СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа по литературе в 9 классе «Роль афоризмов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа представляет собой проект, который ученица 9 класса защищала как допуск к экзаменам. К прооекту прилагается альбом портретов-рисунков главных героев комедии, сделанный ученицей

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по литературе в 9 классе «Роль афоризмов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9» г.Сафоново Смоленской области

(МБОУ «СОШ № 9» г.Сафоново)

215500 Смоленская область,г.Сафоново, ул. Строителей, д.22

тел.8(48142)4-34-49, e-mail: [email protected],

официальный сайт: www.saf-schooll9.ucoz.ru

ОКПО 25768328, ОГРН 1026700947811ИНН 6726002827, КПП 672601001







ИНФОРМАЦИОННО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ТЕМА: «Роль афоризмов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»







Выполнила: Ш.Э.В.,

обучающаяся 9 Б класса

Руководитель: Фролова Анна Петровна,

учитель русского языка и литературы

Допущено к защите

Председатель МС Коржуева Т.И.













Сафоново

2022г.

Содержание

Введение..………………………………………………………………………..3

Глава 1 Теоретическая часть…………………………………………………4-8

1.1. Общие сведения о комедии………………………………………………...4

1.2. Краткий сюжет комедии……………………………………………………4

1.3. Краткая характеристика основных персонажей комедии……………..5-8

Глава 2 Практическая часть…………………………………………………….9

2.1. Проведение опроса………………………………………………….…….9-11

2.2. Общий вывод по опросу………………………………………………….12

2.3. Создание «альбома с афоризмами»……………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….13

Список литературы…………………………………………….………………...13

Приложение



Введение

Афоризм — это емкая фраза, которая в лаконичной и оригинальной форме передает некую обобщенную мысль. Афоризмы существуют с древнейших времен, рождаясь в умах современников как мудрые изречения на вечные темы. Многие афоризмы пришли в нашу речь из литературы. Произведения русских писателей известны своими крылатыми выражениями. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» известен такими афоризмами: «Любви все возрасты покорны», «С корабля на бал». А пьеса А.П. Чехова «Дядя Ваня» таким: «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.». Но, пожалуй, самым богатым на афоризмы произведением является комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Актуальность темы исследования: в наше время многие люди потеряли интерес к классической русской литературе, а также перестали использовать афоризмы в повседневной жизни.

Цель исследования: изучить роль афоризмов в комедии.

Задачи:

  • найти информацию по выбранной теме;

  • разобрать художественные образы комедии;

  • выявить роль афоризмов в комедии;

  • провести социальный опрос учащихся через анкетирование;

  • проанализировать полученные данные;

  • создать альбом афоризмов героев комедии

Гипотеза: предположим, что роль афоризмов в комедии незначительна.

Объект исследования: читательские интересы.

Предмет исследования: комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Методы исследования:

  • теоретические (изучение теоретической литературы);

  • практические (анкетирование, опрос, сравнение, анализ)

Практическая значимость: материал данного исследования можно использовать на уроках русской литературы и на классных часах.

Глава 1 Теоретическая часть

    1. Общие сведения о комедии

Комедия «Горе от ума» была написана Александром Сергеевичем Грибоедовым в 1822-1824 годах. Произведение принесло писателю всемирную славу, на века запечатлив имя А.С. Грибоедова в истории. В этой комедии в сатирическом ключе представлены нравы московского дворянства 19 века. Основной конфликт разгорается между Чацким, представителем нового поколения дворян, и обществом Фамусова, в котором принято ценить не человека, а его чин и деньги. Кроме того в пьесе есть и любовный конфликт, участниками которого являются три персонажа: Софья, Чацкий и Молчалин. Эти сюжетные линии тесно переплетены и вытекают одна из другой. Краткое содержание «Горе от ума» по действиям поможет более детально разобраться в проблематике пьесы.

    1. Краткий сюжет комедии

Действие пьесы отражают событие одного дня. Чацкий, молодой дворянин, после трёхлетнего отсутствия возвращается в дом Фамусовых, где он воспитывался. Здесь у него оставалась девушка Софья, в которую он влюблён. За время его отсутствия Софья стала тайно встречаться с бедным писарем Молчалиным. Старший же Фамусов хочет выдать дочь за полковника Скалозуба, уже не молодого, но богатого жениха.

