Профилактическая работа по предотвращению начала употребления алкоголя среди подростков
Цель программы: формирование у подростков потребности в здоровом образе жизни.
Задачи программы:
1. Формирование представления о влиянии алкоголя на здоровье человека.
2. Показать значимость здоровья для каждого учащегося и общества в целом.
3. Развитие чувства ответственности, гибкости мышления, умения говорить «нет».
Целевая аудитория: дети подросткового возраста
Форма работы: Беседа, игра, эстафета, поход, просмотр фильмов и видеороликов, творческие занятия.
Продолжительность: 2-3 занятия по 45 минут, раз в неделю.
Этапы работы:
1. Работа с ребенком
Цель: создание условий для позитивной социализации подростков, предотвращение социально негативных явлений и снижение числа подростков группы риска.
Задачи:
1.Формирование мотивации подростков на эффективное социально-психологическое и физическое развитие.
2.Формирование мотивации подростков на социально-поддерживающее поведение.
3.Развитие проективных факторов здорового и социально-эффективного поведения, личностно-средовых ресурсов и поведенческих стратегий у всех категорий подростков.
4.Формирование знаний и навыков у субъектов образовательных отношений в области противодействия различным видам аутоагрессивного поведения.
5.Формирование мотивации подростков на изменение деструктивных форм поведения.
6.Изменение дезадаптивных форм поведения подростков на адаптивные.
7.Формирование и развитие социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых.
8.Поощрение стремления детей и молодёжи к изменению аутоагрессивных форм поведения и минимизация вреда от такого поведения.
Оборудование:
Проектор и экран для демонстрации видеоматериалов.
Раздаточные материалы (буклеты, листовки).
Канцелярские принадлежности для выполнения заданий.
Аудиоаппаратура для музыкального сопровождения.
Методы и приёмы:
Лекции и беседы о вреде алкоголя.
Просмотр и обсуждение тематических видеофильмов.
Ролевые игры и дискуссии для отработки навыков отказа от предложения выпить.
Творческие задания (например, создание плаката или коллажа на тему здорового образа жизни).
Спортивные соревнования и эстафеты для пропаганды активного отдыха.
Встречи с успешными людьми, ведущими здоровый образ жизни.
Предполагаемые результаты работы:
Повышение уровня знаний подростков о вреде алкоголя.
Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя.
Развитие навыков принятия обоснованных решений и умения сказать «нет».
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Увеличение числа подростков, ведущих активный и здоровый образ жизни.
2. Работа с родителями
Цель: осуществление просветительской работы с родителями с целью формирования у них активной позиции к риску наркотизации ребенка и вовлечения его в криминальную среду.
Задачи:
1.Выявление источников приобщения подростков к вредным привычкам.
2.Объяснить, как алкоголь влияет на психическое состояние и развитие подростка.
3.Обсудить социальные и юридические последствия употребления алкоголя несовершеннолетними.
4.Предложить альтернативы употреблению алкоголя.
3. Организация совместной деятельности с ребенком
Цель: формирование отношение родителей и детей подросткового возраста к здоровому образу жизни и как наладить отношение между родителем и ребенком.
Задачи:
Наладить доверительные отношения между родителем и ребенком, приобщение родителей и детей к здоровому образу жизни.
Подробное описание работы:
ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ
Занятие 1
Тема: Влияние алкоголя на физическое и психическое здоровье подрост-ков.
Занятие состоит из нескольких частей:
Приветствие и представление.
Введение в тему лекции.
Основная часть: влияние алкоголя на организм подростка, социальные и психологические последствия употребления алкоголя. Показ видеоматериала о влиянии алкоголя на жизнь человека.
Заключение: выводы и рекомендации. Раздача брошюр о вреде алкоголя.
Цели:
Информировать подростков о вреде алкоголя.
Сформировать негативное отношение к употреблению алкоголя.
Мотивировать подростков к здоровому образу жизни.
Задачи:
Рассказать о влиянии алкоголя на физическое здоровье подростков.
Объяснить, как алкоголь влияет на психическое состояние и развитие подростка.
Обсудить социальные и юридические последствия употребления алкоголя несовершеннолетними.
Предложить альтернативы употреблению алкоголя.
Оборудование:
Проектор и экран для демонстрации презентации.
Раздаточные материалы (брошюры, листовки).
Методы и приемы:
Лекция с использованием наглядных материалов.
Обсуждение и ответы на вопросы.
Демонстрация видеоматериалов.
