СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Проектно- исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство повышения познавательной активности учащихся"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассмотрено использования метода проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время .Определена актуальность этого метода и теоретико- методологическая основа.Рассмотрены этапы работы над проектом по биологии.

Просмотр содержимого документа
«"Проектно- исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство повышения познавательной активности учащихся"»

УДК-37 Автор: Орехова Светлана Павловна, учитель биологии

МОБУСОШ №9 им. М.П. Бабыча станицы Советской муниципального образования Новокубанский район Краснодарского края.

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство познавательной активности учащихся»

Аннотация: в статье рассмотрена методика использования проектно-исследовательской деятельности на уроках биологии и во внеурочное время. Определена актуальность данного метода и теоретико-методологическая основа. Рассмотрены этапы работы над проектом по биологии.


Исследовательская деятельность служит отправной точкой для возникновения интереса к биологической науке. Нестандартные ситуации исследования активизируют деятельность учащихся, делают восприятие учебной информации более активным, целостным, эмоциональным и творческим. Организация проектно-исследовательской деятельности во время обучения биологии даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету. Исследовательская деятельность вносит разнообразие и эмоциональную окраску в учебную работу, снимает утомление, развивает внимание, сообразительность, взаимопомощь; способствует становлению мировоззренческой позиции учащихся. Вовлечённый в исследовательскую деятельность ребёнок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознаёт смысл и результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка. В то же время анализ содержания представляемых учениками работ, их выступлений на конференциях позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев проектная деятельность учащихся не вполне самостоятельна. Около 50% школьников не умеют самостоятельно выдвигать и обосновывать гипотезу, планировать деятельность, формулировать цель, осуществлять поиск и анализ необходимой информации, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования, осуществлять рефлексию, грамотно выстраивать доклад. Теоретический анализ исследований и практики позволили сформулировать проблемы в педагогической деятельности учителей.

  1. Многие учителя не владеют проектной технологией;

  2. Педагоги испытывают затруднения в осуществлении организации исследовательской деятельности учащихся;

  3. Отсутствуют представления о формировании ключевых компетентностей у учащихся в процессе организации проектной деятельности.

Актуальность использования этой технологии я вижу в том, что,

во-первых, в выходе из проблемной ситуации вовлекаются учащиеся, имеющие в дальнейшем максимальную возможность для самореализации;

во-вторых, необходимо применение различных способностей учащихся (аналитических, художественных, музыкальных, коммуникативных и др.);

в-третьих, решается обязательная задача педагога – при работе над проектом дать каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Работа по реализации этой технологии позволяет индивидуализировать учебный процесс, а также развивать умения и навыки самообразования учащихся. Данная технология подразумевает выполнение учащимися большого объёма работы. Эта работа ведётся как под руководством учителя, так и самостоятельно, что влечёт за собой повышенную мотивированную активность учащегося.

Теоретико-методологической основой такой деятельности является, прежде всего, методика преподавания. Современный урок ценен сегодня не только получением информации, но прежде всего, обучением в ходе него и применением различных способов деятельности для получения информации.

Современность остро ставит вопрос о смене педагогической парадигмы, внесении в массовое сознание нового понимания сущности образовательной деятельности. Одной из главных особенностей проектной деятельности учащихся по биологии, на мой взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата, будь это отдельные схемы и рисунки, графики и диаграммы или компьютерные презентации. Использование информационно-коммуникативных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несёт в себе огромный мотивационный потенциал и способствует развитию познавательной активности школьников.

В моей работе используются следующие виды уроков: уроки-исследования, уроки–конференции, уроки-диспуты, ролевые и деловые игры, уроки-семинары, уроки-лекции, уроки-пресс-конференции. Использование таких методов и форм обучения направлено на побуждение учащихся к практической активности, более тесному и конструктивному общению между собой и с учителем. В результате внутри класса формируются творческие коллективы с наработанной техникой решения задач, исследовательской деятельности, самопрезентации. Кроме того важно знать и уметь применять для оценки творчества детей требования и критерии оценки уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся (для оценки проектной деятельности).

