Экологический проект в старшей группе
«Птицы Ставрополья – наши друзья»
Проект «Птицы Ставрополья – наши друзья»
Актуальность проекта: помочь дошкольникам получить знания о природе и на этой основе сформировать умение рассказывать. Тексты сопровождаются заданиями, что позволяет сформировать умение рассказывать у ребёнка быстроту мышления, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Чтобы самостоятельно придумать рассказ, сказку, детям мало знаний по содержанию, они должны владеть структурой текста. Одним из них является иллюстрация.
Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.
Вид проекта: исследовательно-творческий, познавательно-речевой.
Участники: дети, воспитатели, родители старшей группы
Возраст детей – 5-6лет.
Сроки реализации: краткосрочный проект.
Проблема: Как привлечь птиц на территорию детского сада; развитие у детей разговорной речи на основе составления рассказов, историй из личного опыта и фантазий.
Цели: Расширить знания детей о птицах родного края, их образе жизни, и поведении;
Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеющих типичное строение, приспособленных к определённым климатическим условиям;
Формировать осознанно-правильное отношение к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.
Воспитать бережное отношение к пернатым друзьям.
Развивать интерес к жизни птиц.
Задачи: уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
Приучать заботиться о птицах ближайшего окружения.
Ознакомление с художественной литературой, участие детей в драматизациях небольших отрывков произведений. Упражнять в подборе существительных к прилагательным.
Учить отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении, познакомить с пословицами, приметами их значением, учить четко, произносить их.
Придумывать небольшие истории про птиц, составление концовок к хорошо известным народным сказкам, составление рассказов из личного опыта.
Гипотеза: если мы реализуем данный проект, то повысится уровень знаний детей о птицах родного края, а также будет формироваться экологическая культура детей.
Методическая работа по проекту: формировать потребности в изучении детской литературы, мотивации к самообразованию в вопросах познавательного образования детей дошкольного возраста;
Повышать профессиональный уровень в области методики приобщения детей к наблюдениям и рассказыванию.
Развивать способность к самоанализу собственной педагогической деятельности.
Формы и методы работы:
- интегрированные нод;
- исследовательская деятельность;
- игры-ситуации;
- беседы;
- выставки рисунков и поделок;
- экскурсии;
- просмотр мультфильмов;
- просмотр презентаций;
- викторина;
- консультации.
Необходимые условия реализации проекта:
- интерес детей и родителей;
- материальное обеспечение проекта;
- методические разработки;
- интеграция со специалистами детского сада.
Предметно-развивающая среда:
Дидактический материал:
С.Вохринцева «Птицы», «Перелетные птицы», «Обитатели Арктики и Антарктики», «Животный мир», «Зимующие и перелётные птицы»,
«Птицы в картинках», лото «Птицы», карта животного и растительного мира. Разрезные картинки. Красная книга Ставрополья.
План реализации проекта.
№ | | Работа с родителями | Работа с детьми | Время проведения |
1. | понедельник | - Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» | Беседа с детьми «Ранняя весна» Окружающий мир «Ранняя весна» Наблюдения за прилётом первых птиц—грачей, скворцов… Рисование «Веселое небо – весенняя гостья» Дидактическая игра «Летает, плавает, бежит» | - утро - нод - прогулка - нод - 2 пол. дня |
| вторник | - Выставка «Весна – красна» | Аппликация «Сказочная птица» Подвижная игра на площадке «Лётал, лётал воробей» Чтение отрывка Куприн А. И. Скворцы. | - нод - прогулка - 2 пол. дня |
| среда | - Заучивание стихотворений. | Беседа «Птичьи трели» Составление рассказа «Грачи прилетели» Экскурсия по территории детского сада к кормушке. Презентация «Птицы наши друзья» Чтение стихотворений о птицах. | - утро - нод - прогулка - 2 пол. дня |
| четверг | - Рисование «Птичка из сказки» | Разгадывание ребусов, кроссвордов про птиц. Лепка «Птицы на кормушке» Подвижная игра на площадке «Пчёлки и ласточки» Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы» Рассматривание энциклопедий. | - утро - 1 пол. дня - прогулка - 2 пол. дня |
| пятница | - Подкормка птиц. «Вкусняшки для птиц». | Викторина «Птицы наши друзья» Наблюдение и сравнение птиц на кормушках. Рассматривание проблемной ситуации. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет? И.Белоусов. «Весенняя гостья» | - нод - прогулка - 2 пол. дня |
Список литературы
1. Бондаренко Т. М., Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
2. Давыдова О. И., Майер А. А., Богославец Г. А, Проекты в работе с семьёй. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ».
3. Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы: Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий /авт. – сост. Л. Г. Киреева, С. В. Бережнова. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Шорыгина Т. А., Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
6. Журнал «Юный натуралист», 1990 год № 12, № 1.
7. И.М.Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
8. М.В.Трофимова. И учёба и игра…
9. Н.В.Новоторцева. Развитие речи детей.
10. О.В.Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
11. О.В.Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.
12. Н. А. Никифорова. Сборник программно- методических материалов по изучению родного края.
13. В.Н.Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Вывод:
В ходе воспитательно - образовательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края. Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц. Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах. Следовательно, мы решили реализовать проект «Птицы – наши друзья»! Это позволило расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, что послужило формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми. В совместной работе с родителями повысили экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Здесь очень важно, чтобы ребёнок смог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
1. По окончании проекта было видно, что знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились правильно подкармливать птиц.
5. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам (дети каждый день, собираясь на прогулку, напоминали взять корм и покормить птиц).
6. Повысился познавательный интерес у детей.
Рефлексия деятельности.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила раздвинуть горизонт каждого ребенка, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах занятий. Результаты исследований получили высокую оценку и одобрение.
В реализации проектной деятельности дети научились:
- видеть проблемы;
- задавать вопросы;
- выдвигать гипотезы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- делать выводы и умозаключения;
- доказывать и защищать свои идеи;
- сочинять сказки, истории о птицах.
Проблему дети решили путём совместной деятельности с родителями и воспитателями, путём простого наблюдения, элементарного анализа
действительности. Ребёнок усваивает всё прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Изучая птиц Ставропольского края и наблюдая за ними, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, формируется эмоциональное отношение к миру природы. Они учатся радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам. Мир птиц станет неотъемлемой частью мира каждого человека.
По окончании проекта дети стали относиться к себе как к части природы. Развились умственные способности детей, которые проявлялись в умении анализировать, делать выводы.
Консультация для родителей.
«Экологическое воспитание детей в семье»
Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.
С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.
Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.
Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.
Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.
Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.
Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.
Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям.
Пожелание Вам: воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира, и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» - ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.
«Живой букварь»
Нас в любое время года
Учит мудрая природа
Учит по календарю
По живому букварю
Птицы учат пению
Паучок терпению
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой
Обучает жить в труде
И по справедливости
Учит пас правдивости
Учит снег нас чистоте
Учит солнце доброте
У природы круглый год
Обучатся нужно
Нас деревья всех пород
Весь большой лесной парод
Учит крепкой дружбе.
Скворцы
(Отрывок)
Автор: Куприн Александр Иванович
... Мы с нетерпением ждали, когда к нам в сад опять прилетят старые знакомые — скворцы, эти милые, веселые, общительные птицы, первые перелетные гости, радостные вестники весны.
Итак, мы дождались скворцов. Подправили старые скворечники, покривившиеся от зимних ветров, подвесили новые.
... Воробьи вообразили, будто эта любезность делается для них, и тотчас же, при первом тепле, заняли скворечники.
Наконец девятнадцатого, вечером (было еще светло), кто-то закричал: «Смотрите — скворцы!»
И правда, они сидели высоко на ветках тополей и, после воробьев, казались непривычно большими и чересчур черными...
