Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №3» городского округа город Урюпинск Волгоградской области
Проектная работа по теме:
«Нормативно-правовые основы в сфере обеспечения безопасности
дорожного движения и профилактики дорожно-транспортного травматизма».
Выполнил:
Губаревич С.А.,
Классный руководитель 5 «А» класса,
МАОУ «СШ №3»городского округа г.Урюпинск Волгоградской области
Урюпинск 2022
План
Введение 3
1. Понятие, правовые основы, содержание безопасности дорожного движения 4
2. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации 7
3. Основными направлениями общей профилактики дорожно-транспортных происшествий. 10
Заключение 12
Список литературы 14
Введение
Цель программы: формирование у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения, расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Для осуществления поставленной цели сформулированы следующие задачи по реализации программы обучения детей безопасному участию в дорожном движении и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма:
- выработать у обучающихся поведенческие стереотипы, способствующие самосохранению в условиях дорожной ситуации;
- формировать у обучающихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;
- прививать у обучающихся культуру безопасного поведения на дорогах;
- воспитывать грамотных участников дорожного движения;
- формировать у обучающихся уважительное отношение к законам дороги, осознание объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения;
- формировать у обучающихся общечеловеческие нравственные ценностные ориентации;
- прививать у обучающихся первичные навыки оказания первой медицинской помощи при ДТП;
- поддерживать у родителей обучающихся устойчивый интерес к безопасности детей как участников дорожного движения.
Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 30.07.2019) "О безопасности дорожного движения"
1. Понятие, правовые основы, содержание безопасности дорожного движения
Транспорт как таковой (за исключением гужевого транспорта) в России появился сравнительно недавно. Порядок передвижения по дорогам России в XVII-XVIII вв. регулировался правилами и постановлениями и касался конного и, в некоторой степени, водного транспорта. Одно из первых упоминаний об уголовной ответственности за так называемое транспортное преступление встречается в законодательстве России XVII века. Прообразом такого преступления можно считать деяние, ответственность за которое установлена ст. 17 Глава XXII Соборного кодекса 1649 года. Действия человека, который «из похвалы или пьянства, или намеренно сел на лошадь, на чью жену, сбил ее с ног и тем самым опозорил ее или искалечил ее в такой драке». С 1718 года за соблюдение правил дорожного движения стала отвечать полиция.
Петр I издал указ о соблюдении безопасности дорожного движения, в котором регулировал передвижение лошадей. За несоблюдение правил человека могли отправить на каторгу. В 1732 году была введена смертная казнь для безрассудных водителей. При этом как происшествие, то есть невиновное причинение вреда квалифицировались действия всадника, который «черт хитрости» (по стечению обстоятельств) не смог удержать лошадь, что повлекло за собой смерть жертва, «потому что конь чего боялся, и порвав уздечку, подорвется, и она будет слаба удерживать ее.
Для определения наказания крестьян, которые нередко становились виновниками дорожно-транспортных происшествий (далее - дорожно-транспортных происшествий), 23 марта 1839 г. Верховным был утвержден «Сельский судебный устав государственных крестьян». В его IV разделе «О наказаниях за проступки против закона и личной безопасности» установлены штрафы» за быстрое движение по улицам, базарам, ярмаркам и другим местам, часто посещаемым людьми, в случае причинения вреда другому человеку для восстановления с виноватых от 25 до 50 копеек серебром независимо от вознаграждения за причиненный вред, а если кто-то пострадал от быстрой езды, то виновный должен быть взят под стражу».
К середине XIX в. созданы первичные (элементарные) правовые основы организации дорожного движения и обеспечения его безопасности: систематизация норм, регулирующих использование транспорта, была достигнута в Уголовно-исполнительном кодексе 1845 года. Положительная сторона Уголовный кодекс 1903 г. следует признать попыткой дифференцировать уголовную ответственность в зависимости от специфики субъектов преступлений. Постепенно правила пересматривались и дополнялись.
Фактически автомобильная промышленность зародилась в конце 19 - начале 20 веков. с появлением двигателя внутреннего сгорания. Количество автомобилей росло, появлялись первые автомобили (в России первая машина была построена в 1910 году), количество которых постоянно увеличивалось. Необходимо было развивать контроль над дорожной обстановкой. В 1908 году было решено выдать полиции белые трости, с помощью которых полиция регулировала движение и показывала направление водителям и пешеходам.
После октября 1917 г. первым законодательным актом, направленным на обеспечение безопасной эксплуатации автомобильного транспорта, стал Постановление СНК СССР от 10 июня 1920 г. «О дорожном движении в Москве и ее окрестностях (правила)». Многие важные вопросы уже подробно урегулированы в этих правилах. Также упоминались водительские права, которые должен был иметь водитель. Введен скоростной режим передвижения.
