СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект семейного клуба "Счастье быть вместе"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект Семейного клуба "Счастье быть вместе"  - направлен на профилактику социального сиротства через работу с «кровными» (биологическими) семьями, укрепление детско-родительских отношений – возвращение детей в кровную семью

Просмотр содержимого документа
«Проект семейного клуба "Счастье быть вместе"»

Проект СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ «Счастье быть рядом»



«Семья – это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро»

В.А.Сухомлинский

Приоритетным направлением проекта по созданию семейного клуба «Счастье быть рядом» является профилактика социального сиротства через работу с «кровными» (биологическими) семьями, работа по возврату детей из детских учреждений в кровные семьи, жизнеустройство в замещающие семьи.

Проект направлен на создание семейного клуба, с целью укрепления детско-родительских отношений через проведение: индивидуальной и групповой работы с семьями, состоящими на сопровождении субъектами профилактики, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации и т.д.; консультативной психологической помощи с элементами психотерапии, комплексной реабилитации, коррекции поведения членов семей с использованием психологических техник и методик, направленных на активизацию внешних и внутренних ресурсов семьи, изменение отношения родителей к решению бытовых проблем и подходам к воспитанию ребенка.

План-график проекта рассчитан на 1 год, однако, возможно продолжение работы в рамках семейного клуба, для достижения и закрепления социального эффекта по снижению вторичного сиротства, через укрепление детско-родительских отношений.

В ходе реализации проекта задействованы человеческие (специалисты, педагоги, врачи ЦПД), методические (справочная и методическая литература, пакет психодиагностических методик, использование ИКТ) ресурсы.

Актуальность и инновационность проекта.

Одной из актуальных проблем в настоящее время является психолого -педагогическая работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, трудной жизненной ситуации, имеющими ограничение или лишение родительских прав. Имущественное расслоение общества, снижение уровня жизни и социально-бытовая неустроенность, юридическая и педагогическая безграмотность родителей, потеря нравственно-психологических ориентиров, отрицательно сказываются на микроклимате в семье, способствуют резкому снижению уровня культуры межличностного общения, росту детской безнадзорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление спиртных напитков, наркотиков и криминальную деятельность, что в свою очередь приводит к социальному неблагополучию семьи, а как следствие помещение несовершеннолетних в учреждения социального обслуживания. Важно донести до сознания родителей, родственников, что ценность семейных взаимоотношений заключается в умении выстраивать с ребенком доверительные отношения, основанные на принятии и любви.

Укрепление семейных связей, достижение эмоционального благополучия у семей, принимающих участие в занятиях и мероприятиях семейного клуба, возможно через повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и развития несовершеннолетних, формирование навыка организации совместной досуговой деятельности, снижение риска социального негативного влияния, активизацию внутренних и внешних ресурсов семьи.

Работа с семьями в формате семейного клуба является инновационной, поскольку в основном профилактическая работа с семьей субъектами системы профилактики носит индивидуальный характер. В рамках клуба родители могут общаться не только со специалистами, но и обсудить между собой проблемы, поделиться опытом в воспитании и развитии детей.



Семейный, детско-родительский клуб - это перспективная форма работы с семьей, учитывающая потребности семей, способствующая укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании и развитии детей. Это одна из новых форм работы, где знания преподносятся в процессе сотрудничества специалистов и благополучателей. Участие в семейном клубе помогает повысить уровень личной комфортности детей и взрослых в семье, сформировать позитивный опыт семейного воспитания, снять затруднения детско-родительских отношений, организовать содержательный и разнообразный семейный досуг.

Семья является базовым фундаментальным условием функционирования российского общества, важнейшим элементом его самоорганизации. В то же время современная российская семья значительно отличается от традиционной своей структурой: возросло число неполных семей, сократилось количество многопоколенных семей, увеличилась доля однодетных семей. Обыденными явлениями стали взаимоотчуждение супругов и рост числа разводов, сожительство без регистрации брака и рост рождений детей вне брака, масштабы социального сиротства или сиротства детей при живых родителях.

Быть родителем сегодня непросто. В современных условиях многие семьи не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей, т.к. изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники существования, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. Все чаще встречаются семьи, где родители не успевают, а иногда и не хотят проводить свободное время в кругу детей. В этой ситуации неустойчивые семьи стали еще более нестабильными. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.

Основные направления в работе Клуба выстроены с учетом Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014года №1618-р). В указанной Концепции подчеркивается, что приоритетами государственной семейной политики на современном этапе являются утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства. Повышение авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.

Цели и задачи проекта.