Новый возлюбленный Софьи на самом деле очарован служанкой Лизой, а за дочкой Фамусова ухаживает ради дальнейшего расположения её отца и взлёта по карьерной лестнице. Чацкий это видит и постоянно глумиться над выбором Софьи. Не доволен герой и привычками здешнего общества – слепо подражать Западу и отсутствием желания просвещаться. О своих наблюдениях он открыто заявляет на званном вечере Фамусовых.

Софья, возмущенная тем, что друг детства высмеивает Молчалина и её с писарем отношения, пускает слух о сумасшествии Чацкого. Общество поддерживает эту догадку, так как не приемлет идей прогрессивного Александра Андреевича. К концу дня Фамусов узнаёт о тайном романе дочери и понимает, что надежды на выгодный брак разрушены. Софья, узнав, что Молчалин обманывал её, прогоняет Алексея Степановича. А Чацкий, произнеся обличительную речь, покидает дом Фамусовых.

    1. Краткая характеристика основных персонажей комедии:

Фамусов:

Павел Афанасьевич Фамусов богатый барин-помещик и крупный чиновник, известный человек в кругу московского барства. По своим взглядам ор ярый защитник прав крепостнического дворянства, противник новизны во всех областях политической и общественной жизни. У себя дома он гостеприимный, радушный хозяин, остроумный находчивый рассказчик, любящий отец, властный барин. На службе он строгий начальник, покровитель своих родственников. Он не лишен практического житейского ума, добродушия, но в то же время ворчлив, вспыльчив, льстив перед теми, в ком заинтересован или кого побаивается.

Особенности его натуры выражаются в его языке. По составу словарь Фамусова очень разнообразен. В его речи много народных слов м выражений (зелье, невзначай, откудова, бьют баклуши). Попадаются иноязычные слова (карбонарий, квартал, симфония). Фамусов прекрасно владеет речью, используя в ней много афоризмов, вот они:

«Кто беден, тот тебе не пара»

«Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений»

«Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца»

«Упал он больно, встал здорово»

«Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь.»

Характерно, что в языке Фамусова нет слов, выражающие сложные душевные переживания, научные понятия, это указывает на его невысокий культурный уровень. Фамусов говорит житейским языком. Своей речью, её словами Павел Афанасьевич подчеркивает, что он русский барин, не чуждающийся простонародной речи.

Натура Фамусова ярко проявляется в интонациях тех оттенков, которые приобретает его речь в зависимости от того с кем он говорит. Так, например, к Молчалину, мелкому чиновнику, он обращается на «ты» - начальнически высокомерно, с Чацким держится как с человеком своего круга, заискивает с влиятельным Скалозубом, а со слугами груб, криклив, с дочерью ласков и заботлив.

Таким образом речевая манера Грибоедова делает образ Фамусова ярким, правдивым, типичным представителем московского дворянства 19 века.

Молчалин:

Характерные черты Молчалина – стремление к карьере, умение выслуживаться, лицемерие. Он не многословен, не богат словами. Вот его речь:

Он говорит преимущественно короткими фразами. Слова подбираются в строгой зависимости от того, с кем говорить. В его языке нет иностранных слов и выражений. Старается подобрать слова деликатные, не простонародные. По интонации его речь разнообразна. Она, как и у Фамусова, подбирается в зависимости от собеседника. К Фамусова Молчалина обращается с подчеркнутой почтительностью, с Хлестовой льстиво и вкрадчиво, с Софьей говорит с особой скромностью, а с Чацким очень вежливо, но в его речах звучит насмешка над Александром Андреевичем, которому ее дались чины. Вот примеры его высказываний:

«Ах! злые языки страшнее пистолета»

«Так: частенько там мы покровительство находим, где не метим»

«Не смею моего суждения произнесть»

«Чего не сделаешь в угоду дочери такого человека»

«Ведь надобно зависеть от других»

Скалозуб:

Полковник Скалозуб тип офицера-карьериста. В умственном отношении человек недалекий, «он слова умного не выговорил сроду», - замечает Софья. Скалозуб с особой охотой говорит о том, что ему давно знакомо, поэтому речь полна такими словами, как: петличка, корпус, дивизия, погончиками, в шеренгу. Порой его слова звучат, как команда. Вот некоторые из афоризмов Скалозуба:

«Избавь. Ученостью меня не обморочишь»

«Не знаю-с, виноват, мы с нею вместе не служили»

«Пожар способствовал ей много к украшенью»

«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; Об них как истинный философ я сужу: Мне только бы досталось в генералы.»

