Проект сюжетно – ролевой игры «День рождения» для младшего дошкольного возраста
«Игра – это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир ребенка
вливается живительный поток представлений,
понятий об окружающем мире».
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство самый важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные значения об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям и труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в ней развиваются духовные и физические силы ребенка, его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра – это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.
В игре формируются и развиваются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, которые подготавливают переход к новой, более высокой стадии развития.
Психологи считают игру ведущей деятельностью дошкольника. Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает ведущей формой деятельности тесно переплетенной с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональный и волевые проявления.
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети производят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может справедливо оценивать действия и поступки своих товарищей и свои собственные.
Планируя работу над проектом сюжетно-ролевой игры, я предусматривала обогащение содержания игры и расширение игрового опыта детей. Была поставлена задача развития творческих особенностей детей и формирование положительных взаимоотношений. При этом следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Вид проекта:
краткосрочный, подгрупповой, игровой, ролевой.
Сроки реализации:
1 месяц. Реализуется в режиме дня.
Руководитель:
воспитатель Евтушенко Елена Владимировна.
Участники проектной деятельности:
дети второй младшей группы, педагог группы.
Виды деятельности:
совместная деятельность.
Направление развития: познавательно-речевое, социально-личностное, эстетическое, коммуникативное, музыкальное.
Образовательные области: Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, речевое развитие
Цель проекта:
развитие у детей интереса к сюжетно-ролевой игре.
Задачи:
продолжать обогащать игровой опыт детей;
формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных в ходе познавательных занятий, экскурсий, чтения литературных произведений; закреплять умение детей согласовывать тему, распределять роли, подготавливать необходимые условия;
стимулировать детей по собственной инициативе использовать элементы ряженья, музыкальные инструменты, предметы-заместители в решении проблемных ситуаций;
способствовать установлению в игре ролевого взаимодействия, умению строить сюжет из 3 – 4 смысловых эпизодов, дальнейшему развитию коммуникативных навыков, диалогической речи, эмоциональности и творческого воображения;
воспитывать вежливость и дружелюбие при оценке высказываний и действий партнеров по игре;
прививать нормы и правила поведения в совместной игре.
Этапы проекта:
Первый этап - подготовительный:
постанова проблемы;
составление плана и паспорта проекта;
составление плана-схемы по обучению детей игровым действиям;
создание соответствующей развивающей среды;
подбор методической и художественной литературы;
информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
презентация и обсуждение проекта на МПС;
Второй этап:
постановка проблемы вместе с детьми;
вовлечение родителей в организацию проекта (оказание помощи в сборе и оформлении информации и атрибутов).
Третий этап:
тематические беседы, рассматривание фотоальбомов;
продуктивная деятельность (изготовление атрибутов, рисование, творческая игра).
Четвёртый этап: анализ проекта.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
отражение в игре впечатлений о жизни людей, семейных традициях;
построение в ходе игры доброжелательных и дружеских отношений;
интерес к игре, общему замыслу игрового сюжета, согласованность действий играющих; выполнение игровых действий;
проявление собственной инициативы в использовании предметов – заместителей и элементов ряженья;
формирование эмоционального мира детей («школа чувств»);
развитие речевого общения играющих (двухстороннее развитие речи и игры: речь развивается и активизируется в игре, а сама игра развивается под влиянием развития речи).
Сопутствующие сюжеты: «Магазин подарков», «Автобус».
Выполнение проекта.
