Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе
Семинар-практикум для педагогов
Цель: Дать представление о конфликтах, возникающих в педагогическом коллективе, его причинах, особенностях, участниках, последствиях; способствовать сплочению коллектива, снятию эмоционального напряжения, развитию воображения, умения понимать друг друга без слов; обучать простым способам избавления от негативных эмоций; познакомить с результатами диагностического обследования коллектива.
Психолог: Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада видеть вас всех! Нашу встречу я хотела бы начать с притчи.
Притча «Коробочка»
Мораль притчи такова - все мы разные: у каждого из нас свои взгляды, привычки, мечты. А это значит, что наши интересы и интересы окружающих людей могут не совпадать. Иногда это становится причиной возникновения конфликтов (барьеров в общении).
- Встаньте, пожалуйста, те, кто никогда не попадал в конфликтную ситуацию, кто не знает и не представляет себе, что такое конфликт…
Никто из нас не встал.
Упражнение «Ассоциации»
- С чем ассоциируется у вас понятие «конфликт»? Какой образ подсказывает ваше воображение? Какие мысли, чувства, ощущения возникают при этом? На что « похож» конфликт? (Ответы)
- Назовите классический образец неразрешимого конфликта? (Классическим образцом неразрешимого конфликта могут служить два барана, не желающие уступить друг другу дорогу на узком мосту)
Упражнение «Плюсы и минусы конфликта»
На конфликт, как, наверное, и на любое явление действительности можно посмотреть с разных точек зрения и найти свои плюсы и минусы.
Участники делятся на 2 команды. Первой команде под названием «Плюс» даётся задание назвать, как можно больше позитивных последствий конфликта; второй команде «Минус» – описать негативные последствия конфликта (5 минут) (команды начинают отвечать, парируя друг другу: «Конфликт – это плохо, потому что … (1 команда), но зато … (2 команда))
Упражнение «Музей обидных воспоминаний»
Каждый из нас обижался и не один раз. Но одни люди умеют быстро расстаться с обидами, потому что обида- это ни что иное, как «ржавчина, разъедающая душу». Другие относятся к своим обидам как к большой ценности. Они их прячут, берегут, накапливают. А в конфликте предъявляют, усиливая, как им кажется, свою позицию. Результат такого собирательства — болезни. Попробуйте дома написать все свои обиды на листок, внимательно на них посмотрите и скажите им:
«Обиды, вы простите меня, но я отправляю вас в музей обидных воспоминаний. Вы остаетесь в прошлом, а я живу в настоящем и будущем. Лишняя тяжесть мне ни к чему! Прощайте!»
И порвите этот лист, или сожгите. В душе должны быть всегда уют и комфорт, спокойствие и мудрость. «Человек сам загораживает себе свет» сказал Эмерсон. Постарайтесь этого не делать.
Почему люди кричат (Философская притча)
В повседневной жизни человек имеет дело с самыми разнообразными ситуациями. Их общая совокупность, проявляющаяся и на работе, и дома, образует жизненное пространство человека. Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений и энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода и являются конфликты.
Стили поведения конфликтной личности (практикум) диагностика
Упражнение «Найди правильный ответ»
«Компромисс»:
«Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
«Приспособление»:
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
«Конкуренция»:
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
«Сотрудничество»:
«Чтобы я победил, ты должен проиграть».
«Избегание»:
«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Ответы:
1. Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
2. Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
3. Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
4. Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
5. Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я знаю, что в этом участия не принимаю».
Психолог: Из всех названных стилей какой является наиболее
- активным и эффективным (сотрудничество)
- наиболее конфликтным (соперничество)
- занимает промежуточную позицию, совмещая в себе активную и пассивную форму поведения (компромисс)
- пассивная форма поведения (избегание и приспособление)
Упражнение «Яблоко и червячок» (диагностическое)
Сядьте поудобнее, закройте глаза и представьте на минуту, будто вы – яблоко. Спелое, ароматное, наливное яблоко, которое живописно висит на веточке. Все любуются вами, восхищаются. Вдруг откуда не возьмись, подползает к вам червяк и говорит: «Сейчас я тебя буду есть!» Что бы вы ответили червяку? Откройте глаза и запишите свой ответ.
