ПРОЕКТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
В последние годы произошли изменения в практике отечественного образования. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно- ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь и новых методов обучения.
Школе потребовались такие методы обучения, которые:
формировали бы самостоятельную и инициативную позицию обучающихся в учении;
развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения непосредственно связанные с опытом их применения в практической деятельности;
были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса обучающихся;
реализовывали принципы связи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
Приобщение школьников к проектной деятельности является одной из современных форм обучения, позволяющей наиболее полно развивать интеллектуальные, творческие способности индивидуально у каждого учащегося. И это не дань моде, а требование времени, ответ на запрос социума. Метод проектов и личностно-ориентированный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи современной школы.
Креативный характер использования новых информационных технологий позволяет учителю подняться над реалиями повседневности и увидеть возможные перспективы в учебно-воспитательном процессе, которые могут быть реализованы я как источник информации, и как возможность создания собственных образовательных ресурсов в сотрудничестве с учениками. Недаром китайская пословица гласит: “Расскажи мне — и я забуду, покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я научусь”.
Проектная технология личностно-ориентирована, и в ней осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход в обучении. Это приоритетная форма организации работы учащихся, способствующая активизации их мыслительной деятельности и развитию креативных способностей. Если образно характеризовать проектную деятельность как учебный процесс, то можно сказать, что в нем обязательно участвуют ум, сердце и руки, то есть осмысление самостоятельно добытой информации осуществляется через призму личного отношения к ней и оценки результатов деятельности в “конечном продукте” — полученных школьниками
Работа над проектом ведётся некоторое время, и это даёт каждому участнику возможность проявить себя, раскрыться в сотрудничестве. У учащихся формируются умения и способности взаимодействия с другими людьми вне школы, к решению комплексных проблем. А это значит, что дети становятся социально адаптированными людьми. Проектная методика несёт благо для ученика: возрастает мотивация, повышаются результаты в учёбе, развивается мышление высокого уровня, расширяется сотрудничество, растёт уровень самоконтроля и самооценки, что не маловажно для развития личности ученика в любом возрасте.
Проектная деятельность развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные компетенции:
- развитие познавательных навыков учащихся,
-умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве,
-развитие критического и творческого мышления. .
-индивидуальное развитие личности, творческой инициативы, навыка самостоятельного движения в информационных полях,
-формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем – самоопределения, повседневной жизни.
- формирование информационно-коммуникационной компетентности, а также «способности к деятельности».
- формирование готовности к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.
Проектная деятельность направлена на получение запланированного результата- продукта, обладающего определёнными свойствами и необходимого для конкретного использования.
Цели проектного обучения:
Развивать у школьников исследовательские умения.
Обеспечить механизм развития критического мышления ребёнка, умения искать пути решения поставленной задачи.
Развивать у обучающихся умение творчески подходить к способу подачи материала.
Развивать у обучающихся «командный дух» и «чувство локтя»; коммуникабельность и умение сотрудничать.
Способствовать повышению личной уверенности, ответственности каждого участника проектного обучения.
Виды проектов:
1. Информационный (поисковый),
2. Исследовательский,
3. Творческий,
4. Социальный,
5. Игровой (ролевой) и т.д.
По количеству участников проекты бывают следующие:
* индивидуальный,
* парный,
* малогрупповой (до 5 человек),
* групповой (до 15 человек),
* коллективный (класс и более в
рамках школы),
* муниципальный,
* городской,
* всероссийский,
* международный,
* сетевой (в рамках сложившейся партнерской сети, в т.ч. в Интернете)
Инструменты проектной деятельности:
1.Дискуссии
Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
А) уважение к различным точкам зрения ее участников;
Б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления
2. Кейс-технологии
Кейс-технология предполагает рассмотрение предложенных случаев жизненных или профессиональных ситуации суть метода (применительно к обучению литературе) в том, что обучающемся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию или взятую из художественной литературе ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую комплекс знаний кейс необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений
(например,собери досье на литературного героя)
3. Технология эвристического обучения (ребенок сам делает для себя открытие!)
4. Метод ассоциаций (приложение 1)
-какие ассоциации у тебя возникли к произведению?
5.Иллюстрированные конспекты
6.Театральная деятельность:
-ролевые игры
-момент образцового чтения
-кричалки, скороговорки (на уроках орфоэпии)
7.»Буктрейлер»
Буктрейлер-короткий видеоролик по мотивам книги. Основная задача- заинтересовать читателя, рассказать о книге. Включает в себя яркие моменты из книги, визуализирует ее содержание.
8. Кубик Блума: методика использования
1. Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока. То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Классификация вопросов
Прием развития критического мышления "Кубик Блума" уникален тем, что позволяет формулировать вопросы самого разного характера.
9. Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Синквейн является одной из технологий критического мышления, которая активирует умственную деятельность школьников, через чтение и письмо. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося найти и выделить в изучаемой теме наиболее существенные элементы, проанализировать их, сделать выводы и коротко сформулировать, основываясь на основных принципах написания стихотворения.
