СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профориентация в начальной школе (статья)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профориентация в начальной школе (статья)

Просмотр содержимого документа
«Профориентация в начальной школе (статья)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №44»










ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ









Автор составитель: Дмитриева Валентина Анатольевна,

учитель начальных классов




Курск, 2023

"Существует тысячи профессий.

Хочешь выбрать ту, которая лучше

всего подходит именно для тебя?

Постарайся познакомиться с максимальным их количеством.

Трудно сделать выбор, если не знаешь из чего!"

(Грецов А.Г. "Выбираем профессию" )

Каждый ученик рано или поздно сталкивается с проблемой выбора своей дальнейшей профессии. Эту проблему решить довольно сложно, так как активной позиции в этом отношении у многих пока не сформировалось. Уже в начальной школе важно заинтересовать детей предстоящим выбором профессии.

Цель профориентации в начальной школе — расширение знаний о мире профессий и создание интереса к знаниям и миру труда.

Задачи:

* Повышение кругозора и осведомленности ребенка о профессиях в процессе общения со взрослыми.

* Знакомство детей с различными профессиями;

* Развитие мотивации к работе через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;

* Развитие творческих возможностей ребенка, интереса к различным профессиям.
В настоящее время российское общество предъявляет к системе образования новые требования: школа должна не только организовать образовательный процесс и дать знания, но и подготовить своих выпускников к будущей жизни и профессиональной деятельности в новых экономических условиях.

Каждый из нас, наверное, хотел бы, чтобы в его семье, коллективе, классе была благополучная психологическая атмосфера.

Для этого, по-видимому, необходимо, чтобы выполнялись следующие условия:

* каждый член коллектива должен чувствовать себя в безопасности (имеется в виду физическая, психологическая и эмоциональная безопасность);

* у каждого должно быть сформировано положительное отношение к самому себе, чувство собственной уникальности, ценности;

* каждый должен уметь заводить дружбу и поддерживать дружеские отношения;

* все члены коллектива должны быть способны ставить определенные цели, быть компетентными при решении поставленных задач, а также уметь разрешать конфликтные ситуации.

В настоящее время огромное внимание в школах уделяется учебному процессу, формированию умений и навыков. Но порой, стремясь к постоянному улучшению результативности учебного процесса, мы забываем о самом ребёнке и видим в нём только стандарт ученика. Это негативно отражается на формировании ребёнка как личности. Мы считаем, что на первое место в работе с детьми должен стать воспитательный процесс.

Только в этом случае мы сможем помочь нашим детям не потерять веру в будущее своей страны и в самого себя.

У истоков ответственного процесса формирования личностных качеств у каждого учащегося стоим мы - учителя начальных классов. От нас, во многом зависит, какими они будут. Нам важно не только вооружить учащихся прочными знаниями, соответствующими умениями и навыками, но и воспитать в них такие личностные качества как: доброту, отзывчивость, любовь к Родине, чувство общественного долга, ответственности за порученное дело, трудолюбие, инициативность, дисциплинированность, готовность трудиться честно и с душой.

Моральные качества, приобретённые человеком в детстве, по большей части, остаются в нём на всю жизнь. Именно такой подход должен быть в основе профориентации в начальных классах!

Профориентация – это самопознание, самоопределение и самореализация в профессии.

Профессия (лат. professio - от profiteor - объявляю своим делом) - род трудовой активности человека, владеющего комплексом теоретических знаний и навыков, приобретённых в ходе специальной подготовки.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Необходимо создать условия для формирования конкретно-наглядных представлений о существенных сторонах различных профессий.

Для этого нужно:

* сформировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии (содержание труда, орудия труда, правила поведения в процессе трудовой деятельности);

* познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;

* сформировать мотивацию и интерес к трудовой и учебной деятельности, стремление к труду, полезному для себя и общества;

* развивать интеллектуальные и творческие возможности ребенка;

* развивать личность в каждом ученике;

* создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника;

* поддерживать творческие устремления и действия каждого ученика.

Чем больше профессий будет знакомо ребенку и чем шире будут его представления о мире профессий, тем меньше ошибок он совершит в дальнейшем в процессе формирования профессионального плана.