А теперь, когда вам известны способы выхода из конфликтной ситуации, проиллюстрируем их результатами нашего упражнения «Яблоко и червячок»(участники зачитывают свои ответы) Давайте определим, к какому способу выхода из конфликтной ситуации относятся ваши ответы (обсуждение)
Психолог: В коллективе работают совершенно разные люди. Скажите, чем мы все отличаемся?
Упражнение «Все мы разные»
- Какие, на ваш взгляд, существуют наиболее эффективные способы профилактики конфликтов в педагогическом коллективе? (создание благоприятной атмосферы, хорошего эмоционально-психологического климата, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении, не доводить ситуацию до конфликта, а предупреждать его возникновение).
- Назовите объективные обстоятельства, способствующие профилактике деструктивных конфликтов.
- Что способствует сплочению коллектива?
Психолог: С целью профилактики возникновения конфликтов в педагогическом коллективе необходимо проводить его изучение, т.е. осуществлять диагностику психологического климата, личностных качеств педагогов, определение «слабых» и «сильных» сторон и т.д. Сегодня я ознакомлю вас с результатами диагностики групповой сплоченности — чрезвычайно важного параметра, показывающего степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, и мы их проанализируем.
Практикум
Упражнение «Произнести свое имя с разным усилием голоса»
Упражнение выполняется стоя в круге. Каждому участнику предлагается по очереди произнести свое имя, постепенно усиливая громкость голоса. Первый произносит шепотом, последний должен прокричать. Затем идет обратный процесс по снижению силы голоса.
Упражнение «Договориться без слов»
Построиться по росту, длине волос, датам рождения (с января по декабрь), цвету глаз (от самых светлых до самых тёмных).
Упражнение «Танец шаманок»
Каждый участник держит в обеих руках за два конца ленту или шнур длиной 70 см, стоящие слева и справа присоединяют свои ленты и держат вместе. Звучит шаманская музыка, каждый по очереди задает определенное танцевальное движение, все остальные повторяют эти движения синхронно, так, чтобы ленты не смогли рассоединиться.
Психолог: Я желаю вам, чтобы вы и окружающие вас люди смотрели на мир светло и радостно, и всегда были готовы к сотрудничеству.
Релакс Язык прикосновений
Воспитатель ложится в позе звезды закрывает глаза под музыку все вокруг окружают и по сигналу начинают нажимать на разные части тела кроме лица и интимных зон.
Упражнение «Пожелай –ка»
Клубок передается по кругу наматываем на палец и передаем клубок по желанию любому участнику и называем его качества затем передаем клубок смотря друг дугу в глаза называем участника по имени и говорим пожелания. Попробуйте натените нитку наши отношения это связующая нить вот вы сейчас натянули почувствовали вот так же ив наших отношениях если кто то тянет то и отношения становятся тугими и натянутыми а теперь ослабте сильно сильно теперь она может даже упасть поэтому мы должны следить чтобы наши отношения были в норме помогать друг другу чтобы наши отношения были как одно целое
Упражнение «Аплодисменты»
Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой — радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить в аплодисменты.
До новых встреч!
Ситуация 1
У воспитателя возникла ссора с воспитанником из-за не желания дежурства в столовой. Ссора перешла в конфликт .
Обыграйте ситуацию:
Воспитатель
Воспитанник
Ситуация 2
Воспитанник грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним воспитателя и администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь кабинета, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Ситуация 1 Воспитанник грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним воспитателя и администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь кабинета, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго… Ситуация 2 Воспитатель в ответ на жалобы детей по поводу оскорблений со стороны воспитанника предложила наказать обидчика следующим образом. В ответ поднялось несколько рук. Дети разом плюнули в сторону Миши. Сила коллектива сработала.
|
КГУ «Областной центр реабилитации и социальной адаптации детей и подростков, город Щучинск»
Профилактика конфликтов в педагогическом коллективе
Семинар-практикум для педагогов

Психолог : Ибраева Н.Н.