Программа элективного курса"Химия и здоровье"
Пояснительная записка
Элективные курсы по химии в 10-х классах призваны развивать интерес к этой удивительной науке формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, поэтому он будет полезен многим учащимся.
Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных отраслях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности .
Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента содержания химического образования, т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитания культуры поведения в мире веществ и химических превращений.
Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь.
Этот элективный курс даёт возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды.
Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического, биологического, географического характера.
Методическое обеспечение.
Во время занятий предлагается использовать все виды химических словарей, которые имеются в школьной библиотеке, и интернет ресурсы (http://wwwfcior.ru)
Цели курса:
• Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни.
• Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества ,показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки .
• Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии .
• Развитие личности учащихся средствами данного курса.
• Обеспечение химико-биологического образования, развития экологической культуры учащихся.
Задачи курса:
• Сформировать у учащихся сознание необходимости:
- заботиться о своём здоровье;
- изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять.
• Научить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, сформировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды.
• Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования ,соблюдая правила техники безопасности.
• Расширить кругозор учащихся.
• Развить у учащихся обще-учебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой , сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал , делать выводы.
• Развить у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач.
Ожидаемый результат
После изучения курса обучающиеся должны знать о социальных и экологических факторах; влияющих на состояние здоровья человека ,иметь представление о правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве;
Учебно-тематический план
№ Название раздела Количество часов В том числе
Лекции, беседы прак. семин.
1 Валеология 1 1
2 Природная среда и здоровья человека. 5 5
3 Галогены 4 1 2 1
4 Питание и здоровья 5 1 4 1
5 Химические элементы 7 7
6 Лекарства и лечение 5 1 3 1
7 Подготовка к ЕГЭ 2 2
8 Защита проектов 3 3
9 Здоровый образ жизни 3 1 2
Содержание программы
Тема 1
Валеология.( 1 час)
Валеология – наука о сохранении здоровья. Связь валеологии с другими науками, в том числе с химией.
Тема 2
Природная среда и здоровье человека. (5 час)
Атмосферные изменения и их влияние на состояние здоровья: -
- роль оксидов серы и азота в образовании кислотных дождей, их действие на организм человека.
- изменение содержания диоксида углерода в атмосфере, его влияние на здоровье.
- изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье.
Значение воды для человека и его здоровья. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья. Возможности бытовой очистки воды.
Минеральные воды, их состав и действие на организм. Бальнеотерапия. Местные источники лечебной воды. •
Химическое загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами. Заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм. Радиопротекторные продукты питания. Участие кислорода в окислении органических веществ. Реакции веществ, участвующих в обмене. Поддержание электрической активности клетки и ее мембраны за счет биологического окисления. Кислород основа жизнедеятельности человека. Кислород в медицине.
Тема 3
Галогены ( 4 часа)
Роль хлоридов в поддержании осмотического давления в клетках и организме в целом. Роль хлорида натрия в регуляции водного обмена. Образование активных ферментов из неактивнвх при участии соляной кислоты. Биологические функции фтора и его соединений. Наличие фтора в зубной эмали и в костях человека и животных ввиде фторкальциевой соли фсфорной кислоты и фторапатита. Бром- постоянная активная часть тканей организмов, составная часть гипофиза. Соли брома в медицине. Содержание иода в щитовидный железы. Гормоны тироксины. Потребность человека в иоде и его поступление в организм. Иодная профилактика – введение иодида натрия в столовую соль.
Тема 4
Питание и здоровье.( 5 часов)
Понятие о правильном и полноценном питании. Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании.
Самооценка суточного рациона и коррекция питания в соответствии с потребностями организма.
Витамины, их значение для организма человека. Авитаминоз и его последствия. Витаминотерапия.
Биологические пищевые добавки, их влияние на состояние здоровья.
Тема 5
Химические элементы ( 7 часов)
Сера- составная часть аминокислот, компонентов белков, углеводов, жиров. Сероводород и серная кислота-продукты распада серосодержащих аминокислот, их биологическая роль. Сера- агроэлемент.
Содержание азота и фосфора в организмах . Азот- составная часть белка, нуклеиновых кислот, простетических групп ферментов. Фосфор составная часть костной ткани, нуклеиновых кислот, простетических групп ферментов. Фосфор – составная часть костной ткани , нуклеиотидов, фосфорных эфиров.
