МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №132
с углубленным изучением иностранных языков»
Ново-Савиновского района г. Казани
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
Тема работы:
«Добро пожаловать
на Сабантуй»
Автор работы:
Ученик 2 «В» класса
Дияров К.А.
Руководитель проекта:
Камалутдинова З.Р.
Казань 2020
Оглавление
Введение……………………………………………………………............…3
История происхождения праздника...............................................…..……...5
Добро пожаловать на Сабантуй.......................…………………..…………..6
Национальные костюмы и наряды..................................................................8
Опрос .................................................................................................................9
Заключение........................................................................................................10
Литература………….................…………………...…………….……………11
Введение
Я живу в республике Татарстан, в чудесном городе Казань. Татарстан – богатая и обширная республика. Нашу республику издавна называли «страной четырёх рек». По ней текут Волга, Кама, Белая и Вятка. По берегам рек зеленые луга, густые леса.
В Татарстане живут люди разных национальностей: татары, русские, турки, чуваши, марийцы, узбеки, удмурты и многие другие. Все они уважают традиции друг друга и живут в мире и согласии. Да, все они очень разные: добрые, красивые, улыбчивые, вежливые. У всех у них свои интересы: кино, спорт, музыка, танцы. Но их всех объединяет одно – любовь к родному краю.
У каждого народа есть свои национальные праздники. Многие из этих праздников родились несколько столетий или даже тысячу лет назад. Татарская мудрость гласит «как вода течёт по течению реки, так и народ живёт обычаями и традициями». В Татарстане 2020 год проходит под знаком юбилея – 100-летия Татарской АССР. С каждым годом наш Татарстан успешно развивается, всё вокруг меняется, но традиции, обычаи, праздники и обряды продолжают жить.
Веселый, мудрый Сабантуй – непревзойденное изобретение татарского народа. Возникнув в глубине веков, он дошел до наших дней как праздник. Сабантуй как истинно массовый праздник дает каждому человеку, какой бы он национальности и возраста ни был, возможность повеселиться, поучаствовать в играх или побыть просто зрителем.
Актуальность данной работы в том, что знание истории и традиций расширяет наш кругозор, способствуют приобщению молодежи к трудовым традициям старших поколений, к самодеятельному художественному творчеству, к занятиям национальными видами спорта. Сабантуй объединяет вокруг себя людей всех возрастов и профессий, наций и верований. Посещение праздника подарит человеку множество новых знаний и наполнит его незабываемыми впечатлениями. Давайте вместе совершим экскурсию к одному из самых ярких и любимых национальных праздников!
Цель моей работы: познакомиться с традициями национального праздника сабантуй.
Задачи проекта:
изучить литературу по данной теме;
рассмотреть особенности проведения национального праздника;
познакомиться с национальным костюмом нашего народа и создать макет тюбетейки;
провести опрос;
воспитать уважение к традициям нашего края.
Предмет исследования: национальный татарский праздник Сабантуй.
Объект исследования: значимость народных обрядов и праздников в современном обществе.
Гипотеза: Сабантуй имеет многовековую историю, сохранив свои традиции и обычаи. Бережно передаваясь из поколения в поколение, этот праздник восхищает людей чувством почтения к природе, к обычаям, к истории нашего края.
Методы:
теоретический (изучение литературы);
практический (опрос, создание макета).
История возникновения сабантуя
У нашего народа много праздников. Но самый главный из них – Сабантуй. Раньше Сабантуй праздновали в честь начала весенних полевых работ (в конце апреля), теперь же — в честь их окончания (в июне). Если перевести дословно, «сабан» – плуг, «туй» – торжество, праздник.
По некоторым исследованиям этот древний праздник имеет тысячелетнюю историю. В глубокой древности, когда ещё не существовало официального календаря и деления на месяцы и даты, люди делили год на сезоны в зависимости от конкретных сельскохозяйственных работ (подготовка к посеву, весенние полевые работы, уборка и др.). Такое деление времён года существовало и у наших предков. Кроме того, часто они обозначали времена года названием основной сельскохозяйственной работы, выполняемой в этот период. Например, «урак осте», «печэн осте» (сенокос) обозначало летнее время, время сбора урожая; «сабан осте — весну, время начала полевых работ.
