СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа элективного курса"Химия и здоровье"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

                           Программа элективного курса"Химия и здоровье"

 

                                                       Пояснительная  записка Элективные курсы по химии в 10-х классах призваны развивать интерес к этой удивительной науке формировать научное мировоззрение, расширять кругозор учащихся, а также способствовать сознательному выбору химико-биологического профиля. Кроме того, курс направлен на удовлетворение познавательных интересов учащихся в области химических проблем экологии, валеологии, поэтому он будет полезен многим учащимся.     Привлечение дополнительной информации межпредметного характера о значении химии в различных отраслях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья позволяет заинтересовать школьников практической химией, повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развить аналитические способности . Содержание элективного курса направлено на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе, обоснования необходимости вести нормальный образ жизни, чтобы сохранить здоровье каждого человека и всего общества. Изучение курса будет способствовать реализации общекультурного компонента  содержания химического образования, т.к. предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём, воспитания культуры поведения в мире веществ и химических превращений. Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена значимостью рассматриваемых экологических и валеологических представлений и проблем, которые ставит перед нами сама жизнь. Этот элективный курс даёт возможность учителю и учащимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам здоровья и охраны окружающей среды. Образовательный курс расширяет и углубляет базовый компонент, обеспечивает необходимой информацией интеграцию химического, биологического, географического характера.

 Методическое обеспечение. Во время занятий  предлагается использовать  все  виды химических словарей,  которые имеются в школьной библиотеке, и интернет ресурсы        (http://wwwfcior.ru)  Цели  курса:

•    Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают в повседневной жизни. •    Раскрытие роли химии в познании природы и обеспечении жизни общества ,показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки . •    Развитие внутренней мотивации учения, повышения интереса к познанию химии . •    Развитие личности учащихся средствами данного курса. •    Обеспечение химико-биологического образования, развития экологической культуры учащихся.

Задачи курса:

•    Сформировать у учащихся сознание необходимости: - заботиться о своём здоровье; - изучать вещества, окружающие нас в повседневной жизни, для того, чтобы их правильно применять. •    Научить учащихся правильно оценивать экологическую обстановку, сформировать активную жизненную позицию по вопросам защиты окружающей среды. •    Развить у учащихся специальные умения и навыки обращения с веществами, научить выполнять несложные исследования ,соблюдая правила техники безопасности. •    Расширить кругозор учащихся. •    Развить у учащихся обще-учебные умения и навыки: работать с научно-популярной и справочной литературой , сравнивать, выделять главное, обобщать, систематизировать материал , делать выводы. •    Развить у учащихся самостоятельность и творчество при решении практических задач. Ожидаемый результат После изучения курса  обучающиеся должны знать о социальных и экологических факторах; влияющих на состояние здоровья человека ,иметь представление о правилах и нормах использования веществ, применяемых в быту и на производстве;

Учебно-тематический план

№    Название раздела    Количество часов        В том числе             Лекции, беседы    прак.    семин. 1    Валеология    1    1         2    Природная среда и здоровья человека.    5        5     3    Галогены     4    1    2    1 4    Питание и здоровья    5    1    4    1 5    Химические элементы    7        7     6    Лекарства и лечение     5    1    3    1 7    Подготовка к ЕГЭ    2        2     8    Защита проектов    3        3     9    Здоровый образ жизни    3    1    2    

 

Содержание программы Тема 1 Валеология.( 1 час) Валеология – наука о сохранении здоровья. Связь валеологии с другими науками, в том числе с химией.   Тема 2

  Природная среда и здоровье человека. (5 час)     Атмосферные изменения и их влияние на состояние здоровья: - -  роль оксидов серы и азота в образовании кислотных дождей, их действие на организм человека.     - изменение содержания диоксида углерода в атмосфере, его влияние на здоровье.    - изменение содержания кислорода в атмосфере, его влияние на здоровье.  Значение воды для человека и его здоровья. Качество питьевой воды и его связь с состоянием здоровья. Возможности бытовой очистки воды.  Минеральные воды, их состав и действие на организм. Бальнеотерапия. Местные источники лечебной воды.   •          Химическое загрязнение почв радионуклидами, тяжелыми металлами. Заболевания, возникающие в результате попадания загрязняющих веществ в организм. Радиопротекторные продукты питания. Участие  кислорода  в окислении органических веществ. Реакции веществ, участвующих в обмене. Поддержание электрической активности клетки и ее мембраны за счет биологического окисления. Кислород основа жизнедеятельности человека. Кислород в медицине. Тема 3

Галогены  ( 4 часа) Роль хлоридов в поддержании осмотического давления в клетках и организме в целом. Роль хлорида натрия в регуляции водного обмена. Образование  активных ферментов из неактивнвх при участии соляной кислоты. Биологические функции  фтора   и его соединений. Наличие фтора в зубной эмали и в костях человека и животных ввиде фторкальциевой соли фсфорной кислоты и фторапатита. Бром- постоянная  активная часть тканей организмов, составная часть гипофиза. Соли брома в медицине. Содержание иода  в щитовидный железы. Гормоны тироксины.  Потребность  человека в иоде и его поступление в организм. Иодная профилактика – введение иодида натрия в столовую соль. Тема 4

