Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 87»
Логопедический проект
"Послушный ветер - ветерок"
в старшей логопедической группе
Учитель-логопед Елагина Наталья Витальевна
2019
Цель проекта: Применение здоровьесберегающих технологий на коррекционно-развивающих занятиях
Тип проекта: практико-ориентированный, краткосрочный, коллективный, игровой
Срок осуществления проекта 2 недели Образовательная область – «Речевое развитие». Участники проекта - 1.Дети. 2.Педагоги. 3.Специалисты: учитель-логопед. 4.Родители
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс разнообразных
форм и видов деятельности, направленный на сохранение и укрепление здоровья дошкольников.
Цель: обучение детей правильному нижне-диафрагмальному дыханию, обогащение знаний о роли правильного дыхания для сохранения здоровья и развития правильного звукопроизношения, формирование у детей умения управлять органами дыхания, Задачи: - Формировать у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании. - Обучить детей технике диафрагмально – релаксационного дыхания. - Закрепить у детей навык дифференциации носового и ротового дыхания, эффективно использовать речевое дыхание. - Формировать силу, плавность и направленность выдыхаемой воздушной струи. - Повысить компетенцию воспитателей в данной области. - Привлечь внимание родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.
здоровьесберегающие технологии:
- Артикуляционная гимнастика;
- Динамические паузы;
- Дыхательная гимнастика;
- Пальчиковая гимнастика;
- Логоритмические упражнения.
Ожидаемый результат: дети научатся правильному дыханию «животиком», глубокому вдоху и удлиненному выдоху.
Будет разработан план – схема на 2 недели, собрана картотека игр и упражнений по формированию речевого дыхания, оборудован «уголок дыхания» в логопедической зоне предметно- развивающей пространственной среды группы, систематизированы комплексы дыхательной гимнастики утром, после дневного сна и во время непосредственно – образовательных и коррекционно- развивающих мероприятий с детьми, изготовлена раздаточная продукция в виде буклетов для родителей, оборудованы папки с консультациями для родителей, изготовлены специальные пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми с помощью детско-родительского творчества.
Конечным этапом проекта будет являться: - Сформированная устойчивая мотивация детей к речевому развитию. - Повышение грамотности родителей в вопросах воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями, оказания им поддержки и помощи в коррекционном процессе. - Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросе оказания поддержки детям с речевыми нарушениями.
Практический результат проекта:
- Оформление выставки «Послушный ветерок». - Практическое применение пособий в течение учебного года в утренней коррекционной гимнастике, на коррекционных занятиях и непосредственно образовательной деятельности в группе.
Актуальность Дети, посещающие логопедическую группу, плохо говорят, дефекты их речи носят разноообразный характер, может быть нарушено произношение всех групп звуков. Как известно, произношение звуков тесно связано с дыханием. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержки громкости голоса, чёткого соблюдения пауз, сохранение плавности речи и интонационной выразительности.
Цель дыхательных упражнений увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный, длительный, экономный выдох. Кроме того дыхательные упражнения не только влияют на формирование правильного речевого дыхания, но и помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Звуки речи образуются при определенном положении артикуляционного аппарата, при соответствующих движениях языка, губ, мягкого нёба. Речевой выдох — необходимое условие для произношения звуков.
Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует прежде всего с развития дыхания. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку, например, свистящих звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи. Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Упражнения дыхательной гимнастики проводятся в процессе логопедического занятия или как часть его.
Этапы реализации проекта
1 этап: Организационный
2 этап: Практический
3 этап Итоговый
1 этап: Организационный 1. Изучение литературы по вопросу развития речевого дыхания 2. Составление плана - схемы проекта 3. Планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания и привлечения к изготовлению пособий для дыхательной гимнастики, «дыхательных тренажеров».
2 этап: Практический
Работа с детьми: 1. Выработка длительного плавного выдоха, дифференциация ротового и носового выдоха октябрь 2. Выработка глубокого вдоха и длительного выдоха, обучение технике диафрагмального дыхания 3. Закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных и согласных звуков 4. Развитие силы голоса, направленности и силы выдоха 5. Выполнение дыхательных игр и упражнений с использованием дыхательных тренажеров 6. Беседы и игровые ситуации о роли правильного дыхания для сохранения здоровья
Работа с родителями:
1. Консультация в родительский уголок «Развитие речевого дыхания детей – дошкольников» 1 неделя проекта 2. Оформление ширм «Упражнения на развитие речевого дыхания детей» 3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми по изготовлению оборудования для игр на дыхание 3. Распространение буклетов для родителей «Будем правильно дышать» 2 неделя проекта 4. Выставка для родителей с демонстрацией изготовленного оборудования 5. Анкетирование о результатах проекта
Работа с педагогами ДОУ: 1. Консультация «Речевое дыхание – энергетическая основа речи» октябрь 2. Презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей
3 этап Итоговый Разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания, комплексов дыхательной гимнастики
Вывод: Выработка воздушной струи является одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки.
Литература: 1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999. 2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987. 3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006 4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010 5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005