СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Профсоюзный урок по теме "Проблемы безработицы"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводится в форме деловой игры.- соревнование между командами. Может быть использован на уроках финансовой грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Профсоюзный урок по теме "Проблемы безработицы"»











Профсоюзный урок по теме «Проблемы безработицы»



Учитель Бычкова А.А.

ГБОУ «Школа №1432»











Москва 2015г.





Вид урока: урок обобщения и усвоения знаний по теме «Рынок труда и безработица»

Тип урока: урок с применением информационных технологий, работа в группах.

Место урока: данный урок может быть использован

  • на уроках экономики в теме "Рынок труда и безработица" в 9-11 классах (в зависимости от уровня изучаемого предмета)

  • на уроках географии в теме "Структура населения России: трудовые ресурсы" в 9 классе

  • на занятиях элективных курсов по профориентации

Цели урока.

  • Обучающая: повторить и обобщить знания по теме «Рынок труда и безработица»сформировать знания о безработице, ее причинах, видах и последствиях.

  • Развивающая: формировать экономическое мышление через анализ информации, развитие умений и навыков сравнения и анализа, работы со статистическими данными, диаграммами и картами, формирование активности и уверенности в себе.

  • Воспитывающая: формировать коммуникативную компетентность через работу в группах, ответственность за экономические решения, уважение к труду, использование полученных знаний при выборе профессии и ориентации на рынке труда.

Форма урока

деловая игра – соревнование между командами. Каждая команда по ходу урока зарабатывает баллы за выполненные задания. Успешнее та команда, которая заработает наибольшее количество баллов за урок.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Приветствие учащихся.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся.

Итак, мы изучаем «Рынок труда». Назовите основные категории, с которыми мы работали на предыдущих уроках. Кто является главными действующими лицами на рынке труда?

Перед Вами 9 качеств, которыми должен обладать работник ( карточки со словами на слайде 1 и у команд на столе):

ЧЕСТНОСТЬ

НАДЕЖНОСТЬ

КВАЛИФИКАЦИЯ

КОММУНИКАБЕЛЬНОСТЬ

ЛИДЕРСТВО

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

ДЕЛОВИТОСТЬ

ВНЕШНИЕ ДАННЫЕ

УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАНИЯ

Расположите их по степени важности для Вашей команды. Карточки прикрепите на доске в порядке убывания в поле Вашей команды.

Проверка выполненного задания.

Чем руководствовались при расстановке качеств по порядку? Скорее всего Вы составили рейтинг предпочтений работников, которых бы Вы взяли на работу в свою фирму.

Почему ответы такие разные?

Учитель делает вывод: действительно, все мы разные, у каждого из нас субъективное мнение относительно характера и поведения людей.

К сожалению, в жизни бывают непредсказуемые вещи: работник и честный, и надежный, и исполнительный, а работы для него нет. Почему? И для многих таких, как он нет…

Итак, разговор на уроке у нас сегодня пойдет о…..(безработице) (слайд2)

  1. Объявление темы и целей урока.( слайд 3)



  1. Объяснение нового материала

В начале года мы говорили о том, что экономика как наука делится на два больших раздела. Каких? (микро- и макроэкономика)

Безработица – это микро- или макроэкономическая проблема? Почему? Чтобы ответить на все поставленные вопросы, необходимо рассмотреть структуру населения страны. (слайд 4)

Знакомство на примере России с понятиями, рассмотрение соотношения численности в отдельных группах населения страны.

Нетрудоспособное население - лица моложе 16 лет или достигшие пенсионного возраста, а также не работающие по состоянию здоровья во всех возрастах.

Трудоспособное население:

Добровольно незанятые - трудоспособные люди в трудоспособном возрасте, добровольно неработающие по найму или на индивидуальных предприятиях (старшеклассники общеобразовательных и специализированных школ, гимназий, лицеев, достигшие 16 лет; студенты дневных отделений ВУЗов, техникумов, колледжей; лица, занятые в домашнем хозяйстве). Подчеркнуть:   люди, искавшие работу, но отчаявшиеся её найти и поэтому прекратившие поиск работы, не желающие добровольно работать граждане.