Раздел программы | Формы и методы работы |
Познавательное развитие | рассматривание картинок по ознакомлению с трудом шофера, продавца; открыток, семейных фотографий к теме «День рожденье»; |
Речевое развитие | беседы: «Мой день рождения», «День рождения мамы (бабушки)», «Как мы поздравляем папу с днём рождения», «Подарки для именинника», «День рождения моего друга»; обсуждение впечатлений детей о праздновании в семейном кругу; просмотр мультфильма «Чебурашка и крокодил Гена»; чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокатуха», разучивание стихов о дне рожденья; |
Игровая деятельность | игры-занятия: «Приготовим куклам торт», «Угостим кукол чаем»; «Катаемся в автобусе по городу»; |
Изобразительная деятельность | изготовление атрибутов вместе с детьми «конфеты из пластилина»; работа с раскрасками по теме; |
Конструирование | постройка автобуса; |
Музыкальная деятельность | слушание песен, танцевальной музыки; |
Работа с родителями | оформление информационного стенда «Сюжетно-ролевой игры»; памятка «Познаю мир играя»; консультация «Познаю мир играя»; фотовыставка «Вот как мы играем»; привлечение родителей к изготовлению атрибутов, элементов ряженья для сюжетно-ролевых игр: «День рожденье», «Магазин подарков», «Угостим кукол чаем», «Приготовим куклам торт», «Катаемся в автобусе по городу». . |
Этапы развития сюжетной игры «День рожденье»
Возраст | Характер игровых действий | Выполнение роли | Развитие сюжета в воображаемой ситуации |
3-4 года | Отдельные игровые действия носят условный характер. | Роль осуществляется фактически, но не навязывается. | Сюжет – цепочка из 2-3 х действий, воображаемую ситуацию удерживает взрослый |
4 – 5 лет | Взаимосвязанные игровые действия имеют четкий характер. | Роль называется, дети могут по ходу менять роль. | Цепочка из 3-4 х взаимосвязанных действий, дети самостоятельно удерживают воображаемую ситуацию. |
5 – 6 лет | Переход к ролевым действиям, с отображением социальных функций людей. | Роли распределяются до начала игры, дети придерживаются своей роли на протяжении всей игры. | Цепочка игровых действий, объеденена одним сюжетом, соответствует реальной логике действий взрослых. |
6 – 7 лет | Отображение в игровых действиях отношений между людьми. Техника игровых действий условна. | Не только роли, но и замыслы игры проговариваются детьми до ее начала. | Сюжет держится на воображаемой ситуации, действия разнообразны и соответствуют реальным отношениям между людьми. |
Перспективный план подготовки к игре «День рожденье»
Сюжеты | Роли | Атрибуты | Игровые действия | Речевые обороты |
Магазин подарков | Продавец | Касса, подарки, касса, халатик, открытки, цветы (искусственные) | Выслушивает просьбы покупателей, подаёт товар, пробивает по кассе, рекомендует товар, приглашает посетить магазин ещё. | «Здравствуйте». «Что вы хотите купить?», «Эти конфеты самые свежие», «Возьмите сдачу», «Спасибо за покупку», «Приходите к нам ещё», «До свидания». |
Автобус | Водитель | Руль | Помогает строить автобус, здоровается с пассажирами, имитирует работу мотора, переключает скорость, заправляет автобус бензином. | «Здравствуйте», «Занимайте места», «Не отвлекайте водителя», «Автобус отправляется». |
| Контролёр | Сумка, билеты | Здоровается с пассажирами, предлагает купить билеты, берёт деньги, выдаёт билеты, объявляет остановки. | «Здравствуйте», «Пожалуйста, берите билеты», «Остановка «Магазин подарков», «Остановка «Центр», «Не забывайте вещи». |
День рожденье | Именинница-воспитатель | Пригласительные, колпачки, элементы ряженья (галстуки-бабочки, банты | Приглашает гостей на день рожденье, накрывает на стол, вручает пригласительные, встречает гостей, рассаживает гостей за стол, ведёт беседу, развлекает гостей (танцы, игра в фанты), благодарит за подарки, провожает гостей. | «Здравствуйте, дорогие гости», «Рада вас видеть», «Сколько подарков!», «Спасибо за подарки», «Проходите пожалуйста», «Угощайтесь, не стесняйтесь», «Кому чай с малиной?», «Кому торт?», «Все уселись?», «До свидания, приходите ещё». |
