Елена Николаевна Бабушкина,
учитель музыки,
МОУ СОШ №3, г. Свирск, Иркутская область, РФ
«Проектная деятельность по предмету «Музыка»
(из опыта работы)
Работая учителем музыки и ежегодно являясь руководителем проектов по предмету «Музыка» среди обучающихся, я поделюсь опытом своей работы в этой сфере. Мой опыт будет полезен начинающим педагогам, а также в выборе тем для проектной деятельности по музыке.
1.Введение
В МОУ СОШ №3 города Свирска проектная деятельность осуществляется многие годы. В моей педагогической деятельности проектная деятельность началась в далеком 2007 году. Я тогда сама участвовала в проекте по созданию русского народного шумового ансамбля. По итогам проекта мною была выиграна сумма на приобретение инструментов. И вот сейчас 2022 год, и мой ансамбль благополучно существует и функционирует. С ансамблем «Ложкари» мы ежегодно участвуем в мероприятиях школьного, муниципального и межмуниципального уровня.
Проектная деятельность в нашей школе осуществляется среди обучающихся с 1 по 11 класс. Ежегодно на защиту проектов по предмету «Музыка» выходят 9-10 обучающихся разной возрастной категории. В школе разработано и утверждено положение, в соответствии с которым ведется проектная деятельность среди обучающихся.
2.Распространенные виды проектов по музыке
Проекты по музыке представляются разного содержания, более используемые – это исследовательские, реферативные, творческие, бывают и совмещенные.
Проект – это какой-то продукт. По предмету «Музыка» это может быть буклет, сборник произведений, исполнение песен, игра на инструментах и т.д. Каждый проект при защите сопровождается мультимедийной презентацией. Темы проектов почти все учащиеся выбирают самостоятельно. Некоторые затрудняются с выбором темы, тогда я предлагаю несколько тем в соответствии с возрастом детей.
2.1.Исследовательские проекты
Исследовательский проект по музыке предполагает какое-то исследование по выбранной теме, например, проект «Классика в современной обработке» ученика 8 класса. Цель этого проекта состояла в исследовании интереса к классической музыке в современном обществе среди подрастающего и молодого поколения. В ходе работы над проектом учащийся проводил опрос среди школьников 8-9 классов нашей школы, он включал им классику в современной обработке и задавал следующие вопросы:
1. Знакома ли вам эта музыка?
2. Могли бы вы долго слушать такую музыку?
3. Как вы считаете, нужна ли такая музыка?
А далее звучал оригинал, то есть классическая музыка. В результате исследования мы узнали, что классику в современной обработке любят и слушают, а это шаг к тому, что и оригинал захочется послушать.
Очень интересный исследовательский проект был на тему «Загадка смерти В.А.Моцарта». Ученица 9 класса попробовала себя в роли следователя. Рассмотрев большое количество версий загадочного ухода из жизни великого композитора, она выбрала одну, по ее мнению самую достоверную, и доказывала ее правдивость. Проект получился интригующим, комиссия слушала, затаив дыхание.
Еще один исследовательский проект запомнился очень актуальной темой «Влияние музыки различных жанров и стилей на психическое и эмоциональное здоровье человека». В течение двух недель ученица 9 класса проводила исследование в своей семье и в своем классе, включая каждый день разную музыку, и записывала изменение настроения участвующих. По итогам эксперимента было доказано, что на каждого респондента музыка влияет по своему, но на всех отрицательно влияет тяжелый рок.
2.2.Творческие проекты
Творческие проекты очень интересны, особенно когда обучающийся владеет каким-либо музыкальным инструментом. Проект ученика 5 класса был интересен тем, что мальчик играл на трубе, инструменте довольно редком для нашего города с населением в 12 тысяч человек. И когда на защите мальчик сыграл главную тему из оперы Дж.Гершвина «Порги и Бесс» на трубе, это было выше всяких похвал.
Проект «Музыкальный инструмент - гитара», осуществляемый ученицей 9 класса, содержал мастер-класс по самообучению игре на классической гитаре. Девушка не только грамотно рассказала и показала, как легко начать осваивать этот инструмент, но и виртуозно сыграла попурри из классических произведений.
Был проект «Значение электрогитары в музыке» ученика 9 класса, который устроил нам настоящий концерт. Юноша является участником местной рок-группы, и принес на защиту колонку-усилитель. Сначала он показал виртуозные приемы игры на электрогитаре, рассказал о своих кумирах-гитаристах, а потом по желанию комиссии исполнял композиции различных музыкальных стилей.
