Педагогический проект для детей средней группы
«В гостях у сказки»
Тип проекта: краткосрочный, познавательный.
По времени проведения: 3 недели.
Срок реализации: 3 неделя января.
Состав участников: групповой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность:
Необходимость приобщения детей к чтению бесспорна. Книга совершенствует ум ребёнка, помогает овладеть речью, познавать окружающий мир. Для повышения интереса к книге, любви к чтению, развитию творческих способностей мной был разработан проект «В гостях у сказки». Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития связной речи.
Сказки вызывают у ребенка напряженное внимание к зачаровывающим описаниям чудес, необычайных событий, оказывают сильное эмоциональное воздействие. Сказка близка мышлению ребёнка.
«Сказочные» языковые средства, выражения, сравнения способствуют развитию творчества детей, выразительности речи.
Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.
Каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.
Цель проекта:
Знакомство с жанровыми особенностями, сюжетами сказок, развитие интереса к литературе, к сказкам.
Задачи проекта:
Развивать устойчивый интерес к сказке как к произведению искусства;
Познакомить детей с особенностями и структурой сказок;
Учить понимать занимательность сюжетов сказок, особенность их языка. На примере сказок показать, что добро, побеждает зло.
Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, звуковую культуру речи.
Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;
Вовлекать родителей в совместную деятельность посредством проекта «В гостях у сказки», показать ценность и значимость совместного творчества детей, педагогов и родителей.
Работа с родителями:
1. Предложить родителям совместное чтение любимых сказок, беседа по ним.
2. Оформление выставки рисунков «Наши любимые сказки».
А.С. Пушкин
3. Консультация « Сказки А.С. Пушкина в жизни ребёнка»
Продукт проектной деятельности:
Этапы проекта:
Подготовительный:
Постановка темы, цели и задач педагогического проекта. Работа с методическим материалом, художественной литературой по данной теме. Составление комплексно-тематического плана, подбор дидактических игр, иллюстративного материала.
Практический:
Реализация педагогического проекта «В гостях у сказки».
Результат проекта:
Альбом «В гостях у сказки».
Выставка рисунков «Моя любимая сказка»
НОД по художественно-эстетическому развитию «В гостях у сказки».
Комплексно – тематическое планирование
Образовательные области проекта | Осуществляемая детьми деятельность |
Познавательное развитие | Д/И «Сосчитай сколько?» (посчитать сколько сказочных героев). Д/И «Угадай по картинке сказку», Д/И «Сказочные загадки». |
Художественно – эстетическое развитие | Раскрашивание сказочных героев. Лепка героев сказок; Раскрашивание иллюстрации по сказкам; |
Речевое развитие | «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию и художественной литературе на тему "По сказкам А.С.Пушкина"» Д/И: «Какой герой?», « Повтори – не ошибись». Знакомство и чтение сказок: - «Сказка о царе Салтане» - «Сказка о попе и его работнике Балде» - «У лукоморья дуб зелёный» - «Сказка о рыбаке и рыбке» - Сказочная поэма «Руслан и Людмила » |
| |
Физическое развитие | Образное имитирование героев сказок; Подвижные игры: «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси- гуси», «Бездомный заяц». |
Консультация для родителей
Сказки Пушкина в жизни ребенка.
Подготовила :
Коробова Е.А. Консультация для родителей
Тема: Сказки Пушкина в жизни ребенка.
Слушая сказки Пушкина, мы с малых лет учимся ценить чистое, простое чуждое преувеличения и насыщенности слово…
С.Я.Маршак.
Значение сказок Пушкина в воспитании личностных качеств ребенка
Сказки Пушкина представляют собой совокупность мудрости и духовного наследия русского народа, богатства оригинальных сюжетов. В основе пушкинских сказок лежат русские народные сказки, фольклорные сказания, песни, былины. Сказки Пушкина оказывают огромное влияние на эмоциональное развитие детей, развивают их воображение и эрудицию, поскольку расширяют словарный запас ребенка, воспитывают лучшие морально-нравственные качества.
Когда начинать знакомство детей со сказками Пушкина?
Знакомство со сказками Пушкина рекомендуется начинать с двухлетнего возраста. В этот период у ребенка формируется сознательное восприятие мира, он впитывает в себя новую информацию и запоминает ее.
Для начала вполне достаточно читать сказки Пушкина ребенку по 10-15 минут, например, отрывки из "Сказки о царе Салтане..." о белочке или кораблике. Затем сцены с 33-мя богатырями, которые так красочно описаны автором. Дети смогут живо представить себе этих мужественных героев "в чешуе, как жар горя". Нельзя без внимания оставить и знаменитое "У лукоморья", « Сказка о рыбаке и рыбке », где собраны многочисленные сказочные персонажи. С ними ребенок будет встречаться и в других сказках.
Чем старше становится ребенок, тем осмысленнее его восприятие текста. В 3 года ребенок вполне способен обсудить поведение злой старухи, несчастного старика или царя Гвидона, проявить сочувствие к бедной царевне, поэтому немаловажно просить ребенка высказать свое мнение о прочитанном, что будет способствовать развитию его речевых навыков.
