СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектная работа Ребус

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа Ребусы

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа Ребус»







Проектная работа : «Ребусы»

Выполнил : ученик 6А класса

МБОУ СОШ № 10

г.Туапсе

Вяткин Максим.







ВВЕДЕНИЕ

Все мы в повседневной жизни сталкиваемся с числами и цифрами. Мы их видим в транспорте, на работе, в учебных заведениях. Свои математические знания мы применяем не только на уроках математики, но и в повседневной жизни. Однако трудность для нас составляют задачи, для решения которых надо применить логические рассуждения. Я читала, что любые свои способности человек может развить, в той или иной мере. А как же развить математические способности? В интернете я нашла массу высказываний такого характера: - Чтобы развить математические способности, необходимо решать задачи на сообразительность, задачи-шутки, математические ребусы. - Разгадывание ребусов, является отличной гимнастикой для развития интеллекта школьника. - Разгадывание ребусов прекрасно стимулирует развитие интеллекта, развивает умение делать логические выводы, учит мыслить. Мы решили, что решение различных ребусов поможет мне развить математические способности не только на уроках математике, но и в жизни. Актуальность темы: в курсе школьной математики не рассматриваются решение ребусов, а на уроках математики необходимо решать задачи не только по определённым правилам, но и нестандартные задачи. Математика всегда считается трудным к восприятию предметом. Отдельным учащимся с трудом удается запомнить правила определения и формулы. Способности учащихся к запоминанию учебного материала очень разные. Составление и разгадывание ребусов при изучении математики позволяет учащимся развивать внимание, наблюдательность, логическое и творческое мышление, сделать процесс обучения более интересным.

Цель: научиться решать математические ребусы.

Задачи: 1. Найти и изучить различные источники с информацией о ребусах.

2. Изучить ребусы различных видов.

3. Исследовать возможные пути решения ребусов.

4. Создать свои ребусы, используя правила составления.

Гипотеза: решение разных ребусов поможет нам развить логическое мышление.

Объект исследования: математические ребусы.

Предмет исследования: методы и способы составления и решения математических ребусов.





ЧТО ТАКОЕ РЕБУС И ЕГО ВИДЫ

История возникновения ребусов. Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором абстрактные слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Такие ребусы сходны с иероглифами Египта и пиктограммами раннего Китая. Изображения ребусов использовались, чтобы передать названия городов на греческих и римских монетах, или для обозначения родовых фамилий в средневековый век. Началась история ребусов очень давно. В XV веке во Франции ребусом называли балаганные выступления. Позже, в XVI веке, такие забавы были запрещены и ребусом стали называть каламбур, построенный на игре слов. Часто это была загадка, состоящая из изображений разных предметов, цифр или букв. И отгадать такое слово было не так-то просто. В таком виде ребус дошел и до нас. В 1783 году английский художник и гравёр Томас Бьюик в лондонской типографии печатает необычную Библию для детей где некоторые слова заменены картинками. Такая необычная Библия стала очень популярная в конце XVIII века. Всем известный автор сказок "Алиса в Стране чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Льюис Кэрролл, часто использовал ребусы в своей переписке с юными читателями. В своих письмах он часто заменял часть слов картинками либо изображал буквы в зеркальном отображении. Для прочтения таких загадочных писем нужна была смекалка, что, конечно, очень нравилось детям. В послевоенное время ребусы стали ориентироваться на детскую аудиторию. В настоящее время ребусы предназначаются и для взрослых, и для детей. 1.2. Что означает слово ребус и его виды? Ребус (от латинского «rebus» – «при помощи вещей»), представление слова или слога c помощью изображения предмета, название которого созвучно представленному слову или слогу. Проще говоря, это загадка, в которой переплетаются рисунки и буквы с применением знаков.

Виды ребусов.

Ребусы-загадки представляют собой двойную задачу: разгадав ребус, вы прочтете загадку, но загадку-то ведь нужно разгадать.

Ребусы «сложи и вычти» отличаются от обычных тем, что значение изображения, следующего за знаком минус, не прибавляется к уже полученному сочетанию слов, а отнимается от него.

Ребусы-шутки - это шуточная загадка в стихах.

Ребусы-пословицы представляют собой зашифрованную пословицу, которую нужно разгадать и объяснить ее смысл.

Звуковой ребус - это упражнения-загадки, позволяющие отработать навык слияния слогов.

Ребус-рассказ состоит из большого ребуса, который нужно разгадать и составить рассказ.

Ребус-задача - это ребус, который нужно разгадать и решить задачу. Он состоит из нескольких ребусов.

Числовые ребусы - это ребусы, которые совершенствуют умение понимать и осмысливать принцип записи чисел в десятичной системе.