«Дистанции огромного размера»

Речь Скалозуба – речь верного охранителя самодержавного крепостнического строя, врага просвещения.

Лиза:

В русской литературе служанка Лиза в комедии «Горе от ума» занимает достойное место в галерее женских образов, несмотря на то что роль ее второстепенна. Это стало возможным благодаря тому, что читателя привлекает ум и хитрость этой девушки, а характер ее интересен, глубок и ярок. Те меткие характеристики, которые мы слышим из ее уст относительно других персонажей, заставляют обратить на нее еще большее внимание:

«Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь.»

«Грех не беда, молва не хороша.»

«Вы с барышней скромны, а с горнишной повесы?»

«Ну! люди в здешней стороне! Она к нему, а он ко мне.»

«К лицу ль вам эти лица.»

Софья:

Образ Софьи Павловны сложен. От природы она умная, гордая, с сильным характером, с горячим сердцем. Эти черты проявляются и в её поведении, и в её языке. В её речи много душевных переживаний, прослеживается влияние французских книг, есть высказывания обобщающего характера. Вот афоризмы, которые произносит Софья:

«Герой не моего романа»

«Ах! если любит кто кого, зачем ума искать, и ездить так далёко?»

«Делить со всяким можно смех»

«Мне все равно, что за него, что в воду»

«Счастливые часов не наблюдают»

Представлении о людях, о жизни Софьи подчеркнуты из наблюдений над бытом людей своего круга, да из французских сентиментальных романов. Хотя, девушке всего 17 лет, но говорит она, как хозяйка дома, привыкшей к общему

подчинению. Она давно без матери, поэтому чувствует себя госпожой. В Софьи мы можем отметить ум, страстность, женскую мягкостью. За эти хорошие качества её и полюбил Чацкий.

Чацкий:

Фамусовскому обществу, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «века нынешнего», того времени, когда после Отечественной войны 1812 года стали возникать тайные политические общества. Чацкому присущи: подлинный патриотизм, критическое отношение к окружающей его действительности, независимость взглядов, чувство личного и национального достоинства – все эти черты отчетливо проявляются в его речи. Вот она:

«Служить бы рад, прислуживаться тошно»

«О! если б кто в людей проник: что хуже в них? душа или язык?»

«Мне в петлю лезть, а ей смешно»

«Я езжу к женщинам, да только не за этим»

«Чуть свет — уж на ногах! И я у ваших ног»

Речь Чацкого – речь достойного оратора, прекрасно владеющего словом, высоко образованного человека. Герой может выразить любые понятия и чувства, дать смелую оценку любому человеку и затронуть различные стороны жизни. Чацкий широко использует меткие афоризмы, дает сжатые и точные характеристики людям.



Глава 2 Практическая часть

2.1 Проведение опроса.

Цель: для того чтобы подтвердить или опровергнуть гипотезу, в ходе работы над проектом было проведен опрос (Приложение 1), в опросе приняли участие люди разного возраста в количестве 32 человек. Респондентов расспрашивали о знании афоризмов из комедии, их значении, а также об использовании подобных выражений в речи.



Опрос.

«Свежо придание, а верится с трудом»,

«Мне всё равно, что за него, что в воду», «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца»

1. Из какого произведения фразы?

2. Каким героям принадлежат фразы?

3. О чем в них говорится?

4. Вы читали это произведение или только слышали название?

5. Используете ли Вы в речи подобные фразы?




На вопрос №1 о том, из какого произведения данные афоризмы, к сожалению, ответ дали не все. Правильный ответ был дан 87,5% опрошенных (28 человек).


На вопрос №2 о том, каким героям принадлежат данные высказывания, правильный ответ был дан 34,4% опрошенных.



На вопрос №3 о значении фразеологизмах правильный ответ дали 28,1% опрошенных, 9,4% дали частично верный ответ.



На вопрос №4 90,6% ответили, что лично ознакомились с произведением, 9,4% только слышали название.



На вопрос №5 только 6,3% опрошенных употребляют афоризмы в речи.