Как правильно читать сказки Пушкина?
Наиболее популярны 5 сказок Пушкина. Это достаточно объемные произведения, и читать их следует не сразу полностью, но обязательно по главам, в том порядке, в каком их распределил автор. Таким образом, у ребенка развиваются не только внимательность, но и причинно-следственные связи. Чтение сказок должно быть выразительным и эмоциональным, что поможет ребенку сформировать собственное отношение к персонажам и сюжетным событиям сказки.
На что обратить внимание при чтении сказок Пушкина?
"Сказка о попе и работнике его Балде" расширит познания ребенка, потому что потребует объяснения значений таких слов, как оброк, полба, толоконный лоб. При чтении этой сказки Пушкина для детей, следует обратить особое внимание на Балду: он привлекателен своей находчивостью, справедливостью, трудолюбием.
Сказочная поэма "Руслан и Людмила" погружает маленького читателя в загадочный мир древней истории и знакомит с понятием рыцарство. Торжество благородства и добра над лживостью, трусостью, предательством воспитает лучшие нравственные качества в личности маленького читателя.
Читая ребенку "Сказку о царе Салтане, сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной царевне Лебеди», следует обратить внимание на выразительные женские образы - мать Гвидона и царевну Лебедь; на сыновнюю заботу о матери; на верность и преданность любящих сердец.
Сюжетная основа "Сказки о мертвой царевне и семи богатырях" созвучна со многими другими сказками мировой литературы. Анализируя эту сказку Пушкина, ребенок сможет сопоставить сюжеты других сказок, найти сходства и различия.
Понять, что жадность и стремление к наживе не должны становиться для человека жизненной целью и всегда наказуемы, поможет "Сказка о рыбаке и рыбке". С фразеологизмом разбитое корыто ребенок встретится в жизни человека не единожды.
"Сказка о золотом петушке" учит детей держать свое слово даже тогда, когда совсем не хочется платить по счетам, и формирует сознание того, что за любые свои поступки рано или поздно придется отвечать.
Значение сказок Пушкина в формировании гармоничной личности
С другими произведениями поэта дети будут знакомиться на всем протяжении образовательного процесса, но только сказки Пушкина, прочитанные в раннем детстве, помогут постичь философию и значимость поэтического наследия великого поэта. Очень важно дать возможность ребенку нарисовать героев сказок, организовать инсценирование небольших отрывков. Это способствуют развитию фантазии, способности к рисованию и актерскому мастерству.
В заключение важно отметить, что сказки Пушкина являются неотделимой частью не только национальной и мировой литературы, но и представляют целый пласт культурного наследия нашей страны. Персонажи, символы, сюжетные линии сказок, ставшие афористичными, часто встречаются в других литературных произведениях, а также в повседневной жизни.
«Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию и художественной литературе на тему "По сказкам А.С.Пушкина"»
Цель: развивать у детей познавательный интерес к творчеству великого русского поэта А.С. Пушкина.
Задачи:
Образовательные:
- расширять знания детей о биографии А.С.Пушкина, закрепить знание детьми сказок А.С. Пушкина;
- продолжать учить выразительно рассказывать отрывки из сказок;
- вызывать желание детей слушать произведение.
Развивающие:
-развивать память, творческое воображение,
- формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес, чувство уважения к великим людям России, чувства гордости за свою страну;
- воспитывать доброжелательное отношение и интерес детей к творчеству русского поэта А.С.Пушкина;
- воспитывать чувство уважения друг к другу.
Предварительная работа: дети знакомятся со сказками А.С. Пушкина, участвуют в конкурсе рисунков, создают коллективные работы «Что за прелесть эти сказки», «Золотая рыбка», заучивают отрывки из сказок А.С. Пушкина
Оборудование: музыкальный центр, костюм Кота, волшебный сундук с атрибутами из сказок, презентация «А.С.Пушкин» , книга «Сказки А.С.Пушкина», телеграммы от героев.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались, чтобы почтить память одного великого человека, который родился и жил в нашей стране, а прославился на весь мир. Посмотрите на экран и скажите, кто он? (Слайд 1)
Дети: А. С. Пушкин.
Воспитатель: А кем был А.С.Пушкин? (писателем, поэтом) . Правильно, А.С. Пушкин –это великий русский писатель, поэт, который написал много замечательных произведений: стихотворений, поэм, повестей и ,конечно же, сказок. И сегодня, 6 июня, у А.С. Пушкина день рождения, и вся наша страна отмечает эту дату. Сегодня день памяти великого поэта!
