Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Проектная работа
«SMS как новый речевой жанр»
Автор проекта: обучающийся 9 «А» класса
Будников Никита Сергеевич
Руководитель проекта: Мусатова С.Г.,
учитель начальных классов
Еманжелинск, 2021 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 3
ГЛАВА 1. Речевые жанры ………………………………………………..
Понятие «речевые жанры».
Классификация речевых жанров
ГЛАВА 2. Современные технические средства и их возможности.
2.1. Функции мобильного телефона
2.2. Что такое ««SMS»?
2.3. История развития SMS-сообщений.
2.4. Влияние SMS на развитие коммуникации.
ГЛАВА 3. Характерные признаки SMS-сообщений, как нового речевого жанра.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность:
Мобильный телефон стал неотъемлемой частью современной жизни и доступным техническим средством, с помощью которого осуществляется общение удаленных друг от друга людей.
Одна из функций мобильного телефона – SMS-сообщения. Широкое распространение SMS-общения продиктовано стремительностью течения современной жизни. Предпочтение отдаётся виртуальному, краткому общению в ущерб длительной, неспешной беседе в реальности. Как это ни странно, но живое письмо в бумажном варианте уступает первенство сухим SMS-«письмам».
В ходе исследования была разработана анкета – опросник для обучающихся нашей школы и их родных, проведено и проанализировано 40 анкет.
В связи с тем, что SMS - общение пользуется огромной популярностью, оно стало предметом изучения.
Объектом исследования выступают SMS-сообщения, как новый речевой жанр.
Гипотеза: если SMS-сообщения - речевой жанр, то они должны обладать своими характерными особенностями и стилистическими признаками.
Цель: выявление особенностей языка SMS, как новой формы коммуникации.
Задачи:
Познакомиться с классификацией речевых жанров и их особенностями.
Найти информацию в научной, учебной и справочной литературе на предмет соотнесения каждого жанра с определенной сферой человеческой деятельности.
Познакомиться с историей развития SMS-сообщений и их возможностями.
Узнать, чем привлекает данный вид общения людей разного возраста.
Доказать, что SMS как речевой жанр имеет право на существование.
Создать интеллектуальную карту
Тип проекта: исследовательский
ГЛАВА 1
Речевые жанры.
Попробуем разобраться, что такое речевой жанр? Обратимся к Толковому словарю русского языка Ожегова. С.И. и Шведовой Н.Ю.
Жанр, - а, м. 1. Вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками. Лирический жанр. Эпический жанр. 2. Живопись на бытовые сюжеты (спец.). Пейзаж и ж. 3. перен. Манера, стиль. В новом жанре [1].
Понятие «речевой жанр» в данном словаре отсутствует.
В лингвистической энциклопедии под редакцией Ахмановой О.С. находим следующее определение: «Внутри письменной речи существуют частные разновидности, характеризующиеся своими особенностями. Это целостные единицы речевого общения, границы которых заданы говорящими, такие разновидности называют жанрами речи» [2].
Речевые жанры пытались классифицировать, начиная с Аристотеля. Позже свою классификацию предлагали М. М. Бахтин, Н. Д Арутюнова, К. В Кожевникова, Т. В. Шмелёва. Каждый из учёных использовал свою трактовку речевого жанра.
Классификация речевых жанров
По типам коммуникативных установок, по способу участия партнеров, их ролевым отношениям, характерам реплик, соотношению диалогической и монологической речи различаются следующие жанры: беседа, разговор, рассказ, история, предложение, признание, просьба, спор, замечание, совет, письмо, записка, сообщение на пейджер, дневник.
Я представлю характеристику лишь некоторых, наиболее соответствующих моему исследованию.
1. Беседа. Это жанр речевого общения, в котором происходит:
а) обмен мнениями по каким-либо вопросам;
б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников - для установления типа отношений;
в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фактическое общение).
2. Разговор. По целям общения различаются:
а) информативный разговор;
б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо);
в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения). Целенаправленность - характерная черта разговора. Об особых чертах разговора свидетельствуют устойчивые выражения, исторически сложившиеся в системе языка, например: У меня есть к тебе разговор; серьезный разговор; большой разговор; неприятный разговор; веселый разговор; пустой разговор; беспредметный разговор; деловой разговор.
