СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Родники родного края"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эколого-краеведческий проект о родниках, который подготовили к научно-практической конференции.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Родники родного края"»

7


III муниципальная научно-практическая конференция

«Мир вокруг нас»









Экологический проект

«Родники родного края»







Выполнили: Шевердяева А., ученица 8 класса МОУ-СОШ с.Даниловка Аткарского района

Шевердяева Юлия, ученица 9 класса МОУ-СОШ с.Даниловка Аткарского района

Руководитель: Фадеева Галина Михайловна, учитель биологии, экологии











29 ноября 2018 год

Содержание

1.Актуальность проекта……………………………………………..2

2. Обоснование необходимости проекта……………………………3

3. Цели проекта……………………………………………………….3

4. Задачи проекта……………………………………………………...3

5 .Ожидаемый результат, сроки выполнения проекта…………….4

6. Сроки выполнения проекта……………………………………….4

7. Формы работы учащихся…… …………………………………….5

8. Этапы реализации проекта………………………………………..6

9. Ожидаемые результаты, выводы………………………………………….......................................7

10. Приложение………………………………………………………….8.9



























Актуальность проекта

1 У человека родники пользуются особенным вниманием и любовью. Это не только за то, что они дают начало большим и малым рекам, а скорее за удивительно вкусную, чистую, прозрачную воду, которую нельзя сравнить ни с чем. Веками, из поколения в поколение, передавалась любовь к родникам.

2 Но в последнее время мы стали забывать о них, хотя состояние подземных вод уже требует человеческой заботы. В настоящее время все чаще стали встречаться родниковые источники с некачественной водой. А это сигнал природы нашему здоровью.

Причина отмирания родников кроется в многообразной деятельности человека, особенно широко и интенсивно вторгающегося в природу в нашем столетии.



Обоснование необходимости проекта

В нашем селе раньше было 9 родников, на сегодняшний день 8 заилилось, остался один, которым интенсивно пользуется население - Ивановский. Экологическое состояние родников удручающее. Нет оснований надеяться, что живая природа Земли приспособится к любым масштабам её загрязнения человеком, а человек своей хозяйственной деятельностью «восстановит и приумножит» биологические ресурсы планеты. Единственный путь сохранения для жизни окружающей среды – восстановление естественных живых сообществ. Наша инициатива по созданию благоустроенных родников – настоящий гражданский долг. Совместная работа сплачивает коллектив, появляются общие интересы, традиции. Во время этой исследовательской деятельности мы с участниками проекта смогли увидеть друг в друге новые положительные качества, набрали опыта, научились ценить мнение товарища.

Цели проекта:

1. Благоустройство родника Ивановский, восстановление заилиных родников.

2.Организация и проведение мероприятий по установлению заброшенных родников, анализ воды на ее пригодность для питья, меры по их экологическому улучшению и сохранению, бережного отношения к ним.

3.Создание положительного образа «современной деревни».

Задачи проекта:

1. Научиться самостоятельному поиску необходимой информации.

2. Научиться анализу и оценке собственных творческих и деловых возможностей.

3. Развить чувство ответственности за порученное дело.

4.Донести до сознания местных жителей необходимость сохранять родник в чистоте и порядке.

5. Проанализировать экологическую проблему по теме проекта.

6. Создать карту родника и прилегающей территории.

7. Проведение акции «Чистый родник»;

8. Развивать творческие инициативы и умения работать в команде у участников проекта.

9. Познакомиться с историей родников Аткарского района.

Ожидаемый результат

Соответствие обустройства родника окружающей природе и назначению.

Сохранение водного режима родника.

Обеспечение санитарно-гигиенических требований при пользовании родником.

Обеспечение доступности родника для посещения всеми желающими.

Привлекательность туристов.

Воспитание жителей к любви малой Родине, сохранение историко-культурных памятников

Результат проекта -  благоустроенная территория вокруг родника, как рекреационный объект посёлка.

Сроки реализации проекта 2018-2019 учебный год

Целевая группа:

Члены эколого-краеведческого кружка и заинтересованные жители села Даниловка.

Методика исследования

Основные методы:

  • Визуальный – осмотр родника и его местоположения

  • Теоретический: изучение теоретического материала, анализ информационных источников, анализ анкетирования.

  • Эмпирический: лабораторные наблюдения.

  • Математический: статистика.

  • Экспериментальный: постановка опыта



Для работы были сформированы несколько экспертных групп

Направления работы экспертных групп:

- географическое положение и история родника, его значение для жителей

села

- социологические исследования (социологический опрос, анализ опроса,

анкетирование);

- экологические исследования (анализ почвы, воды, загрязненности

прилегающей территории);

- благоустройство родника;

- чертежно-архитектурное оформление родника и прилегающей территории;

- экономические характеристики проекта и возможности альтернатив

финансирования, благоустройства и реконструкции.

Первая группа учащихся-историки и географы, изучали географическое положение, историю и значение родника, много времени проводили с жителями села ,которые помогли воссоздать некоторые исторические моменты.

Родник находится на юго-востоке от школы на расстоянии более одного километра. Вытекает родник одним потокам и впадает в реку Лаверзу (приток р. Аткара). Родник нисходящий, пресный, холодный, вытекает спокойно. Открывается на дне склона на расстоянии 5 метров от реки. Высота источника над уровнем воды в реке составляет 0,3м. Высота склона – 9 метров. На вершине склона находится деревня Даниловка. Вода течет прозрачным ручейком в речку. Температура воды осенью +5 градусов. Родник загрязнен сухими деревьями, ветками, листьями. Во время половодья вода поднимается выше уровня родника. Растительность возле родника – лесная: клен, вяз, ива.

