1.Пояснительная записка
Программа подготовлена в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией Федерации и Федерального агентства по образованию. По заказу Министерства образования и науки Российской Федерации.
В основу данной программы положены программы – государственного стандарта по физической культуре «Программа по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе». Авторы-составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, 2004 г.
Программа адресована муниципальному общеобразовательному учреждению Илькинская средняя общеобразовательная школа для 9 классов.
Цели и задачи курса
Главной целью школьного образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Целью курса является :
- коррекция имеющихся дефектов здоровья у детей;
-профилактика вторичных изменений при определенных соматических заболеваниях;
-стабилизация функциональных систем организма;
-повышение адаптации организма к неблагоприятным условиям жизни.
В данном курсе реализуются следующие общешкольные задачи образовательного процесса «Создание оптимальных условий для формирования жизненной компетенции каждого воспитанника с особыми образовательными потребностями и интеграция его в современное общество»:
-повышение эффективности здоровьесберегающей среды посредством включения в учебно-воспитательный процесс информационно-коммуникативных технологий.
-формирование навыков продуктивного общения через технологии проблемно-диалогического общения.
Одновременно с вышеперечисленными, в курсе ЛФК решаются задачи:
- формирование и закрепление принципов здорового образа жизни
- повышение неспецифической сопротивляемости организма
– укрепление здоровья, содействие правильному физическому развитию и закаливанию организма;
– повышение функционального уровня органов и систем, ослабленных болезнью;
– повышение физической и умственной работоспособности.
Ведётся работа по формированию у учащихся волевых качеств: самостоятельности, ответственности, активности, решительности, умения работать в команде, помогать товарищам.
Формы организации образовательного процесса
Основные формы организации образовательного процесса по предмету – уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования и праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, самостоятельные занятия физическими упражнениями (домашнее занятия). Уроки физической культуры – это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. При этом уроки по своим задачам и направленности учебного материала могут планироваться как комплексные (с решением нескольких педагогических задач) и как целевые (с преимущественным решением одной педагогической задачи).
Технологии обучения
При организации образовательного процесса используются следующие педагогические технологии:
объяснительно-иллюстративного обучения;
Проблемного обучения
Развития критического мышления учащихся;
Учебной дискуссии;
Педагогика сотрудничества;
Гуманно-личностная;
Игровые;
Коллективного способа обучения;
Групповые;
Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
По окончанию учебного года учащиеся должны сформировать следующие компетенции:
способность работать на уроках самостоятельно;
способность проявлять инициативу;
готовность замечать проблемы и искать их решения (в игровых видах спорта);
способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе;
умение принимать решения на основе здравых суждений.
Ключевые компетенции:
Требования к результатам обучения и освоению содержания курса
В результате освоения программного материала должны знать:
•о связи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности человека;
• способах изменения направления и скорости передвижения;
• режиме дня и личной гигиене;
• правилах составления комплексов утренней зарядки;
• правилах поведения на занятиях физической культурой;
• правилах подготовки мест для самостоятельных физкультурно-оздоровительных занятий.
Уметь:
• выполнять комплексы утренней зарядки и физкультминуток;
• выполнять комплексы упражнений (с предметами и без предметов), направленно воздействующие на формирование правильной осанки;
• выполнять комплексы упражнений на локальное развитие отдельных мышечных групп;
• выполнять упражнения на профилактику плоскостопия;
• выполнять комплексы дыхательных упражнений;
• выполнять комплексы упражнений на профилактику нарушений зрения;
• выполнять упражнения и технические действия из спортивных игр, самостоятельно проводить подвижные игры;
• выполнять передвижения в ходьбе, беге, прыжках разными способами;
• выполнять строевые упражнения.
Демонстрировать навыки при развитии физических качеств в следующих контрольных упражнениях:
• гибкость — из положения сидя наклон вперед (касание руками носков ног);
• быстрота — скорость простой реакции (тест падающей линейки, см);
• выносливость — ходьба в течение одной минуты, м;
• сила — прыжок в длину с места (демонстрировать технику);
• координация — передвижение по напольному гимнастическому бревну шагом с поворотами в правую и левую стороны, м.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
На протяжении всего курса обучения осуществляются межпредметные связи:
-с биологией (основы знаний о человеческом организме, основы знаний о здоровом образе жизни, сохранении и укреплении здоровья);
-с музыкой (релаксационные техники с использованием классической музыки, аэробика с использованием музыки в стиле регги, музыкотерапия с использованием электронной музыки);
-с математикой (счет при выполнении упражнений, при построении и перестроении в колонны по 2,3 человека, ориентировка в пространстве верх-низ –право -лево).
