмыслением, и заканчивая операциями логического и творческого мышления.

Цель программы: Развитие умственных способностей обучающихся в соответствии с возрастными особенностями, используя развивающие и логические игры.

Задачи программы:

- развивать познавательную инициативу, стремление ребенка познавать что- то новое.

-Развитие способностей ребенка по самостоятельному использованию полученных знаний и умений в решении различных задач.

-Расширение кругозора, используя внимание, память, мышление и т.д.

- Развитие творческих способностей обучающихся.

Сроки реализации программы: 1 год

Периодичность занятий: 1час в неделю (рассчитан на 34 часа)

Структура занятия

Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную.

Задача вводной части - направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности, на создание у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно.

«Разминка» вводной части занимает 3 минуты, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность (шарады, загадки, ребусы, логические задачи, «хитрые» вопросы. Например, «Какая ветка не растёт на дереве?», «В какое время суток ты ужинаешь?», «Что общего у всадника и у петуха?» и т.п.).

Задача основной части - диагностика, коррекция и развитие познавательных процессов, моторики, зрительно-двигательной координации, развитие слухового восприятия и внимания, анализа и синтеза, фонематического слуха.

Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании. В конце каждого занятия предлагается таблица для оценки выполненных заданий. Детям следует закрасить прямоугольники. Если ученик считает, что выполнил задание правильно, то он закрашивает прямоугольник зелёным цветом. Если сомневается в правильности решения - красным. При оценивании занятия учителем: задание выполнено верно - прямоугольник также закрашивается зелёным, если допущена ошибка - красным.

Формы проведения занятий:

- беседа;

- работа в парах;

- индивидуально;

- конкурс;

Техническое оснащение и наглядные пособия:

- компьютер;

-рисунки;

- иллюстрации;

-книги;

- настольные игры;

- поделки;

Ожидаемые результаты

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

  • овладевать навыками самоконтроля, самооценки, искать и исправлять свои ошибки

  • определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя

  • учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению

  • строить речевое высказывание в устной форме

  • концентрировать, переключать своё внимание

Познавательные УУД:

  • уметь логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации

  • выделять существенные признаки и закономерности предметов

  • развить вербально-логическое мышление

  • учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью учителя

  • улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации, уровень внимания и ассоциативной памяти

Коммуникативные УУД:

  • учиться работать в паре и в группе

  • выполнять различные роли

  • слушать и понимать речь других ребят

  • осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.

Личностные результаты

Знать: • о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;

  • правила общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к успеху, неудачам;

Уметь: • анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели

  • налаживать контакт с людьми;

  • правильно взаимодействовать с партнерами

  • выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.

Предметными результатами освоения программы является сформированность следующих знаний и умений:

Обучающие должны знать:

- названия предметов;

- знать свойства и признаки этих предметов;

- знать и представлять внешний облик этих предметов;

- знать названия сказок, праздников;

- хорошо знать геометрические фигуры, их свойства;

- знать приемы работы с инструментами, материалами;

Обучающие должны уметь:

- воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;

- угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;

- воссоздать внешний облик предмета на основе какой- то части;

- находить в двух и более объектах общие и различные признаки;

- переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;

- составлять сюжетный рассказ про какой – либо объект;

- уметь сравнивать предметы и отличать их друг от друга;

- уметь решать логические задачи;

-уметь работать с инструментами, материалами: бумагой, фольгой, ватными

дисками.

Курс включает в себя следующие направления:

— формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);

— развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);

— развитие памяти (расширение объема, формирования навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);

— развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;

— формирование учебной мотивации;

— развитие личностной сферы.

Курс развивающих занятий нацелен на решение за­дач и интеллектуально-личностно-деятельностное раз­витие младших школьников.

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом, основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умение ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

Формы отслеживания результатов:

- выставка детских работ.





Тематическое планирование

Разделы занятий

По четвертям

Всего за год

1.

2.

3.

4.

Развитие мышления.

Развитие памяти.

Учимся решать логические задачи

Развитие творческих способностей

10ч

34ч





Календарно – тематическое планирование

Тема занятия

Всего

1.

Развитие мышления

1.Игра «Назови лишнее слово»

2.Игра «Назови отличие»

3.Игра ««Группировка слов»

4.Загадывание загадок, рисунки к отгадкам

5.Игра « Посмотри и запомни»

6.Рисунки по клеточкам.

7. «Воспроизведи рисунок»

8. «Найди одинаковый предмет»

9.Работа с пазлами« Собери картинку»

9

2.

Развитие памяти

1.Игра «Найди отличия»

2.Раскрашивание рисунка по памяти.

3.Игра «Назови сказку»

4.Просмотр мультфильма и пересказ его.

5.Просмотр мультфильма и пересказ его.

6.Дополни предложения

7.Рисунки к праздникам (посмотри на картинку и назови этот праздник)

7







3.

Учимся решать логические задачи

1.Задачи на сообразительность.

2.Отгадывание ребусов.

3.Задачи в стихах.

4. «Математический КВН»

5.Решение примеров «Найди пропущенные цифры»

6.Игра «Математические фигуры»

7.Игра «Две половинки»

8.Головоломки с палочками.

9.Игры в шашки.

10.Отгадывание загадок «Кто больше»

10

4.

Развитие творческих способностей.

1.Работа с бумагой - «Рваная аппликация!

2.Работа с бумагой - « Аппликация -панно из салфеток»

3.Работа с фольгой. Подготовка к работе.

4. Работа с фольгой. .Процарапывание рисунка

5.Работа с ватными дисками. Аппликация.

6.Работа с ватными дисками. Аппликация.

7.Работа с бумагой. Изготовление вертушек.

8.Подведение итогов. Выставка детских работ.

8




  Литература, использованная при разработке программы:

  1. А.Э.Симановский Развитие творческого мышления детей. Популярное пособи для родителей и педагогов.- Ярославль: « Академия развития», 1996.- 192с.,ил.

2. Е.Первин, Т.Первин Догадайся, найди и реши.

3. Н.В.Чуб Большая книга заданий и упражнений.

4. Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике: Пособие для учителя: пер. с болг.- М.: Просвещение, 1993.- 191с.: ил.





































8