Двести двадцать лет тому назад в одной хорошей семье родился маленький мальчик Саша Пушкин. (Слайд 2)
Он был такой же как вы , но только в садик не ходил. Когда его родители были заняты, с ним сидела и о нём заботилась его няня, которую звали Арина Родионовна. (Слайд 3) Это была добрейшая женщина. Именно она заменила ему мать, подарила всё своё тепло и ласку, научила любить всё русское, воспитала у молодого Пушкина любовь к русскому языку. Она была искусной сказочницей и рассказчицей. (Слайд 4,5) Тихими долгими вечерами любимая няня садилась возле кровати маленького Саши и рассказывала ему интересные, увлекательные сказанья, легенды и преданья. А маленький Пушкин слушал и внимал.( Слайд 6)
А когда вырос и стал писателем, написал чудесные сказки, в основу которых легли как раз нянины сюжеты. (Слайд 7)
Воспитатель: Сейчас, ребята, мы предлагаем вам отправиться в путешествие по сказкам Пушкина и проверить, как вы знаете героев его знаменитых сказок. Давайте вспомним, какие сказки написал А.С.Пушкин.
Игра «Угадай сказку» (прослушать отрывок из сказки и сказать полное название)
1. «…Раз он в море закинул невод,-
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод,-
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод,-
Пришёл невод с одною рыбкой,
С непростою рыбкой,- золотою…»
(Сказка о рыбаке и рыбке) Слайд 8
2. «Три девицы под окном
пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир…»
(Сказка о царе Салтане , о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди) Слайд 9
3. «…Чуть опасность где видна,
Верный сторож ,как со сна,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит: «Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку!...»
(Сказка о золотом петушке) Слайд 10
4. «…Свет мой, зеркальце! Скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
(Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях) Слайд 11
5. «…Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей...»
( «У лукоморья» отрывок из поэмы «Руслан и Людмила») Слайд 12
Воспитатель: Ребята, а теперь внимание, загадка:
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком?
(Кот учёный)
А чтобы нам его позвать, нужно страницы книги перелистать.
Появляется кот под музыку « В гостях у сказки»:
Здравствуйте, мои друзья,
Кот учёный –это я.
Я со сказками дружу,.
В гости милости прошу
Я кот учёный, кот волшебный,
Живу я в сказочной стране.
И каждый здесь меня узнает,
И каждый здесь известен мне!
(Кот играет с детьми)
Игра: « Чудесный ларец»
Дети достают сказочные предметы из ларца и называют, из какой сказки , для чего были предназначены:
яблоко, петушок, кораблик, зеркало, рыбка, белка
Игра: « Кто лишний»
Если герои из сказок Пушкина, то хлопаем, если герои из других сказок, то топаем:
-Чебурашка
-Царевна лебедь
-золотая рыбка
-Снегурочка
-кот учёный
-Доктор Айболит
-Дядька Черномор
-князь Гвидон
-Буратино
-золотой петушок
Играет кот с детьми:
Назовите 3 чуда в «Сказке о Царе Салтане….»
белка Слайд 13
(Дети читают отрывок из сказки)
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра – чистый изумруд,
Вот что чудом – то зовут!
33 богатыря Слайд 14
Море вздуется бурливо,
Закипит подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
разольётся в шумном бреге,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря…
царевна Лебедь Слайд 15
Да на свете , говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит…
Кот: Вот, молодцы, ребята, хорошо знаете сюжеты сказок, а давайте
сейчас все вместе прочитаем мой самый любимый отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья…», ведь это посвящается мне…! (Слайд 21)
(дети с котом читают вслух отрывок и выполняют движения по тексту)
Проводится динамическая пауза «У Лукоморья»
Кот: Ребята, недавно пригласил к себе на ужин героев пушкинских сказок, но не знаю, кого ждать, помогите мне прочитать телеграммы и узнать , кто приедет, а кто нет.
Игра: «Узнай, от кого телеграмма»
-Ждите меня, скоро буду, вот только орешки догрызу. (Белка)
-Спасибо за приглашение , но приехать не могу. Нужно старухе корыто чинить. (Старик)
-Приеду не одна, а со своим женихом царевичем Елисеем. (Молодая царевна)
-Без своего отряда из 33богатырей никак не могу . (Черномор)
- Прилечу к вам под видом шмеля, ждите… (Князь Гвидон)
- Я бы рад, но нужно зорко охранять границы Царства Дадона(золотой петушок)
Кот: Ребята, кто был внимательный, ответь, кого мне ждать в гости, на скольких персон накрывать ужин?( белка, князь Гвидон, молодая царевна , королевич Елисей (4персоны))
Вот, спасибо, побегу домой готовиться, если что, зовите в гости!
(кот прощается с детьми)
Воспитатель: Ребята, для нас, великий поэт особенно дорог (воспитатель зачитывает отрывок из стихотворения А.С.Пушкина
Волшебный край, очей отрада!
Всё живо там: холмы, леса,
Янтарь и яхонт винограда,
Долин приютная краса…
Молодцы, ребята, порадовали, хорошо знаете сказки Пушкина.
Желаем , чтобы вы всегда помнили и любили великого русского поэта А. С. Пушкина, и конечно, читали его поучительные сказки, в которых добро всегда побеждает зло!
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки!
Читайте Пушкина всегда –
Вот вам подсказка,
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!
Спасибо за внимание!\