В рамках проектной деятельности создаются ситуации, в которых происходит как формирование, так и проявление ключевых компетентностей учащихся. Предложенные требования разработаны на основании способов деятельности, владение которыми необходимо при работе над проектами, и свидетельствует о сформированности ключевых компетентностей учащихся: информационной, коммуникативной и компетентности решения проблем.

Требования сгруппированы в соответствии с перечнем ключевых компетентностей в три раздела: «Решение проблем», «Работа с информацией», «Коммуникация». Внутри них на основании вида деятельности, в котором они должны проявляться в первую очередь, заданы элементы компетентностей.

Уровни сформированности ключевых компетентностей выделены сообразно возрасту учащихся. Для каждого уровня приведены показатели освоения той или иной компетентности на входе (качественное изменение по сравнению с предыдущим уровнем) и на выходе (увеличение доли самостоятельности учащегося, или усложнение того способа деятельности, владение которым он должен продемонстрировать). Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-7 классах, третий – в 8-9 классах, четвертый – на старшей ступени.

Требования к уровню сформированности ключевых компетентностей учащихся конкретизированы в критериях для оценки и задаются к отдельным элементам компетентности - группе сложных интегрированных умений. Критерии предназначены для бинарной оценки (да \ нет).

Требования, предъявляемые к уровню сформированности ключевых компетентностей при оценке проектной деятельности учащихся и критерии оценки, представленные в форме таблиц, позволят дать качественную оценку продвижения учащегося.

Оценочные бланки позволяют фиксировать уровень учащегося по каждому критерию. При этом учитывается, что по некоторым составляющим той или иной компетентности ученик может оказаться на более высоком или низком уровне, чем тот, который он демонстрирует в целом. Таким образом, оценочные бланки позволяют отмечать продвижение ученика, основные пробелы и успехи в освоении того или иного способа деятельности, включая показатели предыдущего и последующего уровней по отношению к тому, на котором, как предполагается, находится учащийся той или иной ступени обучения.

В оценочном бланке отведено место для того, чтобы учитель фиксировал помощь, оказанную ученику в ходе работы над проектом. Это имеет принципиальное значение, так как переход учащегося на новый уровень освоения компетентности, или его продвижение внутри уровня нередко связаны с увеличением его самостоятельности в рамках проектной деятельности.

Объектами оценки являются портфолио проектной деятельности учащегося, а также наблюдение за презентацией продукта, работой в группе и консультацией. При оценивании учитель использует только один бланк.

При необходимости предложенная система подсчета баллов может быть соотнесена с пятибалльной отметкой, при этом рекомендуется ориентироваться на общий балл и принимать за основу выставления отметки персональное продвижение учащегося по сравнению с его предыдущим проектом.

Следует обратить внимание на то, что использование педагогами оценочных бланков требует определенной подготовки. Минимальным требованием к педагогу, производящему оценку сформированности ключевых компетентностей учащихся при проектной деятельности, должно стать освоение им соответствующей программы повышения квалификации.



Ведущая педагогическая идея: формирование у ребенка способности самостоятельно, творчески осваивать программный материал по биологии, умело применять знания из различных областей наук.

Цель: формирование ключевых компетентностей с помощью проектно-исследовательской деятельности.

Технология: педагогическая технология является результатом осмысления и анализа новых тенденций образования, основанных на идеях развивающего обучения Л.С. Выготского, гипотезе А.А. Ухтомского об опосредованной роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности организма. Ребенок развивается не только по заложенной в нем биологической программе под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от формирующихся в его психике собственного опыта, потребностей, интересов, способностей, приобретая в процессе деятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей).

Ребенок начинает на этой базе свободно, самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя свои способности к ее осуществлению. (Г.К. Селевко).

