Проект «Труд взрослых в детском саду»
Цели:
- закреплять знания детей о профессиях взрослых в детском саду;
- формировать представления о сотрудниках детского сада, трудовых процессах выполняемых каждым из них;
- совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада;
- учить составлять описательные рассказы с опорой на предметные картинки, поощрять попытки рассказывать как можно подробнее и интереснее.
Задачи:
- обогащать представления детей о профессиях;
- воспитывать чувство уважения к труду взрослых;
- обогащать словарный запас посредством ознакомления с предметами, необходимыми в работе людей различных профессий;
- создавать условия для закрепления представлений о трудовых действиях, совершаемых взрослыми, о результатах труда, об оборудовании;
- учить выполнять поручения воспитателя вместе и самостоятельно, повторять несложные действия.
Вид проекта: познавательно-творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный.
Актуальность: Интерес к труду, необходимые трудовые навыки закладываются в раннем детстве. Нам важно не пропустить этот момент, ведь дошкольное детство – это уникальное время, когда ребенку все интересно – он открывает для себя окружающий мир, познает его. И делает это с радостью. Труд должен войти в жизнь ребенка радостно и помочь во всестороннем развитии.
Проблема: Чем обусловлена необходимость знакомства детей с профессиями людей, которые работают в детском саду? Что мы уже знаем о профессиях людей, работающих в детском саду? Что хотели бы узнать нового?
Гипотеза: Если дети получат практические представления о труде взрослых в детском саду, то они научатся уважать труд человека любой профессии и то, что сделано людьми.
Предполагаемые результаты: реализация проекта предполагает закрепление знаний дошкольников о различных профессиях сотрудников детского сада, развитие познавательных и творческих способностей, формирование интереса к труду взрослых.
Участники проекта: сотрудники детского сада, дети, родители.
1 этап – подготовительный.
Сбор материала, необходимого для реализации проекта, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с профессиями, оформление тематических уголков для сюжетно – ролевых игр, изготовление дидактических игр и пособий.
2 этап – основной.
Работа с детьми: Экскурсии – наблюдения (целевое посещение кухни, прачечной, медицинского кабинета, музыкального зала), беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, организация дидактических и сюжетно – ролевых игр, продуктивная деятельность (рисование, аппликация, конструирование, лепка), работа с родителями «Нарисовать, кем работают твои родители», анкетирование родителей, пальчиковая гимнастика.
3 этап – заключительный.
Игра – развлечение «Все работы хороши».
Выставка рисунков.
Месяц Сентябрь.
Формы работы:
-беседа с детьми «Кто у нас в группе трудолюбивый?».
-чтение сказки «Колосок».
-тема «Труд помощника воспитателя».
-сюжетно-ролевая игра «Наша няня заболела», «Няня убирает комнату», «Маленькие помощники».
-дидактическая игра «Кто скорее уберет?», «Что лишнее?».
-рисование «Подарим няне красивые ведра».
-лепка «Красивая лесенка для нашей няни».
-аппликация «Полосатые коврики».
-подвижная игра «Как мы помогаем Ольге Геннадьевне», «Поставь цветы в вазу и укрась группу».
-пальчиковая гимнастика «Я сам», «Наши пальцы утомились».
-физкультминутка «Пылесос».
Цель: познакомить с трудом помощника воспитателя, закрепить название орудий труда, воспитывать уважение к труду взрослых, вызвать желание быть активным помощником, развивать самостоятельность у детей, учить отвечать на вопросы воспитателя, воспроизводить содержание сказки, развивать умение анализировать, побуждать делать приятный сюрприз для помощника воспитателя.
Месяц Октябрь.
Формы работы:
- тема «Труд повара».
-чтение и заучивание стихотворения «Тесто» И. Мельничук,
чтение стихотворения Ю.Тувима «Овощи».
-целевое посещение кухни.
-лепка «Чашка с блюдцем для наших поваров».
-пальчиковая гимнастика «Мы капусту рубим, рубим…», «Наши пальцы утомились».
-рисование «Красивые тарелки».
-дидактическая игра «Хлебный магазин», «Помощники повара», «Что для чего?», «Вершки – корешки».
-загадки о посуде.
- сюжетно-ролевая игра «Учимся кашу варить», «Наши хорошие поступки», «Как мы кормим наших кукол», «Встречаем гостей».
-чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
-физкультминутка «Ракета»,
«Репка».
-подвижная игра «Моем руки» (проговаривая потешку «Водичка – водичка»),
«Мы веселые ребята».
-выучить русскую пословицу: «Добрый повар стоит доктора».
-разговор на тему: «Кто у вас в семье готовит пищу? Помогаете ли вы маме или бабушке готовить завтрак, обед, ужин?».
Цель: дать представление детям о профессии повара; предметах, необходимых для работы; желание называть сотрудников детского сада по имени, отчеству; учить детей быть гостеприимными; закреплять знания о сервировке стола; воспитывать у детей культуру поведения за столом; учить отвечать на вопросы по содержанию; побуждать оказывать помощь тем, кто нуждается; учить рисовать круги и украшать тарелки; учить лепить посуду.
Месяц Ноябрь.
Формы работы:
-Экскурсия в кабинет врача.
-рассказ о профессии «Врач – ветеринар».
-рассматривание картины «Помоги товарищу».
-разговор на тему: Отчего у детей вырастают шишки на лбу?
-чтение сказки К.И. Чуковского «Айболит».
-знакомство с дорожными знаками «Больница».
-чтение стихотворения В. Маяковского « Детям я лечу болезни».
