СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профилактика жестокого обращения с детьми

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по профилактике жестокого обращения с детьми в семье сочетает в себе теоретический материал и практические ситуации. Рекомендовано школьному психологу, классному руководителю, педагогу школы

Просмотр содержимого документа
«Профилактика жестокого обращения с детьми»

Профилактика жестокого обращения с детьми ТОГБОУ «Казачья кадетская школа- интернат имени графа И.И. Воронцова- Дашкова» Педагог- психолог Войнова О.А.

Профилактика жестокого обращения с детьми

ТОГБОУ «Казачья кадетская школа- интернат имени графа

И.И. Воронцова- Дашкова»

Педагог- психолог

Войнова О.А.

По данным статистики Ежегодно в России около 17 тысяч детей - жертвы насильственных преступлений. Около двух миллионов детей избиваются родителями. Более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.  Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью. 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством. Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.

По данным статистики

  • Ежегодно в России около 17 тысяч детей - жертвы насильственных преступлений.
  • Около двух миллионов детей избиваются родителями.
  • Более 10 тыс. несовершеннолетних становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений.
  • Для 10% этих детей побои заканчиваются смертью.
  • 2 тыс. детей заканчивают жизнь самоубийством.
  • Более 50 тыс. детей уходят из дома, спасаясь от родителей.
Жестокое обращение Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны родителей, опекунов, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.

Жестокое обращение

  • Жестокое обращение с детьми – это все многообразие действий или бездействие со стороны родителей, опекунов, которые наносят вред физическому и психическому здоровью несовершеннолетнего, его развитию и благополучию, а также ущемляют его права или свободу.
Жестокое обращение

Жестокое обращение

Эмоциональное насилие Родитель  вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания «дебил», «тупица» частые сомнения в интеллектуальных возможностях ребенка, понижающие его самооценку завышенные требования к ребенку чрезвычайная критичность по отношению к ребенку пассивное лишение любви, холодность родителей равнодушие и раздражение как реакция на успех ребенка запрет для ребенка испытывать и выражать эмоции: «Не реви», «Не злись», «Отстань от меня», «Не путайся под ногами»… Ребенок  эмоционально невосприимчив, равнодушен; грустен, может наблюдаться депрессия; сосет пальцы, монотонно раскачивается; замкнут в себе или, наоборот, агрессивен; «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла; испытывает ночные приступы страха, плохо спит; не выказывает интереса к играм; страдает ночным или дневным недержанием мочи; могут быть головная боль, боли в животе и области сердца; замедлено физическое и общее развитие.

Эмоциональное насилие

  • Родитель

  • вербальные угрозы, оскорбления, унижения, обзывания «дебил», «тупица»
  • частые сомнения в интеллектуальных возможностях ребенка, понижающие его самооценку
  • завышенные требования к ребенку
  • чрезвычайная критичность по отношению к ребенку
  • пассивное лишение любви, холодность родителей
  • равнодушие и раздражение как реакция на успех ребенка
  • запрет для ребенка испытывать и выражать эмоции: «Не реви», «Не злись», «Отстань от меня», «Не путайся под ногами»…
  • Ребенок

  • эмоционально невосприимчив, равнодушен;
  • грустен, может наблюдаться депрессия;
  • сосет пальцы, монотонно раскачивается;
  • замкнут в себе или, наоборот, агрессивен;
  • «приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
  • испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
  • не выказывает интереса к играм;
  • страдает ночным или дневным недержанием мочи;
  • могут быть головная боль, боли в животе и области сердца;
  • замедлено физическое и общее развитие.
Влияние физических наказаний  Насилие порождает насилие  Физические наказания замедляется рост аллергия, диабет нарушения сна головные боли, боли в животе, диарея, энурез, язвы притупляются все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим; дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью становятся способными на убийство или другие преступления; высокая вероятность того¸ что во взрослом состоянии они станут притеснять своих собственных детей и родителей