  1. Этапы

Работа над проектом по биологии включает в себя три этапа: организационный, деятельностный и аналитический.

На первом этапе мной был проведен анализ образовательных стандартов, учебно-тематическое планирование уроков биологии, методологические основы организации и реализации проектной деятельности для учащихся разных классов; знакомство учащихся с проектной деятельностью. Планирование проекта построила так, чтобы работа побуждала к совместной деятельности детей, способствовала укреплению взаимодействия между детьми.

На втором этапе осуществляется непосредственная деятельность над проектом совместно с детьми:

  1. Постановка проблемы.

  2. Выбор и обоснование лучшего варианта решения проблемы.

  3. Дальнейшая разработка идеи.

  4. Организация рабочего места и технологической карты проекта.

  5. Реализация проекта.

  6. Презентация проекта. Анализ проделанной работы.

При разработке плана проекта я отмечаю, что во время работы могут быть внесены изменения, в зависимости от изменившихся потребностей. Неизменными остаются только сроки выполнения проекта.

На третьем – аналитическом этапе - проводится анализ результатов работы. Совместная деятельность позволяет неоднократно решить проблемные ситуации на уроке биологии, способствующие формированию активной социальной жизненной позиции. Также была представлена презентация проекта, обобщены полученные результаты.

При выполнении совместного проекта деятельность учащихся направлена на саморазвитие – осознание своих потребностей, мониторинг собственного понимания и обучения, поиск и размещение соответствующих ресурсов, перенос информации из одной области знаний в другую. Также эта работа способствует развитию межличностных отношений – способности работать в команде, быть лидером, принимать соответствующие решения, в целом, способствует дальнейшему развитию основополагающих компетенций, необходимых человеку XXI века.

Ступени развивающего потенциала исследовательской деятельности.

1 ступень. Ситуация теоритически-экспериментального исследования на уроке, стимулирование интереса к исследовательской деятельности, осознание её значимости для успешной адаптации к обучению в школе, для самореализации.

Условиями, помогающими усвоению материала на этой ступени, являются: возбуждение эмоционального отношения, внутреннего стремления к осмыслению и усвоению добытых знаний, развитие самостоятельности и активности, вовлечение в практическую деятельность.

На данной ступени учащимся предлагаются исследовательские задания с большей степенью реальности содержания. Педагог знает направление поиска, предлагает пройти этот путь учащимся, зная наверняка искомый результат. При изучении у ребят создаются первичные представления о взаимосвязи предметов и явлений в мире, о познаваемости мира. Его материальности, о практической значимости знаний и умений.

Эффективным способом организации выполнения исследовательских знаний стали проблемные мини-эксперименты на уроках. Это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Эксперимент при этом не всегда обладает профессиональной направленностью, т. к. в одном классе собираются разные по своим способностям учащиеся. Но организация экспериментальной работы на уроке даёт возможность каждому ученику почувствовать себя в роли учёного, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получат уверенность в их истинности и справедливости. Такие знания являются осмысленными, требующими своего закрепления в сознании логическими связями со сформированными ранее личностными ценностями, что стимулирует ребёнка к новым исследовательским действиям.

2 ступень – ситуация частично-поискового исследования, обучение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Педагог задаёт направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребёнку самостоятельно решить проблему или комплекс проблем.

3ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределённым содержанием. На данном этапе происходит преобразование сложившихся стереотипов исследовательской деятельности на индивидуально-личностном уровне, идёт формирование объективной оценки предметов и явлений, самостоятельное определение целей будущего экспериментами механизмов своей деятельности для достижения этих целей. Для позитивного результата исследования педагог должен не только сам обладать интуицией в этом процессе, но и активизировать её у ученика.

Данный этап отличается повышенной притязательностью старшеклассников на высокую оценку своей деятельности, проявленного напряжения сил. Наблюдается выраженное стремление к доказательности своих действий, целесообразности использования результатов исследования на практике. В основе технологии на данном этапе лежит коллективно - распределительная деятельность учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного производства. На выходе такая деятельность даёт результата с необходимой новизной и элементами открытия. Оговоримся, что результат всегда нов для исследователей, не всегда нов для науки.

