СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект Развитие и формирование УУД на основе исследовательской деятельности и сетевого взаимодействия со «Школьной лигой» РОСНАНО.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный проект реализуется за счет сетевого взаимодействия со «Школьной лигой»  РОСНАНО, работа направлена на овладение приемами  исследовательской  деятельности. Ребятам и их родителям предлагаются различные мини-курсы, сессии, исследования,  которые можно выполнять как индивидуально, так и в группе. Каждый сезон РОСНАНО предлагает обучающие материалы, проекты, где учащимся необходимо выполнить ряд заданий. Они позволяют формировать такие умения и навыки, которые невозможно выработать в ходе урочной деятельности, расширяют кругозор, учат выделять аспекты и проблемы, анализировать и планировать деятельность в области исследований, дают возможность развивать и применять творческие способности, организовывать деятельность коллектива исследователей (с родителями, с одноклассниками), оценивать успешность своей работы, определять риски, организовывать соц. опросы, презентовать свою работу и пр. Такая деятельность позволяет скорректировать семейные ценности, обладает пропедевтическими свойствами для работы в сфере проектной деятельности, кейс-технологий, svot анализа и пр., развивают критическое мышление и формируют УУД.

Просмотр содержимого документа
«Проект Развитие и формирование УУД на основе исследовательской деятельности и сетевого взаимодействия со «Школьной лигой» РОСНАНО.»

Министерство образования Московской области


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №12 с углубленным изучением иностранного языка




144003, Московская область, г.о. Электросталь, улица Корешкова д. 16, телефон 57 4-21-89











Проект

Развитие и формирование УУД на основе исследовательской деятельности и сетевого взаимодействия со «Школьной лигой» РОСНАНО.












Автор: учитель начальных классов

Никишина Галина Сергеевна










2019 год

г.о. Электросталь

Введение

В наш век высоких технологий возрастает потребность в активных, неординарно мыслящих, творческих людях, которые способны решать нестандартные задачи. Сейчас наиболее значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования в условиях быстро меняющейся среды. Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие умение учиться.

С 2011 года педагогами и педагогом-психологом в школе проводится мониторинг «Учимся учиться и действовать» М.Р. Битяновой для учащихся начальной школы, целью которого является выявление уровня развития важнейших для данного этапа обучения УУД и определение дальнейшей педагогической стратегии по достижению каждым ребенком метапредметных образовательных результатов в соответствии с ФГОС НОО.

Внутришкольный анализ диагностических мониторинговых исследований показывает, что у учащихся начальной школы западают регулятивные УУД (планирование, коррекция, границы), познавательные УУД (обобщение, причинно-следственные связи, отнесение к понятию), коммуникативные УУД (речевое высказывание, точка зрения, объединение под понятие).



Из этого следует, что на данный момент детям сложно выполнять задания имеющие метапредметную направленность. Традиционные приемы обучения стали неэффективными, поэтому важно искать инновационные методы работы.

Министр образования РФ Васильева О.Ю.  считает, что забота о начальной школе является сейчас первоочередной, потому что начальная школа «закладывает всё, это наша основа»¹. Согласно этому, учителю начальных классов необходимо выстроить свою работу так, чтобы к концу 4 класса у ребенка были сформированы важные для его возраста УУД. Следовательно, на уроках и во внеурочной деятельности учителю нужно применять новые современные приемы, направленные на развитие универсальных учебных действий и один из таких приемов – учебное исследование.

Исследование построено на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя.




________________________________________________________

¹ http://eduinspector.ru/2016/09/15/ministr-obrazovaniya-o-selskoj-shkole-nachalnom-obuchenii-ege-uchitelyah-ih-zarplatah-i-otchetnosti


Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Роль родителей в исследовательской деятельности неоценима, т.к. исследование не заканчивается вместе с уроками, дома ребенок продолжает быть исследователем и если в школе ребенка поддержит учитель, то дома – родитель.

Только такой планомерный подход может дать устойчивый результат в освоении универсальных учебных действий.


Паспорт проекта

Тема проекта

Развитие и формирование метапредметных УУД на основе исследовательской деятельности и сетевого взаимодействия со «Школьной лигой» РОСНАНО.

