СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить обучающихся  с произведением Л.Н.Толстого  "Лев и собачка"

Просмотр содержимого документа
«Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме: Л.Н. Толстой «Лев и собачка»»

Проект урока литературного чтения в 3 классе по теме:

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Тип урока: урок чтения и анализа художественного произведения

Цели урока: познакомить с произведением Л.Н.Толстого «Лев и собачка»; раскрыть трагедийный смысл были; обеспечить условия для привлечения внимания учащихся к биографии писателя; обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении; анализируя произведение, учить школьников выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам; воспитывать чувство любви и доброты к животным путём раскрытия жизненных истин (доверие, забота, преданность, дружба) на примере отношений льва и собачки.

Оборудование урока:

  1. Литературное чтение. 3 класс. Учеб. Для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.).- М.:Просвещение, 2012.-223с.: ил. – (Школа России);

  2. Гайвас О. В., Урбанович Л. Н. От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова»: учебно-методическое пособие. В 2 ч. Ч.1. Сборник дидактических материалов «Доброслов». Смоленск: Свиток, 2016. – 248с.;

  3. Портрет Л.Н. Толстого;

  4. Мультимедийное приложение;

  5. Выставка книг Л.Н.Толстого;

  6. Листы для самооценки.

Ход урока

  1. Организационный момент

Вот и начался, друзья,

Урок литературного чтения.

Значит, будем мы читать,

Чтобы очень много знать!

  1. Актуализация опорных знаний

– Посмотрите, пожалуйста, на портрет. Что вы можете рассказать об этом человеке?

– Какие детские произведения Л.Н. Толстого вам известны?

(Работа с выставкой книг «Лев Николаевич Толстой – великий русский писатель!»)

– С каким рассказом писателя вы познакомились на прошлом уроке? («Прыжок»)

– Проверим домашнее задание. Перескажем текст по плану, послушаем сообщение о жизни писателя.

Сообщения о жизни писателя

Ученик 1.

9 сентября 1828 года в Ясной Поляне (Тульская губерния) родился будущий писатель Лев Николаевич Толстой.

Детей в семье было пятеро: 4 сына (Николай, Сергей, Дмитрий, Лев) и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

Отец Толстого, граф Николай Ильич Толстой, участник Отечественной войны 1812 года, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано, через 7 лет (1837). Воспитанием детей занимались дальние родственницы (Т.А. Ергольская, П.И. Юшкова).

Ученик 2.

Лев Николаевич Толстой не любил городскую жизнь. Любил деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть своей жизни. Лев Николаевич был простым человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу.

В 1859 Лав Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. В начале 70-х годов Толстой составил и издал ряд учебников для начальной школы: «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения» и сам по ним учил крестьянских детей.

Ученик 3.

Лев Николаевич отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Он хорошо разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским хозяйством, много и серьезно читал.

Лев Николаевич прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Им было написано много маленьких рассказов - для самых маленьких, рассказы - для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых читателей. Его книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

20 ноября 1910 года в результате тяжёлой болезни Лев Николаевич скончался и был похоронен в Ясной Поляне.

  1. Сообщение темы и целей урока

– Обратимся к слайду. Прочитайте маленький рассказ.

«Однажды по нашей улице бегала собака. Ей очень хотелось есть. Но мои соседи её то отгоняли, то не обращали внимания. А дядя Толя позвал собаку к себе домой: он её покормил и оставил у себя жить. Теперь этого пёсика зовут Ласка. Он предан своему хозяину. А дядю Колю я считаю самым добрым человеком» 0.

– Эти строки написала Елизавета Б., ученица школы №4 города Рославля. Как вы охарактеризуете девочку?

– А вы видели бездомных собак? Почему они стали такими?

– Дети, а у кого из вас есть собаки? Как вы заботитесь о них?

– Знаете ли вы, что собака шесть тысячелетий живёт рядом с человеком? Это первое прирученное им животное.

– А теперь посмотрите на следующий слайд. Кто на нём изображён?

(Лев и собака - иллюстрация на слайде.)

– Что вы знаете о таком животном, как лев? (Дикое животное, хищник, царь зверей, крупное животное, у него могучее рычание.)

– Кто видел льва? Где?

– Могут ли два абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий язык?

– Постарайтесь догадаться, о каком произведении пойдёт речь на нашем уроке? (Демонстрируется запись темы.)

– Что мы будем делать на уроке? Соберём «Шкатулку идей». (Дети формулируют задачи урока.)

  1. Изучение нового материала

  1. Беседа

– Посмотрите, что написано под заголовком.

– Что означает слово быль?

– Обратимся к «Большому толковому словарю русского языка» Ожегова и уточним значение этого слова.

Быль

1. То, что было в прошлом.

2. Рассказ о действительном происшествии.

– Рассмотрите иллюстрацию к рассказу. Что вы видите? Как вы думаете, о чём этот рассказ?

