СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная деятельность на тему "Моя семья"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на тему "Моя семья"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №141 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОНЕЦК»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ














Проект на тему

«Моя семья»






Подготовила:

воспитатель Миронова А.И.















Донецк 2024



Содержание

Пояснительная записка…………………………………………………………….…3

Актуальность………………………………………………………………………….3

Цель проекта…………………………………………………………………………..3

Задачи проекта………………………………………………………………………...3

Возраст участников………………………………………………………………...…4

Тип проекта………………………………………………………………...………….4

Срок реализации проекта……………………………………………………………..4

Состав проектной группы…………………………………………………………….4

Формы организации проекта…………………………………………………………4

Место проведения……………………………………………………………………..4

Сроки проведения проекта……………………………………………………………4

Режим работы………………………………………………………………………….4

Ожидаемый результат проекта……………………………………………………….4

Этапы реализации проекта……………………………………………………………5

План по реализации проекта………………………………………………………….7

Используемая литература……………………………………………………………..8

Приложения…………………………………………………………………………....9


























 «Без прошлого нет будущего»

Пояснительная записка

Каждому человеку интересно узнать, откуда он происходит, кем были его предки, где его настоящая "малая Родина". Откуда я родом? Вопрос с виду простой, но на самом деле имеет очень глубокий смысл. Интерес к своему прошлому, своим корням, знанию того, откуда ты родом – это в крови у каждого нормального человека. Можно привести множество примеров, когда люди отыскивают следы тех, от кого они произошли. Эти знания помогают им осознать и оценить себя, своё прошлое. С семьи начинается жизнь человека, здесь происходит формирование его как личности. Семья — источник любви, уважения, солидарности и привязанности, то, на чем строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек.

Актуальность проекта

Содержание нравственного воспитания дошкольников включают в себя решение множества задач, в том числе и воспитание любви к Родине, семье, уважительного отношения к своим родителям. Мало кто из детей знает историю создания семьи, свою родословную. Уходят в прошлое семейные праздники и традиции. С целью изучения семьи, установления контакта с её членами, ля согласования воспитательных воздействий на ребёнка появилась идея создать проект «Моя семья», которая помогает детям понять значимость семьи, воспитать у детей любовь и уважение к её членам, прививать чувство привязанности к семье и дому.

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

Анкетирование среди детей показало, что дети недостаточно знают о своей семье, где и кем работают их родители, как зовут их бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Чтобы изменить такое положение и появилась идея создать проект «Моя семья», т.е. для изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

Мы, взрослые, педагоги и родители, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

 

Цель проекта: Воспитание любви и уважения к своим родным, к членам своей семьи, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Воспитание у детей чувства долга перед семьей.

Задачи проекта:

1. Совершенствовать качество работы детского сада при взаимодействии с родителями.

2. Формировать у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях.

3. Развивать творческие способности родителей и детей в процессе совместной деятельности.

4. Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, показать ценность семьи для каждого человека и проявлять заботу о родных людях.

Возраст участников: дети 4-5 лет.

Тип проекта: творческий, групповой, семейный.

Срок реализации проекта: краткосрочный (3 недели).

Состав проектной группы: воспитатель, воспитанники группы 4-5 лет, родители.


Место проведения: ГКДОУ «Детский сад комбинированного вида №141 Г.О. Донецк» ДНР

Сроки проведения: С 01.04.2024 по 19.04.2024

Режим работы: во время и вне занятий.

Ожидаемые результаты проекта: 

Дети: воспитание чувства гордости за свою семью и любви к её членам, расширение знаний детей о своей семье: о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек.

Родители: повышение педагогической культуры родителей, установить с ними доверительные и партнёрские отношения.

 

Формы организации проекта:

1. Опрос детей.

2. Образовательная деятельность

3. Консультация «Что такое генеалогическое древо?»

4. Выставка «Генеалогическое древо семьи».

5. Создание поделки «Семейный цветок».

6. Выставка детских рисунков «Моя семья».

7. Сюжетно - ролевая игра «Семья», «Больница», «Магазин», «Дочки-матери».

8. Создание «Сборника пословиц о семье.»

9. Консультация для родителей «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».

10.Создание стенгазеты «Международный день семьи»



Этапы

Дата

реализации

Вид образова-тельной деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

1 этап.

Подготови-

тельный

01.04.2024

Опрос детей:

Развитие речи

Чтение худ. литературы

Дид. игра

«Что я знаю о семье»

«Назови как тебя дома ласково называют»

Беседы с

родителями.