2.2 Общий вывод по опросу

В ходе проведения опроса стало понятно, что люди плохо ознакомлены с произведением. Большинство из них поверхностно прочитали комедию в 9 классе, с течением времени практически полностью забыв сюжет. На афоризмы и их роль в произведении люди порой не обращали внимая вовсе, скорее всего, посчитав это пустой тратой времени. Только небольшое количество опрошенных смогли правильно определить, какому герою принадлежит высказывание, а также сам смысл изречения. На долю всех опрошенных приходится всего 2 человека, которые употребляют в речи афоризмы. Я выделила несколько причин, почему такое происходит:

1. Неознакомленность с источником

В наше время люди всё больше перестают читать классическую литературу. Наше свободное время зачастую заполнено потреблением контента в социальных сетях, а не чтением. Даже при ознакомлении с произведениями на уроках литературы, многие читают довольно поверхностно, не обращая внимания на детали.

2. Афоризмы не запоминаются человеческим мозгом

Порой бывает, что даже человек, внимательно прочитавший произведение, не запомнил ни одного афоризма. Почему же? Нас цепляет только то, что значимо для нас, имеет большой эмоциональный отклик. Если же цитата запала в душу человеку, то он обязательно запомнит её и, возможно, будет дальше использовать.

3. Невозможность использования афоризмов в речи

Простое знание афоризмов не гарантирует их грамотного употребления в речи. Афоризмы имеют своё значения и должны употребляться в определенном контексте. В ином случае их употребление будет неуместным и некорректным.

2.3 Альбом афоризмов

Для использования на уроках литературы я создала альбом к произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума» с собственными рисунками главных героев комедии и принадлежащими им афоризмами (Приложение 2).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе работы над проектом мы ответили на вопросы: «Чем являются афоризмы?», «Какие герои из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» использует афоризмы? Какой смысл они в себе несут?» и др. Но один вопрос всё-таки остался без ответа, а именно: «Какова же роль афоризмов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»?»

На основе проделанной работы можно сделать вывод, что афоризмы несут в себе не только художественную функцию, но и огромную смысловую нагрузку. Благодаря афоризмам Грибоедов создает образы своих героев: Чацкий – остряк со свежими идеями и пылким нравом, Софья – мечтающая о искренней любви девица, а Фамусов – старый консервативный барин. Персонажи не вышли бы настолько яркими и запоминающимися, если бы их речь не была бы полна подобными высказываниями.

Но афоризмы также передают идеи данного произведения. «Горе от ума» было написано на кануне Декабристского восстания, и несло в себе эти революционные мысли. Главным «носителем» декабристских мыслей является Чацкий (стоит отметить, что афоризмов у него больше всего). В его речи звучит ярое противостояние старым порядкам, осуждение чинопочитания и презрение людей, что считают науку ненужным мусором. Ему противостоит «фамусовское общество», что отражает в себе все пороки дворянства 1820-ых годов. «В битве» с консерваторами Чацкий терпит поражение, как и терпит поражение Декабристское восстание.

Таким образом, «Горе от ума» является произведением-метафорой на общество Грибоедовских времен. Афоризмы же помогают комедии раскрыться, сделать её яркой, неповторимой, законченной. Они играют огромную роль в произведении. Таким образом, гипотеза не подтвердилась.



Список литературы

https://dslov.ru/pos/6/p6_59.htm

https://theocrat.ru/taxonomy/qoute/%D0%9B%D0%B8%D0%B7%D0%B0/

https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-chatskogo-iz-gore-ot-uma

https://dslov.ru/fslov/f761.htm

https://citatnica.ru/citaty/tsitaty-chatskogo-iz-gore-ot-uma

https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/griboedov/gore-ot-yma

https://obrazovaka.ru/books/griboedov/gore-ot-uma

https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/aforizm/

https://obrazovaka.ru/sochinenie/gore-ot-uma/analiz-proizvedeniya-griboedova.html


Приложение



Опрос.

«Свежо предание, а верится с трудом»,

«Мне всё равно, что за него, что в воду», «Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца»

1. Из какого произведения фразы?

2. Каким героям принадлежат фразы?

3. О чем в них говорится?

4. Вы читали это произведение или только слышали название?

5. Используете ли Вы в речи подобные фразы?


Приложение 1