10. Фишбоун – диаграмма Исикавы ,»рыбья кость»
Одним из методических приемов, который можно использовать в группах, является прием «Фишбоун». Дословно он переводится с английского как «Рыбная кость» или «Скелет рыбы» и направлен на развитие критического мышления учащихся в наглядно-содержательной форме. Суть данного методического приема — установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа и влияющими на него факторами, совершение обоснованного выбора. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.
Схемы Фишбоун дают возможность:
организовать работу участников в парах или группах;
развивать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы по степени их значимости.
Составление схемы Фишбоун
Схема Фишбоун может быть составлена заранее. С применением технических средств ее можно сделать в цвете. При их отсутствии используется обычный ватман либо ежедневный инструмент учителя — цветной мел.
В зависимости от возрастной категории учащихся, желания и фантазии учителя схема может иметь горизонтальный или вертикальный вид. Суть приема Фишбоун форма схемы не меняет, поэтому особо не имеет значения.
Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.
Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Применение метода Фишбоун на уроке
Схема Фишбоун может быть использована в качестве отдельно применяемого методического приема для анализа какой-либо ситуации, либо выступать стратегией целого урока. Эффективнее всего ее применять во время урока обобщения и систематизации знаний, когда материал по теме уже пройден и необходимо привести все изученные понятия в стройную систему, предусматривающую раскрытие и усвоение связей и отношений между ее элементами.
Так, учащимся предлагается информация (текст, видеофильм) проблемного содержания и схема Фишбоун для систематизации этого материала. Работу по заполнению схемы можно проводить в индивидуальной или групповой форме. Важным этапом применения технологии Фишбоун является презентация полученных результатов заполнения. Она должна подтвердить комплексный характер проблемы во взаимосвязи всех ее причин и следствий. Иногда при заполнении схемы учащиеся сталкиваются с тем, что причин обсуждаемой проблемы больше, чем аргументов, подтверждающих ее наличие. Это возникает вследствие того, что предположений и в жизни всегда больше, чем подтверждающих фактов. А потому некоторые нижние косточки могут так и остаться незаполненными. Далее в ходе урока учитель самостоятельно определяет действия — предлагает либо и далее исследовать проблему, либо попытаться определить ее решение.
Овладев технологией Фишбоун, учитель может с успехом ее применять на любом уроке. Наиболее популярной она является среди учителей-филологов либо историков. Этап урока с применением метода Фишбоун приобретает исследовательский характер.
Формы работы на уроке
Индивидуальная работа. Всем учащимся раздается для анализа одинаковый текст и перед каждым ставится цель — заполнить схему «Рыбий скелет» на протяжении 10 минут. Затем проходит обсуждение результатов, обмен мнениями и заполнение общей схемы на доске.
Работа в группах. Каждая из групп получает свой текст. Чтение текста происходит индивидуально, а его обсуждение – в группах. Общая схема Фишбоун заполняется на основе мнений групп.
11. Прием «Кластер»
Суть приёма: представление информации в графическом оформлении.
Цель приёма: Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока, характеристикой героя)
12. «Письмо по кругу»
Можно разделить ребят на группы и дать каждому листок с именем героя. Каждый должен написать свое предложение или словосочетание, характеризующее этого героя, и передать по часовой стрелке сидящему рядом. Заполнять листки нужно до тех пор, пока листки не сделают круг. Это будет точка отсчета, от которой можно будет начинать работу.
13. Пятиминутное эссе.
Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно: учащихся просят выполнить следующие два задания - написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они так и не получили ответа. Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.
В данной работе обобщены и систематизированы инновационные технологии, которыми можно пользоваться на уроках литературы, русского языка и при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ по литературе.
Приложение 1.
Приложение 2.
Фишбоун на уроке литературы при изучении повести Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» с применением межпредметных связей.
Голова — легко ли совершить подвиг.
Верхние косточки — герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину;
Нижние косточки — мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
Хвост — каждый человек может стать героем, если он патриот.
После составления фишбоуна можно предложить учащимся обозначить части речи или выделить орфограммы в использованных словах (связь с русским языком), подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве (связь с историей).
Приложение 3.
Приложение 4.
Приложение 5.
3.Урок русского языка: «Написание аннотации на книгу (6 класс)»
Тема проекта: «Написание аннотаций на книгу о природе»
Цели: воспитание любви и сознательного отношения к русской природе, русскому языку, художественному слову; укрепление позиций русского языка в современном культурном пространстве;воспитание интереса к чтению.
Задачи проекта: составление аннотаций на книги о природе.
Проблема проекта: привлечение учащихся к чтению книг.
Форма презентации: библиографический список литературы для школьной библиотеки. Создание презентации в программе Power Point, где будут представлены лучшие аннотации на книги о природе и основные этапы работы над проектом.