Влияние физических наказаний Насилие порождает насилие

  • Физические наказания
  • замедляется рост
  • аллергия, диабет
  • нарушения сна
  • головные боли, боли в животе, диарея, энурез, язвы
  • притупляются все лучшие качества в детях,
  • способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;
  • дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью становятся способными на убийство или другие преступления;
  • высокая вероятность того¸ что во взрослом состоянии они станут притеснять своих собственных детей и родителей
Влияние насилия на развитие ребенка Психологические и поведенческие признаки: не удовлетворяются базовые потребности во внимании, любви, общении, защищенности поведение колеблется от активного непослушания до чрезвычайной пассивности, боязливость дети постарше ведут себя агрессивно либо уходят от общения утрачивают мотивацию гордости за свои достижения, теряется потребность поделиться горем, радостью, приласкаться, почувствовать тепло близких людей дети не учатся понимать эмоции других людей, не умеют и боятся выражать свои эмоции эмоционально неустойчивы, равнодушны, неумение справиться с гневом, страхом ребенок чувствует себя нежеланным, нелюбимым, относится к себе враждебно, с презрением плохо формируется привязанность к родителям депрессия, саморазрушающее поведение, суицид злоупотребление психоактивными веществами снижается успеваемость, формируется низкая самооценка нарушается интеллектуальное и речевое развитие

Влияние насилия на развитие ребенка

Психологические и поведенческие признаки:

  • не удовлетворяются базовые потребности во внимании, любви, общении, защищенности
  • поведение колеблется от активного непослушания до чрезвычайной пассивности, боязливость
  • дети постарше ведут себя агрессивно либо уходят от общения
  • утрачивают мотивацию гордости за свои достижения, теряется потребность поделиться горем, радостью, приласкаться, почувствовать тепло близких людей
  • дети не учатся понимать эмоции других людей, не умеют и боятся выражать свои эмоции
  • эмоционально неустойчивы, равнодушны, неумение справиться с гневом, страхом
  • ребенок чувствует себя нежеланным, нелюбимым, относится к себе враждебно, с презрением
  • плохо формируется привязанность к родителям
  • депрессия, саморазрушающее поведение, суицид
  • злоупотребление психоактивными веществами
  • снижается успеваемость, формируется низкая самооценка
  • нарушается интеллектуальное и речевое развитие
Упражнение «Самый неприятный человек»

Упражнение «Самый неприятный человек»

Техника «Вербализация эмоций» 1 этап. Я-сообщение о чувствах, которые вызывает поведение ребенка не содержит слов «ты», «вы», только ссылку на ситуации и отвлеченных людей. «Когда люди не выполняют свои обещания, у меня возникает досада и раздражение» 2 этап. Усиление я- сообщения. «Когда я говорю, что у меня возникает тревога и неудобство, а на это никак не реагируют, я начинаю испытывать тоску и обиду. Мне плохо, понимаешь?» 3 этап. Выражение пожелания, просьбы. «Я прошу тебя…» 4 этап. Назначение санкций. «Если ты еще раз сделаешь…., я, во- первых,…., во-вторых….» Санкции реалистичными и значимыми для ребенка, партнера 5 этап. Реализация санкций

Техника «Вербализация эмоций»

  • 1 этап. Я-сообщение о чувствах, которые вызывает поведение ребенка

не содержит слов «ты», «вы», только ссылку на ситуации и отвлеченных людей. «Когда люди не выполняют свои обещания, у меня возникает досада и раздражение»

  • 2 этап. Усиление я- сообщения. «Когда я говорю, что у меня возникает тревога и неудобство, а на это никак не реагируют, я начинаю испытывать тоску и обиду. Мне плохо, понимаешь?»
  • 3 этап. Выражение пожелания, просьбы. «Я прошу тебя…»
  • 4 этап. Назначение санкций. «Если ты еще раз сделаешь…., я, во- первых,…., во-вторых….»

