СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект программы совместной деятельности учителя и организации – социального партнера в рамках реализации образовательной программы по ОБЖ «Сотрудничество»

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Социальное партнерство – актуальное явление для образовательного учреждения, поэтому в рамках своей педагогической деятельности разработал проект программы «Сотрудничество».

Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Просмотр содержимого документа
«Проект программы совместной деятельности учителя и организации – социального партнера в рамках реализации образовательной программы по ОБЖ «Сотрудничество»»






Проект программы совместной деятельности учителя и организации – социального партнера в рамках реализации образовательной программы по ОБЖ «Сотрудничество»

Автор:

Маршенников Федор Геннадьевич

учитель начальных классов

МБОУ «СШ№30 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Пояснительная записка

Проект программы совместной деятельности учителя и организации –

социального партнера «Сотрудничество»

Социальное партнерство объявлено одним из стратегических направлений модернизации российского образования. Социальное партнерство – актуальное явление для образовательного учреждения, поэтому в рамках своей педагогической деятельности разработал проект программы «Сотрудничество».

Социальное партнерство – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующийся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Для эффективного социального партнерства необходимо выполнить ряд условий:

    1. Осознание значимости решения возникшей проблемы, возможности ее решения только совместными усилиями.

    2. Осознание выгоды и привлекательности социального партнерства для всех субъектов школьной образовательной среды.

    3. Предоставление возможности всем субъектам образовательного процесса осуществлять деятельность в условиях социального партнерства, руководствуясь следующими принципами:

  • добровольности – предполагает право добровольного и демократичного включения в процесс социального партнерства, и в случае необходимости, выхода из реализуемого проекта;

  • кооперативности – предполагает равноправную включенность субъектов в совместную деятельность по реализации предполагаемого проекта;

  • самостоятельности и ответственности в принятии решений;

  • самодеятельности – выражается в формуле «С+С+С+С=У» (сами планируем, сами готовим, сами проводим и сами анализируем, равняется успеху);

  • сотворчества – реализуется в совместном творчестве всех субъектов партнерской деятельности;

  • открытости, так как социальное партнерство предполагает наличие открытой системы и предоставления возможности расширять круг заинтересованных в проекте лиц;

  • гуманистической направленности, то есть принятие субъектов партнерства с учетом их индивидуальных особенностей;

  • толерантности – предполагает высокую степень терпимости и принятия национальных, культурных, социальных и иных особенностей социальных партнеров;

  • общественной значимости – деятельность в условиях социального партнерства должна иметь значимость не только для конкретных исполнителей, но и для других микро- и макрогрупп (класса, школы, микрорайона, города и т.д.).

Механизмы (алгоритм) взаимодействия с организацией – социальным партнером - в решении конкретных образовательных задач:

В построении партнерских отношений в школьной образовательной среде выделяется 3 этапа:

  • определение общих целей, ценностей и ресурсов (итог желание партнеров к осуществлению совместной деятельности);

  • совместная деятельность (итогумение партнеров участвовать в совместной деятельности, то есть их определенная компетентность, основанная на доверии к образовательному учреждению);

  • собственно партнерство в школьной образовательной среде.

Основные виды совместной деятельности:

Деятельность

«Продукт»

Обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса

Модели, концепции, ресурсы

Проектирование образовательного процесса

Образовательные программы

Реализация образовательного процесса

Творческие дела, конкурсы, соревнования, олимпиады и др.

Взаимоподдержка

Психологический комфорт партнеров

Цели: выстраивание системы эффективного социального партнерства в работе преподавателя-организатора ОБЖ.

Задачи: анализ возможности системы социального партнерства; выявление и анализ эффективных технологий выстраивания и реализации системы социального партнерства; анализ результатов работы в системе социального партнерства.

Многолетнее сотрудничество с учреждениями дополнительного образования позволяет определить, что же дает интеграция всем субъектам образовательного процесса, школам, городу, обществу в целом.

Ожидаемые результаты

Для ребенка – доступность образования школьников, повышение качества их образования, воспитание конкурентоспособных граждан, способных выбрать и осуществить свою индивидуальную траекторию саморазвития и самореализации с учетом интересов и потребностей региона и своей малой родины.
Для педагога – рост профессионализма, социальной активности, социальная защищенность, сотрудничество с коллегами в области преподавания ОБЖ и внеурочной работы по предмету.

