Профилактика детского травматизма
Подготовила:
ст. воспитатель
МАДОУ Детский сад «Сказка
п. Первомайский
Фролова О.П.
Актуальность
- Есть проблемы, успешное решение которых волнует всех. Именно к таким относится, ставшая остро социальной во всех странах мира, проблема детского травматизма.
- В нашей стране профилактикой травматизма у детей начали заниматься с 1919г. Все попытки снизить процент детского травматизма не имели успеха. Отсутствовала система в работе. В 1936г. была принята программа, предусматривающая изучение природы несчастных случаев с детьми, а также подготовку медицинских и педагогических кадров и воспитание родителей.
- В настоящее время бытовые нетранспортные травмы составляют от 80 до 90% всех случаев. На травматизм дошкольников падает 1/4 часть всего детского травматизма, хотя дети этого возраста в основном все находятся под присмотром взрослых.
- Социальная острота проблемы травматизма детей диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике детского травматизма, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Причины детского травматизма
Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны.
Прежде всего, это:
- неблагоустроенность внешней среды;
- халатность, недосмотр взрослых;
- неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время
игр, в связи с отсутствием опыта и
специальных знаний или
неумение их использовать.
Возрастные особенности травмирования детей
Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей:
- любознательность,
- эмоциональность;
- большая подвижность;
- недостаток жизненного опыта,
(а отсюда отсутствие чувства опасности);
- расторможенность и высокая возбудимость детей
(азарт и лихачество, особенно у мальчиков).
Виды травм
- падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись);
- падения с высоты (мебель, дерево…);
- ранения (ножницы, стекло, гвоздь, нож);
- ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества);
- ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька);
- обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду);
- укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые);
- отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища);
- повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы);
- ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом);
- занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).
Травмоопасные ситуации:
- в процессе подвижных игр
- (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.);
- в результате детских шалостей, шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов);
- при катании на велосипеде, самокате
- при купании в водоемах;
- во время игр на проезжей части…
Особая нагрузка по профилактике травматизма ложится на педагогов ДОУ: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования инструкции по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях дошкольного учреждения, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня,
согласно требованиям СанПиНа и
ФГОС ДО к организации режима дня и
непосредственно образовательной
деятельности.
Постановка цели и определение задач:
Создание комплексной системы работы по профилактике детского
травматизма, направленной на формирование культуры безопасности
жизнедеятельности
Задачи:
- Администрация ДОУ обязана создать безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль охраны жизни и здоровья детей.
- Задача персонала ДОУ - предупредить травмоопасные ситуации, обеспечить детям полную безопасность во время пребывания их в ДОУ, воспитать у детей чувство самосохранения (для этого проводится плановая и систематическая работа с детьми в разных формах).
Нормативные документы
Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в дощкольном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации.
В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами:
- Федеральным законом «Об образовании»;
- Инструкцией по охране жизни и здоровья детей;
- Планом работы ДОУ по предупреждению травматизма;
- СанПиН, ФГОС ДО;
- Должностные инструкции работников ДОУ.
Предупреждение детского травматизма
Основные направления работы по профилактике детского травматизма
Работа с персоналом ДОУ
Безопасность оснащения среды ДОУ
Работа с детьми
Работа с родителями
Безопасность оснащения среды ДОУ
Вся мебель в групповых помещениях, залах, прогулочных участках должна быть надежно закреплена и не травмоопасна.
Лестницы должны иметь хорошо закреплённые перила разного уровня
в соответствии с ростом детей,
а лестничные марши ограждения.
- Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены специальными решетками выше уровня роста ребенка.
- Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка.
- Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми.
- Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным, посторонним лицам, транспорту.
- Песочницы после прогулок должны закрываться чехлами
Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода.
Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега.
На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников.
Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для
обработки и подкормки деревьев,
кустарников, растений цветников и
огородов во избежание отравлений
детей и персонала дошкольного
учреждения.
Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН, и ФГОС ДО.
Работа с персоналом ДОУ
Профилактические мероприятия с дошкольниками
Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов.
Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы
сознательно избежать травмоопасной
ситуации, но это очень непросто, т.к. у
детей этого возраста нет еще опыта и специальных знаний.
Формы работы с детьми
Встреча с представителями ГИБДД п. Первомайский
Выставка творческих работ Развлечение по ОБЖ
Выставка детских рисунков Целевая прогулка
- Если работа по воспитанию навыков безопасного поведения у детей будет проводиться в системе, то можно добиться следующих результатов:
1. У детей появится стремление расширить свой кругозор по данной теме
2. Появится потребность утвердиться в свoем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
Больше внимания следует уделять организации различных видов деятельности с целью приобретения детьми опыта безопасного поведения. Все, чему учат детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Беседы: «Как вести себя на улице», «Один дома», «Дорога и пешеход» и др. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.
Профилактические мероприятия с родителями
Работа по снижению детского травматизма не будет полноценной и эффективной без активной помощи родителей. В семье ребенок делает первые шаги, в семье приобретаются первые навыки и умения, формируются привычки. Проводя работу с родителями, необходимо помочь им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него. Важно убедить родителей в том, что они могут обучить детей избегать опасных ситуаций, влекущих за собой получение травмы. Нужно построить работу так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка.
.
Работа родителей по предупреждению травматизма должна идти в 2 направлениях: 1. Устранение травмоопасных ситуаций в жизни ребенка. 2. Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма. Важно при этом не развить у ребенка чувства робости и страха, а, наоборот, внушить ему, что опасности можно избежать, если вести себя правильно
Формы работы с родителями
Не забывайте, что пример взрослого для ребенка заразителен!
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания !!!!
Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема
для взрослых.
Взрослые обязаны предупреждать
Возможные риски и ограждать детей
от них.
Администрация дошкольного учреждения обязана:
- создать безопасную среду пребывания детей во всех помещениях ДОУ и обеспечить постоянный жесткий контроль охраны жизни и здоровья детей;
- создать комплексную систему работы со всеми взрослыми (сотрудники, родители) по профилактике детского травматизма, направленную на формирование культуры безопасности жизнедеятельности дошкольников!
Будьте здоровы и счастливы!!!