Прежде люди верили, что мир духов может помочь человеку в его повседневных делах. Их старались задобрить различными дарами и жертвоприношениями. От хорошего урожая зависела вся жизнь земледельческого общества. Эти обряды совершались перед каждым посевом зерновых. Со временем они утратили свои первоначальные магические функции и приобрели характер народного праздника. Сабантуй — один из таких праздников. Еще в 921 году н.э. его описал в своих трудах знаменитый исследователь Ибн Фадлан, прибывший в Булгар. Накануне праздника по сложившемуся ритуалу собирали подарки для победителей предстоящих состязаний. Особенно ждали этот день — дети. Матери шили для них из полотенец мешочки для сбора яиц. Дети заходили в дома с пожеланием, чтобы куры хорошо неслись, был урожайным год. Сбор яиц продолжался два-три часа, проходил он очень весело. А потом дети собирались в одном месте на улице и играли в разные игры.
Добро пожаловать на Сабантуй
Наступил долгожданный день праздника. Женщины надевают свои самые красивые украшения, в гривы лошадей вплетают ленточки, подвешивают к дуге колокольчики. Все наряжаются и собираются на майдане – большом лугу. Вот-вот начнутся состязания.
Соревнования традиционно начинаются со скачек. Лошадей, участвующий в соревнованиях, отводят от майдана на 5-10 километров. Призы, которые получают победители в сказках, они потом привязывают к шеям своих лошадей, чтобы каждый мог видеть лучшего скакуна.
Сабантуй изобилует традиционными спортивными и развлекательными играми. Игры проходят в разных местах на майдане.
Спортивные соревнования: национальная борьба на кушаках – кэрэш, поднятие тяжестей – камней, прыжки, кулачные бои, стрельба из лука, перетягивание каната. Бег на скорость и выносливость на различные дистанции, наперегонки в гору, через препятствия, кроссовые забеги.
Борьба на кушаках – кэрэш. Начинают два старика, затем поочередно выходят мальчишки, юноши, мужчины среднего возраста. Победителя всех схваток называют батыром Сабантуя. Отныне он – знаменитость. На поднятых руках победитель должен унести барана. Сегодня призы победителям (в городах) – автомобили, дорогая бытовая техника.
Поднятие камней. Соревнующиеся должны поднять камень весом примерно 25-30 килограммов одной рукой. Участник предварительно поднимает камень обеими руками и удобно укладывает его на поднятую к плечу правую ладонь. После этого, медленно выпрямляя руку, поднимает тяжесть. Сегодня в соревнованиях используются гири или штанги.
Борьба на руках (кул корештеру). На международной арене этот вид спорта известен, как армрестлинг. Правила просты: чтобы одержать победу, необходимо прижать руку соперника к столу, на который кладется специальная подушка.
Перетягивание каната (аркан тартыш).
Стрельба из лука (ук атыш) по дальней цели.
И, конечно же, как и на всяком празднике, на Сабантуе не обходится без развлекательных шутливых состязаний. Как не веселиться, глядя, как отчаянные джигиты стараются взобраться на гладкий столб или сражаются мешками, сидя на бревне.
Влезание на гладкий столб, на вершине которого прикрепляется красный флажок или ценный подарок. Причем высота столба порой достигает 15 метров.
Бег с яйцом в ложке, при этом ложку держать во рту. Вы пробовали когда-нибудь бежать наперегонки, взяв в зубы ложку с яйцом? Шибко не разбежишься!
Бой мешками с соломой, сидя на бревне. Два участника состязания садятся верхом на бревно друг против друга, держа в руках заполненные соломой мешки. По сигналу судьи игроки начинают бить друг друга мешками, стремясь сбить соперника на землю.
Бег стреноженных пар, одна нога бегуна привязана к одной ноге его соучастника.
Бег с ведрами воды на коромысле, главное в этом соревновании для девушек не расплескать воду.
Перечислить все игры на Сабантуе просто не возможно, приходите, сами все увидите!
Традиционными являются соревнования певцов, плясунов, исполнителей на народных музыкальных инструментах – гармонистов, кураистов.
Неповторимую красочность придают празднику разноцветные костюмы. Особое значение и сегодня имеют платки и вышитые полотенца – им приписывается свойство обеспечивать изобилие, искоренять зло. Все призы, полученные на Сабантуе, бережно хранятся.
Национальные костюмы и наряды
Татарский костюм, как общенациональная форма одежды, сложился в середине XVIII - начале XIX вв. Истоки их уходят в культуру древних племен, составивших этническую основу поволжских татар, что и отразилось в формах национального костюма.