Санкции реалистичными и значимыми для ребенка, партнера

  • 5 этап. Реализация санкций
Остерегайтесь ошибок 1. Ложные ты- сообщения. Старайтесь остерегаться «кентавров»: предложений, которые начинаются с местоимения «я», а заканчиваются упреком или обвинением. - Мне не нравится, когда ты плохо себя ведешь! 2. Скрытый упрек. Если в тексте я- сообщения содержится скрытый упрек, Вас не услышат и не поймут. - Я все делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что! 3. Неискренние я- сообщения - Я расстроюсь, если ты не ляжешь сейчас спать. 4. Полный отказ от ты- сообщений.  Положительные ты- сообщения использовать необходимо: - Ты мне очень помог. Ты сам вовремя лег спать, ты такой молодец! Помните, если не давать знать, что вы чувствуете, то человеку это может просто не прийти в голову.

Остерегайтесь ошибок

  • 1. Ложные ты- сообщения.

Старайтесь остерегаться «кентавров»: предложений, которые начинаются с местоимения «я», а заканчиваются упреком или обвинением.

- Мне не нравится, когда ты плохо себя ведешь!

  • 2. Скрытый упрек.

Если в тексте я- сообщения содержится скрытый упрек, Вас не услышат и не поймут.

- Я все делаю одна, с ног валюсь, а вам хоть бы что!

  • 3. Неискренние я- сообщения

- Я расстроюсь, если ты не ляжешь сейчас спать.

  • 4. Полный отказ от ты- сообщений.

Положительные ты- сообщения использовать необходимо:

- Ты мне очень помог. Ты сам вовремя лег спать, ты такой молодец!

  • Помните, если не давать знать, что вы чувствуете, то человеку это может просто не прийти в голову.
Техника активного слушания 1 . Повернитесь к ребенку лицом. Ваши глаза должны находиться на одном уровне. Нельзя говорить с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине. 2. В разговоре с расстроенным ребенком, не следует задавать вопросы. Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме. 3. В беседе держите паузы. Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и почувствовать, что вы рядом. 4 . В ответе ребенку повторите то, что, как вы поняли, случилось с ним и при этом обозначьте чувства ребенка.

Техника активного слушания

  • 1 . Повернитесь к ребенку лицом. Ваши глаза должны находиться на одном уровне.

Нельзя говорить с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или раковине.

  • 2. В разговоре с расстроенным ребенком, не следует задавать вопросы.

Ваши ответы должны звучать в утвердительной форме.

  • 3. В беседе держите паузы.

Пауза помогает ребенку разобраться в своих переживаниях и почувствовать, что вы рядом.

  • 4 . В ответе ребенку повторите то, что, как вы поняли, случилось с ним и при этом обозначьте чувства ребенка.

Диалог СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей. ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного.) СЫН: Да, не хочу. ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства.)  Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство .

Диалог

СЫН (с мрачным видом): Не буду больше водиться с Петей.

ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить. (Повторение услышанного.)

СЫН: Да, не хочу.

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся. (Обозначение чувства.)

Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам рассказал, при этом обозначив его чувство .

Упражнение на восприятие ребенка

Упражнение на восприятие ребенка

Анализ педагогических ситуаций

Анализ педагогических ситуаций

Притча «Уют любви и одобрения» “ Мастер утверждал, что большинство людей ищут не радость пробуждения и деятельности, а уют любви и одобрения. И проиллюстрировал эту мысль рассказом о своей младшей дочери, которая требовала, чтобы каждый вечер перед сном он читал ей сказки. Как-то Мастеру пришла идея начитать сказки на магнитофон. Маленькая девочка научилась включать его и несколько дней все шло хорошо, но однажды вечером дочка подошла к отцу и протянула ему книжку со сказками. - Ну же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон. - Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени”.

Притча «Уют любви и одобрения»

“ Мастер утверждал, что большинство людей ищут не радость пробуждения и деятельности, а уют любви и одобрения. И проиллюстрировал эту мысль рассказом о своей младшей дочери, которая требовала, чтобы каждый вечер перед сном он читал ей сказки.

Как-то Мастеру пришла идея начитать сказки на магнитофон. Маленькая девочка научилась включать его и несколько дней все шло хорошо, но однажды вечером дочка подошла к отцу и протянула ему книжку со сказками.

- Ну же, дорогая, ты ведь знаешь, как включать магнитофон.

- Знаю, - ответила девочка, - но я не могу сесть к нему на колени”.

Уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком. Спасибо за внимание

Уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении с ребенком.

Спасибо за внимание