Предполагаемые результаты работы:
Повышение уровня знаний подростков о вреде алкоголя.
Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя.
Развитие навыков принятия обоснованных решений и умения сказать “нет”.
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Увеличение числа подростков, ведущих активный и здоровый образ жизни.
Занятие 2
Ролевая игра «Алкоголь и я»
Ролевые игры проводятся для того, чтобы научить детей противостоять давлению сверстников и уговорам принять алкоголь. Вот пример такой игры:
1. Подготовьте сценарий, в котором два персонажа (например, друзья Вася и Петя) оказываются в ситуации, когда им предлагают выпить алкоголь.
2. Разделите участников на две группы: одна будет играть роль Васи, другая — Пети.
3. Проведите ролевую игру, в которой Вася и Петя сталкиваются с ситуацией, когда им предлагают выпить алкоголь.
4. Обратите внимание на то, как персонажи реагируют на предложение, какие аргументы используют для отказа и как справляются с давлением сверстников.
5. Обсудите результаты игры, подчеркните важность умения противостоять давлению и уговорам, а также правильного выбора друзей.
Цель проведения ролевых игр: научить детей противостоять давлению сверстников и уговорам принять алкоголь.
Задачи таких игр:
Научить детей анализировать ситуации, связанные с потреблением алкоголя, и определять возможные последствия.
Развивать навыки критического мышления и умение принимать обоснованные решения.
Обучать детей эффективным стратегиям противостояния давлению сверстников и уговорам принять алкоголь.
Формировать у детей здоровые ценности и убеждения относительно потребления алкоголя.
Методы и приемы:
Дебаты между группами.
Обсуждение и ответы на вопросы.
Демонстрация видеоматериалов.
Предполагаемые результаты работы:
Повышение уровня знаний подростков о вреде алкоголя.
Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя.
Развитие навыков принятия обоснованных решений и умения сказать “нет”.
Занятие 3
Занятие: “Я уникальный” (позитивная профилактика)
Цель: Повышение самооценки подростков через осознание своей уникальности.
Задачи:
Прояснить “Я-концепцию” подростков.
Развить осознание индивидуальных и личностных особенностей.
Способствовать укреплению класса.
Повысить самооценку подростков.
План занятия
Приветствие и знакомство.
Упражнение “Все лучшее о себе”, где подростки записывают положительные прилагательные о себе, начинающиеся с букв имени.
Упражнение "Я - ..." Написать на листочке 5-10 фраз о себе, отвечая на вопросы "Кто ты? Какой ты?" Прочитать вслух свои ответы. Можно поделиться на пары и в парах прочитать друг другу свои ответы, затем обменяться комплиментами. После этого поменять состав пар.
Упражнение "похвала по кругу". По очереди каждый встает и говорит что-то хорошее о своем соседе. Тот благодарит и соглашается или добавляет о себе что-то еще, что ему кажется важным. Выводы ведущего о том, что индивидуальность - главное в человеке.
Обсуждение и анализ результатов теста.
Упражнение на визуализацию, направленное на создание позитивного образа внутреннего мира.
Рисование своего внутреннего мира.
Рефлексия и обсуждение чувств и эмоций, вызванных занятием.
Домашнее задание: постарайтесь начинать каждое утро с похвалы самому себе (за свою внешность, одежду, улыбку и т.д.), а каждый вечер вспоминать чтото хорошее, случившееся за день.
Методы и приемы:
Тесты и упражнения
Рисование
Обсуждение и анализ результатов теста.
Рефлексия и обсуждение чувств и эмоций, вызванных занятием.
Предполагаемые результаты работы:
Повышение уровня самооценки подростков.
Развитие навыков самоанализа и саморефлексии.
Улучшение взаимоотношений в классе.
Формирование позитивного отношения к себе и окружающим.
Занятие 4
Рисование плакатов на тему здорового образа жизни
Цель: Создание визуального материала, пропагандирующего здоровый образ жизни среди подростков.
Задачи:
Информирование подростков о важности здорового образа жизни.
Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Протокол занятия:
Приветствие и знакомство.
Беседа о здоровом образе жизни и его преимуществах.
Демонстрация примеров баннеров на тему здорового образа жизни.
Выбор темы и стиля баннера.
Разработка концепции и дизайна баннера.
Рисование баннера с использованием различных техник и материалов.
Презентация и обсуждение готовых работ.
Подведение итогов занятия.
Методы и приемы:
Беседа о здоровом образе жизни и его преимуществах.
Презентация и обсуждение готовых работ.