  1. Первичное восприятие текста

– Сейчас я предлагаю вам послушать историю, которая произошла давно в далёком городе Лондоне, столице Англии.

Л.Н.Толстой не был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту.

Включается аудизапись

  1. Беседа после прослушивания

– Понравился рассказ?

– Вы очень внимательно слушали эту историю. О чём (а не о ком) эта быль?

(О любви и привязанности животных друг к другу.)

– Что вы чувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

  1. Словарная работа

Зверинец – место, где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

Барин – богатый человек, который имеет прислугу.

Ощетиниться – поднять шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

Билсяударялся, колотился, совершал резкие движения.

Металсябеспокойно двигался из стороны в сторону.

Издохла – умерла.

Засовы – большие дверные задвижки.

Физкультминутка

  1. Чтение и художественный анализ текста по частям (вопросно-ответная беседа)

1ч. (1-2абзацы)

– Как вы думаете, почему автор так начал свой рассказ?

Послушайте высказывание А. Шопенгауэра: «Состраданье к животным тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными»0.

– Что вы можете сказать о человеке из рассказа Л.Н. Толстого? Этот человек хотел сделать доброе или злое дело?

Почему автор использует слово «собачонка», а не собака, собачка?

Расскажите своими словами, как собачонка очутилась в зверинце?

2ч. (3-6 абзацы)

– Как собачка чувствовала себя в клетке?

Как вы думаете, страшно было собачке оказаться в клетке со львом?

Почему же лев не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило?

3ч. (7-9 абзацы)

– Как лев относился к собачке?

Во что переросли чувства собачки и льва?

Как автор относится к собачке? Ко льву?

4ч. (10 абзац)

– Смог ли хозяин зверинца отдать собачку барину?

Почему лев не дал забрать собачку?

5ч. (до конца)

– Как долго прожили лев с собачкой?

Как ведёт себя лев после смерти собачки?

Как хозяин зверинца отреагировал на горе льва?

Почему лев не принял новую собачку?

Прочитайте про себя последние два предложения.

Почему лев умер?

– Как вы думаете, для чего Л.Н.Толстой рассказал нам эту историю?

Л.Н.Толстой чувствовал и понимал боль животных, и ему хотелось, чтобы вы тоже этому научились. Л.Н. Толстой изобразил льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.

  1. Закрепление пройденного материала

  1. Выразительное чтение рассказа

  2. Работа с пословицами

– Какие пословицы подходят к этому рассказу? Почему?

  1. Доброе братство лучше богатства.

  2. Чего не сделаешь силком, того добьёшься добром.

  3. Жизнь дана на добрые дела.

  4. Не ищи красоты, ищи доброты0.

  1. Лист самооценки.

– Наш урок подошёл к концу, вам осталось лишь оценить свою работу на уроке. (Работа с листом самооценки.)

  1. Домашнее задание

– Перечитать рассказ и подготовить его пересказ близко к тексту.

  1. Итог урока

– Что нового узнали на уроке о писателе?

– С каким рассказом сегодня познакомились? Чему он нас учит?

(Учит делать добро, учит состраданию. Лев оказался преданным другом. И поведение льва – урок людям. Урок доброты, верности, преданности.)

«У милосердного человека золотое сердце», - считает Алина П.0

– А вы как считаете?

– Разрешите мне подарить вам на память сердца с надписью «Самому доброму и милосердному». Мне очень хочется, чтобы у каждого из вас было большое и доброе сердце, как у героев рассказа Л.Н. Толстого и у героев этого стихотворения о дружбе:

У меня теперь есть Друг,

Преданный и верный.

Без него я как без рук,

Если откровенно.

Мы гуляем во дворе,

Весело играем,

Скоро в школу в сентябре

Вместе зашагаем.

Другу я любой секрет

Расскажу без страха.

Я несу ему котлет,

Спрятав под рубахой.

Ешь, мой маленький Дружок,

Что ещё затеешь?

Ты пока ещё щенок,

А дружить умеешь.

Т. Маршалова




0 Гайвас О. В., Урбанович Л. Н. От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова»: учеб.-метод. пос.: В 2 ч. Ч.1.: Сборник дидактических материалов «Доброслов». Смоленск: Свиток, 2016. С 74.

0 Гайвас О. В., Урбанович Л. Н. От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова»: учеб.-метод. пос.: В 2 ч. Ч.1.: Сборник дидактических материалов «Доброслов». Смоленск: Свиток, 2016. С 72.


0 Гайвас О. В., Урбанович Л. Н. От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова»: учеб.-метод. пос.: В 2 ч. Ч.1.: Сборник дидактических материалов «Доброслов». Смоленск: Свиток, 2016. С 73, 149.


0 Гайвас О. В., Урбанович Л. Н. От добрых слов – к добрым делам. Формирование духовно-нравственных качеств младшего школьника на материале «Доброслова»: учеб.-метод. пос.: В 2 ч. Ч.1.: Сборник дидактических материалов «Доброслов». Смоленск: Свиток, 2016. С. 150