Проектный метод обучения как средство формирования творческих способностей обучающихся на занятиях лепки из соленого теста (из личного опыта)
Педагог
дополнительного образования
Н. В. Алферина
Модернизация образования, несмотря на свою масштабность, в основном зависит от целенаправленной и результативной деятельности педагога, его творческой активности. Инновационная деятельность становится важной составляющей профессиональной деятельности в сфере образования. Одной из приоритетных задач является создание необходимых условий для личностного развития каждого ребёнка, предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную и другие виды активности ребёнка, организованную в зависимости от возрастной специфики его развития. Именно поэтому я применяю проектную деятельность на своих занятиях, т.к. это позволяет учащемуся сформироваться как личность, быть конкурентоспособным в век рыночной экономики и достигать поставленных целей. В процессе работы над проектом учащимися приобретается опыт исследовательско-творческой деятельности.
Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь».
Актуальность метода проектов в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью учащихся понимать смысл и предназначение своей работы, уметь самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления.
В настоящее время метод проектов все чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся проектов. Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками, со взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом.
Создание проекта можно рассматривать как средство развития познавательных интересов учащихся, так и как одну из форм организации совместной деятельности ученика и педагога, ученика и ученика, ученика и группы учеников, которые могут формироваться как педагогом, так и по желанию детей.
Основными целями проекта являются:
- выявить влияние проектной технологии на мотивацию и развитие творческих способностей учащихся;
- способствовать формированию у обучающихся творческих способностей;
- обучение грамоте прикладного искусства, развития мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков.
Задачи образовательные: углубить знания детей в области декоративно-прикладного искусства.
Воспитательные: воспитание и развитие художественного вкуса учащихся, формирование духовного мира школьника, его идейно-моральных убеждений. Эстетической воспитанности путем воздействия разных видов искусства. Формирование навыков самостоятельного выполнения художественных и декоративно-прикладных работ.
Развивающие: развитие художественно-творческих способностей, образного и ассоциативного мышления, фантазии, воображения, коммуникативных навыков. Формирование творческих способностей, развитие навыков практической работы, повышение познавательного интереса и углубления знаний в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта:
1. Подготовительный этап. Планирование проекта.
2. Практический этап. Самостоятельная работа группы по выполнению заданий.
3. Заключительный. Итоги. Результатом творческой деятельности учащихся являются изделия, изготовленные в процессе работы.
По затратам времени проекты бывают: краткосрочные (1-4 часа), среднесрочные (6-8 часов), долгосрочные (месяц).
Проекты можно выполнять, объединяя несколько занятий на общую тематику. Например, при знакомстве с тестопластикой - проект «Волшебная страна», «Первые шаги к прекрасному». Перед новогодними праздниками - проект «Мастерская Деда Мороза». В летний период – «Красота и чудо лета». Другие интересные темы проектов: «Наш друг – кошка», «Обитатели морей». Всё это предполагает работу кружковцев с текстом, с художественным словом, с книгой, Интернет-ресурсами, предметными коллекциями (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), работу с таблицами и схемами, наблюдения, экскурсии, презентации.
Обобщая свой опыт работы, хочу отметить положительные стороны проектного метода обучения:
1. Применение этого метода – посильная и доступная работа для всех педагогов.
2. Даёт возможность учащимся искать интересующий материал самостоятельно, выбирать самое главное, анализировать, делать выводы и выражать вслух свои мысли.
3. Повышается уровень овладения знаниями, учащиеся учатся работать в коллективе, решая познавательные, творческие задачи сотрудничества, исполняя при этом разные социальные роли.
4. Решая одну проблему, связывается воедино различные области знания и окружающая среда.
Таким образом, проектная технология создает условия для развития креативности учащегося, позволяет актуализировать познавательную деятельность и активизировать учащегося как субъекта данной деятельности, реализовать его личностный потенциал.