Рисование
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня знаний подростков о здоровом образе жизни.
Развитие творческих способностей и художественного вкуса.
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Создание визуального материала, который будет использоваться для пропаганды здорового образа жизни среди подростков.
Занятие 5
Спортивная эстафета “Мы за ЗОЖ!”
Цель: Пропаганда здорового образа жизни среди подростков через участие в спортивной эстафете.
Задачи:
Привлечение внимания подростков к важности физической активности и здорового питания.
Развитие командного духа и взаимопомощи.
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Протокол проведения эстафеты:
Приветствие и знакомство.
Беседа о здоровом образе жизни и его преимуществах.
Разделение на команды.
Проведение эстафеты с различными спортивными заданиями:
Подведение итогов и награждение.
Рефлексия и обсуждение чувств и эмоций, вызванных эстафетой.
Завершение мероприятия.
Методы и приемы:
Организация эстафеты с различными спортивными заданиями.
Использование мотивирующих лозунгов и плакатов о здоровом образе жизни.
Проведение конкурсов на знание основ здорового питания и физической активности.
Награждение участников и команд.
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня знаний подростков о здоровом образе жизни.
Развитие физических качеств и навыков командной работы.
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
Повышение самооценки и уверенности в себе.
Создание атмосферы праздника и мотивации к здоровому образу жизни
Занятие 6
Тема «Алкоголь: заблуждения о нём»
Цель: Развенчание мифов и заблуждений об алкоголе, повышение осведомлённости о его вреде.
Задачи:
Познакомить подростков с реальными фактами об алкоголе.
Обсудить влияние алкоголя на здоровье и социальное поведение.
Сформировать негативное отношение к употреблению алкоголя.
Развить критическое мышление и умение анализировать информацию.
План занятия
Приветствие.
Упражнение-активатор.
Мозговой штурм «Заблуждения об алкоголе». Деление доски на две части: в первой части ведущий записывает популярные представления об алкоголе, названные участниками (снимает напряжение, полезен, необходим для праздников). Во второй интерпретирует эти представления, развенчивая мифы. Ведущий подчеркивает кратковременный эффект приятных ощущений, отрицает лечебные качества (больше вреда, чем пользы).
Упражнение «С закрытыми глазами». Ведущий предлагает участникам написать на бумажках названия любимых предметов (до 5) и разложить перед собой. Желающим завязывают глаза и в это время ведущий может забрать или деформировать одну или несколько бумажек. Ведущий обсуждает с группой: теряет ли человек, употребивший алкоголь контроль над происходящим, изменяется ли его внимание, физические способности, можно ли при этом лишится дорогих, любимых вещей.
Игра “Правда или миф?” для закрепления знаний
Рефлексия.
Методы и приёмы:
Беседа о мифах и заблуждениях об алкоголе.
Дискуссия о влиянии алкоголя на различные аспекты жизни.
Игры
Рефлексия и обсуждение чувств и эмоций, вызванных занятием.
Предполагаемые результаты:
Повышение уровня знаний подростков об алкоголе.
Формирование негативного отношения к употреблению алкоголя.
Развитие навыков критического мышления и анализа информации.
Занятие 7
Встречи с успешными людьми, ведущими здоровый образ жизни для подростков
Цель: Вдохновить подростков на ведение здорового образа жизни через общение с успешными людьми, демонстрирующими приверженность здоровому образу жизни.
Задачи:
Показать подросткам, что здоровый образ жизни способствует успеху и благополучию.
Поделиться историями успеха и преодоления трудностей благодаря здоровому образу жизни.
Мотивировать подростков к заботе о своём здоровье и развитии.
Создать атмосферу доверия и открытости для обсуждения вопросов здорового образа жизни.
Протокол беседы:
Приветствие и знакомство.
Рассказ успешных людей о своём пути к здоровому образу жизни.
Обсуждение влияния здорового образа жизни на успех и благополучие.
Ответы на вопросы подростков.
Мотивация и вдохновение подростков на ведение здорового образа жизни.
Завершение встречи и обмен контактами.
Методы и приемы:
Организация встреч с успешными людьми, ведущими здоровый образ жизни.
Подготовка вопросов для обсуждения, направленных на мотивацию и вдохновение подростков.
Создание комфортной обстановки для открытого диалога.
Возможность для подростков задать вопросы и поделиться своими мыслями.
Предполагаемые результаты:
Повышение интереса подростков к здоровому образу жизни.