Экономически активное население (рабочая сила) занятые + безработные

Занятые - люди, работающие полный рабочий день по найму или на индивидуальных предприятиях.

Безработные - люди, не имеющие работы, но желающие получить и активно ищущие ее.(слайд 5)

ПРИЗНАКИ БЕЗРАБОТНОГО:

Кто же у нас в России по закону является безработным?

1. Трудоспособный возраст:

  • лица не моложе 15 лет, так как в Российской Федерации согласно КЗоТ не допускается прием на работу лиц моложе 15 лет,

  • лица не старше 55 лет (женщины) и 60 лет (мужчины).

2. Отсутствие у человека постоянного источника заработка в течение некоторого времени.

3. Стремление человека найти работу (обращение в центр занятости, самостоятельные поиски)

Подсчет уровня безработицы для России.(слайд 6)

Уровень безработицы = 

Этот показатель является одним из основных измерителей состояния экономики. Высокий уровень безработицы свидетельствует о том, что трудовые и другие производственные ресурсы задействованы в недостаточной степени, что приводит к сокращению производства товаров и услуг (слайд 7)

Типы безработицы и государственные меры по ее снижению.

Давайте, на примере России обобщим возможные причины безработицы и пути ее снижения ( слайд 8):

1) Во-первых, структурные сдвиги в экономике, выражающиеся в том, что внедрение новых технологий, оборудования приводит к сокращению излишней рабочей силы.

2) Во-вторых, экономический спад или депрессия, которые вынуждают работодателей снижать потребность во всех ресурсах, в том числе и трудовых.

3) В-третьих, политика правительства и профсоюзов в области оплаты труда: повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу.

4) В-четвертых, сезонные изменения в уровне производства в отдельных отраслях экономики.

5) В-пятых, изменения в демографической структуре населения, в частности рост численности населения в трудоспособном возрасте увеличивает предложение труда и, следовательно, возрастает вероятность безработицы.

Поэтому безработица бывает: (слайд 9)

Фрикционная безработица (от слова "фрикция "- трение) связана с поиском работы и ожиданием выхода на работу. (слайд 10)

  • работники, находящиеся в процессе смены работы (переезд в другой город),

  • при переходе на новое место работы,

  • ищущие работу в первый раз (выпускники вузов, колледжей),

  • заново вступающие в ряды рабочей силы после добровольного отказа от работы (матери, вырастившие детей),

  • уволенные с работы по приказу администрации,

  • уволившиеся по собственному желанию,

  • ожидающие восстановления на прежней работе,

  • нашедшие работу, но еще не приступившие к ней.

(слайд 11) Фрикционная безработица представляет собой явление неизбежное, поскольку связана с естественными тенденциями в движении рабочей силы (люди всегда будут менять место работы, стремясь найти работу, в наибольшей степени соответствующую их предпочтениям и квалификации), и желательное, так как способствует более рациональному размещению рабочей силы и более высокой производительности (любимая работа всегда более производительная и творческая, чем та, которую человек заставляет себя выполнять).

Безработица этого типа обычно продолжается короткий период времени. Рабочих мест больше, чем безработных. Ищут работу готовые специалисты.