ГЛАВА 2

КАК РЕШИТЬ РЕБУС

Как научиться решать ребусы. Слова и фразы в ребусе изображены в виде картинок, букв, цифр, нот и других всевозможных знаков, количество которых не ограничивается. Разгадывание ребуса - это целая наука. Решая ребус, необходимо все знаки записать в виде осмысленного слова или предложения. Слово или предложение делится на такие части, которые можно изобразить в виде рисунка или любого знака. Ребус читается слева направо, реже сверху вниз. Знаки препинания и пробелы в ребусе не учитываются. Если в ребусе загадывается одно слово, то оно должно быть, как правило, именем существительным, причём в единственном числе и в именительном падеже. Отклонение от этого правила должно быть обязательно оговорено в условиях ребуса. Если загадывается предложение (пословица, афоризм и т. п.), то в нём, естественно, могут быть не только имена существительные, но и глаголы, и другие части речи. В этом случае, условия ребуса должны содержать соответствующую фразу (например: “Отгадай загадку”). Ребус должен иметь решение, причём, как правило, одно. Количество используемых в одном ребусе приёмов и их сочетаний не ограничивается.

Ознакомившись с правилами как разгадывать ребусы, вы сможете без особого труда не только справиться с любым ребусом, но и узнаете, как составить ребус самому.

1) Название всего, что изображено на картинках в ребусе, читается только в именительном падеже.

2) Картинка в ребусе может иметь не одно название. Пример: нога и лапа, глаз и око; или изображение может иметь общее или частное название (птица - общее название; петух, голубь, чайка - частное название).

3) Запятые (не имеет значения, перевёрнутые или нет) указывают, что из слова следует убрать крайние буквы. Сначала слова, если запятые стоят перед картинкой, или с конца слова, если запятые после картинки. Количество букв, которые нужно убрать, соответствует количеству запятых.

ДИАМЕТР

4) Зачёркнутые буквы - такие буквы следует убрать из слова. Если зачёркнутые буквы повторяются, то они убираются все.

ВЕРШИНА

5) Зачёркнутые цифры указывают, что в слове такую по счёту букву надо убрать.

6) Знак равенства между буквами (А=Е) указывает, что нужно заменить все буквы А на Е. Равенство 1=Е указывает на замену только первой буквы в слове.











РОМБ



7) Стрелка между буквами (Е В) тоже указывает на соответствующую замену букв.

8) Цифры 1,2,7,5 над картинкой указывают, что из данного слова нужно взять буквы под номерами 1,2,7,5 и составить их в том порядке, в котором расположены цифры.

УГОЛ

9) Перевёрнутый вверх ногами рисунок указывает, что слово следует читать справа налево.

АРБУЗ













10) Когда в ребусе используется дробь, это разгадывается как "НА" (разделить НА). Если же в ребусе используется дробь со знаменателем 2, то это разгадывается как "ПОЛ" (половина).

АНАНАС

11) При составлении ребусов используют ноты.

ДОСКА

12) Внутри буквы "О" расположено «ДА» .Читают в «О» «ДА». Получаем ВОДА





13) Если по какой-либо букве написана другая буква, то читают с прибавлением «по». Например: «по-р-т». И «по-л-е», «по-я-с»

При выполнении данной работы я:

1. Узнал историю происхождения ребусов, их виды.

2. Изучил правила составления и решения ребусов.

3. В своей работе я представил памятку по решению и составлению ребусов, ведь чтобы научиться составлять и понимать ребусы, стоит разобраться, что они из себя представляют, а также самостоятельно составленную альбом-папку «Математические ребусы глазами пятиклассников» После выбора темы проекта было бы не плохо каждый урок математики начинать с ребуса, который бы заинтересовал учащихся темой урока, развивал математическое мышление, сообразительность, вызывал творческую активность. Это даст возможность пополнить словарный запас учащихся, развить внимание и образное мышление.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я собрал нужную информацию о ребусах и представил её в виде памятки по разгадыванию ребусов. Самостоятельно составленные ребусы помогают развивать логическое мышление, творчество, мыслительную деятельность. Тренируя ум, мы становимся наблюдательными, сообразительными, проницательными, догадливыми, изобретательными, находчивыми, остроумными, а также приобретаем многие другие важные и полезные качества. Таким образом, выдвинутая мной гипотеза о том, что решение ребусов помогает развить логическое мышление, подтвердилась













Список использованных источников

1. Городкова, Т.В. Детские кроссворды / Т.В. Городкова, Н.В. Елкина, - М., 2014. - 353 с.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

3. Кордемский Б.А. Математическая смекалка / Б.А. Кордемский. - М. : ГИФМЛ, 1958. - С. 189 - 194.

4. Ливинский, В. Не скучай / В. Ливинский, С. 193 – 197.

5. Лучшие математические игры и головоломки, или самый настоящий математический цирк / пер. с англ. М.И. Антипина. - М. : АСТ, Арель, 2009. - 255 с.

6. Удальцова, Н.В. Математические шарады и ребусы / Н.В.Удальцова - М. : Чистые пруды, 2010. - 32 с.

7. Мочалов, Л.П. Головоломки / Л.П. Мочалов. - М. : Наука. 1980. - 128 с.

8. Словарь русского языка : В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М. : Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. - 652 с.

9. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. - под. ред. Н. Абрамова, М. : Русские словари, 1999. - 314 с.

10. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Швецова. - М., 2003.

11. Математические ребусы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://womanadvice.ru/matematicheskie-rebusy.















Некоторые самостоятельно составленные ребусы по математике.