Два дня скворцы точно набирались сил и все навешали и осматривали прошлогодние знакомые места. А потом началось выселение воробьев. Особенно бурных столкновений между скворцами и воробьями я при этом не замечал. Обыкновенно скюрцы по два сидят высоко над скворечниками и, по-видимому, беспечно о чем-то болтают между собой, а сами одним глазом, искоса, пристально поглядывают вниз. Воробью жутко и трудно. Нет-нет — высунет свой острый хитрый нос из круглой дырочки — и назад. Наконец, голод, легкомыслие, а может быть, робость дают себя знать. «Слетаю, — думает, — на минутку и сейчас же назад. Авось перехитрю. Авось не заметят». И только успеет отлететь на сажень, как скворец камнем вниз и уже у себя дома.
И уже теперь пришел конец воробьиному временному хозяйству. Скворцы стерегут гнездо поочередно: один сидит — другой летает по делам. Воробьям никогда до такой уловки не додуматься.
... И вот, с огорчения, начинаются между воробьями великие побоища, во время которых летят в воздух пух и перья. А скворцы сидят высоко на деревьях да еще подзадоривают: «Эй, ты, черноголовый! Тебе вон того, желтогрудого, во веки веков не осилить». — «Как? Мне? Да я его сейчас!» — «А ну-ка, ну-ка...»
И пойдет свалка. Впрочем, весною все звери и птицы... дерутся гораздо больше...
Занятия с детьми.
"Здравствуйте, птицы!"
Весеннее экологическое развлечение в старшей и подготовительной группе
Цель: Сформировать стремление у детей принимать активное участие в празднике, испытывать чувство веселья и радости. Воспитывать у дошкольников чувство ответственности за судьбу птиц, вызывать желание заботиться о них.
Оформление зала: На центральной стене изображения солнца и тучки, соединенных радугой, каплей дождя, птиц и цветов.
Действующие лица: Ведущая, Весна, Зимующие и перелетные птицы, Насекомые, Егорка, Вася, Кот.
Сценарий:
Дети под песенку "Весна" (композитор С.Ранда) забегают в зал, останавливаются полукругом.
Ведущая: Почему все изменилось,
Почему все заискрилось,
Засмеялось и запело,
Ну скажите, в чем тут дело?
Это так легко понять.
Дети все вместе: К нам весна пришла опять!
Ведущая: А что за песенка слышна?
Кто ее придумал?
Дети: Солнце и Весна!.
Песня "Кто придумал песенку" (муз. Д.Львова-Компанейца, сл. Л.Дымовой)
(садятся)
(Под музыку: вальс Штрауса "Весенние голоса" входит Весна)
Весна: Утро доброе, ребята!
Я - волшебница Весна.
Я луга и лес, и поле
Пробудила ото сна.
Растопила лед и снег,
Подарила людям свет.
Так давайте дружно все
Споем песню о весне.
(Хоровод "Веснянка" муз. и сл. З.Люзинской)
Весна: А скажите-ка, друзья,
Как вы зимовали?
Все ль здоровы, веселы?
А весну вы ждали?
Дети: Ждали!
Весна: А галки, вороны -
Все ли здоровы:
Дети: Да!
Весна: А синички, воробьи -
Все ли живы веселы?
Дети: Да!
(Вылетают под музыку зимующие птицы, по очереди).
Воробей: Забыл я и голод и стужу,
Забыл, как поземка мела.
И рад нынче солнечной луже,
И жду я весною тепла.
Ворона: Я особа всем известная,
Я - крикунья наша местная.
Лишь увижу тучку темную,
Я взлечу на ель зеленую.
И смотрю я словно с трона
Чернокрылая ворона.
Синица: Я шустрая птичка,
Желтогрудая синичка.
Только сала мне дадут -
Появлюсь я тут как тут.
Хлебных крошек поклюю,
Вас за все благодарю.
Дятел: Я без молотка, без рук
По стволу стучу: тук-тук,
Вылечу деревья-ели,
Чтоб росли и не болели!
Вытащу за спинку
Всякую личинку.
Голубь: Голубь - птица мирная,
Хоть и бесквартирная.
Гнёзда строить не мастак,
Полечу я на чердак.
Станет солнце пригревать,
Так люблю поворковать.
Нет наряда голубей,
Чем у нас, у голубей.