Осознание важности заботы о своём здоровье для достижения успеха.
Развитие навыков самодисциплины и самоконтроля.
Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Занятие 1
Цель: формирование активного отношения родителей к проблемам табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте.
Задачи:
1.Выявление источников приобщения подростков к вредным привычкам.
2.Объяснить, как алкоголь влияет на психическое состояние и развитие подростка.
3.Обсудить социальные и юридические последствия употребления алкоголя несовершеннолетними.
4.Предложить альтернативы употреблению алкоголя.
Оборудование: лекционный зал, проектор.
Методы и приемы: проведение родительского собрания, формирование из родительского актива групп поддержки для родителей «проблемных» семей.
1. Проведение лекции на тему особенностей возрастного развития подростка, для того чтобы родители понимали мотивы поведения и поступков детей, причины, побуждающие ребенка употреблять ПАВ.
2. Составление рекомендаций для взрослых по общению с подростками.
Предполагаемые результаты работы: сформировано активное отношение родителей к проблемам употребления ПАВ в подростковом возрасте, проведена просветительная работа по влиянию ПАВ на организм подростка.
Занятие 2
Цель: формирование активного отношения родителей к проблемам табакокурения, алкоголизма и наркомании в подростковом возрасте.
Задачи: Выявление источников приобщения подростков к вредным привычкам. Освоение навыков продуктивного взаимодействия родителей с детьми по профилактике зависимостей.
Оборудование: лекционный зал, проектор.
Методы и приемы: проведение родительского собрания, круглого стола, установление взаимодействия с родителями подростков группы риска. Социальное вмешательство в семью при наличии асоциального образа жизни родителей.
1. Лекция на тему того, какие проблемы побуждают подростков начать употреблять, группы риска.
2. Составление рекомендаций для родителей по предотвращению возникновения зависимости у ребенка.
3. Выявление признаков и симптомов того, что твой ребенок употребляет ПАВ.
4. Групповая работа: как донести до ребенка важность здорового образа жизни?
Предполагаемые результаты работы: выявлены способы определения того, что твой ребенок употребляет, выявлены группы риска. Проведена работа по обучению родителей замечать и предотвращать возникновение зависимости у ребенка.
СОВМЕСТНАЯ РАБОТА РОДИТЕЛЕЙ И РЕБЁНКА
Занятие 1
Цель: формирование отношение родителей и детей подросткового возраста к здоровому образу жизни и как наладить отношение между родителем и ребенком.
Задачи: Наладить доверительные отношения между родителем и ребенком, приобщение родителей и детей к здоровому образу жизни.
Оборудование: большой лекционный зал, проектор.
Методы и приемы: Родители очень мало обращают внимание на детей в подростковом возрасте, думая, что они уже взрослые и родители сами не замечают, как портятся отношения между ними, дети начинают принимать алкоголь, привыкают к табакокурению. Родителям важно- налаживать доверительные отношения с ребенком, заниматься спортом и проводить время с детьми.
1. Игры на доверие (важно выстроить доверительные отношения между родителем и ребенком)
2. Письмо от родителя ребенку, от ребенка родителю (очень часто страшно сказать или выразить свои мысли в живую поэтому можно написать друг-другу письмо)
3. Советы от психолога на тему: «Как правильно общаться с детьми подросткового возраста», «Как объяснить почему важно заниматься спортом и вести здоровый образ жизни». Также для ребенка: «как выстроить хорошие отношения с родителями».
Предполагаемые результаты работы: Сформированное здоровое отношение между родителем и ребенком, детям не страшно раскрыться перед родителем, родитель принимает ребенка и прививает любовь к здоровому образу жизни
Занятие 2
Цель: формирование отношение родителей и детей подросткового возраста к здоровому образу жизни и как наладить отношение между родителем и ребенком.
Задачи: Наладить доверительные отношения между родителем и ребенком, приобщение родителей и детей к здоровому образу жизни, заинтересовать детей к спорту и правильному питанию
Оборудование: большой лекционный зал, проектор
Методы и приемы:
- фильм на тему: «Спорт – это жизнь» (обсуждение после фильма, какой самый любимый спорт ребенка и родителя)
- небольшой ролик на тему: курение и алкоголь вредит здоровью
- Совместный семейный спортивный поход (родителям важно показывать пример своим детям, так как все дети хотят быть похожими на своих родителей
Предполагаемые результаты работы: У участников сформировалась любовь к спорту, родители и дети совместно проникаются в работу и совместно преодолевают все трудности.