3. Спор. Спор — это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Различные точки зрения по тому или иному вопросу, тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, - заинтересованность в общении. Это обусловливает позитивное начало в диалоге или полилоге, своего рода кодекс доверия, правдивость и искренность, выражающихся в этикетных формах обращения, вежливости, истинности аргументов. Цель спора - поиск приемлемого решения, но одновременно это и поиск истины, единственно правильного решения.
Конструктивным началом в этом жанре речевого общения является подчеркивание собеседниками общности взглядов, общности позиций. Участники спора, приводя различные доводы в защиту своей точки зрения, демонстрируют приверженность истине, а не только свое несогласие. Аргументация, или показ того, что высказывание истинно, имеет много приемов.
В бытовых спорах при стратегии примирения позиций уместна тактика изменения темы: например, высказывание типа: Давайте лучше о погоде. В любых спорных ситуациях к партнерам следует относиться уважительно, смотреть как на равных себе.
ГЛАВА 2. Современные технические средства и их возможности.
2.1 Технический и технологический прогресс привел к внедрению в наш повседневный и профессиональный обиход новых средств коммуникации. Одно из них – телефон, обладающий огромным количеством полезных функций. Одна из них – SMS сообщения.
2.2 Что такое SMS?
Определения этого термина нет в известных нам толковых словарях. В Интернете дано такое определение:
SMS (Short Messaging Service — «служба коротких сообщений») — технология, позволяющая осуществлять приём и передачу коротких текстовых сообщений с помощью сотового телефона. К настоящему времени входит в стандарты сотовой связи.
Текст SMS-сообщения может состоять из алфавитно-цифровых символов.
SMS, как правило, доставляются в течение нескольких секунд. Отправитель может получать уведомление о доставке сообщения. Можно отправить сообщение на выключенный или находящийся вне зоны действия сети телефон. Как только адресат появится в сети, он получит сообщение. Если отправитель получает уведомления о доставке, то таким образом можно определить момент появления в сети получателя. Можно отправить сообщение абоненту, который в данный момент занят разговором. С помощью расширенного варианта SMS, называющегося EMS, можно отправлять и получать мелодии звонков, пиктограммы и многое другое. Можно подписаться на рассылки с курсом валют, погодой и т. п.
Технология SMS поддерживается основными сотовыми сетями (GSM, NMT, D-AMPS, CDMA, UMTS). Также SMS на телефоны можно отправлять из Интернета и из других сетей, используя специальные программы. В англоязычных странах для экономии символов в SMS часто используют аббревиатуры, пропуски гласных, а также обозначают слова и слоги схожими по звучанию цифрами и буквами. По данным Ассоциации GSM, первое сообщение SMS было отправлено с персонального компьютера на телефон Vodafone в Великобритании в декабре 1992 года.
2.3. История развития SMS-сообщений.
Начиналось все в далеком 1991 году, когда институт стандартов в области телекоммуникаций (ETSI) предложил механизм обмена небольшими блоками текстовой информации между мобильными абонентскими станциями. В декабре 1992 года инженер компании Vodafone Нейл Пэпуорс (Neil Papworth) со своего телефона отправил коллегам первое в мире SMS-сообщение, содержащее короткое поздравление с наступающим Рождеством. На свет появилась технология, изменившая впоследствии мобильную жизнь миллионов людей по всему миру.
Однако после об этой новой технологии забыли на целых 8 лет. И лишь в 2000 году сотовые компании ввели услугу Short Message Service. SMS-ке всего 29 лет, но она уже крепко успела обосноваться в нашей жизни.
Новую перспективную технологию признали не сразу. Хотя возможность отправлять и получать короткие текстовые сообщения была заложена в самом стандарте GSM, операторы не спешили выводить на рынок новую услугу. Причины очевидны — в то время мобильный рынок только формировался, не было четкого понимания, как можно использовать новый сервис с коммерческой точки зрения, да и количество заинтересованных в услуге пользователей было невелико. А брать на себя дополнительные расходы на раскрутку никому неизвестной технологии никто не хотел — зачем рисковать, когда даже обычные услуги мобильной связи для многих являлись в то время непозволительной роскошью, и абоненты с радостью платили огромные деньги просто за возможность разговаривать по телефону?