Питание и здоровье.( 5 часов)

    Понятие о правильном и полноценном питании. Важнейшие компоненты пищи. Значение белков, жиров, углеводов, минеральных веществ в питании.       Самооценка суточного рациона и коррекция питания в соответствии с потребностями организма.        Витамины, их значение для организма человека. Авитаминоз и его последствия. Витаминотерапия.      Биологические пищевые добавки, их влияние на состояние здоровья. Тема 5

Химические элементы ( 7 часов) Сера- составная часть аминокислот, компонентов белков, углеводов, жиров. Сероводород и серная  кислота-продукты распада серосодержащих  аминокислот, их биологическая роль. Сера- агроэлемент. Содержание азота и фосфора в организмах . Азот- составная часть белка, нуклеиновых кислот, простетических групп ферментов.  Фосфор составная часть  костной  ткани, нуклеиновых кислот, простетических групп ферментов. Фосфор – составная часть костной ткани , нуклеиотидов, фосфорных эфиров. Участие железа в образовании биологичекси активных соединений – гемоглобина, миоглобина, каталазы, цитохромов. Содержание железа в тканях глазного хрусталика, роговицы, печени, селезенки.  Применение препаратов железа при лечении малокровия, при истощение и упадки сил. Химические элементы и их влияние на организм  человека. Макроэлементы и микроэлементы, их биологическая роль. Тема 6

Лекарства и лечение (5часов) Лекарства и яды в древности. Хлорная известь и фенол — первые средства дезинфекции. Лечение металлами – металлотерапия и ее история. Использование меди и серебра в медицине. Соль и ее воздействие на организм человека. Солелечение Ароматерапия. История развития ароматерапии. Особенности ароматерапии, меры предосторожности. Восприятие запаха. Ароматерапия против токсикомании.  Лекарства, их употребление и действие. Побочные эффекты при их приеме. Домашняя аптечка. Тема 7

Подготовка к егэ ( 2 часа) Работа с тестами ЕГЭ Формы работы:тестирование Тема 8

Защита проектов ( 3 часа) Защита проектов Тема 9

Образ жизни и вредные привычки.( 3 часа)  Здоровый образ жизни – важнейшее условие сохранения здоровья, высокой работоспособности и долголетия.  Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, токсикомания и наркомания) и их влияние на здоровье. Контролирующие материалы Темы сообщений и проектных работ(Приложения 1) Тесты (Приложение 2)

        Рекомендуемая литература для  учителя 1 .Новошинский И,И.  Новошинсская Н.С.  «Типы химических задач и способы их     решения»М. «Русское слово 2011 Н.П. Троегулова Контрольно-измирительное материалы Химия 10 класс  « Вако» 2012

2.И.Г. Хомченко Сборник задач и упражнений по химии для средней школы, «издательство новая волна» 2002. Интернет ресурсы http// shcool- collection.edu.ru. http// fcior.edu.ru http// interneturok.ru

Приложения1 Темы сообщений и проектных работ учащихся: 1. Наркотики, характер влияния на организм. Опасность применения.    2. Химические материалы для создания искусственных органов.    3. Курение, характер влияния на организм.    4. Витамины.    5. Химическая завивка и обесцвечивание волос.    6. Полимеры в медицине.    7. Соединения серы и селена в косметике.    8. БАДы, их влияние на состояние здоровья человека.

 

Приложения2 Тест № 1: по теме «Галогены» Вариант1. А 1. Что происходит с электроотрицательностью в ряду галогенов Cl, Br, I?      1) уменьшается                                            2) усиливается        3) не изменяется                                           4)сначала увеличивается, а затем ослабевает А 2. Какова с.о. фтора в соединениях?     1) 0     2) +1    3) -1     4) +7 А 3. Какая химическая связь у галогенов-простых веществ?    1) ионная   2) водородная   3) ковалентная полярная  4) ковалентная неполярная А 4. Почему окислительная способность галогенов с увеличением заряда ядра атома ослабевает? 1) возрастает атомная масса       2) возрастает заряд ядра, а атомный радиус уменьшается          3) возрастает заряд ядра и атомная масса    4) возрастают заряд ядра и атомный радиус

В 1. Установите соответствие. Галоген    Физические свойства А. Бром Б. Фтор В. Хлор Г. Иод    1. Твердый, темно-серый с металлическим блеском. 2. Газ слегка зеленоватого цвета 3. Газ желто-зеленого цвета 4. Твердый, фиолетовый, легкоплавкий 5. Газ бурого цвета 6. Жидкость бурого цвета