| Гости-дети | | Помогают водителю строить автобус, покупают билеты, здороваются с продавцом, соблюдают очередь в магазине, обращаются к продавцу, благодарят, оплачивают покупку, поздравляют именинницу, вручают подарки, поддерживают беседу, в благодарят, прощаются. | «Здравствуйте», «Дорогая именинница», «Поздравляю с днём рождения», «Желаю счастья, здоровья», «Всё очень вкусно!», «Передайте пожалуйста сахар, конфеты», «Как у вас весело!», «До свидания». |
План-схема по обучению детей игровым действиям «Совместная игра воспитателя и ребёнка»
Процесс | Совместная деятельность педагог и детей | Деятельность педагога |
подготовительный |
Выявление проблемы | Диагностика игровых навыков, игровой среды | Диагностическая методика Сафоновой |
Обрисовка сюжетной канвы | У меня день рожденье. Приглашение на праздник | Изучение литературы: Сюжетно-ролевые игры дошкольников /Н.А. Бойченко, П.И. Григоренко Киев. Род. Школа. 1982 Организация сюжетной игры в детском саду/Н. Михайленко, Н. Короткова, Москва, ЛИНКА-ПРЕСС. Игра с правилами в дошкольном возрасте, - М.; Академический Проект, 2002. Как играть с ребёнком. – М.; Педагогика, 1990. |
Организационная работа | Чтение сказки К. Чуковского «Муха-Цокатуха», разучивание стихов о дне рожденья | Создание соответствующей развивающей среды |
основной |
Систематизация информации | Принятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. Организация игрового пространства. | Обеспечение руководства. Распределение ролей. Взятие на себя роли. Обсуждение содержания игры. |
Игровая деятельность | Поиск решения с помощью воспитателя. Повторение за педагогом диалогов персонажей. Соблюдение правил выполнения взятых на себя ролей. Взаимосвязь партнеров. | Использование многоперсонажных сюжетов. Обучение элементам развития сюжета. Использование предметов-заместителей. |
заключительный |
Итог | Участие в обсуждении проведенной игры. Оценка умения играть вместе. Постановка перспективы развития игры. | Подведение итогов игры, предложение гипотезы дальнейшего развития сюжета. Диагностика игровых умений. |
План-схема конспекта сюжетно-ролевой игры «День рожденье»
Структуры | Общие методические приемы | Методиче6ские приемы, используемые в игре |
Задачи | Формировать умение словесно обозначать игровую роль; формировать умение творчески развивать сюжет игры. | Формировать умение обозначать свои роли - водитель, продавец, контролёр, гости. Учить выполнять роли: водитель - ведёт машину, контролёр - продаёт билеты, продавец - продает подарки, гости - покупают подарки, поздравляют именинницу |
Общая стратегия игровых взаимодействий с детьми | Включать детей в ролевое взаимодействие. Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополнительную роль. Подготовить атрибуты, игровое пространство. Закрепить полученные знания о труде взрослых. Обсудить ролевые действия в конце игры. | Вступительная беседа о том, как празднуют день рожденье. Распределение ролей. Организация игрового пространства и подбор атрибутов. |
Способы руководства игрой | Провести вступительную беседу, введя заинтересовавший момент. Участвовать в распределении ролей, помочь детям в подготовке и планировании действий, согласно выбранным ролям. Взять на себя главную роль. | Задать детям вопрос о том, как празднуют день рожденье. С помощью вопросов распределить роли, распланировать действия и составить план игры. Взять на себя роль именинницы, осуществлять руководство игрой. |
Структура сюжета игры | Многоперсонажный сюжет. Последовательность сюжетных событий, развертывание последовательных взаимодействий. | Наряжаются, строят автобус, едут в магазин, покупают подарки, едут к дому именинницы, поздравляют её, вручают подарки, садятся за стол, беседуют, вместе танцуют, играют в «фанты», фотографируются, прощаются, убирают атрибуты. |