2 этап.

Основной

02.04.2024

Развитие речи

Дид. игра

Беседа

«Литературный калейдоскоп»

«Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать»

«Выходной день в моей семье»

Консультация для родителей

«Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».

03.04.2024

Чтение худ. Литературы

Дид.игра и

Беседа

«Синяя чашка» М. Матвеева

«Родственные отношения»

«Как я помогаю дома»

Беседы с родителями

04.04.2024

Познавательное рассматри-

вание фотографий детей, родных и близких

Чтение худ. Литературы

Дид.игра

«Моя семья»

«Тёплый хлеб» Паустовский

«Исправь Незнайку»

Сбор матери-

алов для выставки совместных работ детей и родителей

«Генеалогическое древо семьи»

05.04.2024

Рисование

Чтение худ. Литературы

С/р игра

««Моя рука - моя семья»

«Сказка об умном мышонке»

«Дедка и репка»

«Больница»

Сбор матери-

алов для выставки совместных работ детей и родителей

«Генеалогическое древо семьи»

08.04.2024

Рассказывание сказки

Чтение худ. литературы

Дид.игра


«Цветик -  семицветик»

«Кто младше?»

Консультация

«Что такое генеалоги-

ческое древо?»

09.04.2024

Чтение худ. литературы

Дид.игра

Беседа

«Мамина работа»

«Кто старше?»

«Кем работают твои

родители»

Сбор материалов для выставки совместных работ детей и родителей

«Генеалогическое древо семьи»

10.04.2024

Чтение худ. литературы

Дид.игра

С/р игра

«Как пахнут ремесла»

Д. Родари

«Закончи предложение»

«Дочки-матери»

Выставка «Генеалогическое древо семьи»

11.04.2024

Познавательное

чтение худ. литературы

Беседа

С/р игра

«Домашний труд»

«Мамина дочка» В. Белов

«Что такое Генеалогическое древо семьи»

«Семья»

Сбор материалов для выставки совместных работ детей и родителей

Рисунки

«Моя семья»

12.04.2024

Чтение худ. литературы


«Косточка»

К. Ушинский

«Маша и медведь»

Выставка

детских рисун-

ков

«Моя семья»

15.04.2024

Беседа

Чтение худ. литературы

Беседа

«Кто они такие бабушка и дедушка»


«Старый дед и внучок» Л. Толстой

«Как мы отдыхаем»

Создание поделки

«Семейный цветок»

16.04.2024

Чтение худ. литературы

Дид.игра

«Как Вовка бабушек выручил»

«Сложи картинку»

Сбор материала для сборника пословиц о семье.


17.04.2024

Чтение худ. литературы


«У бабушки дрожат руки»

Сухомлинский

«Кем быть»

Сборник

пословиц

о семье.

18.04.2024

Чтение худ. литературы

Беседа


«Похищенное имя»

А. Шарыгина

«Как я помогаю родителям»

«Магазин»

С Сбор материала

для стенгазеты

«Международный

День семьи»

3 этап.

Заключитель-

ный

19.04.2024

Подведение итогов в реализации проекта


С Создание

стенгазеты

Стенгазета «Международный день семьи»

 Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

  • Опрос детей по теме «Моя семья»

  • Определение цели и задач

  • Создание необходимых условий для реализации проекта

II этап – основной (практический)

  • Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о семье, её происхождении

  • Разработка консультации «Что такое генеалогическое древо?»

  • Выставка работ «Генеалогическое древо семьи»

  • Выставка поделок «Семейный цветок»

  • Выставка детских рисунков «Моя семья»

  • Создание Сборника пословиц о семье.

  • Разработка консультации для родителей «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной».

  • Разработка и накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме

III этап-заключительный

  • Обработка результатов по реализации проекта

  • Стенгазета «Международный день семьи»


План по реализации проекта

 

Итоговый продукт:

  • Выставка «Генеалогическое древо семьи»

  • Выставка поделок «Семейный цветок»

  • Выставка рисунков «Моя семья»

  • Сборник пословиц о семье.

  • Стенгазета «Международный день семьи»


Используемая литература:


1.Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Утверждена приказом Министерства Просвещения РФ от 24.11.2022 №1022.

2.Декларация прав ребенка, 1959 г. Первый международный документ, в котором родители, местные власти, национальное правительствопризывается  к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других методов.