 В 2. Установите соответствие. Галоген    Продукты взаимодействия галогена с бромидом калия А. Фтор Б. Иод В. Хлор Г. Бром    1. Нет взаимодействия 2. Калий и бромид брома 3. Калий и фторид брома 4. Бром и фторид калия 5. Бром и хлорид калия 6. Бром и иодид калия  С 1. Составьте схему определения: хлорида кальция, бромида алюминия, иодида калия по аниону. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде. Тест № 1: по теме «Галогены» Вариант2. А 1. Что происходит с электроотрицательностью в ряду галогенов I, Br, F?      1) уменьшается                                            2) усиливается        3) не изменяется                                           4)сначала увеличивается, а затем ослабевает А 2. Какова  высшая с.о. брома в соединениях?     1) 0     2) +5    3) -1     4) +7 А 3. Какая химическая связь у галогеноводородов (НГ) ?    1) ионная   2) водородная   3) ковалентная полярная  4) ковалентная неполярная А 4. Почему неметаллические свойства галогенов с увеличением заряда ядра атома  ослабевают? 1) возрастает атомная масса       2) возрастает заряд ядра, а атомный радиус уменьшается          3) возрастает заряд ядра и атомная масса    4) возрастают заряд ядра и атомный радиус

В 1. Установите соответствие. Галоген    Физические свойства А. Бром Б. Иод В. Фтор Г. Хлор    1. Твердый, темно-серый с металлическим блеском. 2. Газ слегка зеленоватого цвета 3. Газ желто-зеленого цвета 4. Твердый, фиолетовый, легкоплавкий 5. Газ бурого цвета 6. Жидкость бурого цвета

 В 2. Установите соответствие. Галоген    Продукты взаимодействия галогена с бромидом калия А. Хлор Б. Бром В. Иод Г. Фтор    1. Нет взаимодействия 2. Калий и бромид брома 3. Калий и фторид брома 4. Бром и фторид калия 5. Бром и хлорид калия 6. Бром и иодид калия  С 1. Составьте схему определения: хлорида магния, бромида калия, иодида натрия по аниону. Запишите уравнения реакций в молекулярном и ионном виде.

Тест№2 «Ваш ежедневный рацион» Ответьте на следующие вопросы: 1. Как часто в течение одного дня Вы питаетесь? а) 3 раза и больше; б) 2 раза; в) один раз. 2. Часто ли Вы завтракаете? а) всегда; б) раз в неделю; в) редко. 3. Из чего состоит Ваш завтрак? а) из овсяной каши и какого-нибудь напитка; б) из жареной пищи; в) из одного только напитка. 4. Часто ли Вы в течение дня перекусываете в промежутках между завтраком, обедом и ужином? а) никогда; б) один – два раза; в) три раза и больше. 5. Как часто Вы едите свежие фрукты и овощи, салаты? а) 3 раза в день; б) 3 – 4 раза в неделю; в) почти каждый день. 6. Как часто Вы едите торты с кремом и шоколадом? а) раз в неделю; б) от одного до четырех раз в неделю; в) почти каждый день. 7. Что Вы намазываете на хлеб? а) маргарин; б) масло вместе с маргарином; в) только масло. 8. Сколько раз в неделю Вы едите рыбу? а) больше одного раза; б) один – два раза; в) один раз и реже. 9. Как часто Вы едите хлеб и хлебобулочные изделия? а) по меньшей мере, раз в день; б) от трех до шести раз в неделю; в) меньше трех раз в неделю. 10. Прежде чем Вы преступите к приготовлению мясного блюда, Вы: а) убираете весь жир; б) убираете часть жира; в) оставляете весь жир. 11. Сколько чашек чая или кофе Вы выпиваете в течение одного дня? а) одну – две; б) от трех до пяти; в) шесть и больше. 12. Какое количество спиртного Вы употребляете ежедневно? а) от двух до четырех рюмок; б) менее двух рюмок; в) более четырех рюмок. Ключ к тестовому заданию «Ваш ежедневный рацион» Подсчитайте баллы: а – 2 балла; б – 1 балл; в – 0 баллов. От 21 до 24 баллов – Вы привыкли заботиться о своем здоровье. Сколько бы работы у Вас ни было, Вы всегда найдете время для того, чтобы пообедать (позавтракать и т.д.), поэтому у Вас не возникает проблем, связанных с нарушением работы пищеварительной системы. От 18 до 20 баллов – Вашу диету не назовешь идеальной, но в общем Вы знаете: если не умеете придерживаться определенных правил здорового питания, можно заболеть, а это скажется на Вашей трудоспособности. От 13 до 17 баллов – о здоровом питании, Вы, конечно, слышали, так же как и о том, что существуют завтраки и обеды. Бутерброд, кружка чаю, бульонный кубик – вот в лучшем случае Ваш горячий ланч. Однако имейте в виду: 15 – 20 минут, отведенные в одно и то же время на полноценный обед, не только принесут пользу Вашему здоровью, но и сэкономят драгоценные рабочие минуты. От 12 баллов и менее – в чем причина столь безалаберного отношения к своему здоровью? Ваша голова настолько загружена делами, что на остальное уже не хватает времени? Или от нагоняев начальства (бестолковости подчиненных) у Вас абсолютно нет аппетита? Какой бы ни была причина неправильного питания, она приведет Вас к плачевному результату. И если Вам не хочется потерять хорошую, рабочую форму, постарайтесь наладить нормальный режим питания и отдыха.