(слайд 12) Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, которые связаны:

  • с изменением структуры спроса на продукцию разных отраслей - спрос на продукцию одних отраслей увеличивается, производство расширяется, что ведет к росту спроса на рабочую силу в этих отраслях, в то время как спрос на продукцию других отраслей падает, что ведет к сокращению занятости, увольнению рабочих и росту безработицы,

  • с изменениями отраслевой структуры экономики, причиной которых является научно-технический прогресс - со временем одни отрасли устаревают и исчезают (например, производство паровозов, карет, ,черно-белых телевизоров, керосиновых ламп, пишущих машинок), а другие появляются(производство компьютеров, пейджеров, мобильных телефонов).Меняется набор профессий , требующихся в экономике. Исчезли профессии трубочиста, стеклодува, фонарщика, ямщика, но появились профессии программиста, имиджмейкера, дизайнера. Люди, имеющие профессии, не соответствующие современным требованиям, будучи уволенными, не могут найти себе работу.

Структурная безработица более продолжительна и дорогостояща, чем фрикционная.(слайд 13)

(слайд 14) Циклическая безработица - это безработица, причиной которой выступает рецессия (спад в экономике).  Это означает, что в экономике имеет место неполная занятость ресурсов и фактический уровень безработицы выше, чем естественный.

Самый тяжёлый вид безработицы, так как мало что зависит от человека, рабочих мест намного меньше безработных. Считается, что при улучшении положения в экономике такие работники снова находят работу.

Естественная безработица

  • Невозможность избежать фрикционной и структурной - это естественная безработица.

  • Если уровень безработицы = естественному - это полная занятость.

  • Экономический потенциал страны (потенциальный ВНП) - это объем производства при полной занятости.

  • Если уровень безработицы больше естественного на 1 %, производство падает на 2,5%.

 (слайд 15) Скрытая безработица характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени, либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя признать безработными, однако фактически они являются таковыми.

  • Занятость неполный рабочий день,

  • Работа не соответствует квалификации,

  • Разочаровавшийся работник.



1 тур. Определение типа безработицы.(слайды 16,17,18)

Командам предлагается по тексту определить, о каком типе безработицы идет речь. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

8. Последствия безработицы (слайд 19):

  • Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

  • Снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (зарплату), который облагается налогом.

  • Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем зарплата.

  • Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье, и т.д.

  • Безработица обостряет политическую обстановку в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днем в поисках работы.

  • Рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага.

2 тур Домашнее задание.

Учитель: Как же каждому из нас вести себя в таких непростых условиях, найти и не потерять любимую работу? Свои домашние задания по этим вопросам нам представят Омельяненко Владислав с темой «Государственные меры по снижению безработицы» и Шушков Александр с темой «Перечень самых востребованных и самых невостребованных профессий в столичном регионе».

Оценка домашнего задания от 1до 5 баллов.



4.Закрепление материала.

3 тур. Задания в командах на определение типа безработицы.(слайд 20)

За каждый правильный ответ 1 балл.

В заключении урока командам предлагается на листе ватмана с использованием фломастеров, заготовок из журналов сделать коллаж и сформулировать собственный рецепт «Ка избежать безработицы?»

Команды представляют и комментируют свой коллаж.

Подведение итогов.

Учитель: Вы сегодня активно поработали. Один неизвестный человек сказал: « Уровень безработицы равен 100%, если безработный я сам» Я желаю Вам всегда быть уверенным в себе и своих силах. Под лежачий камень вода не течет. Проявляйте активность, упорство, настойчивость и эта проблема обойдет вас стороной. Спасибо за внимание!











Оборудование урока: мультимедийное оборудование, презентация "Безработица", учебники по курсу:

  • Липсиц И.В. Экономика. Москва, Вита - Пресс, 2008,

  • Любимов Л.Л.; Раннева Н.А. Основы экономических знаний. М.: Вита - Пресс, 2000,

  • "Российская экономика" , приложение к учебнику "Прикладная экономика" Junior Achievement, М, 1998,

  • Савицкая Е.В. "Уроки экономики в школе" Москва, Вита - Пресс, 2004,

  • Ром В.Я., Дронов В.П., География России. Население и хозяйство. 9 класс, Москва, Дрофа, 2008

  • Алексеев А.И., Николина В.В., География. Население и хозяйство России. 9 класс, Москва, Просвещение, 2006