СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профессиональные деформации (общепрофессиональные, профессионально-типологические, специальные, индивидуализированные)

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Профессиональные деформации (общепрофессиональные, профессионально-типологические, специальные, индивидуализированные)»

Профессиональные деформации (общепрофессиональные, профессионально-типологические, специальные, индивидуализированные).

По мнению многих исследователей (А. Адлера, С.П. Безносова, Р.М. Грановской, Э.Ф. Зеера, и др.), процесс освоения профессии проходит как конструктивно: личность развивается, происходит усиление и совершенствование качеств, способствующих успешности в деятельности; так и деструктивно: наблюдается разрушение личностных подструктур, искажение профессионально-личностного профиля специалиста. Последнее в психологии профессионального развития получило название профессиональных деформаций.

Профессиональная деформация личности - это постепенно накопившиеся под влиянием профессиональной деятельности устойчивые изменения личностных качеств, которые негативно отражаются на продуктивности труда, на деловых и межличностных отношениях, а также на развитии самой личности.

По мнению Эвальда Фридриховича Зеера профессиональные деформации могут проявляться на четырех уровнях.

1.Общепрофессиональные деформации, типичные для работников этой профессии. Эти инвариантные особенности личности и поведения профессионалов прослеживаются у большей части работников со стажем, хотя уровень выраженности данной группы деформаций различен. Так, для врачей характерен синдром «сострадательной усталости», выражающийся в эмоциональной индифферентности к страданиям больных. У работников правоохранительных органов развивается синдром «асоциальной перцепции», при котором каждый гражданин воспринимается как потенциальный нарушитель; у руководителей – синдром «вседозволенности», выражающийся в нарушении профессиональных и этических норм, в стремлении манипулировать профессиональной жизнью подчиненных. Ансамбль общепрофессиональных деформаций делает работников профессии узнаваемыми, похожими.

2. Специальные профессиональные деформации, возникающие в процессе специализации по профессии. Любая профессия объединяет несколько специальностей. Каждая специальность имеет свой состав деформаций. Так, у следователя появляется правовая подозрительность, у оперативного работника – актуальная агрессивность, у адвоката – профессиональная изворотливость, у прокурора – обвинительность. Врачи разных специальностей тоже обрастают своими деформациями. Терапевты ставят угрожающие диагнозы, хирурги циничны, медсестры черствы и равнодушны.

3. Профессионально-типологические деформации, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности: темперамента, способностей, характера – на психологическую структуру деятельности. В результате складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы:

§ деформации профессиональной направленности личности: искажение мотивации деятельности («сдвиг мотива на цель»), перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скептическое отношение к новичкам и нововведениям;

§ деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и др. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, завышенная самооценка, психологическая герметизация, нарциссизм и др.);

§ деформации, обусловленные чертами характера: ролевая экспансия, властолюбие, «должностная интервенция», доминантность, индифферентность и др.

Эта группа деформаций развивается в разных профессиях и не имеет четкой профессиональной ориентации.

4. Индивидуализированные деформации, обусловленные особенностями работников самых различных профессий. В процессе многолетнего выполнения профессиональной деятельности, психологического сращивания личности и профессии отдельные профессионально важные качества, как, впрочем, и профессионально нежелательные, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств, или акцентуаций. Это может быть сверхответственность, суперчестность, гиперактивность, трудовой фанатизм, профессиональный энтузиазм. Данные деформации можно назвать «профессиональным кретинизмом».

Можно выделить и более конкретные типологии, взяв в качестве основания разные параметры. Например, по сферам проявления можно выделить:

1) деформации, проявляющиеся в работе (или в каких-то конкретных направлениях трудовой деятельности по данной профессии или по данной должности);

2) деформации, проявляющиеся в отношениях с близкими людьми вне работы (заметим, что на самой работе деструкции не всегда могут проявляться, и лишь дома, со своими близкими человек позволяет себе вести себя недостойно);

3) деформации, проявляющиеся в досуговой деятельности и т.п. Здесь важно то, что какие-то деструкции могут проявляться только на работе (а дома человек - «прекрасный семьянин», «любящий» муж, отец и т.п.), или наоборот, только дома (срыв своих обид и унижений на работе - на близких людях), или - и дома, и на работе весьма непристойное (деструктивное) поведение...

По длительности (продолжительности) деформации могут быть:

1) длительные, затянувшиеся и проявляющиеся постоянно;

2) эпизодически проявляющиеся;

3) проявляющиеся в определенных (провоцирующих) ситуациях и т.п.



По деструктивной направленности:

1) на себя;

2) на других;

3) на работу (включая коллег, руководителей, партнеров, заказчиков, посетителей и т.п.);

4) на вышестоящее руководство (в управлении, в департаменте, в стране);

5) на весь мир.

По креативности:

1) примитивные деформации (однообразные, предсказуемые, с кого- то скопированные, демонстративно-эпатажные);

2) высококреативные, изобретательные (часто сложно опознаваемые или выдаваемые за «неординарные» проявления личности);

3) в крайних случаях - близкие к паталогическим проявлениям (принимаемые как болезнь или имитируемые под болезнь).