Очень трогательный получился проект ученицы 10 класса «Анна Герман. Эхо судьбы». Учащаяся занимается в вокальной студии, поэтому к защите проекта подготовила мини-концерт в память об известной певице с лучшими песнями из творчества Анны Герман. Конечно, это не могло не вызвать слез.
2.3.Реферативные проекты
Проекты реферативного типа отличаются своим объемом. Они содержат много информации по своей теме, имеют четко выраженную структуру, содержат анкетирование или опрос. Проект ученика 9 класса «Майкл Джексон. Секрет успеха» включает в себя всю информацию о певце, начиная с рождения и до смерти, а также интересные факты. В ходе работы обучающийся выделил факторы, которые, по его мнению, повлияли на успех певца.
Проект ученицы 9 класса «Звезды 90-х во время своей популярности и сейчас» оказался очень близок и интересен. Учащаяся проделала большую работу по поиску информации о таких исполнителях 90-х, как группа «Мираж», «Комбинация», «Электроклуб» и других известных в то время. Особенно интересно было узнать, где в настоящее время находятся участники этих групп и чем занимаются.
3.Умения и навыки, формирующиеся в процессе проектной деятельности по музыке
В ходе работы над проектом учащиеся овладевают знаниями, умениями и навыками, которые расширяют освоенные ключевые компетенции.
Обучающиеся формулируют цели и задачи, не всегда самостоятельно, но обычно к 10 классу уже умеют это делать, раскрывают актуальность выбранной темы.
Выстраивают алгоритм собственной деятельности, также сначала с опорой на руководителя, далее самостоятельно.
Поиск информации осуществляют обычно сами, источниками информации в основном являются интернет-сайты, так как по музыке в библиотеках практически никакой литературы нет, особенно касается современного музыкального творчества.
Работают с текстом, это учащиеся умеют, на уроках информатики осваивают по программе, поэтому тут они только закрепляют полученные навыки и умения, оформляя письменную часть проекта
Проводят корректировку своей деятельности, поскольку обычно сразу погрузиться в тему проекта получается не всегда, а потом приходится поправлять и переделывать то, что сделано поверхностно.
Представляют учебный проект в форме устной презентации, самостоятельно выделяя главное и второстепенное.
При представлении проекта отстаивают свою позицию. Аргументировано отвечают на вопросы.
Определяют возможность практического использования проекта самостоятельно
Проводят самоконтроль и самооценку хода и результатов выполнения учебного проекта.
4.Заключение
Чтобы обучающиеся представляли свой проект хорошо, они должны быть прежде всего заинтересованы. В своем эссе я представила проекты именно таких учеников. Но есть учащиеся, для которых работа над проектом излишняя повинность. Они ничего не хотят делать, тянут до последнего. Сейчас проектная деятельность является обязательной для каждого обучающегося, так как в аттестат выставляется отметка «зачет/незачет». Задача педагога заинтересовать таких детей, дать понять, что ничего сложного нет, помочь выбрать тему, над которой интересно будет работать, сделать процесс работы над проектом увлекательным. Для меня, как для преподавателя тоже существует ряд сложностей: это и временные рамки, когда нет возможности видеть детей чаще, потому что по 8 уроков и у них и у меня. А после 8 урока у многих детей дополнительное образование, это спорт, художественная школа, музыкальная школа и разное другое. Работаю часто по электронной почте. Также трудности в том, что есть слабые дети, которые из года в год с трудом постигают учебные предметы, и им не дано освоить некоторые навыки и умения, поэтому руководителю приходится доделывать такие проекты, чтобы ученик получил «зачет». Спросите, почему я это делаю, и не только я? Потому что таким детям не дано быть творцами в рамках проектной деятельности в школе, и я не могу им не помочь.
Есть дети, которые сильны в проектной деятельности, как в теории, так и в практике. Есть дети, которым проще что-то сделать своими руками, но теоретическая часть для них сложна. Есть увлекающиеся дети, есть отстраненные. Но каждый из них особенный, у каждого есть то творческое начало, которое должен увидеть и развить педагог. Без этого проектная деятельность лишена смысла.
Литературными источниками не пользовалась, так как представляла опыт своей работы.