В Уголовном кодексе РСФСР 1922, 1926 и 1960 годов преступления, связанные с использованием различных видов транспорта, рассматривались в основном в экономической сфере, а также в сфере здравоохранения, общественной безопасности и общественного порядка. Более проработанные нормы безопасности движения и эксплуатации транспорта были в Уголовном кодексе РСФСР 1960 года. Он более последовательно унифицировал эти нормы, разграничивая нарушение трудовой дисциплины на транспорте и нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспортных средств.
В 1961 г. появились первые общие правила, действовавшие повсеместно во всех городах - «Правила движения по улицам городов, поселков и дорог СССР».
Важным моментом является 1968 год, когда в Международной конвенции были приняты универсальные Правила дорожного движения. В 1973 году в СССР правила дорожного движения были созданы на основе правил, принятых названной Конвенцией.
В 1993 году были приняты Правила дорожного движения (далее - ПДД), которые с множеством изменений и дополнений действуют до сих пор. Правила дорожного движения устанавливают единый порядок движения, определяют сферу их правового регулирования, которое ограничивается общественными отношениями, связанными только с дорожным движением, и не может применяться к другим видам движения (например, железнодорожному, воздушному, водному).
В 1997 году вступил в силу Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - Уголовный кодекс Российской Федерации), устанавливающий серьезную уголовную ответственность за совершение дорожно-транспортных преступлений. Преступления, посягающие на безопасную эксплуатацию транспортных средств, впервые были описаны в независимой главе. 27 УК РФ «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка». Эта глава находится в разделе IX Уголовного кодекса Российской Федерации, на третьем месте после разделов о преступлениях против личности и в экономической сфере.
2. Нормативно-правовая база обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации
Нормативно-правовая база обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации включает следующие нормативные правовые акты:
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. От 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон о безопасности дорожного движения);
Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711 (с изменениями от 27 октября 2011 г.) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (совместно с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства Министерства внутренних дел Российской Федерации») (далее - Положение о ГИБДД МВД России);
Постановление Правительства РФ от 30.04.1997 № 508 (ред. От 02.02.2000) «О порядке государственной регистрации показателей состояния безопасности дорожного движения»;
Постановление Правительства РФ от 19 октября 2004 г. № 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области безопасности дорожного движения».
Федеральный закон о безопасности дорожного движения определяет, что задачами обеспечения безопасности дорожного движения являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предотвращения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжесть их последствий.
В ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» содержит основные термины, которые также используются в правилах дорожного движения:
дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и товаров с помощью транспортных средств или без них по дороге;
безопасность дорожного движения - состояние этого процесса, отражающее степень защиты его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;
ДТП - событие, произошедшее во время движения транспортного средства по дороге и с его участием, в результате которого погибли или были ранены люди, были повреждены автомобили, конструкции, грузы или причинен иной материальный ущерб;
обеспечение безопасности дорожного движения - мероприятия, направленные на предотвращение причин дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
пользователь дороги - лицо, которое непосредственно участвует в процессе дорожного движения в качестве водителя транспортного средства, пешехода, пассажира транспортного средства;
организация дорожного движения - комплекс организационных, правовых, организационно-технических мероприятий и административных мероприятий по организации дорожного движения на дорогах;
дорога - полоса земли или поверхность искусственного сооружения, оборудованная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств. Дорога включает одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы, если таковые имеются.
Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются (статья 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»):
Приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
Приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
Уважение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;
Программно-целевой подход к мероприятиям по обеспечению безопасности дорожного движения.
Таким образом, в современном российском законодательстве отношения, обеспечивающие безопасность движения и работу транспорта, являются неотъемлемой частью всего комплекса отношений, реализующих и защищающих общественные отношения, обеспечивающие безопасность движения и эксплуатации железной дороги, водного, автомобильного, воздушный, трубопроводный транспорт. Безопасность дорожного движения - одна из важных социально-экономических и демографических задач Российской Федерации. Обеспечение безопасности дорожного движения является неотъемлемой частью национальных задач по обеспечению личной безопасности, решению демографических, социальных и экономических проблем, повышению качества жизни и содействию региональному развитию.
3. Основными направлениями общей профилактики дорожно-транспортных происшествий.
Основными направлениями общей профилактики дорожно-транспортных происшествий должны быть:
разработка и реализация долгосрочных комплексных программ предупреждения дорожно-транспортных происшествий, включая меры социального, правового, организационного и технического характера;
совершенствование законодательных и нормативных актов, регулирующих уголовную, административную и дисциплинарную ответственность за нарушение правил безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, а также документов, регулирующих служебное расследование дорожно-транспортных происшествий;
постоянное совершенствование практики расследования и рассмотрения уголовных и административных дел о дорожно-транспортных происшествиях;
совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов, регулирующих безопасность дорожного движения и работу транспорта;
повышение уровня подготовки транспортных следователей, сотрудников ГАИ, специалистов межведомственных органов, осуществляющих деятельность в области безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта;
разработка организационных мероприятий по повышению уровня профессиональной подготовки транспортников.