Сорока: Не люблю сидеть на месте,
На хвосте несу я вести.
Может в них и мало прока,
Но горда собой сорока.
Весна: Рада я очень, ведь все веселы.
Вместе дождались вы теплой весны.
Но к нам из-за моря летят вереницы,
На крыльях лучей перелетные птицы.
(Танец птиц с солнечными лучиками (ленточками), муз. П. Мориа).
Грач: Я хожу по полю важно,
Грач я смелый и отважный.
Червяков, жуков ловлю,
Очень я весну люблю.
Ласточка: Милая певунья, ласточка родная.
Я домой вернулась из чужого края.
Лечу как самолетик, изящна и легка,
С выемкою хвостик, собой не велика.
Ведущая: А мы Ласточке песенку подарим.
(Песня "Ласточка" М.Парцхаладзе).
Кукушка: Белые полоски на моей груди,
В лес меня послушать летом приходи.
Всем одно и то же я твержу,
Беззаботно время провожу.
И птенцы мои в чужом гнезде растут,
Догадались, дети, как меня зовут?
(Игра "Кукушечка").
Соловей: Среди веточек ветвей
Соловушка-соловей.
Маленький певец лесной,
Лучше всех поет весной.
(Песня Соловушка" сл. Л.Чадовой, муз. Н.Лукониной).
Трясогузка: Прилечу весной я в гости,
Трясогузка - длинный хвостик,
То найду на грядке семя,
То спешу куда-то в тень я.
Длинным хвостиком весь день
Мне покачивать не лень.
Скворец: Прилетел и я, Скворец.
Молодой весны гонец.
Смело червяков клюю
И играю и пою.
Ведущий: А давайте поиграем со всеми птицами и зимующими, и перелетными!
(Игра "Зимующие и перелетные")
Весна: А знаете, ребята, какая история произошла в моем весеннем саду? Вот посмотрите:
(Сценка "Птицы, помогите!" по сказке А.Вольского "Рогатка")
Ведущая: Потеплело, снег растаял,
Птицы с юга прилетят.
Расцветет, зазеленеет
Скоро наш весенний сад!
(Появляется Кот, осторожно ступает, заглядывает в старый скворечник)
Егор: Я старался, что есть сил,
Птицам домик мастерил,
Прилетайте хоть сейчас,
Хватит места в нем для вас!
(Подбегает Вася, взлохмаченный, шапка набекрень).
Вася: Привет, Егор! Куда идешь?
Что на плече своем несешь?
Егор: Привет! Работал, что есть сил,
Скворечник новый смастерил!
Ведь с юга прилетят друзья,
Им без жилья никак нельзя!
Вася: Не понял я,
Что за друзья?
Егор: Ты что, не заметил?
Настала весна!
Скоро птицы вернутся в наш сад,
Весело их голоса зазвенят!
В саду прилажу я домик для них,
Пусть выводят птенцов в нем своих.
(Уходит)
Вася: И я приготовлюсь к прилету друзей,
Побегу за рогаткой своей поскорей!
(Убегает)
(Летят Скворец, Скворчиха, подлетают к старой скворечне).
Скворец: Поселимся в старой скворечне с тобой,
Счастливой, веселой и дружной семьей!
И вырастим вместе ребят,
Наших чудесных скворчат!
Скворчиха: Скворчат своих милых
Я всех расцелую!
Может, поищем
Скворечню другую?
Скворец: Но в этой жила моя семья,
Родился и вырос в ней я!
И родители заботой
Окружали здесь меня.
Этот домик мне родной!
Скворчиха: Я согласна, дорогой!
(Летят скворцы-соседи)
1-й скворец: Поздравляем, поздравляем,
Поздравляем молодых!
2-й скворец: Пусть счастливые скворчата
Вырастают здесь них!
(Выбегает Вася, в руках рогатка)
Вася: Ну орут! Оглохнуть можно!
Тишины найти здесь сложно!
Ну-ка, Кот, сюда иди,
Коготки им покажи!
(Выбегает Кот, с криком: "Мяу!", разгоняет скворцов. Скворец и Скворчиха прячутся в скворечнике).
