СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов развития профессиональных компетенций у обучающихся

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов развития профессиональных компетенций у обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов развития профессиональных компетенций у обучающихся»

«Проектная и исследовательская деятельность как один из факторов развития профессиональных компетенций у обучающихся»

Важнейшим компонентом миссии любого профессионального учебного заведения является  выпуск конкурентоспособного специалиста.  Потому на современном рынке труда востребованы не просто специалисты как носители определенного набора профессиональных знаний, умений и навыков, а профессионалы, способные к анализу собственной деятельности, к быстрому и неординарному решению возникающих перед ним профессиональных проблем, стремящихся к самосовершенствованию и саморазвитию. И на первый план в процессе подготовки специалиста выдвигается развитие у студентов способностей к овладению методами, позволяющими самостоятельно находить, анализировать и использовать знания в своей профессиональной деятельности. В связи с этим, актуальное значение приобрела проблема формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся через организацию исследовательской деятельности.

Что представляет собой исследовательская деятельность? Леонтович А.В. считает, что исследовательская деятельность - деятельность студентов, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением, это приобретение студентами универсального способа освоения действительности, активизации личностной позиции студентов в образовательном процессе на основе приобретения новых знаний. Алексеев Н.Г., Обухов А.В., Фомина Л. Ф. пишут, что исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящийся на базе исследовательского поведения. Таким образом, под исследовательской деятельностью студентов будем понимать выполнение ими творческих исследовательских задач посредством основных этапов исследования:

постановка проблемы, формулирование темы;

целеполагание, выдвижение гипотез;

ознакомление с соответствующей литературой;

подбор методик исследования;

сбор материала, его анализ;

выводы.

Общепринятыми считаются следующие формы исследовательской работы: выполнение лабораторных работ;

написание рефератов;

участие в предметных олимпиадах;

подготовка докладов;

заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик;

изучение выполнения научных исследований по курсам специальных дисциплин и дисциплин специализации;

курсовые, дипломные работы и проекты.

Способность студентов к творческой (а значит, и к исследовательской) деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством преподавателя. Исходя из этого, преподаватель выступает в роли тюьтера, он организует и сопровождает деятельность студентов по самостоятельному получению знаний, что не всегда легко психологически педагогам.

Занятие со студентами исследовательской деятельностью требует от преподавателя не только высокого уровня знаний, но и грамотного владения методиками исследования, а также желания заниматься данной работой. Исследовательская работа студентов отлично вписывается в рамки деятельности на базе учебного заведения студенческого научного общества, основной целью которого является выявление талантливой молодежи и повышение уровня качества выпускников.

В процессе реализации данных целей решаются следующие задачи:

формирование исследовательских компетенций,

развитие творческого и аналитического мышления,

формирование потребности к получению новых знаний и применению их в своей профессиональной деятельности,

развитие профессионально важных качеств и компетенций.

В связи с этим при выборе содержания для исследовательской деятельности отдается предпочтение материалу, который может быть реализован в будущей профессиональной деятельности студентов. При этом, студенты, занимающиеся исследовательской деятельностью, получая и анализируя информацию из различных источников, развивают информационную компетентность, выступая на конференциях и семинарах с докладами, презентуя проекты, они оттачивают коммуникативную компетенцию, формируются компетенции, необходимые для будущей профессиональной деятельности, направленные на востребованность как специалиста, на его творческое развитие, на создание условий для дальнейшего профессионального и личностного роста. Максимальное использование возможностей позволяет активизировать подготовку студентов к профессиональной деятельности.

Таким образом, исследовательская деятельность, являясь основным фактором формирования компетенций будущего специалиста, предстает составной частью системы современного образования, направленного на подготовку мобильного, высококвалифицированного и творческого специалиста.