СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика и разрешение конфликтов в образовательной среде.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описаны причины возникновения конфликтов. Правила взаимодействия с учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Профилактика и разрешение конфликтов в образовательной среде.»

Профилактика и разрешение конфликтов

в образовательной среде.



Агрессивное, противоправное поведение — явление, достаточно распространенное в нашей среде. Понятно, что без внимания данное поведение оставлять нельзя, но, наша реакция на конфликт, как правило, сводится к ругани, наказанию, угрозам, штрафам, «накручиванию» родителей по поводу поведения их сына, и т.д.

Тогда как внимание педагога должно быть сосредоточено на состоянии подростка, которое может иметь разные причины связанные:

  • с обстоятельствами (запугивают, препятствуют, лишают);

  • с деятельностью (отсутствие умений (не получается), смысла (низкая мотивация, отсутствие интереса), средств, опыта);

  • с оценочным отношением окружающих (недоверие, недоброжелательность, насмешки, низкая оценка);

  • с жизненными коллизиями (ссора, разрыв отношений, тайный поступок, дурные мысли);

  • с самооценкой (оценка внешности, способностей, характера).

Кроме того, типичными причинами могут быть:

  • стремление привлечь к себе внимание;

  • стремление к самоутверждению (многие действия подростков, производящие неблагоприятное впечатление, продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;)

  • нравственно-духовная незрелость, ведущая к десакрализации человеческих ценностей, обесцениванию чувства любви, добра;

  • стремление отомстить  за пережитые обиды, боль, унижение.


Выявление этих причин является очень важным в работе, ведь конкретное поведение — это всегда следствие чего-то. Даже если поступок имел ситуативные предпосылки и не являлся сознательно мотивированным, следует обратиться к истокам.

Работа по изменению поведения сопровождается выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. 

Важно, чтобы подросток не просто осознал негативность девиантных поступков, но и выработал формы альтернативного поведения.

При работе с подростком должна использоваться стратегия «Предотвращение рецидива», которая заключается в следующем.

1. Обсуждение в деталях выбранного поведения, а также признаков, по которым можно определить, что произошел срыв.
2. Выявление ситуаций, лиц, мест, событий, которые могут провоцировать срыв.
3. Выявление лиц, обстоятельств, условий, которые помогут придерживаться желаемого поведения.
4. Выявление факторов, которые помогут пережить трудные ситуации.
5. Выявление навыков и качеств, которые необходимы, чтобы удержаться от негативных поступков.
6. Подробное перечисление будущих выгод от нового поведения.
7. Разработка конкретных поощрений и компенсаций (вознаграждений) за хорошо выполненную работу — реализацию нового поведения.

Особое внимание хочется обратить на то, что нередко агрессивное поведение провоцируется самими взрослыми, их неумением или нежеланием постигнуть внутренний мир подростка.

Демонстрация неагрессивного поведения со стороны взрослого – является одним из важных моментов воспитания. Важно уметь избегать ситуаций агрессии.

Типичными ошибками взрослых в подобных случаях являются: угрожающий тон разговора, повышение голоса; насмешки и высмеивание; негативная оценка личности ребенка; привлечение в конфликт посторонних людей; демонстрация власти (фразы типа «Будет так, как я сказал!»); проповеди и чтение морали; обобщения типа «Ты, как всегда...».

Особое внимание и отношение заслуживают дети с ОВЗ, почему?

- они сверхчувствительны к негативному отношению к себе;

- заранее настроены на негативное восприятие себя со стороны окружающих; - не оценивают собственную агрессию как агрессивное поведение;

- всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;

- склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;

- имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию;

- в отношениях проявляют низкий уровень эмпатии;

- слабо развит контроль над своими эмоциями;

- боятся непредсказуемости в поведении взрослых;

- имеют неврологические недостатки: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;

- не умеют прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации);

- свойственна неадекватная самооценка (завышенная, либо заниженная), а также высокий уровень тревожности.

В случае незначительной агрессии ребенка с ОВЗ, не представляющей большой угрозы, можно воспринять ее, переключив внимание ребенка с помощью какого-то задания, либо установить с ребенком обратную связь: проявить заинтересованность, доброжелательность и твердость, которые касаются именно конкретного поступка, а не личности в целом.

Правила взаимодействия с обучающимися:

Гибкость
Использование различных форм, способов и стратегий работы в зависимости от конкретного случая. 
При работе с тревожными детьми с чувством вины и ощущением неадекватности проявляю интерес к их чувствам.  В работе же с несговорчивыми правонарушителями эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.

Правило гибкости также означает, что, если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.

Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективной настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка. (На каждого подростка составлен психологический портрет учащегося – учитывать особенности каждого учащегося) – изучил ли кто-нибудь эту информацию?

Системность.
При оказании поддержки ребенку создается позитивная воспитывающая среда. 
Здесь происходит выявление значимых для подростка лиц: родители, авторитетные взрослые, друзья, и подключение их в процесс воспитания.

Таким образом, профилактика и разрешение конфликтов в образовательной среде осуществляется в результате систематической, педагогической деятельности, применения современных методов, средств и форм воспитания, направленных на установление доброжелательного межличностного взаимодействия, создание атмосферы открытости и доверия, снижению отрицательных эмоций.