В образовательном процессе – обновление содержания, создание учебно-методической базы, вариативных программ с учетом специфики работы школы, разработка и использование новых педагогических технологий, вариативность построения образовательного процесса, обусловленная интересами и потребностями обучающихся, заказом родителей и местного социума, использование воспитательного потенциала среды, взаимодействие с учреждениями города, культурными центрами и другими школами.

Основная часть

На современном этапе существует ряд проблем в организации учебно-воспитательного процесса преподавания основы безопасности жизнедеятельности:

  • потребность в новом научно-методическом обеспечении проводимой образовательной деятельности;

  • приспособление новшеств к новым условиям;

  • воспроизводство инновационности и формирование условий, способствующих этому.

Одним из условий, способствующих разрешению проблем, на наш взгляд, является развитие взаимодействия школы и социума от формального диалога к партнёрским отношениям, отношениям сотрудничества. При этом результатом жизнедеятельности класса будет являться успешное взаимодействие с социумом, в результате которого класс сам становится мощным средством социализации личности.

Условиями и источником развития взаимодействия школы и социума будет рассматриваться:

  • чёткая формулировка цели на основе всестороннего проблемного анализа;

  • наличие концепции развития;

  • наличие кадрового обеспечения;

  • материально-технической базы;

  • ресурсов для предстоящей работы;

  • благоприятный социально-психологический климат в коллективе;

  • готовность педагогов к реализации программы развития;

  • удовлетворённость субъектов текущими результатами работы;

  • сбалансированность интересов всех участников инновационного процесса;

  • выбор педагогически целесообразных, оптимальных технологий деятельности;

  • использование образовательного потенциала социума;

  • расширение внешних связей.

Организация социально-педагогического партнерства может осуществляться путем согласования социально-воспитательных программ социализации на основе национального воспитательного идеала и базовых национальных ценностей, прописанных в Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтересованы в разработке и реализации таких программ.

«Социальное партнерство» - это организуемые школой добровольные и взаимовыгодные отношения равноправных субъектов, которые формируются на основе заинтересованности всех сторон в создании условий для развития школьников. Для решения некоторых проблем в образовании требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих — школы. Необходимо развивать взаимовыгодные отношения в социуме, т.к. прежние «шефские» отношения развалились, а новые еще не сформировались. Наиважнейший социальный партнер школы - родители учащихся. Партнерские отношения между школой и семьей способствуют гармоничному развитию ребенка как личности и создании вокруг него комфортного пространства.

Мы выделяем несколько субъектов социального партнерства: внутренний и внешний персональный и коллективный. В качестве внутренних субъектов партнерства могут вступать различные субъекты образовательного процесса, включая родителей учащихся.

При тесном взаимодействии учреждений дополнительного образования со школой решается целый комплекс задач:

  • интеграция ресурсов дополнительного и общего образования;

  • возможности развития личности ребенка;

  • возможность обеспечения каждому ученику ситуации успеха;

  • возможность самореализации личности ребенка и педагога.

Школа, развертывая различные виды социальных практик, предоставляя учащимся право их выбора, может и должна развить у учащихся навыки социального партнерства, гарантировать конкурентоспособность в достаточно жестком, постоянно меняющемся современном мире, обеспечить новый, более высокий уровень качества их жизни. И от того, каковы их (социальных практик) качество, продуктивность и совершенство, зависит его физическое и психическое самочувствие.

Методы: проектирование; игровые технологии; проблемный; практический; объяснительно-иллюстративный. Деятельностный аспект личного вклада педагога в развитие образования

















Внутренние партнёры

К внешним субъектам социального партнерства относятся различные учреждения, организации, общественные объединения

Внешние партнеры

Городской

Совет

ветеранов


Центр детского творчества

Центр

развития образования




Нижневартовский государственный университет



Феникс ДЮСШ






ШКОЛА (ОБЖ)

Городской

военкомат


МБУ «БИС»





МЧС по городу

Нижневартовску

Краеведческий музей


МБУДО "ЦДиЮТТ" "Патриот"










Формы сотрудничества:

  • совместная организация и проведение внеклассных  мероприятий;

  • вечера-встречи с интересными людьми города, региона;

  • совместная исследовательская и диагностическая деятельность;

  • консультации, вечера, круглые столы и т.д.;

  • экскурсии и различные тематические десанты, акции;

  • приглашение специалистов на разные внеурочные мероприятия,

  • спонсорская помощь школе и т. д.