Актуальность

В условиях ФГОС роль исследовательской деятельности существенно возрастает. Важно не просто передать знания школьнику, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Учебное исследование поддерживает мотивационно-смысловую составляющую жизни обучающихся, которая реализуется через самостоятельный познавательный поиск. В ходе исследования учащиеся открывают новые знания и пути их открытия, используют эти знания как средство решения практически значимых ситуаций. Учебное исследование даёт возможность учащимся приобрести опыт решения интеллектуальных задач на основе мысленного построения различных предположений и их последующей проверки. Таким образом, создание условий для реализации исследовательской деятельности – необходимая и насущная задача современной образовательной организации, поскольку позволяет обучающимся не только формировать предметные и метапредметные умения, но и эффективно получать знания, развивая целостное, критическое и, вместе с тем, продуктивное мышление, строить фундамент для ценностно-смыслового самоопределения своей личности.

Непрерывное образование отличительная особенность современного общества. Это поэтапный и пожизненный процесс, который обеспечивает постоянное пополнение и расширение знаний человека. Целевой аудиторией образовательной деятельности школы являются не только дети, но и их семьи. Зачастую дети, возвращаясь из школы домой, сделав домашнее задание, не уделяют должного внимания саморазвитию, самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию. И если говорить о непрерывности в обучении, то именно родители во взаимодействии с учителем могут решить эту проблему. Родители становятся неотъемлемой частью учебной деятельности, они помогают направить ребенка на достижение конкретных целей. Очень важно, что бы все три звена «учитель – ученик – родители» работали слажено, тогда процесс обучения станет для ребенка не только посильным, но и увлекательным, интересным. Что, в свою очередь, приведет к повышению имиджа образовательной организации.

Ключевые понятия

Учебное исследование

Эксперимент

Сетевое взаимодействие

Метапредметные УУД

Проблемы

-Традиционная и урочная форма обучения не дают возможности быстрому усвоению УУД.

-Низкая грамотность детей и родителей в области учебных исследований не позволяет развивать критическое мышление, творческий потенциал, метапредметные учебные действия.

Риски:

- не готовность родителей включиться в исследовательскую деятельность;

- трудности в организации исследовательской деятельности;

- неодобрение со стороны части возрастных педагогов;

- нехватка времени;

- разнообразие детских интересов.

Цель проекта: создать благоприятные условия для формирования и развития метапредметных УУД, на основе исследовательской деятельности, при помощи сетевого взаимодействия со «Школьной лигой» РОСНАНО, создать условия для взаимодействия «семья – школа».

Гипотеза:

Учебное исследование на основе сетевого взаимодействия со «Школьной лигой» РОСНАНО способствует успешному развитию и формированию метапредметных учебных действий.

Задачи проекта:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу, посвященную организации учебного исследования;

  • Овладеть умениями и навыками в постановке и проведении экспериментов;

  • Вовлечь детей и родителей в работу с проектами;

  • Организовать успешное сетевое взаимодействие со «Школьной лигой» РОСНАНО;

  • Формировать ценностные установки классного и родительского коллектива.

Краткое содержание проекта

Данный проект реализуется за счет сетевого взаимодействия со «Школьной лигой» РОСНАНО, работа направлена на овладение приемами исследовательской деятельности. Ребятам и их родителям предлагаются различные мини-курсы, сессии, исследования, которые можно выполнять как индивидуально, так и в группе. Каждый сезон РОСНАНО предлагает обучающие материалы, проекты, где учащимся необходимо выполнить ряд заданий. Они позволяют формировать такие умения и навыки, которые невозможно выработать в ходе урочной деятельности, расширяют кругозор, учат выделять аспекты и проблемы, анализировать и планировать деятельность в области исследований, дают возможность развивать и применять творческие способности, организовывать деятельность коллектива исследователей (с родителями, с одноклассниками), оценивать успешность своей работы, определять риски, организовывать соц. опросы, презентовать свою работу и пр. Такая деятельность позволяет скорректировать семейные ценности, обладает пропедевтическими свойствами для работы в сфере проектной деятельности, кейс-технологий, svot анализа и пр., развивают критическое мышление и формируют УУД.

Срок реализации проекта:2018-2019 учебный год, далее ежегодно.

Целевая аудитория: учащиеся 1 «В» и их родители.