Внутрипредметные связи осуществляется при помощи разучивания отдельных элементов и видов движений (ходьба, бег, прыжки, кувырки и т.д.) и использования их в дальнейшем в комплексах упражнений, подвижных и спортивных играх.
Учебно-методическое обеспечение осуществляется посредством программы по физической культуре учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе составители А. П. Матвеев, Т. В. Петрова, Л. В. Каверкина, рабочих тематических карт с заданиями.
3.Календарно-тематическое планирование
( по Программе для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений, авторы
А.П.Матвеев, Т.В.Петрова, Л.В.Каверкина).
9 класс.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Виды и формы контроля | Дата | УУД | Прим |
Основы знаний о физической культуре- в процессе урока |
1 | Правила ТБ. Ходьба с переходом на бег. | 1 | Текущий | | Владеть знаниями об особенностях индивидуального здоровья, особенностях организма человека. Владеть знаниями об организации занятий физической культурой в соответствии с собственными задачами. Иметь способность управлять своими эмоциями, решать конфликтные ситуации. Владеть умением осуществлять поиск информации по вопросам развития современных оздоровительных систем, обобщать, анализировать и творчески применять полученные знания в самостоятельных занятиях физической культурой. Владеть навыками выполнения разнообразных физических упражнений различной функциональной направленности, технических действий базовых видов спорта. | |
2 | Метание малого мяча на точность и дальность | 1 | Текущий | | |
3 | Акробатические упражнения. | 1 | Текущий | | |
4 | Акробатические упражнения. | 1 | Текущий | | |
5 | Ходьба на лыжах с равномерной скоростью. | 1 | Текущий | | |
6 | Ходьба на лыжах с равномерной скоростью. | 1 | Текущий | | |
7 | Ведение баскетбольного мяча. | 1 | Текущий | | |
8 | Бег в равномерном темпе. | 1 | Текущий | | |
9 | Бег в равномерном темпе. | 1 | Текущий | | |
4. Информационно-техническое обеспечение.
Инвентаризационный список спортивного оборудования Илькинской СОШ на 2016-2017 учебный год
№ | Наименование оборудования | Единица измерения | Количество |
Раздел «Легкая атлетика» |
1 | Колодки стартовые | пара | 2 |
2 | Гранаты 500 гр | шт | 7 |
3 | Гранаты 700 гр. | шт. | 7 |
4 | Мячи для метания 250 гр. | шт | 3 |
5 | Мячи для метания 150 гр. | шт | 9 |
6 | Секундомер механический | шт | 1 |
7 | Палочки эстафетные | шт | 10 |
8 | Кроссовки легкоатлетические с шипами | пара | 1 |
9 | Стойка для прыжков в высоту | комплект | 1 |
10 | Ядро 4 кг. | шт | 1 |
11 | Ядро 2 кг. | шт | 1 |
Раздел «Баскетбол» |
1 | Мячи баскетбольные №7 | шт | 20 |
2 | Сетки баскетбольные | шт | 4 |
3 | Щиты баскетбольные | шт | 2 |
4 | Форма спортивная женская зелёная | Комплект | 9 |
5 | Форма спортивная мужская синяя | Комплект | 9 |
6 | Форма спортивная мужская голубая | Комплект | 12 |
7 | Форма спортивная женская жёлтая | Комплект | 12 |
8 | Мячи баскетбольные №6 | шт | 5 |
Раздел «Гимнастика» |
1 | Маты гимнастические | шт | 15 |
2 | Перекладина высокая | шт | 1 |
3 | Перекладина низкая | шт | 2 |
4 | Брусья | шт | 2 |
5 | Конь гимнастический | шт | 2 |
6 | Козел гимнастический | шт | 2 |