2.4 Примерно в конце прошлого века телефон постепенно стал превращаться из способа коммуникации менеджеров и профессионалов в устройство, применяемое массово. В этот момент и началось второе рождение SMS - оказавшаяся «мобилизованной» молодежь увидела в новом сервисе возможность сэкономить, а также новое средство самовыражения. Благодаря относительно низкой себестоимости одного SMS-сообщения новый сервис стал приносить очень хорошие деньги, а следовательно, получил и признание рынка. Операторы, «почуявшие» выгоду, запустили активную рекламную поддержку новой услуги, а в 2000 году позволили своим клиентам посылать SMS пользователям других сетей. Все это резко увеличило привлекательность услуги и также послужило фактором проникновения SMS в массы. [3]
2.5 Я попытаюсь доказать, что SMS как речевой жанр со своими характерными особенностям и стилистическими признаками имеет право на существование.
Лингвистами выявлено, что характерными признаками речевого жанра являются:
- дистанционность и скорость
- информативность
- монологичность и диалогичность
- языковые особенности
- неформальный характер
- интонирование
- нелинейность во времени (исправлять, дописывать)
- обусловленность ситуацией общения
Рассматривая каждый из признаков отдельно, можно увидеть, что:
1. SMS-сообщения передаются на дальние расстояния и в течение очень короткого времени. (Приводимые в качестве примера сообщения взяты с разрешения людей, участвующих в опросе)
Зайди в ВК! Пообщаемся!
2. Конечно, главная задача SMS донести информацию.
Завтра учимся с 8-40!!!
3. Часто SMS-ки пишут в диалогичной форме
- Я в спорткомплексе, жду тебя!
- Уже рядом, скоро буду!
Но нередко они пишутся как монологическое высказывание
Давно не виделись, давай пересечёмся!
4. SMS-ки по сути своей есть короткие сообщения, но с целью экономии места, стремлению выдать максимум информации, используются своеобразные сокращения, совмещение русских и английских слов, свойственные только такому типу связи и, к сожалению, проникающие не только в разговорную, но и письменную речь молодых людей. Один из признаков SMS - отсутствие знаков препинания, предлогов, что сближает стиль сообщения с телеграммой.
Прив…кадела:)
го домой
5. SMS-ки носят неформальный характер. Это подтверждается особыми сокращениями, которые иногда используются и как нарочитые для подчёркивания неформального характера сообщения.
Чёто дубак ща греца буду
6. Интонирование играет важную роль в SMS-сообщении. Невозможность передать чувства голосом заменяется знаками препинания: многоточие, вопросительные и восклицательные знаки призваны служить передатчиком сложного эмоционального состояния респондента
ВАУ!!!!!!!!!!!!! Хны((((((((((((((((( Ну????? А???? Да ну…
7. Определенная ситуация общения.
SMS-сообщения часто отправляют в определенной ситуации общения, именно в тот момент, когда происходит данное действие или событие. Как мне кажется, это очень удобно, потому что в нашей жизни бывают ситуации, когда нужна помощь или нужно срочно предотвратить какое-нибудь событие, или просто признаться в своих ошибках после ссоры.
Извинение: Обстоятельства изменились. Извини. Встретимся завтра.
Просьба: Позвони мне, пожалуйста. Очень жду.
Признание: Мамочка, я тебя люблю.
8. Смайлы
В свое статье Н.С.Васин пишет, что переписывающиеся люди находятся на расстоянии и невидимы друг для друга, поэтому они не имеют возможности сопровождать свои высказывания мимикой и жестами. В SMS-общении этот недостаток компенсируется «смайликами». Это слово – от английского smile («улыбка») – обозначает значки, создаваемые с помощью вспомогательных небуквенных символов клавиатуры. Они создают иллюзию одновременного говорения и действия, что, в свою очередь, создает эффект присутствия, хотя довольно далекий от реального общения.
Смайлы – неотъемлемая часть SMS-сообщений. Чаще всего они выполняют особую роль: они служат для передачи эмоций, являются индикатором настроения.
Предлагаемые смайлики используются большинством людей. Как мне кажется, передают всю гамму человеческих чувств
:-) – улыбаюсь
;-) – улыбаюсь и подмигиваю
:-I – мне все равно
:-Р – вот тебе (показываю язык)
:-D – громко смеюсь
:-Х – молчок
:-C -зеваю
:-i – усмехаюсь
8-) – я в очках
:-~) – я замерз
:,-) плачу от счастья
9. Нелинейность во времени.