Основная часть

В настоящее время школа стремится идти в ногу с современными требованиями, которые должен реализовать учитель в своей работе. В этом проекте хочется обратить внимание на исследовательскую деятельность, через сетевое взаимодействие с другими образовательными организациями (РОСНАНО). Чтобы работа была эффективной, необходимо работать в этом направлении начиная с 1 класса.

На начальном этапе была проведена стартовая диагностика метапредметных УУД «Хочу. Могу. Действую» авторского коллектива под руководством М.Р. Битяновой. Результаты показали, что уровень сформированности УУД у учащихся 1 «В» класса развит на низком уровне.

Результаты мониторинга в первом классе не оцениваются с точки зрения «достаточности» или «недостаточности», результатам не присваиваются оценочные категории («базовый» и «ниже базового»). Это сделано осознанно и связано с тем, что в первом классе учитель вместе c учениками только начинает общий путь к достижению образовательных результатов начальной школы.


Чтобы добиться высокого уровня сформированности УУД, необходимо найти пути решения проблемы. Не секрет, что исключительно урочная форма организации учебной деятельности, дает невысокие результаты в формировании метапредметных УУД. Личностные  универсальные учебные действия  отражают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира. К личностным УУД относятся: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Формированию личностных УУД, в данном проекте, будет способствовать: самостоятельное выполнение заданий, оценивание своей работы, подведение итогов. Также благодаря взаимодействию с родителями, ученик будет испытывать уважение к своей семье, родственникам, потребность в совместной деятельности.

Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации.

К регулятивным УУД относятся:

• целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

• контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

• коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

• оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Для развития и формирования регулятивных УУД на каждом занятии дети самостоятельно или с помощью учителя либо родителей определяют цель и задачи исследования, формулируют проблему, составляют план работы, предполагают, какие усилия нужно приложить для выполнения той или иной задачи, оценивают временные затраты, сложности работы.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Это помогает стабилизировать отношения в семье, сделать климат дружеским, воспринять ценности друг друга. Мини-курсы, которые предлагает «Школьная лига» РОСНАНО предполагают групповую и парную деятельность, следовательно, развиваются и формируются коммуникативные УУД.

На основе учебных исследований ребята учатся находить и выделять нужную информацию, устанавливают причинно следственные связи, анализируют, доказывают правильность своих суждений, развивают и применяют творческие способности, определяют риски, презентуют свою работу. Все это позволяет развивать и формировать познавательные УУД.

Чтобы привлечь ребят к исследовательской деятельности, было решено принять участие в осенней сессии. Темы : «Улитковедение», «Полеты и маневры». Реализация программ велась на уроках окружающего мира и на внеурочной деятельности. Работа осуществлялась в группах, что способствовало формированию и развитию УУД. Исследования, наблюдения, моделирование проходили дома с родителями, друзьями, результаты всесторонне освещались в классе.




«Улитковедение»

Мини-курс посвящен изучению особенностей жизни и роста брюхоногих моллюсков или попросту – улиток. Можно ли улитку «обучить» ползти в нужную сторону? Как она реагирует на свет, на темноту? Любит ли воду или предпочитает сухой режим? Конечно же, на все эти вопросы можно найти ответ в энциклопедиях и бесчисленных пособиях по биологии. Но гораздо интереснее завести свой собственный «Улиткин сад-огород» и в течение двух месяцев понаблюдать за тем, как растут, что любят поесть и как «ползут ногой-брюхом» эти необыкновенные и очень древние существа. Курс состоял из 6 занятий.

Встреча 1. Улиткины загадки. Это введение в тему и знакомство с миром улиток с разговором про улиток.

Встреча 2. Домик для улитки. Обсуждение особенностей жизни улиток в естественной среде. Обустройство вивария-«улитария» (террариума), где будет обитать африканская улитка ахатина.

Встреча 3. Опыты с улитками. Во время занятия ребятам предстоит ответить на вопросы: Видят ли улитки? Слышат ли улитки? И какие у улиток вкусовые предпочтения?

Встреча 4. «Бег» с препятствиями. Продолжение темы «Опыты с улитками». На занятии ребята обсудят особенности передвижения улиток, проведут опыты, чтобы выяснить как передвигается улитка по различным поверхностям. Обсудят, как происходит перемещение улитки и как работает ее нога.