Классный руководитель:

* составляет план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

* организует индивидуальные и групповые беседы, игры, классные часы, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения;

* ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, фиксируются в индивидуальной карте ученика);

* помогает учащимся осуществлять анализ собственных достижений, составлять портфолио;

* организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

* оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования учащихся по проблеме самоопределения;

* приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками с рассказами о своей профессии, привлекает их для организации кружковой работы.


Формы работы с детьми определяются в соответствии с возрастными особенностями. Это могут быть: часы общения, игровые тренинги, праздники, игры, конкурсы, концерты, викторины, беседы, психологические игры, упражнения, тестирования, олимпиады, экскурсии, проектная и исследовательская деятельность.


1 КЛАСС - ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ

Профориентационная работа в 1 классе состоит:

* в формировании у школьников общих представлений о роли труда в жизни людей;

* в расширении знаний о производственной деятельности людей, о технике;

* в воспитании уважения к людям труда.

Возрастные и психологические особенности младших школьников позволяют уже с первого класса проводить определенную работу по расширению их представлений о труде, знакомить с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.


2 КЛАСС - ВТОРАЯ СТУПЕНЬ

Профориентационная работа во 2 классе:

* знакомство школьников с профессиями окружающих людей (родителей, знакомых), расширение их представлений о разных профессиях.

Второклассники учатся устанавливать отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки трудовой деятельности.

Какие нужны способности для выполнения того или иного вида труда?

Например, парикмахеру? Фантазия, аккуратность, внимательность, доброжелательность, позитивное общение с клиентом. А хирургу – знание анатомии и физиологии человека, хорошее зрение, мелкая моторика рук. Спортсмену – режим, здоровый образ жизни, усердие, наследственные задатки. А какими способностями обладаете вы?

Такими вопросами начинаем работу по профессиональной ориентации во втором классе. Главной идеей такой работы должно стать желание дать ученикам представление о различных профессиях; обогатить знания детей о современных профессиях; развивать кругозор, активизировать речь


3 КЛАСС – ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ

Профориентационная работа в 3 классе:

* продолжение развития обще-трудовых знаний, умений и навыков;

* знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями;

* выработка первых навыков организации своей работы и работы товарищей.

У школьников формируется активность и инициативность, способствующие в дальнейшем поиску полезных дел. Кроме того, у них формируется чувство ответственности за качество выполняемой работы.


4 КЛАСС – ЧЕТВЕРТАЯ СТУПЕНЬ

Профориентационная работа в 4 классе:

* обобщая и развивая представления о труде, полученные учащимися в 1-3 классах, продолжать воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда;

* расширять и углублять представления о различных профессиях.

Такие подходы позволят выработать у школьников и их родителей понимание важности целенаправленного раннего знакомства с миром профессий и уважительного отношения к любому труду, потребность в получении знаний о многообразии профессий, сформировать отношение к людям любого труда, как к высшей ценности общества.

Реализация такой программы позволит:

* сформировать, а в дальнейшем и закрепить навыки и умения общего труда;

* воспитать в детях уважение к людям любой профессии;

* повысить уровень знаний о мире профессий;

* выяснить первые профессиональные предпочтения у учащихся младшего школьного возраста, а в старшем школьном возрасте сделать обдуманный, окончательный выбор будущей профессии;

* сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.


Школьник будет понимать, насколько многообразен мир профессий, какие личностные и профессиональные качества нужно воспитывать в себе для успешного освоения выбранной профессии.

В начальной школе ранняя профориентационная подготовка крайне важна, на ее основе базируется дальнейшая работа с учащимися в среднем и старшем звене гимназии.

Итогом всей воспитательной работы является овладение детьми системой профориентационной работы, установление гуманистического типа отношений между людьми.

Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.


Используемые источники:

  1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2023/04/21/organizatsiya-professionalnoy-orientatsii

  2. https://novoalschool2008.narod.ru/2021/3/programma_4_stupenki_rosta.pdf

  3. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2013/02/26/mir-professiy-glazami-detey

  4. https://pandia.ru/text/78/173/22089.php?ysclid=lxed5rlr1p963876203

  5. https://infourok.ru/vospitatelnaya-programma-vse-mi-rodom-iz-detstva-1814737.html?ysclid=lxed6qqq9b511168110