Проектная работа на уроках английского языка как инструмент профессиональной подготовки специалиста среднего звена
Киреева Гюзель Магарифовна,
преподаватель английского языка,
Башкирский колледж
сварочно-монтажного и промышленного производства
Проектная деятельность и метод проектов являются своеобразной формой творчества, способом развития человека. Грамотно мотивированное обоснование необходимости и четко поставленная цель данной деятельности - основа успешного выполнения работы. Что же такое ПРОЕКТНАЯ РАБОТА? Для самого учащегося это - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы. Для преподавателя это - способ обучения и воспитания, при котором вырабатываются навыки проектирования и работы в команде.
Итак, важно, чтобы проблема созрела в умах самих учащихся. Студенты могут работать над интересующей их темой, выходящей за рамки учебного плана. Целесообразно группировать темы проектных работ, исходя из того, что в моем колледже реализуются такие профессиональные образовательные программы, как «Слесарь по ремонту строительных машин», «Сварщик» «Мастер по обработке цифровой информации», «Мастер общестроительных работ».
Как подвести к формулировке проблемы? Для этого существуют наводящие вопросы. Отвечая на данные вопросы, студенты могут прийти к формулировке проблемы: “Нужен ли английский язык в моей будущей профессии?”, «На каком языке говорит современный мир компьютерной техники?», «Как получить информацию (как общаться) в зарубежной поездке без знания иностранного языка?». Следует подчеркнуть, что проблема проекта должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения, и тогда процесс работы над проектом продвигается успешнее.
Итак, с темой определились. Следующий этап – цель, или проектный продукт (Что делать). При этом формулируются сопутствующие задачи (Как делать). В нашем случае итоговым продуктом является выступление на студенческой конференции, к которой формируется портфолио: доклад, слайдовая презентация, буклеты, гиды и прочее. Обсуждаются проблемы, с которыми столкнулись юные исследователи, самооценка.
В проектной деятельности немаловажно правильное подразделение студентов на подгруппы и планирование, которое охватывает весь период работы (сентябрь – апрель).
Поисковый этап: сбор информации, ее обработка и анализ. Исходя из специфики получаемой профессии, поисковая деятельность студентов может быть следующая: посещение производственных предприятий, ремонтных мастерских, салонов связи, получение необходимой доступной информации, проведение анкетирования (включая свой колледж), интервьюирования, изучение литературы, электронных ресурсов и т.д.
Заключительный этап (выступление на колледжной студенческой конференции, презентация проекта, подведение итогов, ответы на вопросы)
В следующем году исполняется 5 лет существованию учебно-исследовательской деятельности на уроках английского языках в нашем колледже. Среди проектов уже выполненных нашими ребятами можно назвать следующие:
- Межпредметный проект. При подготовке такого проекта преподаватель английского языка и информатики подвели учащихся к цели создания электронного видеогида на английском языке о родном городе Уфа, используя программу PowerPoint.
- Профориентационный проект. Этот проект исследует возможности выпускников найти работу в совместных предприятиях, где необходимо знание иностранного языка.
- Страноведческий проект. Результатом данной работы было составление электронного гида по англоговорящим странам, ввключающем в себя всю необходимую информацию о данной стране для путешественника.
- Лингвистический проект. Первая группа студентов работала в двух направлениях: «Английские заимствования в русском языке» и «Сохранение русского языка»; вторая группа студентов изучала слова, пришедшие в русский язык из других языков; третья группа посвятила себя теме: «Аглийский язык – язык мирового общения».
Накопив опыт в выполнении проектов по дисциплине Английский язык, в следующем году мы с ребятами решили привлечь к нашей проектной работе, а, следовательно, и к работе в подготовке к студенческой научной конференции, преподавателей и студентов других дисциплин. В ближайшие планы входит проведение ряда бинарных уроков на английском языке по физике, истории, литературе.
1