Основная цель проекта: укрепление детско-родительских отношений, профилактика вторичного сиротства через повышение психолого-педагогической культуры родителей, активизацию внутренних и внешних ресурсов семьи.

Основные задачи проекта:

- сформировать положительную мотивацию у ребёнка на восстановление детско-родительских отношений;

- сформировать у родителей необходимые компетенции по созданию в семье условий для ухода, воспитания и развития ребёнка;

- содействовать формированию ценностного отношения к семье у детей и родителей;

- активизировать ближайшее окружение семьи, внутренние и внешние ресурсы;

- обеспечить эффективное взаимодействие семьи с другими социальными институтами;

- подготовить семью к самостоятельному преодолению жизненных трудностей;

- способствовать созданию взаимоотношений, согласованных интересам семей и ЦПД для обеспечения условий эффективного жизнеустройства ребенка.

Основные нормативные и стратегические документы, определившие разработку проекта.

Деятельность детско-родительского семейного клуба регулируется следующими нормативно-правовыми документами: Конвенцией о правах ребенка, Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом, Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Уставом ГКУСО ПК ЦПД г. Перми и иными нормативно-правовыми документами по вопросам защиты прав и интересов детей.

Участники проекта и адресаты:

Целевые группы благополучателей проекта:

- Кризисные кровные семьи с детьми (воспитанники, временно помещенные в учреждение);

- Родители (родственники), кандидаты;

- Воспитанники.

Участники проекта:

- старший воспитатель (разработка проекта семейного клуба, программы мероприятий клуба, проведение мероприятий, запланированных в рамках проекта, ведение документации, составление годового отчета);

- педагог-психолог (проведение первичной, промежуточной и итоговой диагностики несовершеннолетних, родителей, родственников, обработка результатов, составление рекомендаций, индивидуальное и семейное консультирование, проведение тренинговых занятий);

- специалист по социальной работе (ведение документации: журнал учета посещений, журнал регистрации консультаций и др., проведение мероприятий, запланированных в рамках проекта, проведение индивидуальных и семейных консультаций);

- педагоги дополнительного образования, специалисты (проведение мастер-классов, спортивных мероприятий, праздников и т.д.);

- врач, медицинская сестра (консультирование).

Партнеры проекта, привлекаемые в проведение мероприятий:

- специалисты МТСР ПК по г. Перми (ООиП Кировского района г. Перми);

- специалисты здравоохранения (врач-психиатр, врач-нарколог);

- представители религиозных организаций.

Сроки реализации – 1 год. Заседание Клуба проводится 2 раза в месяц.

Запланировано 12 тематических встреч, мероприятия по организации совместного культурного и спортивного досуга, согласно годового плана работы Отделения № 2 ГКУСО ПК ЦПД г. Перми.

Время – длительность занятий 40-60 минут в зависимости от настроя Группы и количества участников.

Этапы, содержание и методы реализации проекта:

Создание семейного клуба «Счастье быть рядом» включает в себя работу:

• с кровными родителями, родственниками, кандидатами проведение диагностики («ЭКО-карта», «Мотивационное интервью»), проведение индивидуальных и семейных консультаций («Ресурсный круг», «Работа со случаем»), групповую социально-психологическую работу, согласно плану-графика проекта, с внедрением практик и технологий («Семейная фотография», «Мандала»), направленных на повышение родительской компетентности, восстановление и укрепление детско-родительских отношений, обеспечение внутреннего ресурса и внешней поддержки для восстановления отношений с ребенком, формирование семейных традиций.

• с несовершеннолетними проведение диагностики («Мотивационное интервью», «Карта социальных контактов»), проведение индивидуальных и семейных консультаций, групповую социально-психологическую работу, согласно плану-графика проекта, с внедрением практик и технологий («Семейная фотография», «Мандала»), направленных на снижение асоциальных проявлений, формирование навыков бесконфликтного общения, снижение асоциальных проявлений, стремление к ведению здорового образа жизни, умения контролировать свои эмоции, укрепление семейных связей, детско-родительских отношений.

Формы работы:

- праздники;

- игры и упражнения;

- мини-беседы, лекции;

- релаксационные и динамические паузы;

- музыкально-танцевальные этюды;

- моделирование проблемных ситуаций;

- подвижные игры, дидактические игры;

- художественно-творческая деятельность;

- элементы арттерапии, сказкотерапии;

- тренинг;

- круглые столы;

- экскурсии;

- дискуссии.

Структура встреч Клуба:

1. Теоретическая часть – проводится в интерактивной форме живого диалога, родители в доступной форме получают информацию по теме встречи, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.

2. Практическая часть – предполагает реализацию приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.

3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых, тренинговых и др.).

4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме встречи, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.