Участие железа в образовании биологичекси активных соединений – гемоглобина, миоглобина, каталазы, цитохромов. Содержание железа в тканях глазного хрусталика, роговицы, печени, селезенки. Применение препаратов железа при лечении малокровия, при истощение и упадки сил.
Химические элементы и их влияние на организм человека. Макроэлементы и микроэлементы, их биологическая роль.
Тема 6
Лекарства и лечение (5часов)
Лекарства и яды в древности. Хлорная известь и фенол — первые средства дезинфекции. Лечение металлами – металлотерапия и ее история. Использование меди и серебра в медицине.
Соль и ее воздействие на организм человека. Солелечение Ароматерапия. История развития ароматерапии. Особенности ароматерапии, меры предосторожности. Восприятие запаха. Ароматерапия против токсикомании.
Лекарства, их употребление и действие. Побочные эффекты при их приеме. Домашняя аптечка.
Тема 7
Подготовка к егэ ( 2 часа)
Работа с тестами ЕГЭ
Формы работы:тестирование
Тема 8
Защита проектов ( 3 часа)
Защита проектов
Тема 9
Образ жизни и вредные привычки.( 3 часа)
Здоровый образ жизни – важнейшее условие сохранения здоровья, высокой работоспособности и долголетия.
Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания и наркомания) и их влияние на здоровье.
Контролирующие материалы
Темы сообщений и проектных работ(Приложения 1)
Тесты (Приложение 2)
Рекомендуемая литература для учителя
1 .Новошинский И,И. Новошинсская Н.С. «Типы химических задач и способы их решения»М. «Русское слово 2011
Н.П. Троегулова Контрольно-измирительное материалы Химия 10 класс « Вако» 2012
2.И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы, «издательство новая волна» 2002.
Интернет ресурсы
http// shcool- collection.edu.ru.
http// fcior.edu.ru
http// interneturok.ru
Приложения1
Темы сообщений и проектных работ учащихся:
1. Наркотики, характер влияния на организм. Опасность применения.
2. Химические материалы для создания искусственных органов.
3. Курение, характер влияния на организм.
4. Витамины.
5. Химическая завивка и обесцвечивание волос.
6. Полимеры в медицине.
7. Соединения серы и селена в косметике.
8. БАДы, их влияние на состояние здоровья человека.
Приложения2
Тест № 1: по теме «Галогены»
Вариант1.
А 1. Что происходит с электроотрицательностью в ряду галогенов Cl, Br, I?
1) уменьшается 2) усиливается
3) не изменяется 4)сначала увеличивается, а затем ослабевает
А 2. Какова с.о. фтора в соединениях?
1) 0 2) +1 3) -1 4) +7
А 3. Какая химическая связь у галогенов-простых веществ?
1) ионная 2) водородная 3) ковалентная полярная 4) ковалентная неполярная
А 4. Почему окислительная способность галогенов с увеличением заряда ядра атома ослабевает?
1) возрастает атомная масса 2) возрастает заряд ядра, а атомный радиус уменьшается 3) возрастает заряд ядра и атомная масса 4) возрастают заряд ядра и атомный радиус
В 1. Установите соответствие.
Галоген Физические свойства
А. Бром
Б. Фтор
В. Хлор
Г. Иод 1. Твердый, темно-серый с металлическим блеском.
2. Газ слегка зеленоватого цвета
3. Газ желто-зеленого цвета
4. Твердый, фиолетовый, легкоплавкий
5. Газ бурого цвета
6. Жидкость бурого цвета
В 2. Установите соответствие.
Галоген Продукты взаимодействия галогена с бромидом калия
А. Фтор
Б. Иод
В. Хлор
Г. Бром 1. Нет взаимодействия
2. Калий и бромид брома
3. Калий и фторид брома
4. Бром и фторид калия
5. Бром и хлорид калия
6. Бром и иодид калия
С 1. Составьте схему определения: хлорида кальция, бромида алюминия, иодида калия по аниону. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Тест № 1: по теме «Галогены»
Вариант2.
А 1. Что происходит с электроотрицательностью в ряду галогенов I, Br, F?
1) уменьшается 2) усиливается
3) не изменяется 4)сначала увеличивается, а затем ослабевает
А 2. Какова высшая с.о. брома в соединениях?
1) 0 2) +5 3) -1 4) +7
А 3. Какая химическая связь у галогеноводородов (НГ) ?
1) ионная 2) водородная 3) ковалентная полярная 4) ковалентная неполярная
А 4. Почему неметаллические свойства галогенов с увеличением заряда ядра атома ослабевают?