Кот: Мяу, мяу, мяу!
Как я удал!
Всех скворцов поразогнал!
(К Коту подбегает Егор)
Егор: Ах, злодей, ты что надумал?
Прочь отсюда убегай!
Не бозволю птиц тревожить,
В раз устрою нагоняй!
(Кот убегает, за ним Егор)
Вася: Это мы еще посмотрим,
Заступаться вздумал он.
Жизнь веселую покажем
Этим птицам мы с Котом!
(Стреляет из рогатки по домику, птицы вылетают)
Скворец: Не рад нам Вася - это факт,
Раз у него рогатка,
Покинуть нужно этот сад,
Не будет здесь порядка!
(Улетают)
(Вася ложится под дерево, нога на ногу, мечтает)
Ведущая: Покинули птицы сад поскорей,
А время идет вперед.
Сад зеленеет, сирень цветет,
Но кто же сюда ползет?
(Выползают "Вредители")
Тля: Какой чудесный уголок!
Нет не единой птицы!
А зелени сколько,
Ну просто рай!
Тут жить да веселиться!
1-й жук: Мы - хрущи, мы жу-жуки.
Мы жу-жуки, мы толстяки!
2-й жук: Мы захватим этот сад,
Не вернем его назад!
Зелень любим поедать,
Нас отсюда не прогнать!
1-я гусеница: Мы гусеницы славные,
Вредим садам исправно мы!
2-я гусеница: Зубастые, лохматые,
Как тигры полосатые!
Вредители хором: Все на пути своем
Источим, изгрызем!
Вася (спрятавшись за дерево):
Со всех сторон ползут, летят,
Шуршат, жужжат, грызут, едят!
И гусеницы, и жуки!
Егорка-а-а, помоги-и-и!
Кот (из-за дерева): Со всех сторон ползут, летят,
Так нас самих они съедят!
Вася: Их тысяч может двести!
Не сладить нам и вместе!
Я ничему уже не рад,
Погибнет наш зеленый сад!
(Выбегает Егор)
Егор: Как такое могло случиться?
Ведь в нашем саду живут птицы!
Вася: Да нет, не живут,
Я вел себя гадко.
В скворцов я стрелял
Из вот этой рогатки.
Егор: Эх ты, стрелок!
Нужно птиц возвращать
Скорее в весенний наш сад
Всех позвать!
(Зовет)
Егор: Мои добрые друзья!
Прилетайте все сюда!
Нужно сад скорей спасать,
Прилетайте помогать!
(Летят скворцы)
Скворец: Погибнуть можно в этом саду,
Недавно из рогатки
В наш домик и в мою семью
Стрелял мальчишка гадкий!
Вася (бросая рогатку): Мне очень стыдно перед вами,
И извиниться я хочу!
Моими станьте вы друзьями,
Спасите сад, я вас прошу!
Теперь я понял, наконец,
Что сада лучший друг - скворец!
Скворец: Ну если нет рогатки,
Тогда вперед, скворчатки!
(Налетают на вредителей и прогоняют их)
Ведущая: Без устали клюют скворцы
И гусениц и мушек,
Чтоб вдоволь ели с вами мы
И яблоки, и груши!
Скворец: Фью-фью, так-так!
Отбой, отбой!
Закончен бой,
Закончен бой!
(Кот выходит медленно, виновато)
Кот: Я тоже не буду птиц обижать,
Иначе враги нападут опять!
А вы меня не забывайте кормить,
И птичек в саду я не буду ловить!
Егор: А что скворцы скажут?
Скворец: Ну что ж, мы согласны остаться!
И гусениц больше не стоит бояться!
Егор: Чтобы от вредных насекомых
Сады цветущие не гибли зря
Вася: Всегда, в любое время года
Берегите птиц, друзья!
(Песня "Здравствуйте, птицы!" сл. З.Петровой, муз. Л.Сидельникова).
Весна: Время пришло расставаться,
Мне отправляться пора,
Ваш замечательный праздник
Мне не забыть, детвора!
Вас за все благодарю
И подарки вам дарю.