Встреча 5-6. Готовим лэпбуки про улиток. Подводим итоги. (Приложение1 )



Мини-курс «Улитковедение» способствовал формированию и развитию универсальных учебных действий, т.к. применялась групповая работа и работа в команде, дети учились формулировать исследовательские вопросы (исследовать), самостоятельно планировать и оформлять тексты в презентации; создавать тексты-лэпбуки и тексты-презентации, учащиеся вместе с учителем, родителями и самостоятельно работали с информацией, полученной из интернета, книг, энциклопедий.


«Полеты и маневры»


Курс посвящен созданию и «экспериментальной проверке» летных качеств моделей бумажных самолётов. во время занятий ребята попробовали себя в роли конструкторов-испытателей. Объектом конструирования и испытаний стали бумажные модели.


На 1 занятии ребята изучили особенности полетов живых существ, познакомились с такими понятиями как: взлетать, взмывать, пикировать, планировать, порхать , парить. Посмотрели замедленную видеозапись взлета божьей коровки и стрекозы. Увидели, как порхает самая маленькая птичка – колибри.










На 2 занятии ребята разделились на группы. Дети конструировали простые самолеты из бумаги и проводили различные эксперименты, делали выводы.








На 3 занятии учащиеся конструировали самолеты по чертежам. В ходе работы и процесса запуска моделей группы определяли, где находится «центр тяжести» у каждой модели.


На 4 занятии было предложено техническое задание для каждого конструкторского бюро .Надо было внимательно рассмотреть все чертежи имеющихся моделей самолетов и выбрать две модели.

Одна модель должна быть такой, чтобы она летела как можно дальше.

Вторая модель такой, чтобы летела как можно дольше. Потом дети конструировали эти самолеты и с помощью рулетки и секундомера производили испытания и фиксировали результаты в таблицу.



Мини-курс «Полеты и маневры» способствовал формированию метапредметных учебных действий, т.к. в основе лежала проектная и исследовательская деятельность. Школьники приобрели навыки работы «по чертежам», конструировали, оценивали, выбирали типы моделей самолетов под определенную задачу, производили испытания,научились фиксировать и анализировать данные и делать выводы.Дети работали в команде, договаривались и планировали работу, совместно достигали результата.

Многих ребят заинтересовал такой вид работы, они зарегистрировались на сайте и уже в зимней сессии приняли участие самостоятельно. Темы:«Лаборатория геоботаники. Путешествие по ботаническому саду», «Суперспособности. Органы чувств и физические приборы».



«Лаборатория геоботаники. Путешествие по ботаническому саду»


Мини-курс «Лаборатория геоботаники. Путешествие по ботаническому саду» состоит из четырёх встреч и рассчитан на групповую работу школьников под руководством учителя. Во время занятий ребята в игровой форме знакомятся с растениями, произрастающими в природных зонах разных климатических поясов планеты Земля. Узнают откуда «пришли» к нам сельскохозяйственные культуры. 

Встреча 1. Где живут растения? Детям на занятии было предложено распределить растения на 4 группы: водные растения, тропический лес, растения пустынь и сухих субтропиков, альпийская горка. Работа велась таким образом: каждому была дана карточка с изображением растения, ребята должны были понять, к какой группе относится их растение.



Встреча 2. Продолжаем знакомство. Растения вокруг нас. Дети с помощью атласа определителя узнавали названия растений нашего класса.

Долее говорили о культурных растениях и на большой карте полушарий отмечали родину культурных растений.



Встреча 3. Поход в оранжерею или ботанический сад. Мы с классом отправились в виртуальную экскурсию по «Ботаническому саду Петра Великого». На карте полушарий дети отметили место, где мы живем. Выбрали несколько растений, которые нам наиболее понравились в ботаническом саду. Отметили на карте места их обитания. Провели стрелки с мест обитания растений к нашему ботаническому саду.Проанализировали и сделали выводы, для чего нужен ботанический сад и оранжерея.

Встреча 4. Проектируем ботанический сад. Готовим экскурсию по ботаническому саду.Дома самостоятельно или совместно с родителямиученики рисовали план ботанического сада,в классе делали лэпбуки. (Приложение2).

Мини-курс «Лаборатория геоботаники. Путешествие по ботаническому саду» способствовал формированию метапредметных учебных действий, т.к.