Родник «Ивановский» существует давно, и рассматривать его историю мы можем только со слов тех местных жителей, которые живут в наши дни (это люди примерно 1928-1940 годов рождения). Из бесед с ними мы узнали об истории родника. Все они помнят этот родник с детства. К этому роднику приходили люди со всей округи круглый год и использовали воду для различных целей. Люди считали, что вода в источнике святая и в настоящее время на праздник Крещения Господня местные жители и гости села приходят на родник за «святой» водой и пользуются ей в течение года. Вода хранится очень долго в закрытой посуде.

Вторая группа – социологи, разработали анкету для проведения социологического опроса среди учащихся и составила вопросы для изучения мнения жителей о состоянии родника .Эта группа испытала себя в качестве корреспондентов, которым пришлось общаться с местными жителями, а для этого понадобилось совершенствовать навык общения с людьми разных групп. После этого последовала большая работа по обобщению и анализу статистического материала, в результатe чего были сделаны определенные выводы. Например, о том, что местное население в 20% случаев безразлично относится к данному роднику, а потому не принимает участия в его благоустройстве и зачастую не соблюдает вокруг него чистоту и порядок.

Однако большинство - это те, которые с удовольствием решили помочь благоустроить родник.

Третья группа -гидрологи вела наблюдения за водой родника :были взяты такие характеристики воды, как: температура цветность, мутность, прозрачность, осадок, запах, радиоактивность и жесткость.Определили дебит (мощность), то есть возможный расход воды. Дебит источника рассчитывали с помощью ёмкости с известным объёмом (пластиковая бутылка емкостью 1,5 литра) и секундомера. Вычисляли дебит источника для каждой пробы по формуле: V: t =D

Данные занесли в таблицу:

Характеристики родника

Запаха

Оценка интенсивности запаха

Цветность в градусах

Прозрачность

Осадок

Характер проявление вкуса и привкуса

Определение РН родниковой воды

Дебет

нет

0

0-бесцвет

Хорошо прозрачна

нет

нет

7.0, нейтраль

0.05л/сек

Четвертая группа-это все участники экологического кружка, неравнодушные учащиеся, учителя и жители села. навести порядок вокруг родника: собрать опавшие листья, спилить упавшие деревья, отремонтировать ступеньки, по которым люди спускаются к роднику. Мы ходили на родник собрать опавшие листья, спилить упавшие деревья, отремонтировать ступеньки, по которым люди спускаются к роднику. Конечно, это ещё совсем маленький объем работы, но самое главное, что она началась!


Архитектурный проект будущего родника и его экономические составляющие находятся в состоянии разработки.

Выводы:

1.Проанализировав показатели воды родника, рекомендуем использовать воду для удовлетворения питьевого режима.

2. В результате работы был составлен экологический паспорт родника.

3. В ходе реализации проекта была очищена территория родника от сухих сучьев и мусора.

4. Выступили перед учащимися школы со своим проектом, выпустили экологическую листовку.

ЗаключениеПочему родниковую воду называют «живой». Действительно, и это подтверждает сама жизнь, вода многих родников обладает лечебным действием. Но почему?! То ли потому, что она очень чистая, и мы уже от такой отвыкли, то ли потому, что обладает благоприятными для организма составом, физической структурой и магнитным полем? То ли потому, что, беря воду из родника, мы соприкасаемся с природой, слышим журчание воды? А, может быть, в силу каких-то других, пока неизвестных нам причин. И это действительно ключ для познания тайн не только подземных кладовых, но и самого человека.











Приложение

Паспорт родника.

Название источника – «Ивановский»

Дата заполнения - осень 2018года

Область - Саратовская

Район - Аткарский

Населенный пункт - д. Даниловка

Местонахождение родника – на юго-востоке

Геологические условия выхода воды

1) Характеристика пласта, из которого вытекает подземная вода - глина

2.Тип родника - нисходящий

3.Характер истечения– выход из стенки склона

4.Высота источника над уровнем воды в реке -30см.

5.Расстояние до ближайшего водоема. – 4-5 метров

6.Размеры и конфигурация родника - 1 водный поток

Растительность вблизи родника - лесная

Животный мир – насекомые, птицы, земноводные

Физические особенности воды родника.

1) Прозрачность воды – вода прозрачная

2) Запах - нет -0 баллов

3) Вкус – не ощущается

4) Цветность - бесцветный – цветность в градусах - 0 градусов

5) Температура воды +5градусов по Цельсию.

6) Дебит источника (литров в сек) –0.05л/сек

Влияние родника на окружающую местность ( провалы, оседания, оползни, размывы) - оседание грунта

Участие родника в питании реки – впадает в реку Лаверзу.

Состояние благоустройства родника деревянный сруб, навес из жести, пластиковая труба, подход не благоустроен

Интенсивность использования (0-10 баллов) -7 баллов

Эколистовка

Мы, юные экологи, обращаемся к вам, старшим друзьям — взрослым, и

призываем вас стать нашими единомышленниками.

Мы призываем стать участниками экологического движения всех, кому

дорого состояние природы, окружающей среды, всех, кто хоть раз

задумался о будущем планеты.

Наша главная задача — улучшить, сохранить окружающий мир,

залечить раны, нанесенные природе, встать преградой на пути тех, кто

продолжает его разрушать.

Спасая нашу родную землю, мы боремся за дело первостепенной

важности. И пусть никто не думает, что такая задача не по плечу детям.

За дело, друзья!»

Литература

1. Экологический практикум в школьном курсе химии. Смоленск, 1996

2.. Школьный экологический мониторинг. Издательство «Агар», 1999, 385 с.

3. Экология. Дрофа, 1995

4. . Школьный практикум. Экология.кл. _ 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2001.

5. Природа Саратовской области. Интернет страница.