-рисование «Я хочу быть здоровым».
-физкультминутка «Мы умеем», «Зарядка», «Чтобы сильным стать и ловким».
-сюжетно – ролевая игра «Если ты заболел», «Поликлиника», «В аптеке», «В гостях у доктора Айболита».
-пальчиковая игра «Мастер».
-чтение и заучивание стихотворения «Я сегодня медсестра» И. Мельничук.
-лепка «Заходите в гости к нам,
Витамины я вам дам».
-дидактическая игра «Чего не стало?».
-подвижная игра «Слышим – делаем», «Мы руки поднимаем».
-выучить русскую поговорку «Лук от семи недуг».
Цель: познакомить детей с профессиями врача и медицинской сестры; развивать у детей наблюдательность; учить детей проявлять заботливое отношение к своим друзьям; умение определять больные места, сознательно прислушиваться к своему организму, оказывать элементарную медицинскую помощь; пополнять словарь детей медицинской терминологией; знакомить с правилами безопасности в обращении с лекарствами.
Месяц Декабрь.
Формы работы:
-разговор о труде дворника, о его рабочем инвентаре.
-карточки с изображением орудий труда дворника.
-чтение стихотворения Е. Благининой «Приходите, поглядите».
-рисование «Разгулялась метла –
Мусор весь собрала».
-физкультминутка «Поможем дворнику убрать участок зимой»,
«Мы рыхлили, мы копали».
-сюжетно – ролевая игра «Как мы убирали свой участок».
-аппликация «Метла и ведра».
-пальчиковая игра «Острые пальчики».
-дидактическая игра «Один – много».
-подвижная игра «Вышли дети в садик», «Ножки, ножки, где вы были?», «Мы цветы в саду сажаем».
Цель: дать понятие о труде дворника, о его рабочем инвентаре; воспитывать желание помочь дворнику, развивать желание поддерживать чистоту и порядок на своем участке; узнавать на карточках орудия труда дворника; воспитывать аккуратность.
Месяц Январь.
Формы работы:
-разговор о профессии «Прачка».
-экскурсия «В гости к прачке».
-сюжетно – ролевая игра «Я стираю посмотрите», «Гладим белье».
-рисование «Красивый платочек».
-аппликация «Платочки и полотенца сушатся на веревочке».
-дидактическая игра «Сложи такой же предмет», «Найди пару», «Назови ласково».
-чтение стихотворения и заучивание отрывка Е. Серова «Стирка».
-подвижная игра «Серый зайка умывается», «Солнышко – солнышко».
Цель: продолжать учить детей составлять рассказ о профессии после беседы с сотрудником детского сада; развивать умение поддерживать диалог и развивать монологическую речь детей; продолжать работу по выразительности речи: говорить громко, четко произносить слова и фразы.
Месяц Февраль.
Формы работы:
-разговор на тему: «Наши воспитатели».
-рассматривание картины «Дети играют в кубики».
-чтение стихотворения «Детский сад».
-словесная игра «Доскажи словечко».
-дидактическая игра «Наши воспитатели», «Можно – нельзя», «Угадай по описанию».
-сюжетно – ролевая игра «Мы занимаемся», «Вместе строим дом», «Что же мы купим для детского сада».
-рисование «Нарисуй свою воспитательницу».
-поговорить о важных задачах воспитателя детского сада.
-физкультминутка «Разминка», «Пальцы», «Семья».
-лепка «Матрешка».
-конструирование из бумаги «Цветок для воспитательницы».
Цель: уметь рассказывать, что должен знать и уметь воспитатель, какое главное качество воспитателя; какие задачи выполняет в детском саду; побуждать делать приятные сюрпризы для воспитателя; прививать желание трудиться вместе с воспитателем.
Месяц Март.
Формы работы:
-разговор на тему: «Какие профессии мы знаем?».
-чтение стихотворения «Твое призвание».
-выучить считалку «Жили-были сто ребят».
-организовать конкурс рисунков – совместный проект с родителями «Детский сад будущего» (рисунки или макеты из подручного материала).
-рассказывание о профессиях по сюжетным картинкам.
-загадки о профессиях.
-анкетирование родителей.
-развивающее лото «Профессии».
-дидактическая игра «Наши воспитатели».
-физкультминутка «Каждый день», «Мы зарядку делать будем».
-пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои», «Где же наши руки?».
-отчетное занятие «Все работы хороши».
-анкетирование родителей «Как дети помогают дома?»
-конструирование «Наш детский сад».
-подвижная игра «Спрятался», «Летчик и самолеты», «Мамам дружно помогаем».
Итог: закреплять представления о детском саде, установление доверительных детско-родительских отношений, заинтересованность родителей в сотрудничестве, оформление альбома «Профессии», выставка совместного творчества.
Список использованной литературы:
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
И.А. Помораева, В.А. Позина «Формирование элементарных математических представлений в старшей группе»;
В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Старшая группа»;
Д. Денисова, Ю. Дорожин «Уроки грамоты для дошкольников. Старшая группа»;
Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»;
Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. 5-6 лет»;
Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала. Старшая группа»;
О.В. Дыбина «Ознакомление с предметным и социальным окружением. Старшая группа»;
Н.Е. Веракса, О.Р. Галимова «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников (4-7 лет)»;
Н.Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности. Старшая группа»;
Л.В. Куцакова «Трудовое воспитание в детском саду»;
Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы». Старшая группа, А. Бывшева;
Т.Б. Сержантова «Оригами для всей семьи»;
И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа»;
Интернет-ресурсы.