7 | Мостик гимнастический | шт | 4 |
8 | Канат гимнастический | шт | 3 |
9 | Шест гимнастический | шт | 5 |
10 | Кольца гимнастические | Пара | 1 |
11 | Бревно гимнастическое | шт | 1 |
Раздел «Волейбол» |
1 | Мячи волейбольные | шт. | 10 |
2 | Сетки волейбольные | шт. | 6 |
Раздел «Футбол» |
1 | Мячи футбольные | шт. | 7 |
2 | Сетки для ворот | шт. | 2 |
3 | Форма спортивная красно-чёрная | Комплект | 14 |
4 | Форма спортивная красная | Комплект | 9 |
5 | Форма спортивная синяя | Комплект | 9 |
Раздел «Лыжи» |
1 | Лыжи с палками | Комплект | 30 |
2 | Ботинки лыжные | пара | 35 |
Раздел «Туризм» |
1 | Спальные мешки | шт. | 5 |
2 | Веревка диаметр 10мм, длина 50м | шт. | 6 |
3 | Система страховочная | шт. | 7 |
4 | Карабины | шт. | 30 |
5 | Компас | шт. | 10 |
6 | Репшнур | шт. | 9 |
7 | Блок-ролик | шт. | 2 |
8 | Жюмар | шт. | 7 |
9 | Палатки 2-местные | шт. | 2 |
10 | Палатки 3-местные | шт | 2 |
11 | Палатка 8-местная | шт | 1 |
12 | Палатка-веранда | шт | 1 |
13 | Верёвка диаметр 10 мм, длина 60 м. | шт | 1 |
14 | Костровое и кухонное оборудование | | |
Разное |
1 | Скакалки | шт. | 30 |
2 | Мячи для оздоровительной медицины 1, 2, 3 кг. | шт. | 15 |
Нестандартное оборудование |
1 | Гимнастическая полоса препятствий | шт. | 1 |
2 | Перекладина для подтягивания | шт. | 4 |
Литература для учащихся и учителя:
1.Лях В.И. «Физическая культура».- М: «Просвещение».
2. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. М: ФиС, 2000.
3. Кузин В.В, Матвеев А.П., Гавердовский Ю.К., Жариков С.М. Физическая культура. 9-й класс. Учебник.- М.: «Фрахт», 1997.
Список использованной литературы:
Соловьёва Н.И., Чаленко И.А. Конспекты занятий, физические упражнения, подвижные игры для дошкольников и школьников.
Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. «Психология физического воспитания и спорта».- М.; Академия. 2000.
Боген М. Обучение двигательным действиям.- М. ФиС. 1985 г.
Дополнительное образование детей: учебное пособие для студентов высшего учебного заведения. Под ред. Лебедева О.Е.- М.; Гуманит.- изд. Центр ВЛАДОС. 2000 г.
Коротков И.М. Подвижные игры.- М. ФиС. 1974 г.
Литвинов Е.Н. Физическая культура. Пособие для учителя. АЙРИС ПРЕСС- М. 2004 г.
Лепёшкин В.А. Подвижные игры для детей. «Школьная пресса».
Дихтярев В.Я. Подводящие упражнения при обучении баскетболу. 9класс. «Школа-пресс».
Шарманова С.Б. Спортивный час для учащихся 8-9 класса. «Школа-пресс».
Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в средней школе. Пособие для учителя физкультуры.- М. «Школьная пресса».
Поваляева В.В., Поваляев А.Н. Об уроках гимнастики. 9 класс. «Школа-пресс».
Бондаренкова Г.В. Физкультура. Волгоград. «Учитель». 2005 г.
Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека. М. 2002 г.
Волков В.М. Восстановительные процессы в спорте. М. 1997 г.
Ломан Н.В. Бег, прыжки, метание. М. 1995 г.
Фомин В.А. Очерки истории физической культуры в Бурятии. Улан-Удэ. 2003 г.
Спортивные игры. Под ред. Ковалёва В.Д. М. 1998 г.
Гейхман П.Н., Трофимов О.Н. Лёгкая атлетика в школе. М. ФиС. 1972 г.
Спортивные игры. Под ред. Ю.И. Портных. М. ФиС. 1975 г.
Физическая культура. Программа для общеобразовательных учреждений. М. "Дрофа", 2002 г.
9