Профориентационная работа в ДОУ
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике.
Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности - детская профориентация – есть неотъемлемая часть общекультурной среды, формирующая целостный жизненный опыт ребенка в социуме.
Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию.
Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Цель: формирование у воспитанников первоначальных представлений о видах и характерных особенностях профессий
Задачи:
Обогащать и конкретизировать представления детей о различных профессиях, воспитывать интерес и уважение к людям труда.
Закреплять умения детей выражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления.
Стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей.
Взаимодействовать с семьями воспитанников через организацию «Встречи с интересными людьми».
Воспитывать уважение к труду взрослых и его результатам; помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии через взаимодействие с социальными партнерами.
В настоящее время в дошкольных учреждениях существуют
проблемы ранней профориентации детей:
- Потенциальные возможности дошкольников к освоению опыта трудовой деятельности не реализуется в полной мере.
Не отработана система ознакомления дошкольников с миром профессий
Работа педагогов в ДОУ по ознакомлению дошкольников с трудом взрослых не нацелена на современный региональный и муниципальный рынок труда.
Детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.
Методы и приемы в работе с детьми по ранней профориентации:
Словесные:
Объяснение;
беседы с использованием игровых персонажей и наглядности Ситуативный разговор «Кем я хочу стать?»;
чтение детской художественной литературы , например, Б. Заходер «Все работы хороши», А. Барто «Шофёр», М. Пожарова «Воспитатель», С. Михалков «Дядя Стёпа милиционер», К Чуковский «Доктор Айболит»
знакомство с пословицами и поговорками о труде и профессиях ;
составление мини-рассказов о профессии родителей;
Наглядные :
показ;
иллюстрации;
фотовыставки;
просмотр видеозаписей.
Практические:
экспериментирование с разными материалами,
опыт хозяйственно-бытового труда,
трудовые поручения «Расставь игрушки» (дизайнер)
экскурсии в медицинский кабинет, в прачечную, на кухню
Центральное место в работе отводится игре. A.M.Горький писал: «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить». Игра — отражение жизни. Подавляющее большинство игр детей посвящено отображению труда людей разных профессий, поэтому наиболее целесообразно проводить работу по ранней профориентации дошкольников через организацию игровой деятельности.
Игровые методы и формы работы:
Дидактические игры «Кому, что нужно для работы?», «Кто, что делает?»,
Сюжетно-ролевые игры: именно через организацию сюжетно-ролевых игр формируются первичные представления о мире профессий и проявляется интерес к профессионально-трудовой деятельности. Сюжетно-ролевые игры позволяют удовлетворить основные потребности ребенка: познание окружающего мира, активные движения, общение, стремление к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых. В игре ребенок обогащается, преобразуется его субъективный опыт как важный источник собственного развития. Например, «Больница», «Ателье», «Детский сад»
Настольно-печатные игры «Разложи инструменты»
Игровые ситуации «Научим сервировать стол», «Кукла заболела».
Продуктивная деятельность- закрепить представления детей об инструментах в продуктах ручного труда и изодеятельности (расческа, палитра и кисточка, фартук и т.д.)
Театрализация: в ходе театрализованной деятельности у детей развивается общечеловеческая универсальность способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области. К тому же для детей театрализованное представление – это хорошая возможность хотя бы ненадолго стать героем, поверить в себя, услышать первые в своей жизни аплодисменты.
Спортивные мероприятия: «К доктору Айболиту», «Осторожно! Пожар»
Работа с родителями: Совершенно очевидно, что работа педагогов детского сада по ознакомлению детей с трудом взрослых не может принести желаемых результатов без соответствующей пропаганды среди родителей. Моя задача донести до сознания родителей, что знакомство ребенка с их трудом – это фактор огромного воспитывающего значения; что ребенок, зная, чем заняты они на производстве, проникается к ним особым уважением; что вместе с этим возвышается и их авторитет в глазах растущего человека. Воспитательный эффект труда повышается, если ребенок проявляет интерес к нему.
Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. Значит, мы хотим, чтобы наши дети:
- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;
- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда; - познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;
- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;
- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.
Ознакомление малышей с трудом взрослых – одна из главных задач учебно-воспитательной деятельности педагогов ДОУ. Желательно, чтобы профориентационные занятия для детей проводились не однократно и вне общего контекста, а органично вплетались в комплексный процесс развития дошкольников. Ведь самое важное в жизни делать то, что ты любишь и умеешь. Я согласна с выражением: «Сделайте свое хобби источником заработка - и вам не придется работать ни минуты!»