Актуальность обусловлена коренными изменениями содержания деятельности в сфере образования. Современное образование не может существовать изолированно от окружающих ее социальных институтов. Важнейшей задачей образования является успешная социализация выпускников, которая невозможна без четкого представления детей об окружающей социальной действительности. Содержание и структура курса ОБЖ дает возможность построения эффективной системы социального партнерства, что позволяет расширить рамки программы, рационально использовать учебное время, связать учебу с жизнью, способствовать успешной социализации обучающихся. Актуальность личного вклада педагога в развитие образования.

Цель взаимодействия с социальными партнерами по решению конкретных учебных задач:

Партнеры

Учебная задача

Формы взаимодействия

Городской

военкомат

В течение всего учебного угода на уроках и во внеурочной деятельности веду военно-патриотическую работу по пропаганде воинской службы и подготовке учащихся к службе в Вооруженных Силах РФ. Данные мероприятия способствуют поднятию престижа воинской службы.

Постановка на военный учет.

Вопросы физического состояния и подготовки юношей к предстоящей медицинской комиссии при постановке на воинский учет.

Учебные сборы.

Торжественное вручение приписных свидетельств.

Консультации для родителей по вопросам призыва на военную службу и прохождение сборов.

Проведение торжественных мероприятий, посвященных знаменательным датам в истории России и Вооруженных Силах.

Проведение индивидуально-воспитательной работы с молодежью по военно-профессиональной ориентации с целью поступления в военные учебные заведения и на военную службу по контракту, выбору военно-учетной специальности

ДЮСШ «Феникс»

Формирование здорового образа жизни, привитие любви к спорту.

Развитие системы дополнительного образование (расширение сети кружков, клубов, секций с учетом потребностей, интересов и способностей учащихся) в рамках единого социокультурного пространства.  

Участие в соревнованиях.

Совместные мероприятия для обучающихся.

МБУДО "ЦДиЮТТ" "Патриот"

Формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде; развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира; осуществление подготовки к изучению естественно – научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.

Посещение музея Боевой и трудовой славы.

Посещение секций и кружков.

Участие в соревнованиях.

Краеведческий музей

Музей русского быта

Формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого.

Воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

Экскурсии.

Музейные уроки.

Встречи со старожилами и ветеранами труда нашего города.

Разработка исследовательских проектов.

Нижневартовский государственный университет

Формирование у школьников ценностных мотивов учения, развитие способности определять конкретные цели познавательной деятельности, выбирать и использовать источники информации.

Участие в конференциях.

Рецензирование исследовательских работ.

Соревнования спортивного и туристического направления.

Центр детского творчества

Работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.; становление у ребенка современной экологически ориентированной картины мира; развитие чувства сопричастности к жизни природы и общества; формирование личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности.

Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

Участие в соревнованиях.

Совместные акции по военно-патриотическому воспитанию.

  • Тренинги

  • Ролевые игры

  • Диспуты

Проектная деятельность.

Проведение совместных мероприятий для родителей.

Центр развития образования

Создание условий для развития у учащихся познавательных процессов, речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирования учебной деятельности.

Участие в соревнованиях,

проводимых в соответствии с приказами Департамента образования и молодежной политики ХМАО-Югры, Департамента образования города Нижневартовска.

МЧС

Пожарная часть №42.


Государственная система обеспечения безопасности населения. Тема: Характеристика чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Тема: Гражданская оборона. Тема: Аварийно-спасательные и другие неотложные работы.

Соревнования «Школа безопасности».

Экскурсии.

Встречи с пожарниками.

Проведение репетиционной

эвакуации.


Правовые основы социального партнерства: нормативно-правовая база школы разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении. Разработан и утвержден в установленном порядке устав, имеются все необходимые локальные акты, регламентирующие деятельность школы.

  • Гражданский кодекс РФ.

  • Основы законодательства Российской Федерации о культуре от 09.10.1992г. № 3612-1, ст. 40.