SMS-сообщения нелинейны во времени, так как их можно переписывать, исправлять, дописывать.
Заключение
На основе перечисленных особенностей можно сделать вывод о том, что SMS-сообщения – это речевой жанр и полноправный компонент современной языковой культуры.
Более того, совсем недавно появилась новая наука – моциология (mosociology, mobilesociology), изучающая различные социокультурные аспекты этого вида коммуникации; а известный британский лингвист Д. Кристал полагает, что в ближайшем будущем может появиться отдельная отрасль лингвистики - «cellinguistics» - нацеленная на изучение языковых аспектов СМС-сообщений. [4]
Люди всегда мечтали создать единый язык, который объединил бы все страны и народы. Сегодня на эту роль претендует подъязык SMS-сообщений, который сформировался на основе сокращений и условных обозначений, активно использующихся для передачи коротких тестовых сообщений. Язык СМС- сообщений - активно развивающаяся динамическая система.
Список литературы
Ожегов. С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка; 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: «А ТЕМП», 2004. – 944 стр.
Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М.: «Советская
энциклопедия», 1969.- 608 с.
Википедия. SMS-сообщения. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
Капустин А.С. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СМС-СООБЩЕНИЙ КАК ОДНОГО ИЗ НОВЫХ ЖАНРОВ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2016. – № 11-4. – С. 685-687;)
Википедия. Функциональные стили речи. – (http://ru.wkipedia.org/wiki/sms.).
Наши любимые СМСки ;)) / Н. С. Васин. Статья опубликована 6 мая, 2009 в 15:16 в разделе Интересы. – (http:/www.molodoy.gorny. ru).
Русский язык. 9 класс. Хотите быть успешными? Говорите правильно!: элективные курсы/ авт.-сост. Г.И.Дудина, В.Н.Пташкина. Волгоград: Учитель, 2009. – 186с.
«SMS в жизни современного человека»./ Калиничева Татьяна – «Первое сентября». Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся. Лингвистика (русский язык и литература).– (http:/www.portfolio.1september.ru.).
Электронная библиотека Социологического факультета имени М.В.Ломоносова. Культура русской речи. Жанры речевого общения. Глава 1, п.8./ Виноградов С.И.– (http://lib.socio.msu.ru.).
Приложение 1
Вопросы анкетирования
Цель анкетирования: выявление общественного мнения о SMS сообщениях
Используя телефон для общения, чему отдаёшь предпочтение? (нужное подчеркни):
SMS сообщениям;
Голосовому сообщению;
Личному звонку.
Как часто пользуешься SMS сообщениями? (нужное подчеркни):
Почему вы пользуетесь SMS сообщениями?
Используете ли вы SMS сообщения для общения с классным руководителем, семьей, друзьями (нужное подчеркнуть)?
Используете ли в своих SMS сообщениях графические изображения (эмодзи)?
Пользуешься ли ты сокращениями слов при передаче информации собеседнику посредством SMS сообщений?
Считаешь ли уместными такие сокращения в других жанрах речи, например, в сочинении?
Всегда ли понятны условные сокращения, используемые во время переписки?
О чем чаще всего Ваше SMS сообщение? (нужное подчеркнуть)
- срочная информация;
- поздравления;
- обмен мнениями;
- любовная переписка;
- заказ товаров;
- знакомства;
- новости;
- другое (допиши).
Приложение 2
Результаты анкетирования
Приложение 3
Памятка написания SMS сообщений
Не используй жаргонизмы, просторечия, прозвища, обидные для адресата слова. Подбирайте корректные слова.
Грамотно оформляй свои мысли, соблюдая языковые нормы, используя символы, словарь Т9, допустимые сокращения;
Используй слова этикета;
Старайтесь не сокращать слова, не оставляйте один-два слога, которые не всегда помогут без труда угадать слово;
Сокращайте при помощи цифр;
Старайтесь реже использовать популярные английские акронимы.
Обязательно подписывайтесь;
Передать свои чувства, переживания, ощущения можно с помощью картинок, аудиоэффектов, мелодий, анимации, смайликов.
Проверяйте написанное;
Соблюдайте правила речевого этикета;
Отвечайте сразу.
Откажитесь от использования мобильного телефона в публичных местах.
Приложение 4
Интеллектуальная карта