Этапы работы над проектом | Совершенствуемые умения |
1. Постановка проблемы. Анализ проблемы. Выбор темы проекта. | Проблема: учащиеся нерегулярно читают книги; не знают, что такое аннотация, как ее оформить. Тема урока – изучение научного стиля речи. Формируемые умения: умение видеть проблемы, умение ставить вопросы. |
2. Выдвижение гипотез решения проблемы и планирование деятельности по реализации проекта. | Чтобы работать над проектом необходимо: определять задачи для индивидуальной и коллективной работы; уметь работать в группе; уметь руководить группой; выбирать наиболее рациональные способы выполнения задания. Было осуществлено формирование групп: по 6 человек в группе. 1-я группа заранее познакомилась с научным стилем речи и на первом уроке сообщила классу, что аннотация относится к научному стилю речи, а источником для написания аннотации является книга. Аннотация — это краткое изложение содержания книги, статьи. («Толковый словарь русского языка» Ожегов С.И.). Аннотировать — составлять аннотацию. 2-я группа сообщила о том, чем аннотация отличается от отзыва, от пересказа. (Первый урок). В написании аннотаций обязательным условием должны быть: автор, название произведения, выходные данные (место и год издания), краткое содержание книги или статьи; для кого предназначена книга, для какого возраста. Желательно проиллюстрировать произведение. Для написания аннотации необходимо определить замысел текста, проанализировать исходный текст. Нужно суметь порекомендовать книгу. Уметь отличать аннотацию от отзыва на книгу, от пересказа. На втором уроке 3-я группа учит тому, как оформлять библиографический список. Библиография — научное описание книг. (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»). Библиографический список — перечень книг по какому-либо вопросу или теме. (Ожегов С.И. «Толковый словарь русского языка»). Например: Библиографический список книг о природе: 1.Астафьев В.П. Васюткино озеро. - М., 2002. 2.Астафьев В.П. Медведи идут следом. - М.,1979. 3М.Пришвин « Кладовая солнца» 4. К.Паустовский «Заячьи лапы» 4-я группа, после предварительного посещения школьной библиотеки и знакомства с библиотечными терминами, сообщает учащимся, что: Книжный формуляр — библиотечная учетная карточка на каждого читателя. На лицевой стороне формуляра записывается: Фамилия, имя учащегося, класс. В формуляр записывают взятые на дом книги. Библиотечный фонд — все книги, журналы, имеющиеся в библиотеке. Эта группа провела анализ чтения. Не все учащиеся (29) записаны в школьную библиотеку, регулярно читают книги – 18человек, нерегулярно – 11 человек. О результатах мониторинга ребята сообщили классу. Многие дети срочно отправились в библиотеку. Формируемые умения: умение выдвигать гипотезы, умение давать определения понятиям, умение пользоваться толковым словарем русского языка. В ходе работы над проектом учащиеся научились работать в группе, брать лидерство на себя, научились ответственности за порученное дело. Пригодилось умение вести диалог и слышать друг друга. |
3. Сбор и структурирование информации. | На третий урок учащиеся приносят книги о природе. Индивидуальная работа: каждый учащийся пишет аннотацию на свою книгу. Иллюстрирует книгу. Структурируют материал для презентации в программе Power Point, где будут представлены лучшие аннотации на книги о природе и основные этапы работы над проектом. Формируемые умения: умение классифицировать, обобщать материал. |
4. Изготовление и оформление продукта. | 3-я группа собирает аннотации и составляет по образцу библиографический список книг о природе. Относят список в школьную библиотеку. Формируемые умения: умение структурировать материал и оформлять готовый продукт. |
Цели проекта: общеобразовательная, воспитывающая и развивающая выполнены.
Работа над проектом позволила учащимся 5-го класса совершенствовать основные общеучебные умения: они научились научному стилю речи (писать аннотацию). Научились структурировать материал, создавать осязаемый продукт. Проектный метод помог совершенствовать интеллектуально-речевые умения: учащиеся научились сравнивать, обобщать, анализировать, читать тексты различных стилей речи и на их основе создавать новые тексты - АННОТАЦИЮ. А на основе аннотаций создавать продукт – библиографический список литературы, что, несомненно, пригодится в будущем. В 5 классе проектная деятельность становится основанием будущей исследовательской работы учащихся, поэтому очень важно сформировать умения работать с литературой, умения составлять библиографический список, чтобы избежать трудностей при составлении списка используемой литературы.
Заключение.
Одной из приоритетных задач современного образования становится переход от накопления знаний к развитию личности, совершенствованию ее индивидуальных способностей, от получения разрозненных сведений из различных областей знаний к формированию целостной картины мира. Поиск новых подходов к организации педагогического процесса приводит к необходимости реформирования всей системы приобретения знаний учеником, переориентация на практическую составляющую образования, привлечение учащихся к исследовательской деятельности.
Одним из важнейших направлений становится обучение общению, гармонизирующему межличностные и социальные отношения. А естественным общение будет только в совместной деятельности, каковой и может стать работа над проектом.