По степени осознанности:

1) неосознаваемые (в плане разрушительных для работы и для межличностных отношений);

2) слабо или ложно осознаваемые (иногда даже выдаваемых за личностные «достижения»);

3) хорошо осознаваемые (где сама осознанность таких состояний может рассматриваться как условие их преодоления с участием самого работника либо через саморазвитие, либо с помощью психологов и руководителей).

По уровню зависимости личности от других людей и обстоятельств:

1) полная зависимость (где «профессиональная деформация» рассматривается как отсутствие у работника собственной позиции, покорность другим людям и, как следствие, вовлечение его в сомнительные дела);

2) вынужденная зависимость (когда работника чем-то шантажируют, и он вынужден вести себя деструктивно по отношению к своей работе и другим людям);

3) частичная зависимость (в определенных обстоятельствах и в присутствии определенных людей, например, в ходе показушных «проверок» по сомнительным показателям);

4) независимая позиция («профессиональная деформация» вполне осознанна и реализуется работником, скорее всего, в каких-то корыстных целях).



Следствием всех этих деформаций являются психическая напряженность, конфликты, снижение продуктивности профессиональной деятельности личности, неудовлетворенность жизнью и социальным окружением.

В педагогической деятельности наиболее распространенными деформациями являются:

1. Авторитарность, которая проявляется в жесткой централизации учебно-воспитательного процесса, единоличном осуществлении управленческих функций, использовании преимущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Авторитарные педагоги тяготеют к различным наказаниям учащихся, отказываются от сотрудничества с ними. Авторитарность обнаруживается в снижении рефлексии – самоанализа и самоконтроля педагога.



2. Демонстративность– качество личности, проявляющееся в эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, проявить себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, в позах, поступках, рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны в проявлениях, но неустойчивы и неглубоки. Некоторая доля демонстративности педагогу профессионально необходима. Однако, когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество педагогической деятельности, становясь средством самоутверждения.



3. Педагогический догматизм возникает вследствие частого повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессионально-педагогических задач. У педагога исподволь формируется склонность к упрощению проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности педагогической ситуации. Профессиональный догматизм проявляется также в игнорировании психолого-педагогических теорий, пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уровня общего интеллекта, а также обусловливается особенностями характера.



4. Доминантность обусловлена выполнением педагогами властных функций. Ему даны большие права: требовать, наказывать, оценивать, контролировать. Развитие этой деформации определяется также индивидуально-типологическими особенностями личности. В большей мере доминантность проявляется у холериков и флегматиков. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае работа педагога создает благоприятные условия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении других и самоутверждении за счет учащихся.



5. Педагогическая индифферентность характеризуется эмоциональной сухостью, игнорированием индивидуальных особенностей учащихся. Педагогическое взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей, исходя из типологического подхода: «двоечник», «хулиган», «активист», «лентяй» и т.д. Индифферентность развивается с годами как следствие эмоциональной усталости и отрицательного индивидуального опыта взаимодействия с учащимися.



6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововведений, приверженности устоявшимся технологиям. Развитию консерватизма способствует то обстоятельство, что педагог регулярно репродуцирует один и тот же учебный материал, применяет определенные формы и методы обучения и воспитания. Стереотипные приемы воздействия постепенно превращаются в штампы, экономят интеллектуальные силы педагога, не вызывают дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы в педагогической работе становятся тормозом развития деятельности и личности педагога.



7. Ролевой экспансионизм проявляется в тотальной погруженности в профессию, фиксации на собственных проблемах и трудностях, в неспособности и нежелании понять другого человека, в преобладании обвинительных и назидательных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами образовательного учреждения, в преувеличении собственной роли и значения.



8. Социальное лицемерие педагога обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания учащихся и взрослых, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в привычку морализирования, неискренность чувств и отношений.



9. Поведенческий трансфер (проявление синдрома ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, присущих учащимся. Поговорка «С кем поведешься – от того и наберешься» справедлива в отношении педагогов.



10. Дидактичность – это проявление педагогических издержек объяснительно-иллюстративных методов обучения. Она выражается в стремлении учителя все объяснить самому, а в воспитательной работе – в нравоучении и назидании. Дидактичность педагога проявляется также за пределами учебного заведения: в семье, неформальном общении, часто приобретает характер профессионального занудства.



11. Педагогическая агрессия проявляется во враждебном отношении к нерадивым и неуспевающим ученикам, в приверженности к «карательным» воздействиям, в требовании безоговорочного подчинения.



«Профессиональные деформации» характеризуются следующими важными моментами:

1) это- негативные качества работника (отрицательно влияют как на производительность труда, так и на общение в организации и в личной жизни);

2) Эти качества являются следствием длительного (часто многолетнего) выполнения одной и той же работы;

3) часто сам работник воспринимает эти качества как «позитивные» (чуть ли не «благоприобретенные»);

4) часто работник плохо осознает деструктивные последствия этих качеств как для выполняемой работы, так и для своего личностного развития;

5) сама «деструктивность» таких качеств должна оцениваться в контексте общей моральной и деловой атмосферы данной организации (как ни парадоксально, но коллеги и руководство могут оценивать такого «деградирующего» работника как вполне успешного и «адекватного»).