СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Среди основных направлений повышения профессионального уровня

учителя с целью реализации нового ГОС следует выделить навыки

организации совместной учебной деятельности учителя и учащихся, в том

числе навыки организации исследовательской деятельности учащихся.

Исследовательская деятельность является одним из основных условий

формирования исследовательских способностей обучающихся, которые

определяют его готовность к активной деятельности и продуктивным

исследованиям, позволяющим решать жизненные и профессиональные

задачи.

Просмотр содержимого документа
«Проектно-исследовательская деятельность на уроках технологии»

Технология проектно- исследовательской деятельности на уроках.

Технология

проектно- исследовательской деятельности на уроках.

 Не показывай мне дорогу, а научите, как найти её самому.

Не показывай мне дорогу,

а научите,

как найти её самому.

Проект и  исследование.

Проект

и

исследование.

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности? Проект Исследование цель – реализация проектного замысла - уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей

Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?

Проект

Исследование

цель

реализация проектного замысла

- уяснение сущности явления, истины, открытие новых закономерностей

Проект  Исследование   может быть и без исследования (творческий, социальный, информационный ) подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку  А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

Проект

Исследование

может быть и без исследования (творческий, социальный, информационный )

подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку

А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

Проект  Исследование Этапы 1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; 2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; 3. Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; 4. Подготовка и защита презентации; 5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта 1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. 2. Постановка цели и конкретных задач исследования. 3. Определение объекта и предмета исследования. 4. Выбор метода (методики) проведения исследования. 5. Описание процесса исследования. 6.Обсуждение результатов исследования. 7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Проект

Исследование

Этапы

1. Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

2. Обсуждение возможных вариантов исследования, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

3. Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

4. Подготовка и защита презентации;

5. Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта

1. Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.

2. Постановка цели и конкретных задач исследования.

3. Определение объекта и предмета исследования.

4. Выбор метода (методики) проведения исследования.

5. Описание процесса исследования.

6.Обсуждение результатов исследования.

7. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Проект  Исследование это замысел, план, творчество по плану процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Проект

Исследование

это замысел, план, творчество по плану

процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Формирование исследовательской деятельности осуществляем с первых дней учёбы в школе. На уроке используем: •   проблемное введение в тему урока; •     постановку цели и задач урока совместно с учащимися; •     совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания; •     групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; •     постановку вопроса (поиск гипотезы); •     формулировку предположения (гипотезы); •     обоснованный выбор способа выполнения задания; •     составление аннотации к прочитанной книге, картотек; •     поиск дополнительной литературы; •     подготовку доклада (сообщения); •     самоанализ и самооценку, рефлексию; •     поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Формирование исследовательской деятельности осуществляем с первых дней учёбы в школе.

На уроке используем:

•  проблемное введение в тему урока;

•     постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

•     совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

•     групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

•     постановку вопроса (поиск гипотезы);

•     формулировку предположения (гипотезы);

•     обоснованный выбор способа выполнения задания;

•     составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

•     поиск дополнительной литературы;

•     подготовку доклада (сообщения);

•     самоанализ и самооценку, рефлексию;

•     поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяем развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.  Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности: •    оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

Используя материал уроков, особое внимание уделяем развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи.

Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

•    оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

•    классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация); •    определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий); •    доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

•    классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

•    определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

•    доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

      Организация работы над проектами.  Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей

Организация работы над проектами. Как и любая деятельность, проектная деятельность имеет свои этапы. Ниже представлена таблица, в которой раскрываются цели и задачи каждого этапа, содержание деятельности педагогов, учащихся и их родителей

Этапы работы над проектом

Цели и задачи

1. Погружение в проект

Деятельность учителя

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

Задачи:

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом .

Деятельность учащихся

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

Помогает сформулировать:

•  проблему проекта;

•  сюжетную ситуацию;

•  цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

контролирует.

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Формирует необходимые

специфические умения и навыки.

Деятельность родителей

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

Осуществляют:

•  анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы;

в формулировке проблемы,

цели и задач проекта.

Мотивируют детей.

2. Планирование деятельности

Цель –пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи:

определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

Предлагает учащимся:

•  различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

•  распределить роли в группах;

•  спланировать деятельность по решению задач проекта;

•  продумать возможные формы презентации результатов проекта;

•  продумать критерии оценки результатов и процесса.

Формирует необходимые

специфические умения

и навыки.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

Осуществляют:  

•  поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

разбивку на группы;

•  распределение ролей в группе;

•  планирование работы; 

•  выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

•  принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной  деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы Цель – разработка проекта. Задачи: – самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта. – промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).  Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.  Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.  Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности. Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности. Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

Задачи:

самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

промежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Наблюдают.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

5. Презентация результатов

Цель –демонстрация материалов, представление результатов.

Задачи :

подготовка презентационных материалов;

подготовка публичного выступления;

презентация проекта.

Организует презентацию.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

Принимает отчет:

•  обобщает и резюмирует полученные результаты;

•  подводит итоги обучения;

•  оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

•  акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Готовят презентацию.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

Демонстрируют:

•  понимание проблемы, цели и задач;

•  умение планировать и осуществлять работу;

•  найденный способ решения проблемы;

•  рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

 Ты   можешь   стать   умнее  3  путями : -  путём   опыта  –  это   самый   горький   путь ; -  путём   подражания  –  это   самый   лёгкий   путь ; -  путём   размышления  –  это   самый   благодарный   путь .                (  Древняя   китайская   пословица )

  • Ты   можешь   стать   умнее  3  путями :
  • путём   опыта  – 
  • это   самый   горький   путь ;
  • путём   подражания  –  это   самый   лёгкий   путь ;
  • путём   размышления  –  это   самый   благодарный   путь .

               Древняя   китайская   пословица )