ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ,
КАК СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ.
1 слайд.
Одной из причин возникновения у подростков склонности к правонарушениям является отсутствие четких жизненных позиций и перспектив, неуверенности в собственных силах и завтрашнем дне, невозможность определиться с будущей профессией.
Профессиональный выбор часто оказывается неосознанным, необоснованным, случайным.
Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили, ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого – выбрать такую профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение.
Но не стоит забывать о том, что школа и другие учебные заведения должны выводить обучающихся прежде всего в люди, а потом уже в представителей различных профессий. Ответ на вопрос «Каким быть?» должен быть найден прежде, чем ответ на вопрос «Кем быть?».
В настоящее время в качестве оценки эффективности организации и осуществления профориентационной работы предлагается каждой образовательной организации проанализировать свою профориентационную деятельность на предмет наличия в ней нескольких составляющих:
2 слайд.
Обучение профессиональному самоопределению (Как делать выбор?)
Этапы профессионального самоопределения представлены на слайде
1-4 классы: формирование позитивного отношения к труду и начальных трудовых навыков;
5-7 классы: формирование позитивного отношения к труду, интереса, основанного на включенности в различные виды полезной деятельности;
8-9 классы: формирование профессиональной направленности, осознание своих интересов, мотивов выбора профессии;
10-11 классы: уточнение личностного смысла выбора профессии и представления о будущей профессии.
3 слайд:
Важно своевременно начать процесс самоопределения. Сейчас предлагается начинать работу с ребенком уже с 1 класса. Особое значение в данной работе играют ранние возраста, на протяжении которых у человека формируется не только первичная информационная картина мира, труда и профессий, но и формируются ценности, именно они определят, что станет мотивацией в их дальнейшей жизни.
Сегодня актуально применять интерактивные формы, искать креативные подходы к организации профориентационных мероприятий.
4 слайд.
Мы идем в ногу со временем. В нашем учреждении широко используется продукция образовательного научно-исследовательского проекта «Навигатум». Который включает в себя:
- профориентационные мультсериалы, видеофильмы (по возрастам);
- профориентационные игры;
- современные методики по профессиональному самоопределению.
5 слайд.
Располагаем профориентационными материалами, основанными на атласе новых профессий, один из руководитель данного проекта Судаков Дмитрий Александрович, в рамках Всероссийского Чемпионата профессионального мастерства, проходившем в нашем учреждении, провел серию мероприятий по профориентационной тематике для специалистов СУВУ и гостей чемпионата.
6 слайд.
Проект «МИР ПРОФЕССИЙ БУДУЩЕГО»
Это набор игровых и методических решений, направленных на то, чтобы рассказать подросткам о том, как выглядит будущее работы в доступной и увлекательной форме, помогает им самостоятельно строить образовательные и карьерные траектории, определяться с выбором сферы интересов.
7 слайд.
Ранняя профессиональная ориентация также включает в себя экскурсии на предприятия города и области, организацию мастер-классов различных специалистов.
8 слайд.
Для нас приоритетно выстраивать профориентационную деятельность на основе практико - ориентированного подхода.
Говоря о втором составляющем в оценке качества эффективности профориентационной работы в образовательной организации выделяют:
9 слайд.
- наличие профессиональных проб (считается, что подросток должен пройти не менее 20 проб, чтобы что-то понять про себя)
Профессиональные пробы – это оптимальный практикоориентированный формат профориентации.
Это моделирование профессиональной деятельности, то есть, знакомство с профессией на практике. Обучающийся пробует себя в конкретной профессии, чтобы не просто получить информацию, а сформировать субъективное представление о ней, «примерить» ее на себя и оценить собственные возможности ее освоения.
10 слайд.
Только на базе нашего учреждения обучающиеся получают возможность погрузиться в мир 12 профессий:
- «Столяр – строительный»;
- «Токарь»;
-«Слесарь»
- «Автослесарь»
- «Маляр»;
- «Штукатур»;
- «Садовник»
- «Оператор швейного производства»
- объединение «Журналистика»
- «Юный фотограф»
- «Робототехника»
- «оператор ЭВМ»
- «Парикмахер»
11 слайд.
Благодаря нашим социальным партнерам на предприятиях области и города для воспитанников дополнительно подготовлены несколько профориентационных площадок.
Нашими партнерами выступили администрация ресторана «Конюшня», организация «Оргалит – плюс» - производство наружной рекламы, радиостанция «Эхо Москвы» - знакомство с профессией - журналист, производство «Микрозелень», ПЧ-45, г. Орлова, сельскохозяйственное предприятие ИП Русакова С.В.)
12 слайд.
В рамках «Дня Наставника», который впервые был организован в этом году, проведено 22 профессиональные пробы специалистами СУВУ. В течение всего рабочего дня воспитанник прикреплялся к наставнику и знакомился с особенностями его профессии, выполнял комплекс теоретических и практических заданий. Дети выступали в роли директора, зам по воспитательной части, в роли психолога, соц. педагога, воспитателя, юриста, учителя, мастера и др.
Постоянно повышается качественный уровень организации профориентационной работы в СУВУ.
Идет работа по созданию консультационного профи – центра, профи – парка – некого интерактивного, игрового пространства, где посредством распределения ролей школьники смогут не только приобщиться к миру профессий, но и построить свой трудовой путь, планируем продолжить работу по проведению профессиональных проб для несовершеннолетних нашего региона. Тем более опыт проведения встреч такого формата был успешным.
13 слайд.
Два года, начиная с 2018 года, на территории училища реализовывался социально-трудовой проект «Миссия: Перезагрузка!». Цель, которого состояла в том, чтобы помочь трудным подросткам, которые совершают противоправные действия, но еще не попали в закрытое учебное заведение, осознать опасность подобного поведения для своей жизни и общества в целом.
Одним из направлений этой деятельности было профориентационное.
14 слайд.
Воспитанники СУВУ, под руководством педагогов, проводили для несовершеннолетних «гостей» мастер-классы по профессиям, в которых сами добились успеха,
15 слайд.
дали возможность трудному подростку поучаствовать в новых видах деятельности, показали на своем примере, чего можно достичь, если ты принял решение изменить свою жизнь к лучшему.
16 слайд.
Подводя итог выступления, делаем акцент на том, что подростки с девиантным поведением, как отдельная категория требует профессиональной помощи в решении вопросов выбора будущей профессии, иначе процесс социализации и интеграции подростка в общество может привести к негативным последствиям.