у ребят возник большой интерес к изучению растений, а значит, повысилась учебная мотивация, ребята продолжали работать дома вместе с родителями искали необходимую информацию, а в классе рассказывали друг другу о том, что узнали , работали в парах и группах следовательно формировались коммуникативные УУД. На занятиях ребята  высказывали свои предположения (версии) на основе работы с иллюстрацией, работали по плану, оценивали правильность выполнения действий и вносили коррективы,


«Суперспособности. Органы чувств и физические приборы».

Тема «Органы чувств» – известная тема курса «Окружающий мир». При этом, содержание темы , казалось бы весьма очевидно для школьников . Ведь осмысленное восприятие (слуховое, зрительное, тактильное и т.д.) невозможно без работы человеческого сознания и психических процессов памяти, воображения, мышления.

Мини-курс предлагает тему «Органы чувств» немного усложнить, «погрузив» ее в научно-исследовательский контекст и увязав со знакомством с физическими приборами.

Какой в этом смысл? Давайте коротко на этом остановимся. Физиков называют естествоиспытателями. Почему? Потому что они «испытывают естество природы». Но чем, как? Посредством экспериментов и при помощи особых приборов, позволяющих фиксировать данные, недоступные простым органам чувств человека. При этом сами эти приборы, если внимательно к ним «присмотреться» являются «продолжением» человеческих органов чувств. В этом смысле – в основе этих приборов – человеческая чувствительность, скомбинированная и усиленная многократно.







Курс предполагает 2 занятия. (Приложение 3).



На 1 занятии, ребята распределяются на группы и знакомятся с органами чувств животных, которые значительно отличаются от человеческих.








На 2занятии обсуждаем приборы, усиливающие работу органов чувств. Выполняем разнообразные экспреименты, анализируем, устанавливаем причинно- следственные связи.






Мини-курс «Суперспособности. Органы чувств и физические приборы» способствовал формированию универсальных учебных действий, т.к. основой занятий слали различные эксперименты, в которых ученики проявляли личную ответственность перед ребятами в классе и родителями дома. Чтобы провести эксперименты в классе, необходимо было проявить терпимость и уважение к одноклассникам. Работа велась парно, группами, школьники задавали много вопросов, искали различные способы решения поставленных задач,выбирали наиболее подходящий, помогали друг другу, заполняли таблицы, делали выводы.


После окончания зимней сессии была проведена повторная диагностика УУД с помощью мониторинга «Учимся учиться и действовать» М.Р. Битяновой для учащихся 1 класса. Сравнение и анализ результатов показали, что уровень сформированности УУД выше.


Заключение

Работа в данном направлении является успешной. Учебное исследование помогает в достижении познавательного отношения к действительности, формирует широту кругозора и является стимулом в процессе образования. Благодаря исследовательской работе учащихся начальной школы повышается вероятность их творческого развития; естественным образом теоретические знания подкрепляются практикой, что делает теорию более интересной и более ощутимой; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают моральное удовлетворение от того, что могут наглядно видеть результаты своего труда. Исследовательская деятельность развивает потребность в самореализации и самовыражении, выводит процесс обучения и воспитания за рамки школы в окружающий мир, реализует принцип сотрудничества учащихся и взрослых. Систематическая и целенаправленная деятельность педагогов в этой сфере обеспечивает формирование и развитие УУД у школьников, создает условия для повышения качества образовательного процесса. Считаю необходимым продолжать работу в области учебного исследования, опираясь на сетевое взаимодействие со «Школьной лигой» РОСНАНО.





Библиография

  1. Савенков А.И. Исследовательская практика: организация и методика./ А.И.Савенков // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 1. – С. 30-33.

  2. Савенков А.И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование / А.И.Савенков // Школьные технологии. – 1998. – № 4. – С. 144-148.

  3. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-изд., – Самара: Издательство «Учебная литература», 2006. – 208 с.

Интернет ресурсы:

  1. www.vernadsky.dnttm.ru – сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского. Русская и английская версии.

  2. www.issl.dnttm.ru – сайт журнала «Исследовательская работа школьника».

  3. www.researcher.ru/UTM/a_371pig.html – Интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников»

  4. www.schoolnano.ru