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года №68-оз «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»;

  • Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении ФГОС ООО»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики ХМАО - Югры от 15 сентября 2011г. № 732 «О пилотном введении ФГОС ООО в образовательных учреждениях ХМАО-Югры»;

  • Приказ Департамента образования г. Нижневартовска от 14 октября 2011г. № 399 «Об организации введения ФГОС ООО на территории г. Нижневартовска»;

  • Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 19.02.2010 № 91-рп «Стратегия развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года»;

  • Приказ от 19.09.2014г.№448 «Об организации деятельности стажировочных и пилотных площадок опережающего введения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в общеобразовательных организациях города Нижневартовска в 2014-2015 учебном году».

Социальное партнерство в самом широком смысле следует понимать как такую совместную коллективно распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. При этом указанная деятельность может осуществляться как перманентно, так и в рамках ситуативных, специально планируемых акций. Социальное партнерство следует рассматривать как способ построения гражданского общества. 
Социальные группы — относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. 
Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашей школе. Это государство (формулирует заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет; учащиеся; их родители; общество в лице местного социума и различных организаций.

В рамках сотрудничества уделяю в своей работе большое внимание организации внеурочной деятельности: работа с отрядом ЮИД, факультатив по углубленному изучению предмета; консультации и web-консультации по подготовке к конкурсам, олимпиаде; учебные экскурсии в музей гигиены, музей воды, пожарную часть, медицинский колледж, наркологический диспансер; организация встреч с сотрудниками ГИБДД, инспектором по делам несовершеннолетних, ветеранами ВОВ, Афганской, Чеченской войн, организация тесного сотрудничества с учреждениями дополнительного образования района: Центром детского творчества, центром психолого-педагогического и медицинского сопровождения, учебно-методическим центром допризывной подготовки «Ориентир» - все перечисленные формы внеурочной деятельности позволяют повысить интерес обучающихся к предмету, а также сориентировать некоторых учащихся на будущую профессию.

Отдельно следует акцентировать внимание на такой форме работы, как итоговое общешкольное мероприятие - «День защиты детей», которое можно проводить и в форме «Недели защиты детей», цель которого: закрепить знания, умения и навыки учащихся по курсу ОБЖ в рамках программы, а также проверить действия постоянного состава в случае возникновения ЧС в школе.

Результаты социального партнерства: повышение интереса к предмету ОБЖ и учебной мотивации; осознание ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; положительная динамика знаний, умений и навыков, уровня сформированности учебных действий; положительная динамика индивидуальной успешности учащихся в творческих конкурсах, предметных олимпиадах, соревнованиях; готовность и способность использовать полученные знания и практические умения в социальной среде готовность, способность и желание передавать полученные знания и практические умения.

Использованные источники

1.Недвецкая М.Н. Социальное партнерство школы и семьи в сфере управления образовательным учреждением // Наука и школа. - 2006. -№ 5. – С. 8 -11.

2.Харитонова В. Организация родительской общественности – модель института социального партнерства // Социальная педагогика. – 2006.- №2. - С.53-60.

3.Бессолицына Л. 10 идей развития социального партнерства школы // Управление школой. - 2007. - № 7. – С.24 - 25

4.Галковская И. Сетевое взаимодействие и социальное партнерство в муниципальном образовательном пространстве // Директор школы. – 2007. - №2. – С.5 - 16.

5.Хоменко И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства // Директор школы. – 2007. - №4. – С. 83 – 89.

6.Корчагин Е.А. Социальное партнерство как механизм управления образовательным кластером // Инновации в образовании. – 2007. - №6. –С.43 - 52.

7.Лернер П. Социальное партнерство учителей и родителей при освоении ресурсов педагогического сопровождения самоопределения учащихся основной и старшей школы // Народное образование. – 2007. - №7. – С.167-171.

8.Голованов В.П. Социальное партнерство семьи и учреждения дополнительного образования детей // Внешкольник. – 2008. - №2. – С.12 - 16.

9.Ленченко Т.В. Социальное партнерство семьи и детского сада // Управление ДОУ. -2008. - № 4. – С. 87 – 90.

10.Гущина Э.В. Социальное партнерство – школа социальной активности педагогов // Экологическое образование. - 2008. -№ 4. – С. 48 - 52.