Старшеклассники научатся использовать для убедительности своих доказательств данные других областей наук, соотносят свои взгляды со взглядами своих товарищей: свои цели с целями своей исследовательской группы. Они отстаивают свои убеждения, соблюдая при этом нормы научной дискуссии и оппонирования. Учащаяся 11 класса Анастасия К. , отличающаяся завышенной самооценкой, после непродолжительных занятий в такой группе изменила своё отношение к окружающим, появилось чувство сопричастности к общему делу, способность сопереживать, стала более комфортно ощущать себя не только в исследовательской группе, но и в классе.

4 ступень – ситуация научно-исследовательской деятельности. Деятельность учащегося в этой ситуации характеризуется проявлением субъективного отношения к изученным фактам и способам их объяснения, самостоятельным поискам противоречий. Проблем, выявлением парадоксов, проявлением мировоззренческой позиции в учебном процессе и внешней деятельности. Старшеклассник сам определяет степень готовности к этой ступени. На этой ступени учащийся самостоятельно задаётся проблемой исследования. Определяет его цели, алгоритм действий для их достижения.

При таком виде деятельности происходит интеграция ранее полученных знаний и умений с ними, которые добываются в данный момент, с одновременным закреплением изученного ранее материала: наблюдается проявления устойчивого интереса к своей деятельности, использование умений творческого характера при проведении исследования. За счёт такой познавательной активности и самодеятельности осуществляется удовлетворение познавательной потребности, которая возрастает по мере удовлетворения.

В своей работе необходимо руководствоваться принципами организации проектно-исследовательской деятельности.

Технология проектного обучения – это педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, познавательная, творческая работа учащихся над решением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса. Проектная деятельность для реализации педагогического потенциала должна строиться на следующих принципах:

  1. Принцип индивидуализации предполагает определение индивидуальной траектории профессионального развития каждого школьника, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение учащихся в различные виды учебной и внеучебной деятельности, раскрытие личностного потенциала, предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.

  2. Принцип проблемности, который состоит в том, чтобы активизировать мыслительные функции, стимулировать работу познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, способствовать развитию творческих способностей.

  3. Принцип доступности предполагает учёт в воспитательном процессе реальных умственных и физических возможностей школьников, уровня их подготовленности и развития.

  4. Принцип самодеятельности отражает активную роль воспитанника в педагогическом процессе, позволяет активизировать процесс самоопределения старшеклассника, помочь на основе использования информационных средств принять самостоятельное решение о профессиональном выборе.

  5. Принцип сотрудничества предполагает равноправные партнёрские отношения между всеми участниками. Он отражает ориентацию в процессе воспитания на приоритет личности; создание благоприятных условий для её самореализации и самодвижения в развитии; на преобладание эмпатии в межличностных отношениях. Этот принцип является системообразующим, так как определяет суммирование факторов, их структурно-интегрированные свойства.

Выполнение этих рекомендаций позволит грамотно организовать проектную деятельность учащихся на уроке.


Библиографический список


  1. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций // www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/

  2. Высоцкая М.В. Биология и экология 10 -11 классы.// Проектная деятельность учащихся.- изд.«Учитель», 2007г.

  3. Е.В.Тяглова. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии. ООО «Глобус, 2008.

  4. Из опыта методической работы: Дайджест журнала «Методист»/ Сост. Е.М. Пахомова; Науч. Ред. Э.М. Никитин. – М.: АПКиПРО, 2004

  5. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. - 2006. -№ 4.- с.61

  6. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. - http://schools.keldysh.ru/labmro

  7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений.- М.: Аркти, 2004, с.4

  8. Биология в школе, научно-методический журнал № 9, 2009, с.14-25