1) возрастает атомная масса 2) возрастает заряд ядра, а атомный радиус уменьшается 3) возрастает заряд ядра и атомная масса 4) возрастают заряд ядра и атомный радиус
В 1. Установите соответствие.
Галоген Физические свойства
А. Бром
Б. Иод
В. Фтор
Г. Хлор 1. Твердый, темно-серый с металлическим блеском.
2. Газ слегка зеленоватого цвета
3. Газ желто-зеленого цвета
4. Твердый, фиолетовый, легкоплавкий
5. Газ бурого цвета
6. Жидкость бурого цвета
В 2. Установите соответствие.
Галоген Продукты взаимодействия галогена с бромидом калия
А. Хлор
Б. Бром
В. Иод
Г. Фтор 1. Нет взаимодействия
2. Калий и бромид брома
3. Калий и фторид брома
4. Бром и фторид калия
5. Бром и хлорид калия
6. Бром и иодид калия
С 1. Составьте схему определения: хлорида магния, бромида калия, иодида натрия по аниону. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.
Тест№2 «Ваш ежедневный рацион»
Ответьте на следующие вопросы:
1. Как часто в течение одного дня Вы питаетесь?
а) 3 раза и больше;
б) 2 раза;
в) один раз.
2. Часто ли Вы завтракаете?
а) всегда;
б) раз в неделю;
в) редко.
3. Из чего состоит Ваш завтрак?
а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка;
б) из жареной пищи;
в) из одного только напитка.
4. Часто ли Вы в течение дня перекусываете в промежутках между завтраком, обедом и ужином?
а) никогда;
б) один – два раза;
в) три раза и больше.
5. Как часто Вы едите свежие фрукты и овощи, салаты?
а) 3 раза в день;
б) 3 – 4 раза в неделю;
в) почти каждый день.
6. Как часто Вы едите торты с кремом и шоколадом?
а) раз в неделю;
б) от одного до четырех раз в неделю;
в) почти каждый день.
7. Что Вы намазываете на хлеб?
а) маргарин;
б) масло вместе с маргарином;
в) только масло.
8. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу?
а) больше одного раза;
б) один – два раза;
в) один раз и реже.
9. Как часто Вы едите хлеб и хлебобулочные изделия?
а) по меньшей мере, раз в день;
б) от трех до шести раз в неделю;
в) меньше трех раз в неделю.
10. Прежде чем Вы преступите к приготовлению мясного блюда, Вы:
а) убираете весь жир;
б) убираете часть жира;
в) оставляете весь жир.
11. Сколько чашек чая или кофе Вы выпиваете в течение одного дня?
а) одну – две;
б) от трех до пяти;
в) шесть и больше.
12. Какое количество спиртного Вы употребляете ежедневно?
а) от двух до четырех рюмок;
б) менее двух рюмок;
в) более четырех рюмок.
Ключ к тестовому заданию «Ваш ежедневный рацион»
Подсчитайте баллы: а – 2 балла; б – 1 балл; в – 0 баллов.
От 21 до 24 баллов – Вы привыкли заботиться о своем здоровье. Сколько бы работы у Вас ни было, Вы всегда найдете время для того, чтобы пообедать (позавтракать и т.д.), поэтому у Вас не возникает проблем, связанных с нарушением работы пищеварительной системы.
От 18 до 20 баллов – Вашу диету не назовешь идеальной, но в общем Вы знаете: если не умеете придерживаться определенных правил здорового питания, можно заболеть, а это скажется на Вашей трудоспособности.
От 13 до 17 баллов – о здоровом питании, Вы, конечно, слышали, так же как и о том, что существуют завтраки и обеды. Бутерброд, кружка чаю, бульонный кубик – вот в лучшем случае Ваш горячий ланч. Однако имейте в виду: 15 – 20 минут, отведенные в одно и то же время на полноценный обед, не только принесут пользу Вашему здоровью, но и сэкономят драгоценные рабочие минуты.
От 12 баллов и менее – в чем причина столь безалаберного отношения к своему здоровью? Ваша голова настолько загружена делами, что на остальное уже не хватает времени? Или от нагоняев начальства (бестолковости подчиненных) у Вас абсолютно нет аппетита? Какой бы ни была причина неправильного питания, она приведет Вас к плачевному результату. И если Вам не хочется потерять хорошую, рабочую форму, постарайтесь наладить нормальный режим питания и отдыха.