Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №44»
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Автор составитель: Дмитриева Валентина Анатольевна,
учитель начальных классов
Курск, 2023
"Существует тысячи профессий.
Хочешь выбрать ту, которая лучше
всего подходит именно для тебя?
Постарайся познакомиться с максимальным их количеством.
Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего!"
(Грецов А.Г. "Выбираем профессию" )
Каждый ученик рано или поздно сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эту проблему решить довольно сложно, так как активной позиции в этом отношении у многих пока не сформировалось. Уже в начальной школе важно заинтересовать детей предстоящим выбором профессии.
Цель профориентации в начальной школе — расширение знаний о мире профессий и создание интереса к знаниям и миру труда.
Задачи:
* Повышение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми.
* Знакомство детей с различными профессиями;
* Развитие мотивации к работе через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
* Развитие творческих возможностей ребенка, интереса к различным профессиям.
В настоящее время российское общество предъявляет к системе образования новые требования: школа должна не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить своих выпускников к будущей жизни и профессиональной деятельности в новых экономических условиях.
Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера.
Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:
* каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность);
* у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности;
* каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения;
* все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.
В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о самом ребёнке и видим в нём только стандарт ученика. Это негативно отражается на формировании ребёнка как личности. Мы считаем, что на первое место в работе с детьми должен стать воспитательный процесс.
Только в этом случае мы сможем помочь нашим детям не потерять веру в будущее своей страны и в самого себя.
У истоков ответственного процесса формирования личностных качеств у каждого учащегося стоим мы - учителя начальных классов. От нас, во многом зависит, какими они будут. Нам важно не только вооружить учащихся прочными знаниями, соответствующими умениями и навыками, но и воспитать в них такие личностные качества как: доброту, отзывчивость, любовь к Родине, чувство общественного долга, ответственности за порученное дело, трудолюбие, инициативность, дисциплинированность, готовность трудиться честно и с душой.
Моральные качества, приобретённые человеком в детстве, по большей части, остаются в нём на всю жизнь. Именно такой подход должен быть в основе профориентации в начальных классах!
Профориентация – это самопознание, самоопределение и самореализация в профессии.
Профессия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.
В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.
В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.
Необходимо создать условия для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах различных профессий.
Для этого нужно:
* сформировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии (содержание труда, орудия труда, правила поведения в процессе трудовой деятельности);
* познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
* сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к труду, полезному для себя и общества;
* развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;
* развивать личность в каждом ученике;
* создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;
* поддерживать творческие устремления и действия каждого ученика.
Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире будут его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.
Классный руководитель:
* составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
* организует индивидуальные и групповые беседы, игры, классные часы, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения;
* ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, фиксируются в индивидуальной карте ученика);
* помогает учащимся осуществлять анализ собственных достижений, составлять портфолио;
* организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
* оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся по проблеме самоопределения;
* приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с рассказами о своей профессии, привлекает их для организации кружковой работы.
Формы работы с детьми определяются в соответствии с возрастными особенностями. Это могут быть: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, конкурсы, концерты, викторины, беседы, психологические игры, упражнения, тестирования, олимпиады, экскурсии, проектная и исследовательская деятельность.
1 КЛАСС - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ
Профориентационная работа в 1 классе состоит:
* в формировании у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей;
* в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике;
* в воспитании уважения к людям труда.
Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с первого класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
2 КЛАСС - ВТОРАЯ СТУПЕНЬ
Профориентационная работа во 2 классе:
* знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых), расширение их представлений о разных профессиях.
Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.
Какие нужны способности для выполнения того или иного вида труда?
Например, парикмахеру? Фантазия, аккуратность, внимательность, доброжелательность, позитивное общение с клиентом. А хирургу – знание анатомии и физиологии человека, хорошее зрение, мелкая моторика рук. Спортсмену – режим, здоровый образ жизни, усердие, наследственные задатки. А какими способностями обладаете вы?
Такими вопросами начинаем работу по профессиональной ориентации во втором классе. Главной идеей такой работы должно стать желание дать ученикам представление о различных профессиях; обогатить знания детей о современных профессиях; развивать кругозор, активизировать речь
3 КЛАСС – ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ
Профориентационная работа в 3 классе:
* продолжение развития обще-трудовых знаний, умений и навыков;
* знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями;
* выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей.
У школьников формируется активность и инициативность, способствующие в дальнейшем поиску полезных дел. Кроме того, у них формируется чувство ответственности за качество выполняемой работы.
4 КЛАСС – ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ
Профориентационная работа в 4 классе:
* обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда;
* расширять и углублять представления о различных профессиях.
Такие подходы позволят выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.
Реализация такой программы позволит:
* сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыки и умения общего труда;
* воспитать в детях уважение к людям любой профессии;
* повысить уровень знаний о мире профессий;
* выяснить первые профессиональные предпочтения у учащихся младшего школьного возраста, а в старшем школьном возрасте сделать обдуманный, окончательный выбор будущей профессии;
* сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.
В начальной школе ранняя профориентационная подготовка крайне важна, на ее основе базируется дальнейшая работа с учащимися в среднем и старшем звене гимназии.
Итогом всей воспитательной работы является овладение детьми системой профориентационной работы, установление гуманистического типа отношений между людьми.
Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Используемые источники:
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2023/04/21/organizatsiya-professionalnoy-orientatsii
https://novoalschool2008.narod.ru/2021/3/programma_4_stupenki_rosta.pdf
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/26/mir-professiy-glazami-detey
https://pandia.ru/text/78/173/22089.php?ysclid=lxed5rlr1p963876203
https://infourok.ru/vospitatelnaya-programma-vse-mi-rodom-iz-detstva-1814737.html?ysclid=lxed6qqq9b511168110