3.«Конвенция ООН  о правах ребенка» 1989 г.Признана во всем мире документом международного права. Конвенция признает право на воспитание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества.

4.Семейный кодекс (63-64 ст). Ребенок является полноправным, самостоятельным субъектом в структуре семьи..Зверева О.Х., Кротова Т.В., 5.«Общение педагога с родителями в ДОУ»: -М.: Т.Ц. Сфера, 2005.

6. Свирская Л., «Работа с семьей: необязательные инструкции»: -М.: Линка- Пресс, 2007.

7.Козлова А.В, Дешулина Р.П. «Работа с семьей»: -М.: Т.У. Сфера, 2004.

8.Колентьева О., Калемуллина С., «Праздники в детском саду»: -М.: Просвещение, 2001.

9.В. С. Мартышин «Твоя родословная» Учебное пособие. М. : Школьная пресса. 2000г.

10.О. И. Давыдова, А. А. Майер, Л. Г. Богословец. «Проекты в работе с семьей» методическое пособие. ООО «ТЦ Сфера», 2012г. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)





















ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Консультация для родителей: «Генеалогическое древо семьи.»

     Вопрос «Нужно ли знакомить детей с родословной?» в настоящее время имеет, скорее, риторический характер. В современные программы и пособия по ознакомлению детей дошкольного возраста с окружающим миром, по нравственно-патриотическому воспитанию включены разделы, посвященные знакомству старших дошкольников со своей родословной. Подавляющее большинство педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста, также считают этот вид деятельности важным средством нравственно-патриотического воспитания. 
    Давайте же вместе с ребенком составим свое генеалогическое дерево. Это будет интересно не только ему, но и Вам! 

   Генеалогическое дерево – это родословная семьи. Ребенка дошкольника 4-6 лет уже можно привлекать к составлению истории своего рода. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его ближайшего окружения. 

     На схеме каждое поколение располагается на определенной ступени. Это развитие рода в системе. Первым на схеме обозначается он сам. Можно приклеить его фотографию или сделать рисунок. Рядом приклеиваются фотографии братьев и сестер, если в семье несколько детей. Это первое поколение. 
    От фотографии ребенка вниз проводится линия, разделяющая схему на две части. Это «ствол» (его можно изобразить, нарисовав дерево). 
От «ствола» вправо и влево обозначаются мама и папа (также можно использовать фотографии). Это второе поколение. Затем ниже на ступени – бабушки и дедушки. Очень важно, чтобы ребенок запоминал имена, отчества, фамилии родственников, род их занятий, место где родились, то, как прошло детство. 
     Родители могут вести летопись семьи. В специальную тетрадь или альбом записываются все сведения о родственниках, истории их жизни. Хорошо использовать документальные материалы (письма, телеграммы, дневники и пр.), аудио-видеозаписи. После того как ребенок хорошо усвоит информацию о маме, папе, бабушках и дедушках, можно переходить к рассказу о тетях и дядях, т.е. о братьях и сестрах мамы и папы, их женах, мужьях и детях. Это тоже второе поколение родственников. Ребенку рассказывают о том, что у дяди и тете есть жена и муж (на схеме они обозначены геометрическими фигурами меньшего размера), а также дети. Это двоюродные братья и сестры. Они тоже относятся к первому поколению, соответственно эти родственники располагаются на одной ступени с ребенком.   Только после того, как будут усвоены сведения о ближайших родственниках, можно продвигаться в «глубь веков». Генеалогическое дерево можно оформить в альбоме или на отдельном листе, а можно сделать панно: для этого на листе ватмана расчерчивается схема, которая заполняется по мере изучения истории семьи. 

     Можно поместить панно в специальную рамку или придумать более оригинальное оформление. Например, в форме старого манускрипта или древнего документа, сохранившегося на «выделанной коже». «Состарить» бумагу можно с помощью концентрированного раствора марганцовокислого калия, чая или кофе. Их наносят кисточкой, ватным тампоном или губкой. После высыхания бумага приобретает коричневый оттенок. Не страшно, если не получится ровно окрашенной поверхности. Некоторые погрешности в окраске также помогут создать впечатление старины. 
     Генеалогическое дерево, выполненное подобным образом, с одной стороны, станет оригинальным украшением, а с другой – будет стимулировать познавательную активность ребенка. При этом следует помнить, что схема должна быть составлена по аналогии с проводимой ранее. Овалы, которые окажутся еще не заполненными, будут возбуждать естественное детское любопытство. Взрослому нужно только постараться вовремя удовлетворять его. 
Подчеркну еще раз необходимость сопровождать схему различными записями и документами. Так постепенно будет оформляться летопись семьи.

































ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Выставка работ «Генеалогическое древо»


ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Консультация для родителей: «Мама, папа, я – счастливая семья или незабываемый выходной»

Данная консультация, предлагаемая вашему вниманию, поможет Вам сделать семейный, выходной день по-настоящему захватывающим для ребенка. Особенно, если Вы не будете забывать смотреть вокруг глазами ребенка, разделять его радость и удивление, читать уместные в той или иной ситуации стихи, загадывать загадки. Литературный материал обострит восприятие малыша, поможет запоминанию ярких образов.

Наступает выходной день. Куда пойти с ребенком? Этот вопрос часто ставит родителей в тупик. Может, в поход в парк? Разумеется, решающее слово остается за ребенком, это один из моментов, когда ребенок чувствует свою сопричастность взрослым в семье и растет спокойным, уверенным.

Раз и навсегда уважаемые родители решите для себя: совместный с ребенком поход - это совсем не отдых для Вас, это время, полностью посвященное ему, вашему любимому ребенку. Пусть он еще раз удостовериться, что Вы его любите, что живете его интересами.

Посмотрите вокруг глазами ребенка - сколько интересного в мире! Заинтересовался ваш ребенок чем - то, остановитесь, приглядитесь, постарайтесь смотреть на все его глазами и в то же время оставаться взрослым!

Речь ваша, дорогие родители - эмоциональная и выразительная, должна нести доброе отношение к окружающему, восхищение щедрой красотой природы. В то же время побуждайте ребенка высказываться, думать, сопоставлять, учите анализировать, отвечать на вопросы и задавать их. Ребенок должен чувствовать родительскую сопричастность его интересам. Так формируется доверие к миру, благодарность и огромная любовь к родителям.

В таких совместных походах, есть все условия для тренировки вашего ребенка в силе, ловкости, смелости.

Также, интересным, увлекательным проведением выходного дня может стать для ребенка - посещение музея. Практически всегда привлекательными для дошкольников оказываются природоведческие музеи. Увидеть в музее все ребенок просто не в состоянии. Переход от одной музейной витрины к другой, утомителен и мало познавателен для ребенка. Гораздо лучше и намного полезнее выбрать, что-то одно, и внимательно рассмотреть в деталях. Можно выбрать витрины, посвященные старинному костюму или оружию, посуде, мебели.

Не меньший интерес представляют для детей и выставленные в музеях археологические находки: лодки, выдолбленные из ствола дерева, сделанные из камня и кожи топоры, украшения.

Дошкольник хочет и может узнавать, что составляет основу экспозиции исторических музеев: как жили люди раньше, как был устроен их дом, какую одежду они носили, и из какой посуды ели, на какой мебели спали, сидели, во что играли, и на чем писали.

В этом возрасте детям хочется примерить эту жизнь на себе, и проигрывать ее, представляя себя ее участником. И если кто - то говорит, что дошкольники еще слишком малы для посещения музеев, то это - значит, лишь то, что вы, родители не смогли сделать них посещение музея интересным.

Удивительно, а сколько полезных сведений можно сообщить ребенку, идя с ним по улице. Познакомить с тем, как жили люди в другие времена. Во время обычной прогулки по старой части современного города можно поговорить с ребенком о печах, можно увидеть дым, идущий из печи.

Вспомнить те игры, в которые играли наши прабабушки и прадедушки. Например: игра в бирюльки, лапта.

Заинтриговать ребенка игрой и при желании можно и поиграть!

Существует много способов, как провести выходной день вместе с ребенком интересно и увлекательно. Родители придумывайте, фантазируйте, и Вы получите массу впечатлений, удовольствий от прогулок с ребенком.
































ПРИЛОЖЕНИЕ 4


Выставка работ «Семейный цветок»





ПРИЛОЖЕНИЕ 7


Выставка рисунков «Моя семья»




















ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Сюжетно-ролевые игры


«Моя семья»

Задачи: Побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Раскрывать нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
«Больница»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения. 
«Магазин»
Задачи: вызвать у детей интерес к профессии продавца, формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения.











ПРИЛОЖЕНИЕ 9


Сборник пословиц о семье.




















ПРИЛОЖЕНИЕ 10


Стенгазета «Международный день семьи»