Следует изменить порядок учета несчастных случаев со смертельным исходом. Если смерть потерпевшего в ДТП наступила исключительно из-за уголовного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортного средства, это должно быть засчитано как ДТП со смертельным исходом и квалифицировано согласно соответствующей части ст. 264 УК РФ, независимо от того, сколько времени прошло до момента смерти.
Возможная индивидуальная виктимизация должна приниматься во внимание при профессиональном отборе для обучения вождению, а также в процессе обучения вождению как профессионалов, так и водителей частных транспортных средств. В связи с этим, помимо медицинских, необходимо разработать психологические критерии пригодности к управлению транспортным средством с учетом индивидуальных психофизиологических параметров - способности реагировать на сложные ситуации, скорости реакции, биологических циклов и т. д.
В целом в нашей стране система общих мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий построена на тактических и оперативных мероприятиях (воздействии на человека), тогда как в зарубежной практике воздействия на безрассудную преступность упор делается на разработку стратегических мер.
Итак, вопросы применения мер административно-процессуального обеспечения в сфере безопасности дорожного движения в современных условиях имеют первостепенное значение. Это связано с негативными затратами, которые несут участники общественных отношений из-за действия источников повышенной опасности. Эта посылка полностью относится к проблеме безопасности дорожного движения.
Заключение
Безопасность дорожного движения - состояние этого процесса, отражающее степень защиты его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения - мероприятия, направленные на предотвращение причин дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий;
Обеспечение безопасности дорожного движения определяется как одно из направлений деятельности полиции.
Действует Административный регламент МВД России по исполнению государственной функции контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований в области безопасности дорожного движения, определяющий порядок действий сотрудников органы внутренних дел, связанные с выполнением данной государственной функции.
Результатом выполнения государственной функции контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований безопасности дорожного движения является надлежащее обеспечение безопасности дорожного движения, максимально возможное предотвращение дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения и обеспечение бесперебойного движения транспортных средств.
Сегодня необходимо провести комплекс мероприятий, связанных с непосредственным предупреждением нарушений ПДД и эксплуатации транспортных средств. Речь идет о сочетании уголовного права, административно-правовой профилактики (совершенствование законов и практики их применения) и других превентивных мер (повышение эффективности органов, осуществляющих контроль за безопасностью дорожного движения, особенно подразделений ГИБДД, находящихся на авангард борьбы за безопасность дорожного движения (движение, изучение и распространение передового опыта зарубежных стран по снижению уровня аварийности, пропаганда безаварийности в СМИ).
Возможно дальнейшее совершенствование законодательства на основе зарубежного опыта. В частности, снижение интенсивности наказания и сужение сферы уголовного наказания за отдельные виды посягательств на безопасную эксплуатацию транспорта, что также может происходить путем стимулирования поведения субъектов с целью предотвращения или устранения тяжких последствий их совершения. действовать. С этой целью в отдельные нормы транспортных преступлений внесен ряд признаков, наличие которых позволило бы освободить виновных от уголовной ответственности или смягчить наказание. К ним относятся, например, оказание помощи потерпевшим, установление альтернативного наказания в виде штрафа, компенсации причиненного материального ущерба и устранения вредных последствий преступления.
Список литературы
Конвенция о принятии универсальных правил дорожного движения (1968 г.) // Международные акты о правах человека. Сборник документов / сост. Карташкин В.А. , Лукашев Е.А. М .: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 2005. С. 132-139.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. От 05.04.2013) // Российская газета. 31.12.2002; 10.04.2013.
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в редакции от 05.04.2013) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 25. Ст. 2952; 2013. № 14. Ст. 1667.
Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. От 26.04.2013) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873; 2014. № 17. Ст. 2032 г.
Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (в ред. От 05.04.2013) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 7. Ст. 900; Российская газета. 10.04.2014.
Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 (ред. От 27.10.2011) «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (совместно с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел. Дела Российской Федерации») // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 25. Ст. 2897; 2012. № 44. Ст. 6240.
Указ Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 250 «Вопросы организации полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 10. Ст. 1336.
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 № 1090 (ред. От 30.01.2013) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями допуска транспортных средств к эксплуатации и обязанностями по их эксплуатации»). Чиновники за безопасность дорожного движения») // Российские новости. 23.11.1993; Российская газета. 06.02.2014.
18