Татарский костюм мужчин состоит из рубахи и штанов
Рубаху шили свободной до колен. Рукава были широкие и длинные.
Шаровары представляли собой штаны с широким шагом.
Мужчины носили чекмень – это верхняя одежда в виде длинного халата. Он подпоясывался широким поясом (кушаком).
Основу женского костюма составляют рубаха-платье (кулмэк) и штаны-шаровары. Рубахи (кулмэк) шили из однотонной ткани – атласа, шёлка с воротником-стойкой. Удлинённый жилет (камзол) надевался поверх рубахи-платья. Его шили из тяжёлых тканей: бархата, парчи.
Женские штаны были однотонные.
Обязательным элементом традиционного татарского костюма считался головной убор. Женский головной убор – это бархатная шапочка (калфак) с вышивкой и платок. Головной убор мужчин – тюбетейка. Тюбетейки с яркой вышивкой носили молодые, а взрослым мужчинам, старикам предназначались более скромные однотонные тюбетейки.
Степень рукотворности костюма зависела от характера слагаемых элементов декора: вышивки, ткачества, ювелирного искусства, создающих его гармоничный ансамбль. Огромную роль в татарском костюме, как женском, так и мужском, играли фрагменты золотого шитья, украшавшие головные уборы, камзолы, детали платьев, рубах, платки и покрывала. Татарская женщина вкладывала много творческой фантазии в создание художественного ансамбля костюма. Костюм – это поистине самобытное и уникальное явление в национальной культуре Татарстана. На сегодняшний день национальный наряд используется в народном творчестве, на праздниках, для выступлений на сцене.
Опрос
С целью выявления значимости национального праздника Сабантуя, я провел опрос среди соседей и родственников. В ходе опроса участники (10 человек) отвечали на 3 вопроса. Результаты опроса в таблице.
Проведя анкетирование, я убедился, что татарский праздник Сабантуй сохранил в себе все ценное, что передавалось из поколения в поколение. И сегодня для людей празднование Сабантуя — одно из ярких проявлений национальных традиций, уважительного отношения к национальной культуре народа.
Вопрос | Да | нет |
1. Посещаете праздник Сабантуй? | 10 чел | - |
2. Знакомы ли вы с традициями Сабантуя? | 9 чел | 1 чел |
3. Благодаря такому национальному празднику, испытываете ли вы уважительное отношение и чувства почтения к природе, к обычаям, к истории нашего края? | 9 чел | 1 чел |
Заключение
Все, что нам передалось от предков, бережно хранится и передается из поколения в поколение. Личность и каждый уважающий себя человек обязан знать историю, обычаи, традиции своего народа, необходимо стремиться к тому, чтобы дети и взрослые уважали культуру татарского народа. Наш народ донес до сегодняшнего дня самые главные и важные традиции, обряды, самобытные черты, определяющие культуру и национальную принадлежность.
В ходе работы была изучена история возникновения национального праздника Сабантуй, традиции и новшества в проведении современного праздника, его роль в сохранении национальной истории народов. Работая с литературой, я научился вести поисковую работу, выбирать нужный материал из большого объёма материала. В ходе работы моя гипотеза полностью оправдалась: Сабантуй имеет многовековую историю, сохранив свои традиции и обычаи. Бережно передаваясь из поколения в поколение, сабантуй восхищает людей чувством почтения к природе, к обычаям, к истории нашего края.
Работа над проектом способствовало расширению моего общего кругозора, развитию творческих способностей и мотивации к изучению истории. Значимость моего исследования заключается в том, что многие люди не только узнают и откроют что-то новое для себя, но и продолжат интересоваться другими национальными праздниками нашей республики. Считаю, что мною поставленные цели и задачи выполнены.
Литература
Атлас истории Татарстана и татарского народа – М.: Издательство ДИК, 2005г.
Белоусов Я.П. Праздники старые и новые. - Алма-Ата, 2006.
Бронштейн М.М. Праздники народов России. Энциклопедия. – Москва: РОСМЭН-Пресс, 2002. – 183 с.
Мифтахов З.З., Мухамадиева Д.Ш. История Татарстана и татарского народа: Учебник I- Казань: Магариф, 2007г.
Султанбеков Б.Ф. История Татарстана: Учебное пособие,- Казань: Тарих, 2001г.