МБОУ «Вечерняя школа № 1»
Приказчик Е.Ю., вр.и.о.директора
Профилактика и противодействие буллингу в образовательной организации
Англоязычное слово «буллинг» (bullying) стало общепринятым для обозначения агрессивного поведения относительно человека, проявляющееся в насилии, травле, преследовании, терроре. Буллинг серьезно влияет на благополучие школьников: эмоциональное, физическое, академическую успеваемость и т.д. Кроме того, буллинг вносит свой вклад в ухудшение школьного климата. Крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности образовательной среды и профилактики негативных явлений.
Все превентивные действия можно разделить на следующие категории:
1. Текущая работа: обсуждение и мониторинг ситуации общения между школьниками по классам.
2. Просветительская работа со всеми категориями участников образовательного процесса: учащимися, педагогами, родителями.
3. Создание и распространение информационных материалов.
Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы, направленные на работу с учащимися:
• Обсуждение в рамках классных часов таких вопросов: что такое травля, какие виды травли бывают, что делать, если травля происходит на моих глазах, что делать, если я знаю о травле в отношении одноклассника или другого ребенка из школы. (Очень важным моментом является установка на то, чтобы вмешательство в ситуации школьной травли или сообщение о них не воспринималось детьми как проявление ябедничества. Принципиальным моментом, который должны понимать и разделять как педагоги, так и дети, является, то, что вмешательство в травлю или сообщение о ней происходит с целью сделать жизнь одноклассника или товарища по школе лучше, а «ябедничество» преследует обратную цель – навредить кому-либо).
• Обсуждение на классных часах или уроках литературы произведений искусства, посвященных проблеме травли, например, х/ф «Чучело» (режиссер Р. Быков) или главу «Ивины» из книги «Детство» (Л.Н. Толстой).
• Обсуждение на классных часах правил поведения в классе и школе.
• Проведение групповых занятий в рамках классных часов или занятий с психологом на темы уважения к окружающим, ответственности, эмпатии, способам бесконфликтного поведения.
• Создание группы «управления гневом» для наиболее агрессивных учащихся школы.
• Создание группы поддержки для тех, кто был вовлечен в травлю в качестве жертвы.
• Проведение конкурса антибуллинговых плакатов.
Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы для педагогов.
• Проведение обучающего семинара, посвященного способам работы с ситуациями травли.
• Проведение педагогического совета, посвященного выработке единой позиции школы в отношении травли и способа фиксации инцидентов травли.
• Проведение групповых встреч для классных руководителей и психологов с целью обмена опытом работы со случаями травли, обмена методическим материалами для классных часов, посвященных профилактике травли и поддержке, в случае необходимости.
Возможные мероприятия в рамках антибуллинговой программы для родителей
• Просветительская работа на классных собраниях, посвященная информированию о травле, ее видах и способах вмешательства, если они видят подобное поведение на школьном дворе.
• Проведение родительских клубов на темы: «Как разговаривать с детьми о травле?», «Что делать, если мой ребенок стал жертвой травли?», «Что делать, если мой ребенок проявляет агрессию к другим детям?
Для того, чтобы образовательная организация могла взять проблему буллинга под контроль, необходимо развивать восприимчивость к этой теме у всех участников образовательного процесса для своевременного распознавания проблемы и эффективного противодействия. Именно поэтому так важно знать о том, как распознать буллинг, какие существуют методы и возможности для проведения антибуллинговой работы, а так же осуществлять долговременную профилактику.